Система нравственных отношений в условиях воинской деятельности

Военнослужащие, как впрочем, и все другие люди, вступает в мно­гообразные отношения с обществом и другими людьми. По своей сути лю­бые отношения представляют собой зависимость и взаимозависимость объектов вне их непосредственного взаимодействия. Нравственные отношения - это особый вид отношений людей, кото­рые возникают в процессе их хизни и связаны с нравственной оценкой поступков и результатов их деятельности. По своему содержанию нрав­ственные отношения различаются в зависимости от того, по отношению к кому человек имеет определенные нравственные обязанности и какой ха­рактер они носят. Различают три основных уровня общественных отношений: - отношения людей как граждан данного государства, регулируемые прежде всего правом - нормами поведения, которые имеют силу закона. - отношения в функционально-ролевой сфере деятельности. Здесь поведение кроме правовых норм регулируется так­же особыми правилами, которые исходят из специфики данного вида тру­да, профессии. - уровень межличностного общения, который распространяется на все сфера жизни. На этом уровне отношения регу­лируются нормами морали, которые действуют независимо от служебного положения людей, их профессии, званий и т.д. Нравственные отношения военнослужащих проявляются в различных формах. Важнейшими из них являются долг, ответственность, честь, достоинство, совесть. Вступая в отношения друг с другом, военнослужащие подчиняются воинской дисциплине, требованиям законов, установившимся традициям, нравам, привычкам. Во всех этих формах нравственных отношений всегда существует две стороны - субъект и объект. Но эти стороны то и дело меняются местами. Например человек, поскольку он имеет определенные обязанности перед обществом и другими людьми, выступает как субъект, а общество и другие люди - как объект его моральной деятельности. Но этот же человек является объектом моральных обязанностей для других людей, для общества, поскольку оно тоже должно защищать его интере­сы. С одной стороны, общество формулирует обязанности отдельной лич­ности и оценивает ее поступки. Но, с другой стороны, моральные тре­бования становятся личным долгом и ответственностью каждого человека и активно проводятся в жизнь. Кроме того, личность морально оценива­ет общество, его социальный порядок, механизм управления, навязывае­мые им законы поведения и т. д. Чем выше сознательность человека, тем более он способен само­стоятельно контролировать и направлять свои действия, тем в большей мере он является самодеятельным субъектом.

Нравственные отношения характеризуются системой ценностей, сло­жившейся или зарождающейся в обществе. Моральные ценности выступают как ориентиры поведения человека. В качестве моральных ценностей выступают установления и принципы, нормы и правила повеления, образ жизни и идеалы. Опираясь на данную систему ценностей, сознание чело­века получает возможность давать последовательную, относительно устойчивую нравственную оценку поступкам, поведению людей. В рыночном обществе, к которому устремились в настоящее время, высшей нравственной ценностью почитается предпринимательство, умение делать деньги. Обладание деньгами становится свидетельством преуспе­вания в жизни и "нравственной приспособленности" индивида, критерием его моральности. Точно так же в феодальной морали сословно-корпора­тивный статус индивида отождествляется со степенью его моральности, которая оказывается присущей ему в силу происхождения, знатности, а не в силу действительных свойств. Эта иллюзия, наделяющая доброде­телью тех лиц, которые обладают богатством и властью, сохраняется и в тоталитарном обществе, где происходит отождествление должностного положения индивида с его моральными качествами. Поскольку люди действуют нередко в привычных повторявшихся ус­ловиях, постольку к их действиям общественное мнение прикладывает общезначимую оценку, рекомендует тот или иной образец решения. Таки­ми образцами могут служить жизнедеятельность и повеление выдающихся личностей, героев художественных произведений и т.д. Их образцы мо­гут быть эталонами, критериями моральности отношений. Они содержат в себе идеальное нравственное начало - идеал. Нормативное выражение нравственные отношения получают в этике­те. В сущности воинский этикет представляет собой определенную сово­купность нравственных по своему содержанию и эстетически воспринимаемых по форме правил поведения военнослужащих.


Наши рекомендации