Военно-этическая теория как специфич-я часть этики.

Этика исследует различные области морали. Та ее сторона, кото­рая изучает и раскрывает специфику проявления морали в процессе под­готовки воинов я действиям в бытовых условиях, называется воен­но-этической теорией. Воинская этика как бы конкретизирует обшие принципы и нормы морали применительно к армии, к разносторонней дея­тельности военнослужащих.

Воинская этика имеет длительную предысторию. профессиональная воинская этика получает в рыцарских "кодексах чес­ти". "княжеских правилах" и т. п. Это были своды воинских правил, обычаев, традиций, закреплявшие интересы феодалов. Основы морали – в уставах Петра1. Суворов противился наказаниям в армии. “умеренное наказание+ истолкование вины” – значительно лучше для солдата.

Воинская этика - это часть, сторона этики, кото­рая изучает специфику проявления морали в процессе подготовки к вооруженной защите Отечества и в собственно боевых условиях. Это кон­кретизация этики применительно к воинской и боевой действительности. Специфика воинской этики состоит, во-первых, в повышенной императивности и категоричности хоральных требований, во-вторых, в стро­гой субординации и регламентации всех сторон воинской деятельности. в-третьих, в юридической оформленности нравственных норм. Особенности воинской морали обусловлены социальной ролью к спе­цификой задач, решаемых вооруженными силами, организацией армейской жизни, характером ратного труда, быта и взаимоотношений в воинских коллективах. В.Э. исследует методологические основы нравственного воспитания в\с-х и воинск. коллективов, сущность, структуру содержания и особенности проявления морального фактора.
62. Основные категории эстетики

эстетические категории сводят к четырем их ти­пам: выражающие характеристики эстетической деятельности, выражающие наиболее важные стороны эстетического отношения к действительности. особенности эстетической ситуации, уровень эстетического познаниядействительности. Общим для всех подходов является выделение наибо­лее важных категорий эстетического отношения человека к действитель­ности. поскольку они содержательно наиболее близки к понятию "эстетическое" - исходной, базовой категории эстетики как науки. В этом смысле категории эстетического освоения мира являются наиболее общи­ми понятиями эстетики как науки.

Итак. одной из основополагающих категорий эстетики является ка­тегория "прекрасное", которая выражает высшую эстетическую ценность. Ее содержание столь же трудно определимо, как и категории "эстети­ческое". Каждый предмет или явление обладает формальными признаками, "которые бы делали их прекрасными. Все они способны так или иначе удовлетворять эстетические потребности людей и, следова­тельно. выступают в качестве эстетических ценностей. Предметы, обла­дающие такими свойствами, называются красивыми и прекрасными. В этой связи необходимо сопоставить категории "прекрасное" и "красивое".

Красота выступает как соразмерность формы предмета, его содер­жания, функции, а также как соразмерность восприятию человека, его мировоззрению, духовности. Категория красоты в большей мере акценти­рует форму эстетического в объекте и отношение к ней человека нас­только, насколько эта форма выступает для него мерой человеческого освоения действительности. Следовательно, категория красоты обуслов­лена характером практики,

Категория прекрасного включает в себя содержание категорий красоты, хотя и не в полном объеме. Она существенно отличается от последней. Здесь акцент ставится на человеческом понимании содержа­ния красоты.

Прекрасное в человеке, обществе связано прежде всего с деятель­ностью. ее характером и направленностью...

от прекрасного в действительности к прекрасному в искусстве и от С категорией прекрасного тесно связана категория "возвышенное". Возвышенное выражает такое отношение человека к предмету или явле­нию. при котором их содержание воспринимается как нечто несоизмери­мое с масштабами человека, много превосходящее его по масштабам, си­ле и значимости. а.

Антиподами эстетических категорий "прекрасное" и "возвышенное" выступают категории "безобразное" и •низменное".

Безобразное. не имеющее образа, формы, несоразмерное ни с чем. дисгармоничное выступает как отрицание эстетических ценностей. .как уродливое, противоположное и враждебное добру и красоте.

Категория "героическое" рассматривается эстетической наукой как проявление прекрасного и возвышенного в их единстве. Однако содержа­ние этой категории имеет и некоторые особенности. Она выражает цен­ностной смысл выдающегося по своему значению деяния, требующего от человека высшего напряжения духовных и физических сил. мужества и самоотверженности

Анализ содержания категории "героическое" непосредственно под­водит нас к пониманию категории "трагическое". Эта категория в эсте­тике традиционно занимает одно из центральных мест. Она отражает исключительно сферу человеческих отношений, ситуации и обстоятельст­ва. в которых человек проявляет высшие духовные и физические качества в борьбе за свои убеждения и идеалы.

Важной эстетической .категорией является "комическое-.. Объектом

комического являются общественные явления, отжившие свой век и поте­рявшие свое влияние, но стремящиеся быть, казаться прочными. внешне значительными. В основе комического лежит как несоответствие объекта и представления нем. так и противоречие между никчемным, мизерным содержанием предмета или явления и его формой, претендующей на пол­ноценность и величие.

Особое место среди эстетических категорий занимает категория эстетического сознания. Она выступает в качестве родового понятия, в качестве единой открытой системы, которую образуют взаимопроникающие и 'взаимодополняющие разнообразные проявления эстетического сознания (эстетические потребности, восприятия, чувства, вкус, ценности. взгляды, идеалы и другие).


Наши рекомендации