Метафизика Аристотеля, его учения о материи и форме
А. в своем учении о бытии нач-т с критич. взгляда на понимании бытия его предшественниками и приходит к выводу, что в качестве причин сущ-я субстанции, понимаемой им как единичное бытие и предмет понятия, выступают форма, материя, источник движения и цель. С помощью формы материя превращ. в конкр. вещи. Материя явл. носителем возможности. Модификации она приобретает благодаря движ.. А. различ. 4 вида движ-я:
1) Возникнов и Уничтожение 2) Кач-е преобраз 3) Колич-е уменыш. или увелич-е. 4) Перемеще. Они взаимосвязаны. Движение материи разворачивается в пространстве и во времени. Пространство рассм. им как место располож. тел. Научное знание харак-ея следующим: 1)оно должно быть направлено на познание причин 2)связано с док-вом и имеет объяснительный хар-р 3) направлено на уяснение сущности факта с помощью научных понятий 4) предполагает исследование условий от кот-х зависит сущ-е. и несущ-е. факта. В своем учении о ч-ке. А, исходил из признания, двойственного хар-ра. души т.к. она связана с одной стороны с богом, с др. стороны с материей.
6. Эллинистическо-римская философия.
Эллинистическая философия (от греч. hellen -грек) - греко-римская философия Кинизм - (циники) (Антисфен, Диоген Синопский идр) стремились не сколько к построению законченной теории бытия и познания, сколько к отработке и эксперементальной проверке на себе определ. образа жизни. Мыслить по-киничиски - только средство, цель жить по - кинически. Киники с вызовом именовали себя "гражданами мира" и обязывались жить в любом обществе не по его законам, а по своим собственным, с готовностью приемля статус нищих, юродивых. Они так же занимались теорией познания; критикуя общие понятия, как вредную выдумку, усложняющую отнош к предмету. Киники — источник стоицизма. Эпикуризм. эпикуреизм - учение и образ жизни, исходящие из идей Эпикура его последователей, отдающих не задумываясь, предпочтение материальным радостям жизни. Учение Демокрита Эпикур не принимает пассивно, но поправляет его, дополняет и развивает. Если Демокрит характеризует атомы по величине, форме и положению в пространстве, то Эпикур им приписывает еще одно свойство - тяжесть. Вместе с Демокритом он признает, что атомы, движутся в пустоте. Эпикур допускает и признает закономерным и определенное отклонение от прямолинейного, движения. Основной предпосылкой всякого познания является существование объективной реальности и ее познаваемость с помощью чувств. Большое внимание уделял Эпикур и понятиям. Ясность и точность употребляемых понятий он считал основой любых рассуждений. Стоицизм. В конце IV в. до н. э. в Греции формируется стоицизм, который в эллинистическом, а также в более позднем римском периоде становится одним из самых распространенных философских течений. Его основателем был Зенон. Логику они считали скелетом, этику - мышцами, а физику - душой. Более определенную форму стоическому мышлению придает Хрисипп. Он превращает' стоическую философию в обширную систему. Стоики характеризовали философию как "упражнение в мудрости". Орудием философии, ее основной частью они считали логику. В онтологии стояки признают два основных принципа: материальный принцип (материал), который считается основой, и духовный принцип - логос (бог), который проникает через всю материю и образует конкретные единичные вещи.
2. Предмет структура и ф-ии философии.
Философия (с греческ. "любовь к мудрости")- это учение о высших принципах действительности, о первых началах бытия, учение о глубинной основе мира. Главный предмет фил. Система человек-мир. Осн. фил-ие проблемы: 1.онтология (учение о бытии). 2.гносеология (учение о познании). 4.социология (соц. проблемы). 5.этика (учение о морали), 6.эстетика (учение о прекрасном). 7.антропология (учение о человеке). 8.Аксиология (уч. о ценностях). 9.диалектика (уч. о действительности). 10.Метафизика (уч. о смысле жизни).
Функции: -мировозренческая (вооружает людей с-мой взглядов); -гносеологическая ( ставит проблемы познаваемости мира) -методологическая ( разраб. методы познания мира ) -социальная ( выявляет закономерности Развития общества).
Структура философии. Философия представляет собой систему знаний, основными взаимодействующими компонентами которой являются онтология (учение о мире, бытии), гносеология (учение о познании) и логика (учение о законах и формах мышления). В более широком плане философское знание включает в себя теорию познания, метафизику (онтологию. космологию, философскую антропологию, философию существования, теологии), логику (логистику, математику). этику, философию права, эстетику, философию истории и культуры, социальную и экологическую философию, религиозную философию, психологию.