Основные принципы, законы и категории диалектики.
Материалистическая диалектика, общая теория развития, как и любая другая наука, представляет собой систему принципов, законов и категорий.
Принцип объективности и всеобщности. Этот принцип вытекает из материалистического решения основного вопроса философии, материального единства мира и из понимания сознания как отражения бытия материи. Сознание не только отражает мир. С помощью сознания человек создает гипотезы и образно мыслит. Но в ходе деятельности он сначала должен сконцентрировать внимание на бытии самого предмета, процессе; раскрыть объективные законы движения и развития. Требование всеобщности и универсальности связано с единством природы, общества и мышления.
Принцип всесторонности. Диалектика исходит из того, что каждая вещь, явление - это множество связей и отношений. Принцип всесторонности предостерегает нас от попытки превращения относительных знаний в абсолют, догму.
Принцип развития. Это, по существу, главный принцип материалистической диалектики, ибо ее можно определить как науку о развитии Принцип развития синтезирует, объединяет все остальные принцип диалектики. Развитие - это направленные, необратимые качественные изменения системы, обусловленные её противоречиями.
Философские категории - это фундаментальные понятия, которые отражают общие отношения материальной, социальной действительности и познания. В категориях (и не только философских) человек систематизирует знания.
Единичное и общее. Первая характеризует существование отдельных вещей, явлений, процессов и т.д. Вторая указывает на наличие в каждом единичном того, что характерно и другим вещам и процессам, на их однотипность, принадлежность к определенной системе предметов и связей.
Явление и сущность. Сущность - категория, которая отражает глубинные (внутренние) связи и отношения, определяет основные черты и тенденции развития систем. Надо иметь в виду, что она подчиняет себе устойчивые стороны предметов и процессов.Явление - это категория, которая отражает внешние, видимые чувственно воспринимаемые стороны предметов и процессов. Единство явления и сущности как объективных характеристик бытия и познания заключается в том, что категории теряют смысл, если их рассматривают) сами по себе, порознь.
Часть и целое. Элемент, структура и система. Целое есть взаимосвязь частей (составляющих), характеризующаяся свойствами, которых нет в составляющих, если они не входят в это единство (целое). Часть - элемент целого. Элемент - относительно самостоятельная, качественно определённая составная часть сложного целого. Структура - это относительно устойчивый способ (закон) связи элементов (частей) качественно определенного сложного целого, который обеспечивает его целостность при различных изменениях (внутренних и внешних). Система - это совокупность взаимосвязанных, упорядоченных элементов (частей), которая характеризуется структурой и организацией, определенной целостностью.
Содержание - это совокупность разных элементов, свойств, связей, внутренних процессов и тенденций, которые образовывают данный предмет, процесс или явление. Форма отражает способ существования, закон связи элементов их структуру, это закон существования содержания.
Закон единства и борьбы противоположностей:Основная заслуга в обосновании принципа единства противоположностей принадлежит Гегелю. "Противоречие - вот что на самом деле движет миром..."- считал он. Гегелевская диалектика оказала влияние на философские взгляды К. Маркса, Ф. Энгельса, которые единство и борьбу противоположностей рассматривали как сущность диалектики.
Переход количественных изменений в качественные и наоборот. Постоянные изменения качества и количества, их соотношения (мера) характеризуют одну из сторон развития в виде перехода количественных изменений в качественные и наоборот Их единство - это единство непрерывности и прерывности. Перерыв в непрерывности обозначается понятием "скачок" - переход от старого качества к новому. Он характеризует внутреннее содержание процесса развития.
Закон отрицания отрицания Главным в понимании отрицания является вопрос: может ли быть новое качество абсолютным, всегда только новым? В этой связи и возникает идея беспрерывности развития, что и находит отражение в отрицании отрицаний. Новое качество в ходе развития отрицается ("снимается") более новым качеством.