Социальные аспекты научно-технического развития
1. Сциентизм и антисциентизм. Проблема управления научно-техническим прогрессом.
2. Социальная, этическая и экологическая экспертиза научно-технических проектов. Технический оптимизм и технофобия.
3.Риск как характеристика современного общества. Концепция общества риска (У. Бек, Э. Гидденс, Н. Луман).
4. Понятие «технологический детерминизм». Социальная ответственность учёного, проектировщика, инженера.
Литература
1. Горохов В.Г. Наноэтика: значение научной, технической и хозяйственной этики. - \\Вопросы философии. - 2008. - №10.
2. Грунвальд А. Техника и общество: западноевропейский опыт исследования социальных последствий научно-технического развития. Пер. с нем. - М.: Логос, 2011. - 160 с.
3.Кодекс этики ученых и инженеров. Принят III съездом Российского Союза НИО от 19.02.2002 г. Режим доступа: http://www.rusea.info/tree/?id=15
4. Никитина Е.А. «Технократия»,«Технологический детерминизм» // Глобалистика:международный междисциплинарный энциклопедический словарь / Гл. ред.: И.И.Мазур, А.Н.Чумаков. - М. - СПб.: ИЦ «Елима», ИД «Питер», 2006. с.872-873, с.873-874.
5.Розин В.М. Техника и социальность. Философские различения и концепции. - М.: УРСС, 2012. - 304 с.
6. Этика и экология / Отв. ред. Р.Г. Апресян. - Великий Новгород: НовМИОН, 2010. - 368 с.
7. Яницкий О.Н. Социология риска. – М.: Мысль, 2003.
Тема №9
Наука как социальный институт общества.
1. Становление науки как социального института. Социальные функции науки.
2. Понятие «научное сообщество». Исторические типы научных сообществ. Дисциплинарные и междисциплинарные научные сообщества.
3. Нормы и ценности научного сообщества. Р. Мертон об этосе науки.
4. Наука и государство: государственное регулирование научной деятельности. Наука и бизнес.
Литература
1. Лешкевич Т.Г. Философия науки. – М.: ИНФРА-М, 2005, 270 с.
2. Мертон Р. Социальная теория и социальная структура. - М.: АСТ, 2006. - 873 с.
3. Никифоров А.Л. Философия науки: теория и история: учебное пособие. - М.: УРСС, 2010. - 256 с.
4. Фролов И.Т. Юдин Б.Г. Этика науки: проблемы и дискуссии. Изд-е 2-е. - М.: УРСС, 2009. - 257 с.
5. Швырев В.С. Рациональность как ценность культуры. Традиция и современность. - М.: Прогресс-Традиция, 2003. 223 с.
6.Шредингер Э. Наука и гуманизм. – М.: 2001.
Темы рефератов
1. Теоретические и технические знания древнего Востока.
2.Античность - колыбель европейской науки.
3.Взаимосвязь теоретического и практического знания в работах Л. да Винчи.
4. Образ науки в творчестве Ф.Бэкона и Р. Декарта.
5.Классическая наука и промышленная революция Нового времени.
6.Наука и псевдонаука.
7. Магия древняя и современная ( магия кино, рекламы, телевидения).
8. Научная и религиозная картина мира: общее и особенное.
9. Проблема эволюции человека и Вселенной в русском космизме.
10. Учение В.И. Вернадского о ноосфере.
11. Философские концепции пространства и времени.
12. Антропный принцип в современной космологии.
13. Методологический анархизм П.Фейерабенда.
14. Концепция роста научного знания как «размножения теорий» (принцип пролиферации) П.Фейерабенда.
15. Концепция «неявного знания» М. Полани.
16.Сетевые научные сообщества в современном информационном обществе.
17. Наука и государство: государственное регулирование научной деятельности.
18.Философия техники Л.Мэмфорда: учение о «мегамашине».
19.Х.Ортега и Гассет: «техника как производство избыточного».
20. Антропология техники Н. Бердяева.
21.Философия техники П.К.Энгельмейера: техника как «реальное творчество».
22.Эвдемонистическая философия техники Ф.Бона: техника как средство достижения человеческого счастья.
23.Понятие и сущность информационной реальности.
24.Человек в условиях виртуальной реальности или философия «матрицы».
25.Интернет как информационно-коммуникативная среда науки и как глобальная среда непрерывного образования.
26.Инженерная деятельность и инженерное образование в информационную эпоху.
27.Техника и технологии в структуре жизненного мира человека.
28.Основные идеи трансгуманизма.
29.Научная и техническая этика. Инженерная этика.
30.Социальная ответственность ученого и проектировщика.
31.История инженерного образования в России.
P.S.Тема реферата может быть сформулирована магистром самостоятельно с учётом его специальности и согласована с преподавателем.
3. Методические указания по написанию реферата:
1. Реферат выполняется на белой бумаге форматом А4 на одной стороне листа. Общий объем реферата 15-20 страниц. Стандартный текст печатается через 1,5 интервала, поля - нижнее, верхнее, левое – 2 см., правое -1 см. Шрифт «Timеs New Roman», размер шрифта 14. Все страницы нумеруются.
2. Содержание реферата включает следующие разделы:
а) Введение, где обосновывается актуальность темы и формулируются основные задачи работы.
б) Основная часть, раскрывающая содержание темы (2-3 параграфа).
в) Заключение, где излагаются основные выводы работы.
г) Список используемой литературы.
3. При оформлении списка литературы нужно учесть, что магистерский реферат пишется по научной литературе (монографии, статьи в научных журналах), т. е. в списке литературы не указываются учебники и учебные пособия для студентов и школьников. Библиографический список должен включать не менее пяти источников. Фамилии авторов научных работ указываются в алфавитном порядке, а также указывается полное название работы и выходные данные. \Например: Стёпин В.С. История и философия науки. – М.: Академический проект, 2011\.
4. Не допускается использование анонимных текстов из интернета. При использовании электронных ресурсов даётся полное название работы с указанием электронного адреса. [ Например: Аршинов В.И. Синергетика и методология постнеклассической науки. – М.: Прогресс, 2005,. – http //iph.ras.ru/elib/ph.sc8-2.html).
Глоссарий
Аналитическое высказывание– высказывание, истинность значения которого устанавливается посредством определения, а не из опыта.
Априори (лат. a priori — из предшествующего) – независимо от опыта, до опыта.
Атомарные предложения– предложения, с помощью которых описываются «атомарные факты» (понятие Б. Рассела). Им приписывают две основные характеристики: 1) каждое атомарное предложение является либо истинным, либо ложным; 2) атомарные предложения независимы друг от друга.
Бихевиоризм (от англ. behavior – поведение) – ведущее направление в американской психологии XX в., сводящее психику к различным формам поведения.
Вербализация (от лат. verbalis? устный, словесный) – отражение опыта в языке, речи.
Верификация (от лат. verificare - доказать истину) – один из исходных методов логического позитивизма, согласно которому истинность любого утверждения о действительности должна быть установлена в его сопоставлении с чувственными данными.
Верификационная теория значения– концепция логического эмпиризма (позитивизма), согласно которой смыслом обладают только те предложения, которые сводимы к протокольным предложениям.
Гипотеза (от греч. hipo – под, thesis – тезис)– высказывание или система высказываний, представляющих собой предположение о существовании объекта, связи или причины явлений.
Гипотеза ad hoc– гипотеза, которая не имеет никаких новых следствий по сравнению с предшествующей гипотезой, или ни одно из ее следствий не подтверждается, эксперимент не может быть проведен или дает негативный результат, или она получена из предшествующей гипотезы путем ее видоизменения.
Гипотетико-дедуктивный метод– система методологических приемов, состоящая в выдвижении гипотез и проверке этих гипотез путем вывода из них следствий и сопоставления их с фактами.
Демаркация– разграничение, критерий разграничения научного знания и ненаучного, эмпирических наук и математики, логики, метафизики.
Дескрипций теория– исходный пункт логического анализа языка науки, согласно Б. Расселу.
Джастификационизм (от англ. justification – обоснование)– позиция в методологии науки, которая состоит в том, что научное знание можно обосновать сведя его к базисным высказываниям, которые представляют собой базисные фактуальные предложения и аксиомы. Джастификационизм противоположен фальсификационизму, который утверждает гипотетичность научного знания, невозможность его конечного обоснования.
Дисциплинарная матрица– понятие, введенное Т. Куном для уточнения понятия «парадигма». «Дисциплинарная матрица» научного исследования включает в себя: 1) обобщения, имеющие характер физических законов, допускаемых «дисциплинарной матрицей», и предписаний вытекающих из этих законов; 2) метафизическую часть парадигмы, которая представлена концептуальной моделью мира; 3) ценностные установки ученых; 4) образцы решения конкретных проблем, усваиваемые учеными практическим путем, через решение стандартных задач, использование инструментов и специальной техники.
Индукция (от лат. inductio – наведение)– процесс логического вывода, основанного на переходе от частных посылок эмпирического характера, т. е. выводимых из опыта или сводимых к чувственным данным (ощущениям, восприятиям), к общим заключениям.
Индуктивное умозаключение– умозаключение, имеющее вероятностный характер, в котором связь посылок и заключения опирается не на логические законы, а на фактическое или психологическое основание.
Интроспекция –метод самонаблюдения.
Конвенция (от лат. conventio ? соглашение)– в философии науки под конвенцией понимается соглашение между учеными по выбору теории, принятое не на основании истинности теории, а по причине полезности теории, простоты, удобства в использовании.
Корреспондентная теория истины– «классическая» теория истины как соответствия высказывания действительности.
Кумулятивизм (от лат. cumulatio – увеличение, скопление)– методологическая установка философии науки, согласно которой развитие знания происходит путем постепенного и непрерывного добавления новых знаний к накопленной сумме знаний, при этом сам процесс сопровождается расширением эмпирического содержания науки, а новые теории касаются исключительно фактов, которые ранее не были известны.
Личностное знание— термин, используемый М. Полани, для обозначения такого вида знания, которое формируется на операциональном уровне, в процесс исследовательской практики, приобретения мастерства, сноровки и навыка: сюда же относятся ценности, которыми ученый руководствуется в процессе познания, к примеру, простота теории, ее математическая красота, которая не может вытекать из эмпирического исследования науки, а связана с личностным предпочтением ученого.
Логический атомизм – первая неопозитивистская (аналитическая) программа философии науки, сформулированная Б. Расселом в его работах «Наше познание внешнего мира» (1914), «Философия логического атомизма» (1918) и др. В соответствии с логическим атомизмом весь мир представляет собой совокупность не связанных друг с другом атомарных фактов. На его формирование сильное воздействие оказала логическая модель знания о мире, изложенная в «Логико-философском трактате» Л. Витгенштейна, согласно которой всякое знание понимается как совокупность «атомарных» предложений, связанных логическими операциями, а структура мира выводится по аналогии с логическим строением знания.
Логический эмпиризм (позитивизм)– вторая неопозитивистская (аналитическая) программа философии науки, разработанная Венским кружком в 1920?1930 годы XX в. Логический позитивизм: 1) обосновывает в качестве основного метода познания методологический анализ; 2) использует для подтверждения высказываний эмпирические процедуры, принцип верификации.
Логическое высказывание– грамматически правильное предложение, взятое вместе с выраженным им смыслом.
Метафизика– философское учение о предельных, сверхопытных принципах и началах бытия, знания и культуры.
Методология (от греч. metodos – путь к чему-либо)– 1) совокупность познавательных средств, методов, приемов, используемых в науке; 2) учение о методе; среди проблем, изучаемых методологией, выделяются анализ этапов научного исследования, исследование научного языка, выявление области применения определенных методов исследования, анализ исследовательских подходов и концепций.
«Миф о музее»– мысленный образ У. Куайна, с помощью которого он критиковал концепцию «языковых каркасов» Р. Карнапа. Языковые каркасы сравниваются с мифологическим музеем, в котором экспонаты — значения слов, а вывески — сами слова.
Научное сообщество– совокупность исследователей со специализированной и сходной научной подготовкой, объединенных общностью целей научного исследования.
Научно-исследовательская программа– термин в философии науки И. Лакатоса, под которым он понимает совокупность теорий, связанных между собой общностью принципов исследования.
Онтологической относительности принцип– выдвинутыйУ. Куайном тезис, согласно которому наше знание об объектах, описываемых на языке одной теории, следует рассматривать лишь на языке другой теории, в свою очередь, «второй язык» рассматривается с помощью языка следующей теории, и так далее до бесконечности.
Онтологические высказывания– утверждения о существовании объектов.
«Онтологический критерий» У. Куайна («существовать – значит быть значением квантифицируемой переменной»)– инверсия семантического критерия, поскольку связывает онтологию со способом ее описания и освобождает подобную связь от каузального детерминизма.
Остенсия– способ определения путем прямого указания (например, пальцем).
Парадигма (от греч. paradeigma – пример, образец)– термин в философии науки Т. Куна, под которым он понимает фундаментальное знание, связанную с этим знанием методологию, а также ценностные установки, принятые научным сообществом и делающие возможным существование научной традиции.
Перцептивный (от лат. perceptio – восприятие)– имеющий отношение к чувственному восприятию (через органы чувств).
Пропозициональная логика– классическая логика высказываний. При выявлении логических форм контекстов современного языка в этой теории происходит абстрагирование от содержаний простых высказываний, от их внутренней структуры, а учитывается лишь то, с помощью каких союзов и в каком порядке простые высказывания сочленяются в сложные.
«Протокольные предложения» –эмпирический базис науки в контексте методологической концепции логического эмпиризма (позитивизма). С их помощью возможно эмпирическое обоснование теоретического знания путем редукции теоретических предложений к эмпирическим.
Реализм – термин, используемый в двух смыслах: в первом случае реализм противостоит номинализму в вопросе соотношения общего и единичного и допускает существование общего в виде «реалий»; в другом случае реализм противоположен инструментализму и феноменологизму и предполагает позицию, согласно которой научные теории соотносятся с объективной реальностью.
Релятивизм (от лат. relativus ? относительный) – в широком смысле это принцип относительности; в узком смысле обозначает относительность, условность и ситуативность научного знания, которое во многом зависит от исторического и социокультурного контекста, вплоть до социально-психологических особенностей ученого.
Синтетическое высказывание –высказывание, истинность значения которого определяется посредством данных опыта.
Солипсизм (от лат. solus – единственный, ipse – сам) –философская позиция, согласно которой несомненно данным является только собственный субъективный опыт, данные индивидуального сознания.
Тавтология – теория, которая не несет никакого содержательного знания о мире.
Умозаключение –логическая операция, в результате которой из одного или нескольких принятых утверждений (посылок) получается новое утверждение (заключение).
Фальсификация (от лат. falsus – ложный, facio – делаю) –методологическая процедура, позволяющая установить ложность гипотезы или теории на основании несовпадения теоретических предсказаний с результатами экспериментов или несовместимости с фундаментальными научными теориями.
Фаллибилизм (от англ. fallible –подверженный ошибкам, погрешимый) – направление постпозитивизма, согласно которому любое научное знание принципиально не является окончательным, а есть лишь промежуточная интерпретация истины, подразумевающая последующую замену лучшей интерпретацией.
Холизм —представление, согласно которому верификация возможна лишь в составе всей концептуальной системы (противоположность атомизма-партикуляризма).
Эвристика (от греч. heuresko — открываю, отыскиваю) –понятие, используемое в философии науки И. Лакатосом, для обозначения поиска новых решений проблемы в условиях нестандартных проблемных ситуаций. К примеру, «положительная эвристика» у И. Лакатоса включает предположения, допускающие ограниченные варианты изменения вспомогательных гипотез с целью расширения области применения научно-исследовательских программ.
Эмпирический —опытный.
Эпистемология (греч. episteme — знание)– теория познания. Термин употребляется в англо-американской литературе.
«Языковой каркас» —некая языковая система, подчиненная определенным правилам, в рамках которой можно говорить об абстрактных сущностях определенного рода (понятие Р. Карнапа). Задать языковый каркас — значит задать способы выражения, подчиняющиеся определенным правилам.
Языковых каркасов теория — карнаповская теория, показывающая правомерность высказываний об абстрактных сущностях в современной науке, несмотря на то, что они противоречат принципу эмпирической редукции и не могут быть сведены к протокольным предложениям, выражающим данные непосредственного наблюдения
Тесты.
1. Наука как самостоятельный социокультурный феномен возникает в
а) ХI-ХII в.
б) ХVI-ХVII в.
в) ХХв.
г) VI – V в. до н.э.
2. Раздел философии, изучающий проблемы познания, называется
а) аксиология
б) онтология
в) антропология
г) гносеология.
3. Автором известной работы «Научная мысль как планетарное явление» является
а) Н. Бердяев
б) В. Вернадский
в) В. Соловьёв
г) А. Чижевский.
4. « Истинными считаются те теории, которые приносят практическую пользу» – это позиция сторонников
а) марксизма
б) пантеизма
в) прагматизма
г) экзистенциализма
1. Вторая половина ХХ века – время развёртывания ___________революции
а) промышленной
б) научно-технической
в) неолитической
г) биотехнологической
2.Понимание природы как поля приложения физических и интеллектуальных сил человека характерно для философии
а) Средних веков
б) Античности
в) Нового времени
г) Возрождения
3. Философская позиция, отрицающая возможность познания мира, называется
а) антиклерикализм
б) атеизм
в) агностицизм
г) антисциентизм
4. Формой рационального познания является
а) восприятие
б) суждение
в) ощущение
г) представление
1. Идея о том, что истина есть соответствие знаний вещам, впервые была высказана...
а) Гераклитом
б) Платоном
в) Аристотелем
г) Демокритом
2. Термин «философия техники» был введён немецким философом
а) Г. Гегелем
б) Э. Каппом
в) Г. Хакеном
г) М. Хайдеггером
3. Соотнесите известные высказывания с именами философов, которым они принадлежат:
а) «Знание – сила»
б) «Я знаю, что я ничего не знаю»
в) «Я мыслю, значит я существую»
г) «Бог – Великий архитектор Вселенной»
1) Г. Галилей
2) Ф. Бэкон
3) Сократ
4) Р. Декарт
4. Эмпирическим методом исследования является…
а) формализация
б) моделирование
в) эксперимент
г) дедукция
1. Как наивысшую культурную ценность рассматривает научное знание идеология
а) нигилизма
б) сциентизма
в) антропоцентризма
г) гуманизма
2. Согласно диалектике, основной причиной и источником саморазвития любого объекта является
а) божественная предопределённость
б) борьба противоположностей
в) целеполагание
г) свободная воля к жизни
3. Законы, описывающие большие совокупности объектов и носящие вероятностный характер называются
а) динамическими
б) социальными
в) историческими
г) статистическими
4. Автором известного труда «Структура научных революций» является
а) К. Ясперс
б) Т. Кун
в) Н. Винер
г) К. Поппер
1. Родоначальником эмпиризма как философского направления эпохи Нового времени является
а) Т. Гоббс
б) Р. Декарт
в) Ф. Бэкон
г) Дж. Локк
2. Непреднамеренное искажение знания называется…
а) фантазия
б) относительная истина
в) заблуждение
г) ложь
3. Пять доказательств бытия Бога сформулировал
а) Августин Аврелий
б) Фома Аквинский
б) Уильям Оккам
г) Пьер Абеляр
4. К диалектическим законам Г. Гегеля не принадлежит …
а) Закон отрицание отрицания
б) закон исключённого третьего
в) закон единства и борьбы противоположностей
г) закон перехода количественных изменений в качественные.
1. Идея о том, что материя состоит из атомов, впервые была высказана греческим философом…
а) Платоном
б) Фалесом
в) Гераклитом
г) Демокритом
2. Высшей формой организации научного знания является…
а) гипотеза
б) факт
в) теория
г) закон
3. Развитие науки как смену парадигм представил в работе «Структура научных революций» …
а) К. Поппер
б) Т. Кун
в) П. Фейерабенд
г) М. Полани
4. Основоположником науки кибернетики является
а) М. Фарадей
б) Н. Винер
в) А. Эйнщтейн
г) Н. Бор