Места, преимущественно посещаемые духами 3 страница


6. Медиумы-сомнамбулы


§172. Сомнамбулизм можно рассматривать как видоизменение способности медиумической или, лучше сказать, это два рода феноменов, которые очень часто соединяются вместе. Сомнамбула действует под влиянием собственного духа. Её душа в минуты своего освобождения видит, слышит и ощущает вне пределов чувств. То, что она выражает, она черпает в самой себе. Её идеи вообще бывают более верны, чем в нормальком положении, её познания более обширны, потому что душа её свободна. Одним словом, она живёт отчасти жизнью духов.
Медиум, напротив, есть орудие разума постороннего. Всё, что он говорит, не от него происходит. Сомнамбула выражает свою собственную мысль, а медиум - мысль другого. Но дух, который сообщается с медиумом обыкновенным, точно так же может сообщаться и с сомнамбулой. Часто даже освобождённое состояние души во время сомнамбулизма делает это сообщение более лёгким. Многие сомнамбулы очень хорошо видят духов и описывают их с такой же точностью, как и медиумы видящие. Они могут с ними разговаривать и передавать нам их мысли. Их сообщения, превышающие их личные познания, часто бывают внушаемы им другими духами. Вот замечательный пример, в котором двойное действие духа сомнамбулы и духа постороннего обнаруживается самым явным образом.
§173.Один из наших друзей имел сомнамбулу, мальчика 14 или 15 лет, ума очень обыкновенного и образования весьма ограниченного. Несмотря на это, во время сомнамбулизма он обнаруживал чрезвычайно светлый ум и большую прозорливость. В особенности он отличался в лечении болезней и произвёл большое число исцелений, считавшихся чудесными. Однажды, давая консультацию одному больному, он описал болезнь его с совершенной точностью.
- Это не всё ещё, - сказали ему, - надо теперь прописать лекарство.
- Я не могу, - отвечал он, - моего ангела-доктора нет здесь.
- Кого ты разумеешь под именем ангела-доктора?
- Того, который диктует мне лекарства.
- Разве не ты видишь лекарства?
- О, нет; потому-то я вам говорю, что их диктует мне мой ангел-доктор.
Таким образом, в этом случае видеть болезнь было действием собственного духа сомнамбулы, который для этого не имел надобности ни в чьей помощи. Назначение же лекарств указывал ему другой; этого другого не было, и он ничего не мог сказать. Один он был только сомнамбула. Вспомоществуемый тем, кого он называл "своим ангелом-доктором", он был медиум-сомнамбула.
§174. Сомнамбулическое ясновидение есть способность, свойственная организму и вовсе не зависящая ни от возвышенности, ни от развития и ни даже от нравственного состояния субъекта. Сомнамбула может быть ясновидящей и вместе с тем неспособной разрешать некоторые вопросы, если дух мало развит. Итак, та, которая говорит сама собою, может говорить вещи хорошие или дурные, истинные или ложные, быть более или менее деликатна и разборчива в своих действиях, смотря по большей или меньшей степени возвышения её собственного духа. В таком-то случае помощь постороннего духа может заменить недостаточность её познаний. Но сомнамбуле, точно так же, как и медиуму, может помогать дух-обманщик, легкомысленный и даже злой. Здесь-то в особенности нравственные качества имеют большое влияние для того, чтобы привлекать духов добрых. (См. "Книгу Духов". Сомнамбулизм, N 425 и дальше гл. о нравственном влиянии медиума).


7. Медиумы-целители


§175.Об этом роде медиумов мы упомянем здесь только для памяти, потому что этот предмет требует изложения слишком обширного для нашей рамки: мы знаем, впрочем, что один медик из друзей наших имеет намерение трактовать об этом предмете в особом медицинском сочинении о внушении.
Мы скажем только, что этот род медиумизма состоит в даре, которым обладают некоторые лица, исцелять прикосновением, взглядом, даже жестом без помощи всякого лекарства. Многие, без сомнения, скажут, что это не что иное, как магнетизм. Очевидно, что магнетический ток играет здесь большую роль. Но когда рассматривают этот феномен с вниманием, то без труда замечают, что здесь есть ещё что-то другое.
Обыкновенное магнетизирование есть врачевание последовательное, правильное и методическое. Это же делается совершенно иначе. Все почти магнетизёры способны излечивать, если умеют только приняться за это как следует, тогда как у медиумов-целителей эта способность самопроизвольна и многие из них обладают ею, не слыхав даже о существовании магнетизма. Вмешательство тайной силы, которое обусловливает медиумизм, делается заметным в некоторых случаях.
Оно очевидно, особенно если примут во внимание, что большая часть так называемых медиумов-целителей прибегает к молитве, которая есть не что иное, как вызывание. (См. выше §131).
§176.Вот ответы, полученные нами на вопросы, предложенные духу относительно этого предмета.

1. Следует ли рассматривать особ, одарённых магнетической силой, как видоизменение медиумов?
- "Вы не можете сомневаться в этом."

2. Медиум есть посредник между духами и человеком. Магнетизёр же, почерпая силу свою в самом себе, повидимому, не бывает проводником ничьей посторонней силы? Так ли это?
- "Это ошибка. Магнетическая сила находится, без сомнения, в человеке, но она увеличивается действием духов, которых он призывает на помощь. Если ты магнетизируешь с целью излечить, например, и вызываешь доброго духа, принимающего участие в тебе и в твоём больном, то он увеличивает твою силу и твою волю, направляет твой ток и придаёт ему необходимые качества."

3. Есть, однако, очень хорошие магнетизёры, которые не верят в духов?
- "Ты думаешь, что духи действуют на тех только, кто верит в них? Кто магнетизирует с доброй целью, тому помогают добрые духи. Всякий человек, имеющий желание сделать добро, призывает их, сам не подозревая этого, равно как желанием зла и дурным намерением он призывает злых духов."

4. Если бы тот, кто одарён магнетической силой, верил в явления духов, действовал ли бы он чрез это успешнее?
- "Он делал бы такие вещи, которые казались бы вам чудесами."

5. Действительно ли некоторые особы имеют дар исцелять простым прикосновением, не прибегая к магнетическим приёмам?
- "Наверняка. У вас имеется тому множество примеров."

6. В этом случае действует ли и магнетизм также или одно только влияние духов?
- "И то, и другое. Эти особы - действительные медиумы, потому что они действуют под влиянием духов. Но из этого не следует, чтобы они были медиумы пишущие, как вы понимаете это."

7. Может ли способность эта передаваться?
- "Способность - нет. Но может передаваться знание условий, необходимых для упражнения этой способности, если она есть. Так, иной мог бы и не подозревать, что имеет её, если бы не думал, что она ему передана."

8. Можно ли получить исцеление одной молитвой?
- "Да, иногда, если Бог позволяет это. Но может случиться, что больному полезно пострадать ещё, в таком случае вы думаете, что молитва ваша не была услышана."

9. Есть ли для этого особенные формулы молитв, которые были бы действительнее других?
- "Одно только суеверие может приписывать силу известным словам; и одни только невежественные и лживые духи могут поддерживать подобные идеи, диктуя всевозможные формулы. Впрочем, может случиться, что для людей, мало просвещённых и неспособных понимать вещи чисто духовные, употребление известной формулы будет содействовать увеличению их доверия, но и в этом случае действительна не формула, а вера, усиленная идеей, связанной с употреблением формулы."4

Медиумы-пневматографы


§177. Это название дают медиумам, способным получать непосредственное писание. Не все пишущие медиумы наделены этой способностью. Эта способность до сих пор довольно редка. Она, вероятно, развивается от упражнения; но практическая польза её, как мы сказали, ограничивается только тем, что она служит очевидным доказательством участия в явлениях тайной силы. Только опыт может указать, обладают ли этой способностью. Следовательно, можно пробовать и, кроме того, спросить об этом у духа-покровителя посредством других способов сообщения. Смотря по большей или меньшей силе медиума, получают простые черты, знаки, буквы, слова, фразы и даже целые исписанные страницы. Достаточно для этого положить сложенный лист бумаги в какое-либо место или в место, указанное духом, минут на 10, 15, а иногда и на более долгое время. Молитва и сосредоточение мыслей есть необходимое условие. Поэтому почти невозможно что-нибудь получить в обществе лиц, недостаточно серьёзных или которые не будут воодушевлены чувством симпатии и благосклонности. (См. теорию непосредственного писания, гл. VIII, "Лаборатория невидимого мира", §127 и след. и гл. XII, "Пневматография").

1 В Индии институт медиумов представляет государственное учреждение и потому стоит высоко. Каждый родившийся ребёнок должен быть исследован брамином прихода. О каждом ребёнке с медиумическими способностями делается соответствующее заявление, и он берётся в пагоду для обучения. Йоги и махатмы руководят учением. Первую степень посвящения получают факиры. Факиром может быть только сильный медиум для физических и других явлений. Отсюда понятна их оккультная сила, столь священная в глазах толпы. Сообразно способностям медиумы распределяются по группам. Одни медиумы обладают одними дарами, другие - другими. Многовековая опытность выработала особые приёмы в развитии медиумических способностей. Я не могу здесь более распространяться об этом. (Асгарта)
2 Явление самое необыкновенное в этом роде, как по разнообразию, так и по странности феноменов, конечно, то, которое происходило в 1852 году в рейнской Баварии, в Бергцаберне, около Виссембурга. Оно тем более замечательно, что в одном лице были соединены почти все роды явлений: шум, способность потрясти весь дом, опрокидывание мебели, предметы далеко бросаемые невидимой рукой, видения, сомнамбулизм, каталепсия, электрическое притяжение, крики и звуки, инструменты, играющие сами собой, сообщения разумные и прочее. Не менее важно ещё то, что все эти явления подтверждались в течение почти двух лет многочисленными личными свидетелями, заслуживающими всякого доверия своими познаниями и положением в свете. Достоверный рассказ об этом был напечатан в то время во многих немецких газетах и журналах и особенно в одной брошюре, которую в настоящее время трудно достать. Полный французский перевод этой брошюры можно найти в "Revue Spirite" 1858 года с комментариями и нужными объяснениями. Сколько нам известно, во Франции это была единственная статья, опубликованная об этом случае. Кроме поразительной занимательности, которую представляют эти феномены, они в высшей степени поучительны в отношении практического изучения Спиритизма. (А.К.)
В местечке Бергцаберн в середине прошлого века проживало семейство портного Зенгер. Одна из дочерей, малолетняя Филиппина Зенгер, оказалась весьма сильным медиумом. История самопроизвольных явлений в этом доме заслуживает самого подробного изложения. (Асгарта)
3 Отсюда ясно, какую тесную связь имеет Спиритизм с оккультизмом. Обыкновенно оккультисты находятся во вражде со спиритами, пренебрегают изучением Спиритизма. Оккультисты хотят властвовать, говоря, что спириты только повинуются. От теоретического знания оккультизма до практического целая пропасть. (Асгарта)
Надменность теософов в отношении Спиритизма не знает пределов. Но если бы, вместо того, чтобы поносить Спиритизм и пренебрегать им, они его изучали, то это сильно поспособствовало бы развитию самой теософии, а их бы освободило от догматизма и суеверий. (Й.Р.)
4 В оккультизме постоянно практикуются заклинания. Посвящённые знают, что действительны в них не слова, а вибрации, производимые звуками слов. Вот почему нелепо переводить заклинание, что поголовно делают все французские оккультисты-писатели.5 Но какие же это оккультисты? (Асгарта)
5 Вспомните эту мысль Асгарты, когда будете знакомиться с молитвами. Перевод молитв только тогда имеет смысл, когда в нём воспроизведены вибрации оригинала. (Й.Р.)

Глава Пятнадцатая

МЕДИУМЫ ПИШУЩИЕ, ИЛИ ПСИХОГРАФЫ


Медиумы механические, сознательные, полумеханические, вдохновенные, невольные и предчувствующие


§178. Из всех способов сообщения писание рукой есть способ самый простой, удобный и самый совершенный. К приобретению именно этого способа должны клониться все усилия, потому что он даёт возможность установить с духами сношения, столь же последовательные и правильные, как сообщения, существующие между нами. Им тем более нужно дорожить, что духи через него лучше обнаруживают свою натуру и степень своей возвышенности или несовершенства. Вследствие лёгкости, с которой этот способ даёт духам возможность изъясняться, они сообщают нам свои задушевные мысли и чрез это позволяют нам судить о них и ценить их по достоинству.
Способность писать есть, между прочим, одна из тех, которая более других может развиваться посредством упражнения.


Медиумы механические


§179.Если наблюдать некоторые действия, обнаруживающиеся в движениях стола, корзинки или дощечки, которые пишут, то нельзя сомневаться в непосредственном действии духа на эти предметы. Корзинка движется иногда с такой быстротой, что вырывается из рук медиума. Иногда она направляется даже к некоторым особам кружка, чтобы ударить их. В другой раз её движения выражают чувства благосклонности.
То же самое бывает, когда карандаш держат в руке. Часто его далеко отбрасывает с силой, или же рука, подобно корзинке, движется порывисто и с гневом бьёт по столу тогда даже, когда медиум находится в самом спокойном расположении духа и удивляется, что не может владеть собой.
Скажем мимоходом, что такие действия показывают всегда присутствие духов несовершенных. Духи истинно возвышенные всегда спокойны, важны и благосклонны. Если их слушать без должного внимания, они удаляются, и их место заступают другие. Следовательно, дух может прямо выразить свою мысль или посредством движения предмета, для которого рука медиума не более как точка опоры, или же посредством своего действия на самую руку.
Когда дух действует прямо на руку, он даёт ей побуждение, совершенно не зависящее от воли. Она движется беспрерывно, независимо от медиума, пока дух имеет что-нибудь сказать, и останавливается, когда он кончил.
Особенность этого феномена заключается в том, что медиум не имеет ни малейшего сознания о том, что пишет. Совершенная бессознательность в этом случае составляет то, что называют медиумами пассивными, или механическими. Эта способность драгоценна в том отношении, что не оставляет никакого сомнения относительно независимости мысли того, кто пишет.1


Медиумы сознательные


§180. Передача мысли может совершаться также через посредство духа самого медиума или, лучше сказать, души его, потому что это имя мы даём воплощённому духу. Посторонний дух не действует в этом случае на руку, чтобы заставить её писать. Он не держит её, не водит ею. Он действует на душу, с которой сливается. Душа под влиянием этого побуждения управляет рукой, рука управляет карандашом. Заметим здесь одну очень важную вещь, которую необходимо знать: посторонний дух не замещает души, потому что он не может её вытеснить; он властвует ею без её ведома, он сообщает ей свою волю. В этом случае роль души не есть совершенно страдательная. Она принимает мысль постороннего духа, и она же передаёт её. В этом положении медиум сознаёт, что он пишет, хотя это и не собственная его мысль. Он есть именно то, что называют медиум сознательный.
Если это так, скажут, то ничто не доказывает, что в этом случае пишет посторонний дух, а не дух медиума.
Действительно, иногда очень трудно различить это, но может случиться, что это не составляет особой важности. Во всяком случае, можно узнать внушённую мысль по тому, что она не была подготовлена. Она рождается по мере того, как пишут, и часто бывает совершенно противоположна той предварительной идее, которую себе составили. Она может даже превышать познания и способности медиума.
Роль механического медиума есть роль машины. Медиум же сознательный действует как переводчик. Этот последний, чтобы передать мысль, должен действительно понять её, некоторым образом усвоить её себе, чтобы верно перевести её. Однако мысль эта не его; она только проходит через его мозг. Такова в точности роль медиума сознательного.


Медиумы полумеханические


§181. У медиума чисто механического движение руки не зависит от его воли. У медиума сознательного движение свободно и произвольно. Медиум же полумеханический соединяет в себе свойства обоих предыдущих медиумов. Он чувствует побуждение руки независимо от своей воли, но в то же время он сознаёт, что именно он пишет по мере того, как слова формируются. У первого мысль следует за действием писания. У второго она ему предшествует; у третьего она идёт с ним рядом. Эти последние медиумы самые многочисленные.


Медиумы вдохновенные


§182. Всякий, кто в нормальном ли состоянии или в состоянии экстаза получает посредством мысли сообщения, чуждые его собственным идеям, может быть помещён в разряд медиумов вдохновенных. Это видоизменение медиумизма сознательного с той только разницей, что вмешательство тайной силы здесь менее заметно, потому что у вдохновенного медиума часто бывает трудно отличить собственную его мысль от той, которая ему внушена. Отличие этой последней заключается преимущественно в том, что она бывает внезапна. Вдохновение приходит к нам от духов, которые своим влиянием побуждают нас к хорошему или дурному. Но большей частью оно есть действие тех, которые желают нам добра, и мы часто делаем очень дурно, что не следуем их советам.
Вдохновение прилагается ко всем обстоятельствам жизни в решениях, которые мы должны принять. В этом отношении можно сказать, что все люди медиумы, потому что нет ни одного человека, который не имел бы своих домашних духов, духов-покровителей, которые всеми силами стараются внушать ему полезные мысли.
Если бы люди были более проникнуты этой истиной, то чаще прибегали бы к своему ангелу-хранителю в те затруднительные минуты, когда не знают, что говорить или что делать. Пусть же призывают его с усердием и верой в случае нужды и часто будут удивлены идеями, которые родятся как будто по какому-то волшебству, в отношении ли того, на что решиться или в отношении какого-либо сочинения. Если ничего не приходит в голову, то значит нужно подождать. Доказательством тому, что пришедшая идея не есть наша, может служить то соображение, что если бы она была наша, то мы всегда могли бы располагать ею, и нет причин, почему бы в таком случае она не явилась к нам по нашей воле. Кто не слеп, тому стоит только открыть глаза, чтобы видеть. Точно так же и тот, кто имеет собственные идеи, всегда может располагать ими. Если они не являются по его воле, значит, он должен почерпать их где-нибудь вне самого себя.
К этому разряду медиумов можно ещё причислить особ, которые, не имея особенного ума и не выходя из нормального состояния, имеют по временам проблески ясновидения, которое даёт им возможность понимать и объяснять вещи, недоступные для них в другое время, и в некоторых случаях предчувствовать даже будущее. В эти минуты, правильно называемые вдохновением, идеи являются сами собой, невольно следуют одна за другой. Нам кажется тогда, что какой-то высший разум помогает нам, что ум наш освобождается от тяжёлого бремени.
§183. Гениальные люди всех родов - артисты, учёные, литераторы -, без сомнения, духи развитые, способные сами собой понимать великие вещи. Поэтому-то, признавая их способными, духи, желающие выполнения некоторых предприятий, внушают им нужные идеи, и таким образом те часто оказываются медиумами, сами того не ведая. Впрочем, они имеют смутное сознание постороннего пособия, потому что тот, кто призывает вдохновение, делает не что иное, как вызывание. Если бы он не надеялся быть услышанным, то для чего бы он восклицал так часто: "Мой добрый гений, приди ко мне на помощь!"
Следующие ответы подтверждают это.

- Какова первопричина вдохновения?
- "Действие духа на мысль."
- Вдохновение всегда ли имеет предметом откровение чего-нибудь великого?
- "Нет, оно часто относится к самым обыкновенным обстоятельствам жизни. Например, ты хочешь итти куда-нибудь: тайный голос говорит тебе, чтобы ты не делал этого, потому что в этом есть для тебя опасность. Или побуждает тебя сделать то, о чём ты и не думал. Это вдохновение."
- Можно ли смотреть на автора-живописца или музыканта, например, в минуту вдохновения как на медиума?
- "Да, потому что в эти минуты душа его бывает свободнее, как бы освобождается от материи. Она получает некоторые из своих способностей духа и легче принимает сообщения других духов, вдохновляющих его."


Медиумы предчувствующие


§184. Предчувствие есть смутное сознание вещей будущих. У некоторых лиц эта способность более или менее развита. Они имеют своего рода двойное зрение, которое позволяет им предвидеть последствия вещей настоящих и связь событий. Но часто также это есть следствие тайного сообщения, и в этом-то случае, в особенности, люди, одарённые этой способностью, могут быть названы медиумами предчувствующими, которые составляют видоизменение медиумов вдохновенных.

1 Это самое совершенное писание, и медиумы этого рода обыкновенно очень сильны. (Асгарта)

Глава Шестнадцатая

МЕДИУМЫ СПЕЦИАЛЬНЫЕ


Специальные способности медиумов - Общий обзор различных видоизменений медиумов


§185. Кроме категорий медиумов, перечисленных нами, медиумизм представляет бесконечное разнообразие оттенков. Отсюда являются медиумы специальные в зависимости от частных способностей, ещё не определённых, и независимо от качеств и познаний проявляющегося духа.
Сообщения всегда бывают сообразны с натурой духа и носят на себе печать большей или меньшей степени его возвышенности, его знаний или невежества.
Но при одинаковом достоинстве в иерархическом отношении в нём может быть наклонность заниматься скорее одной вещью, чем другой. Духи стучащие, например, не выходят никогда из пределов явлений физических. Те же, которые дают явления разумные, это - духи-поэты, музыканты, живописцы, моралисты, учёные, медики. Мы говорим о духах средних разрядов, потому что у духов, дошедших до известной степени высоты, все способности сливаются в совершенном целом. Но рядом со способностью духа есть способность медиума, который составляет для него орудие, более или менее удобное, более иди менее годное. Дух открывает в нём особые качества, оценить которые мы не можем. Вот пример. Положим, что искусный музыкант имеет под рукой несколько скрипок, которые для незнающего будут все хороши. Но настоящий артист заметит в них большую разницу. Он улавливает самые нежные оттенки и звуки, которые он понимает скорее инстинктивно и которых определить не может.
То же самое бывает относительно медиумов: при равных качествах медиумической силы дух отдаёт преимущество одному медиуму перед другим, смотря по роду сообщения, которое он намерен сделать. Таким образом, например, есть особы, пишущие как медиумы удивительные стихи, хотя при обыкновенных условиях они никогда не могли написать ни одного двустишия. Другие же, напротив, будучи поэтами, как медиумы не могли ничего писать иначе как прозой, несмотря на своё желание. То же самое можно сказать относительно живописи, музыки и прочего.
Есть такие медиумы, которые, не имея сами по себе никаких учёных познаний, обладают особой способностью получать учёные сообщения, другие - исторические. Иные легче передают сообщения духов-моралистов. Одним словом, какова бы ни была сила медиума, сообщения, которые он получает с большей лёгкостью, имеют вообще специальный отпечаток. Есть даже такие, которые не выходят из известного круга идей, а когда уклоняются от него, тогда получают сообщения неполные, лаконические и часто ложные.
Независимо от характера способности духи сообщаются более или менее охотно через того или иного медиума, смотря по их симпатии к нему. Таким образом, при равенстве всего дух будет более точен и ясен с одним медиумом, чем с другим единственно потому, что данный медиум более годен для него.
§186.Поэтому весьма ошибутся те, которые, имея под рукой хорошего медиума, хотя бы он писал очень легко, будут надеяться получить через него хорошие сообщения во всех родах. Первое условие, без сомнения, заключается в том, чтобы удостовериться в источнике, из которого они исходят, т.е. в достоинстве духа, который их передаёт. Но не менее того необходимо обращать внимание и на качество орудия, которое дают духу. Следовательно, нужно изучить натуру медиума точно так же, как и натуру духа, потому что это два существенных элемента для получения удовлетворительных результатов.
Есть ещё третий, играющий важную роль, - это намерение, задушевная мысль, чувство более или менее похвальное того, кто предлагает вопросы. И это понятно. Чтобы сообщение было дельно, оно должно исходить от духа доброго. Чтобы этот добрый дух мог передать его, ему нужно иметь хорошее орудие. Чтобы он хотел передать его, надо, чтобы цель была согласна с его намерениями.
Дух, читающий наши мысли, судит, заслуживает ли сделанный ему вопрос серьёзного ответа и достоин ли тот, кто предлагает вопрос, получить его. В противном случае он не станет терять времени на то, чтоб сеять доброе семя на камне, и тогда-то легкомысленные и насмешники выступают на сцену, потому что, не заботясь вовсе об истине, они не смотрят так строго и бывают вообще маловзыскательны относительно цели и средств.
Мы изложим здесь вкратце главные роды медиумизма, чтобы сделать им общий обзор, означая номера, в которых говорилось о них выше с большей подробностью. Мы разделили различные видоизменения медиумов на группы, основываясь на сходстве причин и действий, хотя классификация эта и не безусловна. Некоторые из этих видоизменений встречаются часто, другие же, напротив, редки и даже исключительны, о чём мы и упоминаем.
Эти последние указания были доставлены нам духами, которые пересмотрели представляемую нами таблицу медиумов с особенным старанием и пополнили её многочисленными замечаниями и новыми категориями, так что она, можно сказать, есть произведение духов. Мы обозначаем кавычками их буквальные примечания. Большая часть из них дана Эрастом и Сократом.
§187. Медиумов можно разделить на две большие категории.
Медиумы для физических явлений - те, которые могут производить матерьяльные действия или явления, ощутительные для наших чувств (§160).
Медиумы для разумных явлений - те, которые в особенности способны получать и передавать сообщения разумные (§65 и след.).
Все другие видоизменения принадлежат более или менее к одной из этих категорий, а некоторые и к обеим. Если разобрать различные феномены, производимые влиянием медиумизма, то можно заметить, что во всех них есть действие физическое и что с физическим действием соединяется большей частью проявление разумное. Иногда бывает трудно их разграничить, но это не имеет никаких последствий. Мы понимаем под именем медиумов для разумных явлений тех, которые могут передавать сообщения правильные и последовательные (§133).
§188. Видоизменения, общие всем родам медиумизма.
Медиумы чувствующие. Это особы, способные чувствовать присутствие духов посредством впечатления общего или местного, неопределённого или матерьяльного. Большая часть из них отличает добрых духов от злых по свойству впечатления (§164).
"Медиумы нежные и очень чувствительные должны избегать сообщений с духами грубыми или производящими тягостное впечатление по причине усталости, сопровождающей эти впечатления."
Медиумы природные, или бессознательные, - те, которые производят самопроизвольные явления, без всякого участия их воли и большей частью без своего ведома (§161).
Медиумы произвольные - те, которые могут производить явления действием своей воли (§160).
"Какова бы ни была эта воля, они ничего не могут сделать, если духи не желают этого, что и доказывает вам вмешательство посторонней силы."
§189. Видоизменения, относящиеся собственно к физическим явлениям.
Медиумы для стуков. Это те, под влиянием которых производятся шум и звук ударов. Видоизменение весьма обыкновенное, как произвольное, так и бессознательное.
Медиумы для движения тел. Это те, которые производят движение предметов. Весьма обыкновенны (§61).
Медиумы для переноса и левитации предметов. Это те, которые производят перенесение и поднятие на воздух твёрдых тел безо всякой точки опоры. Некоторые из них могут подыматься сами. Более или менее редки, смотря по развитию феномена. Весьма редки в последнем случае (§75 и след.; §80).
Медиумы для музыкальных явлений. Под их влиянием некоторые инструменты играют без всякого прикосновения. Весьма редки (§74; вопр. 24).
Медиумы для матерьялизаций. Это те, которые могут производить явления духов, эфирные или осязаемые, не видимые для присутствующих. Способность весьма исключительная (§96).1
Медиумы ночные. Те, которые производят некоторые физические явления только в темноте.
Вот ответ духа на вопрос, можно ли смотреть на этот медиумизм как на особенное видоизменение.
"Можно, без сомнения. Но этот феномен зависит больше от окружающих обстоятельств, чем от свойств медиума или духов. Я должен прибавить, что некоторые из них могут избежать влияния среды и что большая часть ночных медиумов могла бы посредством упражнения достигнуть того, чтобы производить явления при свете точно так же, как и в темноте. Это видоизменение медиумов немногочисленно; и нужно сказать, что с помощью темноты, скрывающей подлоги, шарлатаны очень часто употребляли во зло доверие, выдавая себя за медиума, для того чтобы собирать деньги. Но что делать! Фокусники, как салонные, так и выступающие в публичных местах, будут жестоко изобличены, и духи докажут им, что нехорошо вмешиваться в их дела. Да, я повторяю снова, некоторые шарлатаны получат строгий урок, который отвратит их от ремесла мнимых медиумов. Впрочем это продолжится недолго.

Наши рекомендации