Тема 4. Познание, его возможности и границы

1. Структура и динамика процесса познания.

2. Методы познания.

3. Каковы свойства истины и ее критерии?

1. Прежде всего, необходимо раскрыть вопрос о многообразии форм познания. Укажите причины этого многообразия. Далее можно переходить к изложению таких проблем, как:

- формы чувственного и рационального познания;

- сенсуализм и рационализм;

- уровни познания.

Помимо названных проблем важно остановиться и на таком вопросе, как понимание и объяснение. Раскройте соотношение знания и веры.

2. Дайте понятие метода и методологии познания. Объясните, чем обусловлен метод познания. Приведите классификацию методов познания. Что такое научные методы познания? Дайте их характеристики, приведите примеры использования. Особое внимание обратите на вклад философии в систему методов познания. Охарактеризуйте диалектический метод познания.

Тема 5. Общество как целостная система

1. Понятие социальной системы. Структура общества.

2. Социальная деятельность и общественные отношения. Основные сферы жизни общества.

3. Дайте понятие и раскройте содержание гражданского общества. Каково соотношение гражданского общества и государства?

1. Прежде всего, необходимо дать понятие системы вообще. На основе этого следует раскрыть понятие социальной системы. В связи с этим необходимо встанет вопрос о социальной структуре общества. Покажите, какие основные элементы социальной системы образуют социальную структуру общества.

2. Дайте понятие социальной деятельности и общественных отношений. Покажите, какую роль в функционировании и развитии общества отводили им представители социальной философии. Раскройте структуру социальной деятельности и в связи с этим охарактеризуйте специфику и функции основных сфер жизни общества.

.

Тема 6. Искусство

1. Понятие, происхождение и функции искусства.

2. Социальное содержание искусства.

3. Обоснуйте свою точку зрения на проблему прогресса в искусстве.

1. Важно раскрыть искусство как особый вид освоения действительности и концентрированное выражение эстетических отношений человека к миру. В этой связи следует раскрыть вопрос об основных особенностях этого освоения и объяснить категорию «художественный образ». Необходимо также объяснить категорию эстетического и ее место в понимании специфики искусства. Весьма важным является также вопрос о происхождении и развитии искусства. Покажите, каковы его основные функции.

2. Раскрытие вопроса предполагает объяснение взаимосвязи между искусством и социально-историческим содержанием жизнедеятельности людей. В этой связи следует раскрыть содержание таких понятий, как «гуманизм в искусстве», «дегуманизация искусства», «тоталитарное искусство» и т.д. Желательно раскрыть поставленный вопрос на конкретных примерах, посмотреть, как и в какой степени различные школы и направления в искусстве отражают социальные процессы. Покажите особенности развития современного искусства.

Тема 7. Мораль

1. Понятие и функции морали.

2. Исторические типы морали.

3. Каково соотношение морали и права, морали и политики? Возможно ли их совпадение?

1. Дайте определение морали. Далее покажите ее объективную основу и объясните, почему мораль является неотъемлемым фактором всей жизни человечества. После этого можно приступать к изложению особенностей морального сознания (всеобщность, внеинституциональность, императивность), функций морали и ее роли в общественной жизни. Подумайте, каково различие между понятиями: «мораль», «нравственность», «этика».

2. Следует иметь в виду, что всякая мораль носит конкретный характер, обусловлена социально-историческими условиями. И даже одинаковые абстрактные формулировки моральных норм и императивов проявляются специфическим образом в различных конкретных социально-исторических ситуациях. Покажите основные исторические типы морали и дайте их характеристику. Желательно привести примеры. Раскройте вопрос, о том, что лежит в основе развития (изменения) морали. Назовите известные вам моральные кодексы, существовавшие (существующие) в истории человечества.

Тема 8. Религия

1. Понятие религии и ее функции.

2. Религиозные ценности и свобода совести.

3. Раскройте основные принципы взаимоотношения церкви и государства в современной России.

1. Прежде всего, следует сказать, что такое религия. В связи с этим необходимо раскрыть вопрос о специфике религиозного способа взаимодействия с миром. Объясните основные элементы религии (религиозное сознание: религиозная идеология и религиозная психология; религиозный культ; религиозные организации). Покажите социальные, гносеологические и психологические корни религии. После этого следует раскрыть основные функции религии.

2. Необходимо объяснить основные религиозные ценности и показать их специфику. Ответьте на вопрос, что такое свобода совести и каким образом она обеспечивается в нашей стране? Обратите внимание и на раскрытие вопросов: что такое атеизм, каково его место и значение в системе мировоззрения и в духовной культуре.

Наши рекомендации