Тема 4.1. Познание: его возможности и границы

Познание как предмет философского анализа. Проблема познаваемости мира. Субъект и объект познания. Природа творчества. Многообразие форм познания и типы рациональности. Рациональное и иррациональное знание. Интуиция. Диалектика чувственного и рационального познания.

Тема 4.2. Проблема истины в философии и науке

Философское понимание практики. Виды практики и ее гносеологические функции. Проблема истины в философии и науке. Истина и ее критерии. Соотношение истины с оценкой и ценностью. Проблема соотношения веры и знания: история и современность.

Основная литература

1. Алексеев, П.В. Философия: учебник / П.В. Алексеев, А.В. Панин. – М.: Проспект, 2009.

2. Кузнецов, В.Г. Философия: учебник / В.Г. Кузнецов, И.Д. Кузнецова. – М.: Высшее образование, 2009.

3. Философия: учебник / А.Ф. Зотов [ и др. ]. – М.: Проспект, 2009.

4. Философия: учебник / В.Н. Лавриненко [ и др. ]. – М.: Юристъ, 2008.

Дополнительная литература

1. Вейнгартнер, П. Фундаментальные проблемы теорий истины / П. Вейнгартнер. – М.: РОССПЭН, 2005.

2. Косьмин, А.Д. Теория и методология познания / А.Д. Косьмин [ и др.].– М.: Экономика, 2006.

3. Микешина, Л.А. Философия науки: Современная эпистемология. Научное знание в динамике культуры. Методология научного исследования: учеб. пособие / Л.А. Микешина. – М.: Прогресс − Традиция, 2005.

4. Поппер, К. Знание и психофизическая проблема / К. Поппер. – М.: URSS, 2008.

5. Рассел, Б. Человеческое познание / Б. Рассел. – К.: Ника − центр, 2001.

План семинарского занятия

Тема 4.1. Познание: его возможности и границы

1. Проблема познаваемости мира в истории философии.

2. Многообразие форм знания и познавательной деятельности.

3. Структура процесса познания:

а) чувственное познание, его формы;

б) рациональное познание: его специфика и формы.

4. Общелогические методы познания.

Вопросы для самопроверки

1. В чем смысл спора между гностицизмом и агностицизмом?

2. Какие вопросы рассматривает гносеология?

3. Что такое знание и познание?

4. Что такое внерациональные формы познания?

5. Перечислите основные формы чувственного познания.

6. Как соотносятся эмпирический и теоретический уровни познания?

7. Существуют ли границы возможности познания?

Темы докладов и рефератов

1. Познание и понимание.

2. Понимание и объяснение.

3. Характеристика познавательных способностей человека.

4. Проблема личностного знания.

5. Разум и рассудок, особенности каждого и их взаимосвязь.

Основные понятия и термины

Агностицизм − философская установка, согласно которой невозможно однозначно доказать соответствие познания действительности, а следовательно, выстроить истинную всеобъемлющую систему знания.

Восприятие − процесс целостного отражения предметов или предметных ситуаций, возникающий при непосредственном воздействии физических раздражителей на органы чувств.

Ощущение– простейшая форма чувственного познания. Отражение возникает в результате воздействия на органы чувств вещей или явлений объективного мира и состоит в отражении отдельных свойств этих вещей и явлений.

Познание −творческая деятельность субъекта, ориентированная на получение достоверных знаний о мире. Познание осуществляется в следующих формах: обыденное, мифологическое, религиозное, художественное, философское и научное. Вопрос о возможности адекватного воспроизведения субъектом характеристик объекта является центральной темой гносеологии. В зависимости от решения этого вопроса выделяются позиции познавательного оптимизма, скептицизма и агностицизма.

Представление − форма индивидуального чувственного познания, имеющая своим результатом целостный образ объекта, возникающий вне непосредственного воздействия последнего на органы чувств.

Рационализм − целостная гносеологическая концепция, противостоящая эмпиризму и сенсуализму, провозглашающая разум в качестве главной формы и источника познания.

Скептицизм − философское воззрение, выдвигающее в качестве основного тезиса сомнение в надежности чувств и мышления как источников познания мира, сомнение в возможности достижения истины.

Творчество -деятельность, порождающая нечто качественно новое, никогда ранее не бывшее.

Эмпиризм −направление в теории познания, признающее чувственный опыт источником знаний и утверждающее, что все знание основывается на опыте.

План семинарского занятия

Наши рекомендации