Для студентов 2 курса педиатрического факультета
1. Мировоззрение, его общественно-исторический характер, структура и типы.
2. Предфилософия: миф, религия.
3. Предмет философии. Природа философских проблем. Концепция основного вопроса философии. Материализм и идеализм.
4. Философия и наука: история взаимоотношений и различие. Проблема научности философского мировоззрения. Сциентизм и антисциентизм.
5. Философия и ее функции в мире культуры.
6. Древнеиндийская философия: классические школы. Буддизм.
7. Древнекитайская философия: конфуцианство, даосизм.
8. Античная философия: общая характеристика, основные периоды и школы.
9. Ионийская философия: милетцы и Гераклит.
10. Италийская философия: пифагорейцы и элеаты.
11. Античный атомизм: Демокрит.
12. Софисты и Сократ: первые философские решения проблемы человека.
13. Система объективного идеализма Платона.
14. Философия Аристотеля.
15. Учение Платона и Аристотеля о государстве.
16. Этапы развития, основные черты, темы и проблемы средневековой философии.
17. Проблема соотношения веры и разума. Теория двух истин.
18. Схоластическая философия Фомы Аквинского.
19. Спор номинализма и реализма о природе общих понятий.
20. Патристика. Учение Августина о человеке, душе, истории.
21. Характеристика эпохи, основных черт философии и культуры Возрождения.
22. Натурфилософия Возрождения (Н.Кузанский, Д.Бруно).
23. Гуманизм философии Возрождения. Новый взгляд на человека и общество.
24. Характеристика эпохи, основные темы и проблемы философии Нового времени, ориентация на науку. Эмпиризм и рационализм.
25. Проблема научного метода в Новое время (Ф.Бэкон и Р.Декарт).
26. Теория познания Д.Локка.
27. Учение Т.Гоббса и Д.Локка о государстве.
28. Учение о субстанции: Р.Декарт и Б.Спиноза.
29. Субъективный идеализм Д.Беркли и радикальный скептицизм Д.Юма.
30. Рационалистическая философия Г.- В.Лейбница: монадология и гносеология.
31. Теория познания И.Канта. Познавательные способности человека. Априорные основания познания.
32. И.Кант о человеке, свободе и нравственности. Категорический императив Канта и медицина.
33. Философская система Г.-В.Гегеля: логика, философия природы, философия духа.
34. Диалектика Гегеля.
35. Антропологический материализм Л.Фейербаха.
36. Общая характеристика русской философии Х1Х - начала ХХ веков: особенности, многообразие философских течений и направлений, основные проблемы
37. П.Я.Чаадаев о своеобразии русской истории. Славянофилы и западники.
38. Философия «всеединства» Вл. Соловьева.
39. Философские идеи в русской литературе Х1Х в. (Ф.Достоевский и Л.Толстой).
40. Проблема человека в философии Н.Бердяева. Свобода и творчество личности.
41. Русский космизм (Н.Федоров и К.Циолковский).
42. Категория бытия и небытия в истории философии.
43. Проблема бытия в философии ХХ века (М.Хайдеггер, Ж.-П.Сартр).
44. Понятие «картина мира». Религиозная, научная и философская картина мира.
45. Понятие «материя» и его развитие в философии и науке.
46. Движение как способ существования материи. Основные формы движения материи и их диалектическая взаимосвязь.
47. Пространство и время. Субстанциональная и реляционная концепции пространства и времени в истории философии и науки.
48. Место человека во Вселенной. Синергетический и антропный принципы мировидения.
49. Природа сознания: различные подходы в истории философии.
50. Происхождение сознания: основные гипотезы.
51. Сущность сознания, его формы и функции.
52. Структура сознания.Самосознание.
53. Сознание и мозг. Психическое и физиологическое, их взаимосвязь.
54. Бессознательное: природа, уровни проявления. Роль бессознательного в жизни человека (З.Фрейд и К.Г.Юнг.).
55. Познание как философская проблема. Основные философские концепции познания.
56. Рациональное и иррациональное в познавательной деятельности. Творчество и нтуиция.
57. Структура познавательного процесса: чувственное и рациональное и их взаимосвязь. Диалектика чувственного и рационального во врачебной деятельности.
58. Происхождение и развитие науки. Исторические типы науки. Критерии научности.
59. Эмпирический и теоретический уровни научного познания, их взаимосвязь.
60. Методология науки, ее основные проблемы и функции. Понятие о методах и формах научного познания. Методологические основы медицины.
61. Общенаучные методы познания: наблюдение, эксперимент, моделирование, системный подход. Их роль в медицине.
62. Общелогические методы познания: анализ и синтез, индукция и дедукция, аналогия. Их роль в медицине.
63. Основные концепции развития науки (К.Поппер, Т.Кун, И.Лакатос, П.Фейерабенд).
64. Отличие социального и гуманитарного познания от естественнонаучного. Герменевтика как общая теория понимания (Г.Гадамер).
65. Проблема истинности знания. Основные концепции истины и ее критериев.
66. Общая характеристика философской антропологии и ее основных направлений.
67. Проблема происхождения человека: основные гипотезы.
68. Основные типы антропологических учений (по М.Шелеру).
69. Проблема человека в философии А.Шопенгауэра.
70. Проблема человека в философии Ф.Ницше.
71. Основные черты философской антропологии М.Шелера, Г.Плеснера, А.Гелена.
72. Социальное и биологическое в человеке. Социоэтология и социобиология.
73. Природа и сущность человека в философии Э.Фромма. Пути разрешения конфликта природного и социального в человеке.
74. Причины деструктивности человека и пути ее преодоления. Искусство любви Э.Фромм).
75. Проблема смысла жизни и ее решение в философии.
76. Проблема жизни, смерти и бессмертия.
77. Индивид, индивидуальность, личность. Сущностный и ролевой аспекты личности.
78. Личность и общество: исторические типы взаимоотношения. Феномен отчуждения.
79. Общественные, групповые и личные интересы: единство и противоречия. Конформизм: характеристика, типы и причины.
80. Проблема типологии личности.
81. Проблема свободы в истории философии. Свобода как ценность и «бегство от свободы» (Э.Фромм).
82. Проблема свободы и ответственности личности.
83. Понятие, сущность, функции культуры. Человек в мире культуры.
84. Ценности – основа и ядро культуры.
85. Культура и цивилизация.
86. Типология культуры: многообразие ее форм и видов. Запад и Восток – различие культур.
87. Теоретическая модель общества и социальная реальность. Основные методологические концепции социального познания.
88. Общество как целостная развивающаяся система. Типы деятельности и подсистемы общества.
89. Типы общества: традиционное, индустриальное, постиндустриальное.
90. Философские концепции исторического процесса. Идея единства мировой истории и ее смысла.
91. Формационный подход К.Маркса к пониманию исторического процесса.
92. Цивилизационный подход к пониманию истории (Н.Данилевский, О.Шпенглер, А.Тойнби).
93. Философия истории К.Ясперса.
94. Человек в информационно-техническом мире. Научно-технический прогресс и его воздействие на человека.
95. Роль научной рациональности в современном мире. Типы научной рациональности.
96. Глобальные проблемы современности, их сущность, причины и пути разрешения.