Карма-йога - деятельность в сознании Кришны. 4 страница
Тексты 4-7 оценивают Господа как источник творения, а тексты 8-11 - как суть творения.
Основная тема:
Кришна - источник всех энергий.
Подпункты:
А. Три экспансии Вишну служат для того, чтобы проявлять материальную природу и управлять ею.
1. Каранодакашайи Вишну создает махат-таттву для того, чтобы приступить к проявлению материального мира.
2. Гарбходакашайи Вишну входит в каждую вселенную, чтобы создать в ней разнообразие.
3. Кширодакашайи Вишну входит в каждый атом вселенной в качестве Сверхдуши.
Б. Пребывающее в иллюзии, пойманное в ловушку майи, живое существо считает себя пурушей, тем, кто имеет неотъемлемое право наслаждаться материальной природой, пракрити. Он не признает истинным пурушей Шри Вишну. 37
В. Будучи порождением энергии Господа, живое существо извечно подчиняется Ему. Поэтому освобождение - это не значит стать Богом, это значит обрести полное осознание своего истинного положения духовной пракрити, слуги Господа. 38
Г. Все сущее состоит из энергий Кришны. Все творение представляет из себя слияние пара и апара пракрити (материи и духа). 39
Д. Хотя три гуны, заключающие в себя весь мир, исходят из Кришны, Он всегда независим от их влияния. 40
Кришна повелевает тремя гунами - поэтому предайся Ему. (7. 13-14)
Если Кришна - источник и суть всего, как это объясняется в текстах 4-12, почему же тогда не все люди признают Его Верховной Личностью Бога? Они введены в заблуждение тремя гунами природы. Однако, Кришна трансцендентен к гунам материальной природы.
Основная тема:
Три гуны - это потенция Кришны, которая держит обусловленные души в иллюзии. Чтобы освободиться от влияния гун, человек должен принять прибежище Кришны.
Подпункты:
А. Три гуны действуют таким образом, чтобы заставить обусловленную душу пребывать в забвении относительно Кришны. Тот, кто погружен в гуны, не может по достоинству оценить Шри Кришну в Его личностной форме, в лучшем случае он может принять имперсональное представление о лежащем в основе всего сущего духовном единстве. 41
Б. Освобождение от влияния гун находится в прямой зависимости от предания себя Кришне. 42
1. Действия гун способствуют осуществлению желания быть независимым от Бога. Насколько человек предается Кришне, настолько и гуны прекращают свое воздействие на него.
2. Свобода от влияния гун может прийти по милости того, кто уже свободен. Поэтому человек должен приблизиться к Господу и Его чистым преданным.
Неблагочестивым людям недостает знания и они никогда не предаются Кришне; благочестивые развивают знание и предаются (7.15-19)
В предыдущем разделе Господь объяснил, что может освободить от влияния гун тех, кто предается Ему.
Основная тема:
Способность человека предаться Кришне зиждется на его благочестии и знании.
Подпункты:
А. Те, кто не предаются Кришне: (15)
4 типа нечестивцев (душкрити):
1. Мудхах - "тяжко работающие ослы". Они в высшей степени привязаны к своей работе и к плодам, которые она дает и поэтому не склонны отдавать Верховному Господу. Они совершенно поглощены своими мирскими привязанностями и у них нет времени для Кришны.
2. Нарадхама - "нецивилизованные". Цивилизация означает развитие в человеке высшей способности - сознания Бога. Так называемые цивилизованные люди, которые не следуют принципам религии, называются нарадхама, нецивилизованные варвары. Из-за своего безверия они не склонны предаваться Верховному Господу.
3. Майайапахрита-джнанах - "заблуждающиеся интеллектуалы", те у кого есть разум, но они одурачены иллюзией майи и потому вкладывают свой разум во временные вещи и не применяют его в служении Верховной Личности Бога. Материальная энергия направляет их в неверном направлении, заставляя неповиноваться Господу.
4. Асурам бхавам ашритах - демоны, ярые атеисты.
Б. Те, кто предается Кришне: (16)
4 типа благочестивых людей (сукритах)
1. Артах - "страждущие" обращаются к Кришне за тем, чтобы получить облегчение страданий.
2. Артхартхи - "желающие богатства" обращаются к Кришне, чтобы обрести успех в бизнесе, семейных делах и т.д.
3. Джиджнасух - "любознательные" обращаются к Кришне за знанием
4. Джнани - "мудрые" желают осознания Абсолюта или уже обладают таким знанием, и поэтому обращаются к Верховной Личности Бога, Шри Кришне.
В. Дальнейшее обсуждение тех, кто благочестивы и предаются Кришне (16-19)
1. Поскольку 4 типа благочестивых людей предаются, имея каждый свои мотивы, они еще не находятся на уровне чистого преданного служения. Они могут стать чистыми преданными, общаясь с теми, кто чист. 43
2. Мудрец (гьяни) считается лучшим из этих четырех типов людей, ибо у него есть понимание того, что он - не тело, и, таким образом, он более отрешен от корыстных мотивов. 44
3. После многих рождений знание человека становится полным, он способен понять, что Шри Кришна - реальность, лежащая в основе всего сущего. Это указывает на то, что гьяни, в конечном счете, может предаться Кришне, не имея какого-либо постороннего мотива. 45
Остальные, не обладающие знанием (7.20-25)
Кришна описал 4 типа, которые не имеют знания и поэтому не предаются Ему. Теперь Он описывает другие типы людей, которые предаются, но от того, тчо у нех очень мало знания, предаются несовершенным образом.
Основная тема:
Атеисты не имеют знания о Кришне и не поклоняются Ему. Другие же заняты поклонением, но не имеют знания о Кришне. Таким образом, их поклонение опосредовано и несовершенно по сравнению с чистым преданным служением.
Подпункты:
А. Поклоняющиеся полубогам считаются неразумными, так как они поклоняются второстепенным существам ради временных результатов. Недостаток разума у них простекает из вожделенных желаний (20,23)
Господь дает живым существам свободу искать материального удовлетворения. Будучи Сверхдушой, Он воспринимает их желания и способствует их выполнению, действуя через полубогов. Таким образом, поклонение полубогам действенно только благодаря милостивому дозволению Кришны (21-22)
Б. Имперсоналисты также неразумны, потому что считают Кришну в Его личностной форме ниже безличного аспекта.
Почему они не понимают того, что Кришна - Верховный. Потому что способ познания Кришны - преданное служение. Удовлетворенный этим служением, Кришна раскрывает знание о Себе. Имперсоналисты предпочитают использовать силу своих материальных умственных способностей, чтобы понять писания, изучение которых является методом познания о Брахмаджьоти, которое покрывает Его трансцендентную форму. (24-25)
Запутанность и освобождение живого существа (7.26-30)
Основная тема:
Живые существа пойманы в ловушку материального мира из-за своих корыстных желаний. Развивая преданность и предаваясь Кришне в полном знании, они смогут освободиться.
Подпункты:
А. Шри Кришна трансцендентен по отношению к материальной природе. Это проявляется в том, что Он свободет от невежества и обладает полным знанием настоящего, прошедшего и будущего. (7.26)
Б. Кришна познается в редких случаях, так как понять Его могут только те, кто пребывает в сознании Кришны (7.26)
В. Если у человека есть корыстные желания, то он видит вещи отдельно от Кришны и, стремясь наслаждаться, запутывается в двойственности притягательного и отталкивающего, желания и ненависти. Когда человек смотрит на мир, имея намерение самому наслаждаться им, он должен видеть хорошее и дурное, в зависимости от того, как это будет удовлетворять его чувства. (7.27)
1. Изначальное греховное желание живого существа - это занять положение Кришны, Верховного наслаждающегося.
2. Ненависть живого существа к Кришне проистекает из его зависти.
ГЛАВА 8
ДОСТИЖЕНИЕ ВСЕВЫШНЕГО
Кришна отвечает на 8 вопросов Арджуны (8.1-4)
В последних двух стихах главы 7 Шри Кришна употребляет семь специальных терминов. Глава 8 начинается с того, что Арджуна просит Его прояснить значение этих терминов. Остальная часть главы имеет отношение к восьмому вопросу Арджуны: "Как может тот, кто занят преданным служением, помнить Кришну в момент смерти?" 46
Основная тема:
А. Арджуна задает Кришне 8 вопросов:
1. Что есть брахман?
2. Что есть адхйатма?
3. Что есть карма?
4. Что есть адхибхута?
5. Кто такой адхидайва? (Относится ли адхидайва к полубогам или ко вселенской форме?)
6. Кто есть адхийаджна, Господин жертвоприношений?
(Кришна ли это или полубоги?)
7. Где пребывает адхийаджна?
8. Как могут те, кто занят преданным служением помнить о Кришне в момент смерти?
Б. Кришна дает краткие ответы на первые 7 вопросов Арджуны:
1. Брахман - это неразрушимое живое существо
2. Адхйатма - это природа живого существа
3. Карма - последствия, которые вынуждают живое существо принять материальное тело в этом мире.
4. Адхибхута - это постоянно меняющаяся материальная природа
5. Тот, кто осуществляет контроль над всеми полубогами и их планетами, зовется адхидеватой, Вселенской формой Господа.
6. Кришна, будучи Сверхдушой, является адхийаджной, Господом всех жертвоприношений. Живое существо является Брахманом, вечным и неразрушимым. Это указывает на то, что живое существо имеет ту же природу, что и Всевышний Господь и живое существо разливаются тем, что Господь - Парабрахман.
Памятование о Кришне (8.5-8)
Ответив на первые 7 вопросов, Кришна переходит к восьмому. С этого стиха и до конца главы Кришна будет говорить о критическом моменте, моменте смерти и о том, как человек может помнить о Нем в это время.
Основная тема:
Утвердившись в памятовании о Кришне, человек может достичь Его в момент смерти.
Подпункты:
А. Чтобы достичь Кришны, человек должен помнить о Нем в момент смерти. Такое памятование - не просто уловка ума. Слово, употребленное Кришной, бхава означает настроение. В момент смерти человек непроизвольно воспроизведет то умонастроение, которое он развивал в течении всей своей жизни.
1. Это подчеркивает важность садхана-бхакти, практики сосредоточения ума на Кришне, которой нужно следовать всю жизнь.
2. Поскольку для веловека совершенно естественно помнить о том, к чему он привязан, то совершенно необходимо в этой жизни развить привязанность к Кришне (8.5-6,8)
Б. Развитие Кришна смаранам не требует пассивности. Напротив, это то, что может делаться наряду с выполнением предписанных обязанностей (8.7)
В. Самое эффективное средство сосредоточения ума на Кришне - это харинама-санкиртана (8.5-8)
Возвращение обратно к Богу благодаря памятованию о Кришне (8.9-13)
Поведав о том, что человек, который постоянно медитирует на Кришну несомненно достигнет Его, Кришна объясняет теперь, как медитировать на Него. Делая это, Он упоминает о йога-мишра-бхакти (практике преданного служения смешанной с аштанга-йогой)
Основная тема:
Следуя строой практике йоги, человек может сосредоточить ум на трансцендентных качествах Кришны и прийти к Нему в момент смерти.
Подпункты:
А. Памятование о Кришне означает медитацию на Его качества. Это важный момент, потому что он снова и снова подчеркивает превосходство личности Кришны. Качества исходят из личности, а не из пустоты. (8.9)
Б. Человек не сможет концентрировать свой ум на Кришне в момент смерти, если он не будет практиковать памятование в течении всей жизни. Постоянная практика йоги дает силу тому, кто концентрирует свой ум на Кришне (йога-балена), готовясь к критическому моменту жизни, к смерти (8.10-11)
В. В сравнении с такими процессами йоги, как сат-чакра-йога, чистая бхакти-йога - это наилучший путь, так как он более доступен для всех классов людей.
1. Поскольку строгое следование практике йоги Ведических времен недоступно для людей нашего века, то бхакти (особенно повторение святых имен Кришны) является наиболее действенным средством очищения.
2. Практика гьяна-йоги и аштанга-йоги требует наличия многочисленных материальных качеств, в то время как повторять святые имена может каждый и повсюду (8.11-13)
Чистое преданное служение (8.14-16)
Обсудив йога-мишра-бхакти, теперь Кришна описывает чистое преданное служение и природу духовного мира, которого человек достигает, практикуя чистое преданное служение.
Основная тема:
Практика чистого преданного служения является критерием, необходимым для обретения благосклонности Господа. По милости Господа чистый преданный переносится в духовное царство.
Подпункты:
А. Из всех людей только чистый преданный действительно не имеет желаний.
1. Карми жаждут удовлетворения чувств
2. Йоги хотят обретения мистических способностей
3. Гьяни желают освобождения от несчастий материального мира
4. Чистый преданный желает только удовлетворить Кришну. Чтобы достичь этого, он готов отправиться даже на адские планеты. В этом совершенство бескорыстия. (8.14)
Б. Для человека, практикующего бхакти-йогу не существует материальных препятствий.
1. В гьяна-йоге и аштанга-йоге способность человека прогрессировать напрямую зависит от наличия у человека знания и отречения, а также от благоприятной ситуации для практики. В бхакти единственное, что необходимо, - это искренне желание прогрессировать. Не существует материальных препятствий.
2. Бхакти-йога - это, по существу, настроение любовной преданности Кришне, которое связывает преданного с Ним. Когда человек утверждается в этой связи, никакие материальные препятствия не смогут разорвать ее. Наоборот, преданый может использовать любую ситуацию, "хорошую" или "плохую" для того, чтобы увеличить свое служение и предаться еще больше.
В. Чистый преданный не отклоняется в своем памятовании о Господе, и благодаря этому он завоевывает внимание Господа и Его любовь. (8.14)
Г. Обитель Господа - это конечный пункт следования чистого преданного, о котором говорилось ранее. Только она является вечной. Это единственное место, отправившись куда, можно положить конец повторению рождений и смертей. До тех пор, пока живое существо не достигнет своего неотъемлемого положения, оно должно будет рождаться и умирать снова и снова. (8.15-16)
Сравнение материального и духовного миров (8.17-22)
В предшествующем разделе Шри Кришна описывает результат чистой преданности (духовный мир) и противопоставляет его тому результату, к которому приводит материалистическое сознание (повторяющиеся рождение и смерть). Можно видеть, что это разъяснение является еще одним средством, побуждающим живое существо предаться Кришне, так как Он освобождает Своих чистых преданных от болезненных условий материального рабства, отправляя их в Свою обитель.
Основная тема:
Единственным убежищем от океана рождений и смертей является верховная обитель Господа. Этой обители могут достичь лишь те, кто обретает качества, делающие их достойными общения с Господом. Критерием этого является чистое преданное служение.
Подпункты:
А. Осознание через анализ бренности природы материального бытия ведет к отречению (8.17-19)
1. Господь Кришна использует пример господа Брахмы, чтобы подчеркнуть бренность материального бытия.
2. Описание повторяющихся рождений и уничтожений всех живых существ в течении для Брахмы вызывает дальнейшее отречение, показывая всю тщетность материального бытия. Именно понимание этого опровергает практику поклонения полубогам с целью возвышения на райские планеты, так как рай не дает надежного прибежища от бешеного натиска рождений и смертей.
Б. Освобождение из круговорота рождений и смертей приходит, когда человек достигает обители Кришны (8.20-22)
1. Описание тщетности материального бытия, данное Кришной, как нельзя лучше подготавливает почву для того, чтобы Он преподнес знание о Своей вечной обители. Слушание описаний обители Кришны вселяет надежду после обескураживающего сообщения о дне и ночи Брахмы.
2. Обитель Господа никогда не меняется в отличии от материального мира, благодаря тому, что она создана из Чит-шакти, высшей энергии Господа.
3. Обители Господа можно достичь только с помощью бхакти, преданного служения.
Значение преданности в достижении Всевышнего трудно переоценить. (8.23-28)
В чистом преданном служении преданный всецело зависит от воли Кришны. Это положение появилось в данной главе, и в этом разделе на него делается особый упор. Он не думает, что ему нужно все взять в свои руки, сделав совершенным механический процесс достижения освобождения.
Основная тема:
Преданный уверен в том, что Кришна его защитит. Ему не нужно предпринимать никаких специальных усилий для того, чтобы достичь окончательного освобождения.
Подпункты:
А. Путь преданного служения, на который встает человек, превосходит все формы очищения, рекомендованные Ведами. (8.28)
ГЛАВА 9
САМОЕ СОКРОВЕННОЕ ЗНАНИЕ
Глава 9 озаглавлена "Самое сокровенное знание", так как она затрагивает сокровенные вопросы любовных взаимоотношений между Кришной и Его преданными.
Слушание о Кришне - качества способствующие и препятствующие этому. (9.1-3)
Ответив на 8 вопросов Арджуны, Кришна возвращается к теме, затронутой в главе 7, начиная с важности слушания.
Основная тема:
Самое сокровенное знание об Абсолютной Истине можно обрести посредством правильного слушания.
Подпункты:
А. Слушание рассказов о Господе в обществе преданных очищает человека и дарует ему духовное продвижение. (1)
Б. Сокровенность духовного знания зависит от того, насколько оно раскрывает истинное положение души в ее отношениях с Кришной. (1-2)
1. Начальные главы Гиты представляют знание об отличии души от тела. Это сокровенное знание.
2. Главы 7 и 8 дают знание о преданном служении. Это знание более сокровенно, так как в этих главах обсуждаются взаимоотношения живого существа с Кришной.
3. Знание, данное в главе 9, самое сокровенное, потому что оно открывает природу близких, любовных взаимоотношений между Господом и Его преданными.
В. Степень глубины знания о Кришне, которое человек сможет обрести, находится в прямой зависимости от степени его преданности. (9.1,3)
1. Прежде всего, Господь объясняет, что Арджуна достоин постичь самое сокровенное знание о Кришне, потому что он анашуйаве, не завистлив. 47 Чтобы понять Бхагавад-гиту, человек должен быть предан Кришне и не завидовать Ему, так как сутью послания Гиты является то, что человек должен предаться Кришне.
2. Вера не противопоставляется знанию, напротив, она является предпосылкой знания и в особенности сокровенного знания. Вера - это врата, через которые человек может получить доступ к знанию.
Отношение Кришны к материальному миру в терминах ачинтья-бхедабхеды (9.4-10)
Господь Кришна начинает разъясять самое сокровенное знание с объяснения Своих отношений с материальным миром. Это проявление Его милости к тем, кто материалистичен.
Он дает необходимую веру людям, которые поглощены материальным, показывая, что Он - Верховный по отношению к космическому проявлению.
Глава 9 утверждает, что Кришна - "высший объект поклонения". Он превыше полубогов, безличного Брахмана и космического проявления. Стихи 4-10 показывают, что Кришна - высший объект поклонения в материальном мире, а также утверждают философию ачинтья-бхедабхеда Господа Чайтаньи, которая провозглашает одновременное единство и различие между Господом, живыми существами и миром.
Основная тема:
Благодаря Своему непревзойденному, высшему положению по отношению к материальному творению, Господь Кришна является высшим объектом поклонения.
Подпункты:
А. Господь поддерживает и пронизывает Своими энергиями всю вселенную (4-6)
1. Всепроникающий аспект Господа называют авйакта муртина, Его непроявленная форма.
2. Господь непроявлен для материальных чувств, но Его могут воспринивать те, чьи чувства очищены практикой преданного служения. (4)
Б. Кришна говорит: "Все существа находятся во Мне, но Я не в них". Это утверждение подтверждает то, что хотя Господь пребывает повсюду, Он не утрачивает Своего личностного бытия. (4)
В. Объяснив, что все существа покоятся в Нем, Господь делает противоположное утверждение, говоря, что они не покоятся в Нем. (5). Цель этого противоречивого утверждения - показать Его личностную непричастность к функционированию вселенной, эта работа выполняется Его энергиями. Его энергии охватывают все, но Он лично не связан с творением. Так, без Его прямого участия исполняетея Его воля.
Чтобы понять, как Кришна поддерживает все Своими энергиями, оставаясь непричастным, приводится аналогия с ветром в небе. (6)
Г. Кроме того, что Он поддерживает творение Своими энергиями, Шри Кришна является также разумом, который создал систему, с помощью которой функционирует вселенная. (7-10)
Вселенная проходит законченный цикл, состоящий из сотворения, существования и разрушения (см. 8.17 комментарий). Господь Кришна
в воплощении Пуруша аватар контролирует этот процесс.
Д. Маха Вишну - пристанище всех материальных энергий, ибо они входят в Него после разрушения (7)
Е. Хотя космическое проявление управляется по воле Господа, Он не вовлечен в его функционирование. (8-10)
Ж. Осуществление всех функций материальной природы (циклы ее проявления, распределение подходящих тел живым существам и т.д.) происходит через посредство материальной природы, которая управляется волей Господа. Благодаря этому устройству, Господь всегд является высшим повелителем, но Он непривязан к происходящему в творении.
З. "Будто-бы нейтральный" (удашииа-ват)
1. Поскольку Господь не имеет личной привязанности ко всему происходящему в творении, то Он - нейтрален.
2. У Господа должна была быть причина для того, чтобы сотворить этот мир, так как Он - тот кто сотворил его и кто, в конечном счете, управляет им. Поэтому Он не может быть полностью нейтральным. Он нейтрален в том смысле, что у Него нет корыстных интересов по отношению к происходящему в материальном мире.
Поклоняющиеся и непоклоняющиеся. (9.11-15)
Выслушав, как Господь описал Себя в качестве высшего объекта поклонения в материальном творении, человек может задать вопрос: "Почему же тогда не все люде почитают Его?" Кришна отвечает на этот вопрос.
Основная тема:
Разние люди оценивают Кришну по-разному в зависимости от уровня преданности в их сознании.
Подпункты:
А. Вне всякого сомнения, форма Шри Кришны полностью духовна (11)
1. Господь Кришна не может иметь материального тела. Материальное тело заключает чистый дух в ограничивающие его рамки. Тело - продукт трех гун материальной природы, которые влияют на поведение человека. Господь Кришна уже сказал, что три гуны являются Его энергией, и что человек может освободиться от них, приняв прибежище у Него. Следовательно, как Он может быть заключен в материальном теле, состоящем из гун природы?
2. Хотя Господь и появился на планете как обычный человек, Он таковым не является. Его трансцендентное тело обладает множеством форм, некоторые из которых яснее показывают Его положение Бога. В своей подобной человеческой форме Он может очень близко общаться со Своими преданными.
Б. Тот, кто подвергает Господа Кришну осмеянию, во всем обречен на полное поражение (12)
Могха-гьяни - это те, кто не принимают трансцендентную форму Кришны, и обречены на неудачу в своих попытках обрести знание. Это мощный аргумент против философии майавады. Он один опровергает их так называемое знание.
В. Тот, кто принимает истинное положение Кришны и действует в соответствии с этим, зовется великой душой (13-14)
1. Не в пример завистливым имперсоналистам, великие души могут по достоинству оценить истину, касающуюся Кришны. Они предаются Ему, потому что понимают Его верховное положение.
2. Предавшись Господу, махатмы попадают под власть Его божественной природы. Эта дайви пракрити есть Его внутренняя энергия, которая благоприятствует их служению Господу.
3. Махатмы устойчивы в своем преданном служении. Их обеты нерушимы.
Г. Те, кто приближаются ко Всевышнему, не обладая полным знанием о Нем, поклоняются Ему опосредованно. (15)
Кришна - верховный объект поклонения (9.16-25)
В конце предыдущего раздела Кришна упоминает о трех классах людей, который предаются Ему косвенно, это: 1) монисты, 2) поклоняющиеся полубогам, 3) поклоняющиеся вселенской форме. Господь начинает этот раздел с того, что утверждает Себя как Всевышнего для людей третьей категории. Увидев, что Кришна является личностью, стоящей за всеми материальными явлениями, тот, кто поклоняется вселенской форме, обратится к Нему.
Основная тема:
Если человек увидит непревзойденность положения Господа Кришны по отношению к материальному миру и полубогам, то это приведет его к прямому поклонению Господу.
Подпункты:
А. Господь Кришны - суть всех вещей в материальном мире (16-19)
1. Все состоит из Его энергий. Живые существо, например, пограничная энергий Кришны.
2. Также все создано для того, чтобы привести обусловленные души к Нему. Господа Кришну можно назвать сутью Ведических жертвоприношений и четырься Ведами, так как они постепенно подводят людей к поклонению Ему.
Б. Поклонение Господу Кришне стоит выше, чем поклонение полубогам.
1.Поклонение полубогам, в конечном счете, бесполезно, так как результат этого поклонения, райские планеты, лишь временное убежище от страданий. Человек неизбежно падет на землю. (20-22)
2. Бхакти выше, потому что Господь лично заинтересован в духовном возвышении преданного. Кришна заботится о нуждах преданного и обеспечивает ему защиту для того, чтобы он мог продвигаться духовно.
3. Поклонение полубогам - это косвенное поклонение Кришне (23-24)
а) Полубоги зависимы от Господа. Они - доверенные лица Верховного Господа, на которых возложены различные полномочия, чтобы оказывать Ему помощь в управлении материальным миром. Поклоняясь им, человек в конечном счете, поклоняется тому, кто является их источником, Кришне. Однако, такое поклонение называется неправильным (авидхи-пурвакам), так как оно не признает Кришну (23)
б) Кришна объясняет, что те, кто не признают того, что Его природа - это природа высшего трансцендентного наслаждения, падают. Это происходит потому, что они остаются на материальном уровне, в круговороте рождений, более высоких или низких, где никакое положение не является безопасным. (24)
С. Какой вид поклонения человек совершал, такое рождение он и получит (25)
Прославление прямого поклонения Кришны (26-34)
В тексте 22 было доказано, что поклонение Кришне отличается от поклонения полубогам, так как оно основывается на личных любовных взаимоотношениях между Господом и преданными. Поклонение полубогам - это просто сделка, когда тот, кто поклоняется получает материальные блага. В противовес этому, совершение деятельности в сознании Кришны побуждается бескорыстным желанием преданного доставить удовольствие Кришне. Господь лично, с вниманием наблюдает за духовным возвышением Своего преданного. На этом трансцендентном взаимообмене сосредоточен последний раздел главы 9, которая является "сутью сути самой суте" Гиты. 48