Философия эпохи Возрождения. Эпоха Возрождения – это период с 14 по начало 17вв
Эпоха Возрождения – это период с 14 по начало 17вв. Возрождение – это прежде всего сдвиг в сторону антропоцентризма,понимание человека как творческой личности, эстетическое отношение к миру. Возникают идеи индивидуализма и гуманизма.Колыбелью Возрождения является Италия, Ренессанс был «итальянским явлением». Это свободное осмысление произведений античности. Ч еловек эпохи Возрождения стремится расширить поле своих дерзаний. Леонардо да Винчи – живописец и изобретатель, Микеланджело – живописец и поэт, оба – талантливые философы. Возрожденческое мировоззрение выдвигает на первый план искусство. Красота человеческого тела. Необычайного расцвета достигает живопись. Гуманизм есть воззрение, основывающееся на самоценности человека как личности, его праве на свободу, счастье, благополучие. Критике и осмыслению подвергалась схоластика. Гуманизм ставит вопрос об истинном благородстве человека. Философия природы – выражение философии Ренессанса. Человек способен познать естественный характер мира и самого себя в нем. Новое естествознание приносит ряд эпохальных открытий. Ученые выдвигают опыт, исследование природы, экспериментальный метод исследования. Новые тенденции в науке получили отражение в творчестве Леонардо да Винчи (1473 – 1543), Иоганна Кеплера (1571 – 1630) и Галилео Галилея (1546 – 1642). Утопические учения 16 века связаны с трудами английского гуманиста Томаса Мора (1479 – 1555), итальянского монаха Томмазо Кампанеллы (1568 – 1639). В эпохуВозрождения появляется новая космология, в которой происходит поворот от идеи замкнутого мира к представлению о бесконечности Вселенной.К вершинам философской мысли Ренессанса принадлежит философия природы Джордано Бруно (1548 – 1600). «160 статей против математиков и философов», философские диалоги «О причине, принципе и едином», «О бесконечности, вселенной и мирах» в которых ставятся проблемы бесконечности мира, его единства и вечности. Праосновой выступает Единое, материя, которая является неразвернутой причиной всего сущего. Мир является Единым, которое состоит из множества самостоятельных единиц. Космос состоит из атомов, существующих в непрерывной бесконечности. Цель разума – проникновение в глубину явлений, познание закономерностей природы.
Лекция 7
Философия Нового времени
1. Английский философ и политический деятель Фрэнсис Бэкон (1561 – 1626) является родоначальником эмпиризма. Он был убежден, что философия должна стать наукой. Науку и знание рассматривает как высшую ценность. «Знание – сила» - знаменитое высказывание Бэкона. Им разработана классификация наук.Главные причины, приводящие современную Бэкону науку, к отставанию от жизни и опыта, он видит в идолах или заблуждениях разума, которые искажают сознание. Следующие идолы:
1. «призраки рода», обусловленные человеческой природой. Они являются следствием несовершенства органов чувств;
2. «призраки пещеры» как результат субъективности человека, преодолеть их можно через коллективный опыт;
3. «призраки рынка», вызванные привычкой пользоваться в суждениях о мире мнениями, расхожими в обществе;
4. «призраки театра», вызываемые к жизни слепой верой в авторитеты.
Б экон полагает, что очистив разум от заблуждений, необходимо выбрать метод познания. Им предлагаются следующие метафорические методы познания:
1. «метод паука» или ученого, выводящего знание из разума, но пренебрегающего фактами;
2.«путь муравья» или ученого, собирающего факты, но не обобщающего их;
3.«путь пчелы» или ученого, интеллектуально перерабатывающего опытные данные. Метод позволяет прийти к познанию природы вещей.
Познание вещи следует начать с выделения в ней элементарных форм. Далее следует познавать эти элементарные формы. Индуктивный метод познания, при котором процесс познания движется от частного к общему. Объект познания расчленяется на составные части. Познав элементарные части, мы постигаем природу в целом и добиваемся власти над ней. Индукция есть истинный метод познания, согласно Бэкону. В целом Бэконом выдвинут естественнонаучный метод познания (опыт и эксперимент), основанный на эмпиризме. Трактат «Новый Органон» и др.Рационализм 17 века берет начало в учении Рене Декарта (1596 – 1650), французского математика и философа. Им заложены основы дедуктивно-рационалистического метода познания. Рационализм построен на идее веры в разум и его всесилие. Именно разум приводит человека к абсолютной истине или знанию, обладающим всеобщим и обязательным характером. Декарт применяет скептицизм в целях достижения достоверной истины. По Декарту, любое утверждение может вызвать сомнение человека, несомненно только одно: «Мыслю, следовательно, существую», так как акт сомнения в этом положении означает одновременно и акт мышления, и акт существования. Этот методологический принцип лежит в основе философии Декарта. Он убежден, что из мыслящего субъекта рационально-дедуктивным путем выводятся философские утверждения. Основные работы: «Рассуждение о методе», «Начала философии». 3. Английский философ Джон Локк (1632 – 1704) выступил против декартовой концепции врожденности ясных мыслей. Он, как и Декарт, придерживался концепции разумного человека. Но, по Локку, нужно четко и ясно показать каким образом человек приходит к своим идеям. Декарт же не объясняет этого, а просто утверждает, что нам присущи очевидные в своей истинности идеи. Л окк рассуждает так: самое первое, что получает человек – это ощущения. Благодаря ощущениям у человека появляются простые идеи внешнего опыта. Локк – сенсуалист, т.е. он считает, что всякое знание можно вычленить из ощущений, чувств. Основной труд – «Опыт о человеческом разуме». Джордж Беркли (1685 – 1753) – английский философ, субъективный идеалист. С 1734 года епископ в Клойне (Ирландия). По Беркли, существование вещей состоит в их воспринимаемости. Идеи потенциально существуют в божественном уме, но актуальное существование они получают в человеческом разуме. Беркли считал задачей ученого «научиться понимать язык творца, а не притязать на объяснение всего только одними телесными причинами». Беркли признавал активность лишь духовной субстанции. Написал «Трактат о началах человеческого знания» и др. Давид Юм (1711 – 1776) – английский философ, психолог, историк. Задачу знания Юм видел не в постижении бытия, а в способности быть руководством для практической жизни. По Юму, действительность лишь поток «впечатлений», причины которых неизвестны и непостижимы. Некоторые объекты представляются нам яркими, живыми, устойчивыми, и этого, согласно Юму, вполне достаточно для практической жизни. Источником практической уверенности служит не теоретическое знание, а вера. Юм отрицал объективный характер причинности. Основной труд – «Исследование о человеческом разуме».
Лекция 9