Современная философия. Онтология. 1.Согласно диалектическому материализму, один из атрибутов материи, с современной точки зрения представляющий собой совокупность отношений
КРИПТОГРАММА №3 ОНТОЛОГИЯ.
По горизонтали:
1.Согласно диалектическому материализму, один из атрибутов материи, с современной точки зрения представляющий собой совокупность отношений, выражающих координацию сосуществующих объектов, их расположение друг относительно друга и относительную величину.
2.Согласно диалектическому материализму, один из атрибутов материи, в современном понимании - способ её существования, «изменение вообще»: всякое взаимодействие, разворачивающееся в пространстве и времени, всякий процесс изменения.
3.В современной материалистической философии этой категорией обозначается вся объективная реальность, т.е. реальность, существующая вне и независимо от человеческого сознания. В философии Нового Времени это понималось как субстанция. В античной философии – как первовещество (огонь, вода, воздух…)
4.Последовательный монист и пантеист, рационалист и детерминист, развивший в 17-м веке учение о единой субстанции, её атрибутах и модусах. Он писал: «Под субстанцией я разумею то, что существует само в себе и представляется само через себя… Под атрибутом … то, что ум представляет в субстанции как составляющее её сущность. Под модусом … состояние субстанции … что существует в другом и представляется через это другое».
5.Этот «плачущий» философ античности, будучи стихийным материалистом, полагал первоначалом всего сущего материальный, вечный и живой огонь.
6.С точки зрения религиозной философии именно это является самостоятельной сущностью и первоначалом объективного мира. А для № 4, например, это есть природа. Для Фейербаха же – это превращённая в личность, в субъект, «объективированная сущность человека».
7.Этот философ Нового Времени полагал единственно существующей подлинной реальностью Абсолют – Мировой дух, обладающий самосознанием и способностью творить, первопричину всего мира.
8.Его видами в разных философских учениях могут быть: реальное и идеальное, подлинное и неподлинное, виртуальное, потенциальное и актуальное, абсолютное, объективное и субъективное, природное и социальное, человеческое, телесное и духовное и т.д.
9.Согласно диалектическому материализму, один из атрибутов материи, с современной точки зрения представляющий собой совокупность отношений, выражающих координацию сменяющих друг друга состояний объектов и явлений, их последовательность и длительность.
Задание: (1) Пантеизм № 4 можно считать материализмом? (2) Какие противоположные концепции соотношения № 1, № 3 и № 9 известны сегодня? В чём их суть? (3) Кто ввёл категорию № 8 в философию? (4) Что понимается под № 6 по вертикали? (5) какие признаки сегодня выделяют материалисты и учёные у № 1, № 2, № 9?
КРИПТОГРАММА №5 Онтология
По вертикали:
1.Родоначальник древнегреческой философии, сводивший всё многообразие мира вещей и явлений к первостихии – воде.
2.Нидерландский философ, обосновавший идею, что субстанция (природа=бог) есть причина самой себя – causa sui.
3.Древнегреческий философ, известный своими логическими парадоксами о движении (апориями).
4.Итальянский физик и астроном, установивший закон инерции, закон свободного падения тел и принцип относительности.
5.Одна из характеристик времени.
6.Философ, утверждавший, что единство мира следует искать в его материальности, так как «в мире нет ничего кроме движущейся материи…»
7.Понятие, введённое Гераклитом для выражения универсальной осмысленности, ритма и соразмерности бытия.
8.Так в физике микромира называются фундаментальные частицы.
9.Физическая характеристика материи, определяющая её инертные и гравитационные свойства.
10.Сегодня это понимают как одномерное, однородное и необратимое.
Задание: (1) какие формы движения материи выделял Энгельс, кроме получившейся в ответе? Какие важные идеи содержала его классификация? Какие структурные уровни материи выделяются в современной картине мира?
(2)Энгельс писал: «Материя, как таковая, это – чистое создание мысли и абстракция. Мы отвлекаемся от качественных различий вещей, когда объединяем их, как только существующие, под понятием материи. Материя как таковая, в отличие от определённых, существующих материй, не является, таким образом, чем-то чувственно существующим». «Когда естествознание ставит себе целью отыскать единообразную материю как таковую… то оно поступает таким же образом, как если бы оно вместо вишен, груш, яблок желало бы видеть плод как таковой, вместо кошек, собак, овец и т.д. – млекопитающее как таковое, газ как таковой, металл как таковой, камень как таковой, химическое соединение как таковое…» При этом известно, что Энгельс – материалист. Так существует ли материя на самом деле? Если да – то в каком виде?
(3) Атрибуты материи являются материальными? Обоснуйте.
(4) Если представить, что исчезла материя, то что будет с пространством, временем, движением? И наоборот: при исчезновении атрибутов, что должно произойти с материей как субстанцией?
(5) А.Ф.Лосев писал, что материя есть абстрактное понятие (см.: в.2), значит, материализм основывается на особого рода интеллектуальной интуиции и исходный пункт материализма – откровение материи, подобно тому, как бывает явление ангелов, светящегося креста на небе. Лосев полагает: «материалисты должны признать: 1.в основе их учения лежат не логика и знание, но непосредственное и притом сверх-чувственное откровение (дана в ощущениях); 2.это откровение даёт опыт, который претендует на абсолютную исключительность, т.е. что этот опыт зацветает религиозным мифом (материя – объективная, специфическая, реальность, которой мы не можем охватить и воспринять объективно внешними чувствами); 3.и что этот миф получает абсолютную утверждённость в мысли, т.е. становится догматом». Диалектический материализм – такая же стройная и непротиворечивая теория, какими были учение платонизма, неоплатонизма, всякое догматическое богословие, поскольку не ставится вопрос об основании его последнего объекта, ухватываемого только верой, в мифе, как высшее откровение. Появление вещей из материи – чудо.
Можно ли возразить Лосеву или следует согласиться? Поразмыслите над этим.
КРИПТОГРАММА №4 Онтология: постнеклассическая парадигма
По горизонтали:
1.Это определяется как упорядоченное множество взаимосвязанных элементов; как целое, состоящее из взаимосвязанных частей; как совокупность элементов и связей между ними. Как видим, определения близки этимологии этого понятия: поскольку в переводе с греческого оно и означает «соединение; целое, составленное из частей».
2.Так называется система открытая, взаимодействующая с окружающей средой и сохраняющая своё существование благодаря постоянному обмену с ней веществом и энергией. По словам № 6, так называются спонтанно возникающие вдали от равновесия структуры: в сильно неравновесных условиях может совершаться переход от беспорядка, теплового хаоса, к порядку, могут возникать новые, № 2, структуры, т.е. динамические состояния материи, отражающие взаимодействие данной системы с окружающей средой. Термин образован от латинского слова «рассеивать».
3.Одно из условий № 11, одно из условий развития № 1, условие и источник возникновения «порядка» из хаоса.
4.Согласно одной из основных идей № 12, это – черта эволюции большинства сложных систем, связанная с возможностью многовариантного развития.
5.Существованию этого термина мы обязаны латинскому слову «раздвоенный» или английскому слову «вилка». Вблизи точек этого явления в системах наблюдаются значительные № 8, ведущие к переходу системы на новый уровень упорядоченности. Это критические точки развития, его «развилки», точки ветвления, - неединственности, многовариантности путей эволюции динамической системы.
6.Бельгийский учёный русского происхождения, основатель неравновесной термодинамики, подтверждающей диалектико-материалистическую идею самодвижения, саморазвития материи. Он пишет: «Материя – более не пассивная субстанция, описываемая в рамках механистической картины мира, ей также свойственна спонтанная активность». Он вместе с Гленсдорфом сформулировал теорему, названную принципом физической эволюции, согласно которому в сильно неравновесных системах однозначно определить эволюцию невозможно, т.е. для этих систем существует несколько альтернативных путей развития.
7.Он разрабатывает № 12 по вертикали, и он же придумал для № 12 название, происходящее от греческого слова «совместное действие». Ещё он определил понятие «хаос» как нерегулярное движение, описываемое детерминистскими уравнениями.
8.Это – отклонение величины от её среднего значения. Это вынуждает систему выбрать ту ветвь, по которой будет происходить её дальнейшая эволюция и вместе с тем разрушает старую структуру. В латинском языке этот термин означает «колебание». В целом можно сказать, что это – постоянно присущие материи случайные колебания и отклонения, возникающие вблизи критических точек № 5.
9.Неравновесная «………….», как и теория динамических систем, стали важнейшими теоретическими источниками № 12 по вертикали. Её второе начало – закон возрастания энтропии – показало несостоятельность гипотезы «тепловой смерти Вселенной».
10.В холистическом понимании (от греч. – «целое») это понимается как № 1, а № 1 как элементы плюс связи между элементами. Второе понимание отличает это от № 1, определяя его как внутреннюю организацию и упорядоченность объекта.
11.В результате этого процесса возможно спонтанное возникновение порядка из хаоса. Этот процесс предполагает наличие достаточного числа взаимодействующих элементов, нарушение симметрии, наличие положительной обратной связи системы, приток энергии и вещества извне, удалённость от точки термодинамического равновесия, наличие № 8. В узком понимании это спонтанный переход открытой неравновесной системы от простых и неупорядоченных форм организации к более сложным и упорядоченным. В более широком – это общая тенденция развития материи – от менее к более сложным и упорядоченным формам организации, воспроизводство и эволюция материи без участия внешних сил, благодаря её собственной внутренней активности: материя порождает необратимые процессы, а необратимые процессы организуют материю.
По вертикали:
12.Междисциплинарное научное направление, разрабатывающее общие методы анализа
№ 1 особого рода. Название ему дал № 7. Оно возникло в 1960-1970-е годы как физико-математическая теория №№ 1, являющихся № 2. Начало ему положили работы № 6. Курдюмов, Самарский, Арнольд, Волькенштейн – отечественные учёные, которые внесли значительный вклад в его разработку. В ходе развития идей этого направления особое внимание исследователей привлекла № 11, которая при определённых условиях происходит в открытых № 1 и ведёт к их эволюции. Термин происходит от греческого слова «совместное действие».
Задание: 1).Как называется в № 12 область притяжения, или множество точек фазового пространства, к которому с течением времени «притягивается» траектория динамической системы? Термин происходит от английского слова «притягивать». Наличие странного «……….» есть критерий существования стохастического (вероятностного) режима для данной динамической системы. Фазовый портрет странного «……….» – ограниченная область фазового пространства, в которой происходят случайные блуждания.
2).Каково мировоззренческое значение идей № 12? Как она повлияла на картину мира? Вспомогательные, «наводящие» вопросы для ответа на (2): Как рассматривается в № 12 механизм развития? Как рассматриваются хаос и порядок, их соотношение и роль в эволюции материальных систем? Какую роль в развитии систем играют необходимость и случайность? Как описывается материя в № 12?
3).Распространяются ли положения № 12 на общество? Обоснуйте.