Методические указания к выполнению контрольной работы. для специальностей: Коммерция
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
И КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ
ДЛЯ СТУДЕНТОВ ЗАОЧНОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ
по дисциплине: «ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ»
для специальностей: Коммерция,
Экономика и бухгалтерский учет
г. Ангарск, 2013 г.
Пояснительная записка
Программа составлена в соответствии с примерной программой учебной дисциплины «Основы философии», рекомендованной Экспертным советом по профессиональному образованию (протокол от 25 января №1) и предназначенной для изучения основ философии в учебных заведениях среднего профессионального образования, реализующих образовательную программу среднего (полного) общего образования, при подготовке квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена.
Учебная дисциплина «Основы философии» относится к общему гуманитарному и социально-экономическому циклу основной профессиональной образовательной программы и является фундаментом для последующей профессиональной деятельности.
В результате освоения дисциплины студент
Должен уметь:
- Ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни, как основе формирования культуры гражданина и будущего специалиста;
- определить значение философии как отрасли духовной культуры для формирования личности, гражданской позиции и профессиональных навыков;
- определить соотношение для жизни человека свободы и ответственности, материальных и духовных ценностей;
- сформировать представление об истине и смысле жизни.
Должен знать:
- основы категории и понятия философии;
- роль философии в жизни человека и общества;
- основы философского учения о бытии;
- сущность процесса познания;
- основы научной, философской и религиозной картин мира;
- об условиях формирования личности, свободе и ответственности за сохранение жизни и культуры, окружающей среды;
- о социальных и этических проблемах, связанных с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий.
Методические указания к выполнению контрольной работы
В соответствии с учебным планом студенты должны выполнить контрольную работу, которая является отчетом о самостоятельной работе студента.
Работа должна быть написана в школьной тетради от руки, листы пронумерованы. Для замечаний преподавателя с правой стороны листа следует оставлять поля размером 4-5 см., на обложку тетради приклеивается специальный бланк, и все его графы аккуратно выполняются. Работа должна быть написана четко, разборчиво, через строчку (тетрадь в клетку).
Перед каждым ответом нужно писать номер и полный текст вопроса, ответ на новый вопрос следует начинать со следующей страницы.
При изложении теоретических вопросов по соответствующим темам в контрольной работе следует использовать философские труды, а также изучать рекомендуемую учебную литературу, которая поможет при подготовке к контрольной работе.
В конце контрольной работы перечисляется использованная литература ( Ф.И.О. автора. Полное наименование учебника. –Место издания: Издательство, год издания), затем следует подпись студента и дата выполнения работы.
Для рецензии следует оставить два чистых листа.
Ответы в контрольной работе должны быть по существу, чёткие, полные, ясные. Теоретический материал должен быть связан с практикой.
К работе следует прилагать документы, схемы, таблицы и т.д.
В контрольной работе не следует использовать литературу по другим предметам.
Выполненная работа представляется в учебную часть техникума в строго установленные графиком сроки.
Работа оценивается «зачтено», «не зачтено». Студент, получивший контрольную работу с оценкой, внимательно знакомится с рецензией и с учетом замечаний преподавателя дорабатывает отдельные вопросы. Если работа не зачтена, она вновь выполняется с учетом замечаний! Можно подойти на консультацию к преподавателю. Проверенная контрольная работа ( с необходимыми дополнениями) предъявляется при сдаче экзамена. Без нее к экзамену не допускают.
Вариант 1
1. Предмет философии. Становление философии из мифологии. Характерные черты философии: понятийность, логичность, дискурсивность.
2. Основные этапы развития философии: античный, средневековый, Нового времени, 20 века. Особенности каждого этапа.
3. Дайте описание картин мира: философская картина мира( античность), религиозная (Средневековье), научная (Новое время, 20 век). Напишите, как люди разных времен представляли себе устройство мира
Вариант 2
1. Гносеология- учение о познании. Соотношение абсолютной и относительной истины. Соотношение философской, религиозной и научной истин.
2. Философия Древнего Востока. Философские учения Древнего Китая: Конфуций и Лао-цзы. Философия Древней Индии, буддизм.
3. Проведите сравнительный анализ и изобразите отличия в философских учениях Древнего Китая и Древней Индии в виде таблицы.
Вариант 3
1. Методы философии: формально-логический, диалектический, прагматический, системный.
2. Становление философии в Древней Греции. Философские школы. Сократ, Платон, Аристотель- их основные идеи.
3. Проведите сравнительный анализ и изобразите отличия в философских учениях античности и средневековья в виде таблицы.
Вариант 4
1. Философия эпохи Возрождения: гуманизм и антропоцентризм. Проблемы морали в произведениях Никколо Макиавелли и Эразма Роттердамского
2. Современная философия. Основные направления философии 20 века: неопозитивизм, прагматизм и экзистенциализм.
3. В чем суть психоанализа согласно Зигмунду Фрейду?
Вариант 5
1. Гносеология- учение о познании. Соотношение абсолютной и относительной истины. Соотношение философской, религиозной и научной истин.
2. Онтология- учение о бытии. Происхождение и устройство мира. Современные онтологические представления.
3. В чем суть эволюционизма? Проследите развитие эволюционных учений со времен древности до наших дней. Современные взгляды на эволюционную теорию Чарльза Дарвина.
Вариант 6
1. Этика. Общезначимость этики. Религиозная этика. Свобода и ответственность. Насилие и активное непротивление злу. Этические проблемы, связанные с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий.
2. Социальная структура общества. Типы общества. Формы развития общества: направленная динамика, циклическое развитие, эволюционное развитие. Философия и глобальные проблемы современности.
3. Прочитайте произведение В.С. Соловьева «Русская идея». В чем суть его идеи?. В чем вы видите отличия воззрений Соловьева от идей западной философии 20 века?
ЛИТЕРАТУРА
1.Горелов А.А. Основы философии: учебное пособие для студ. сред. проф. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2009. -256 с. ( с хрестоматией).
2. Губин В.Д. Основы философии: учебное пособие. – М. ФОРУМ: ИНФРАМ, 2009. – 288с. (Профессиональное образование)
3. Ланке В.А. Основы философии: учебное пособие для студ. сред. проф. учеб. заведений. – М. Университетская книга; Логос. 2009 – 286 с.
Дополнительная учебная литература
1.Анишкин В.Г., Шманева Л.В. Великие мыслители: история и основные направления философии в кратком изложении. – Ростов н/Д: Феникс, 2007 – 337с.
2. Балашов В.Е. Занимательная философия. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашко и Ко». 2008 – 172 с.
3. Кохановский В.П., Матяш Т.П, Яковлев В.П., Жаров Л.В. Основы философии: учебное пособие для сред. спец. учеб. заведений. Ростов н/Д: Феникс, 2010 – 315с.
4. Краткий философский словарь / Под ред. А.П. Алексеева. –М.: РГ-Пресс. 2010 – 496 с.
5. Скирбекк Г. История философии: Учебное пособие / Пер. с англ. В.И. Кузнецова. – М.: Гуманитарно-издательский центр Владос. 2008 – 799 с.