Основные «пороки» европейской метафизики
Арашина А.С., 4 курс
«Отбросим некоторые суеверия, которые до сих пор были в ходу относительно философов!»
(Ф.Ницше «Воля к власти // критика философии)
Критика метафизики, так или иначе, присутствует во многих произведениях Ницше, однако, наиболее четко она выражена в одном из самых важных его трудов – в «Воле к власти». В этой книге Ницше критикует не какую-то определенную систему того или иного философа, но метафизику в целом.
Потребность в критике метафизики обусловлена, с одной стороны, различиями философии Ницше с предшествующей ему философской традицией, тем, что жизнь он понимает в виде потока, вечного и абсолютного становления, а само становление недоступно какому-либо разумному толкованию и в принципе непознаваемо; С другой стороны, критика определена тем, что с фигурой философа Ницше связывает появление сверхчеловека, и именно поэтому он критикует метафизику и стремится задать, тем самым, философам такую высокую планку, которая соответствовала бы сверхчеловеку: «Я должен создать идеал философа, наиболее трудный̆ для достижения»[1].
Философы, по словам Ницше, противоречат сами себе. С одной стороны, они хотят добиться вечных истин и абсолютной рациональности, руководствуясь предубеждением против иллюзорности, изменчивости, страдания, смерти, телесности, чувств, рока и т.д., а с другой стороны, ими руководят инстинктивные оценки и вера[2].
Философы чрезмерно полагаются на свои понятия, считая их, в отличие от чувственности, непоколебимыми и достоверными основами мышления. Ницше считает, что философ должен отпускать готовые понятия и создавать новые, позволяя им постоянно изменяться. Философы «не могут уже больше пользоваться готовыми понятиями, не могут только очищать и выяснять их, но должны сначала создать, сотворить их, установить их и убедить в них»[3]. Ницше заостряет внимание на том, что философы всецело полагаются на свои понятия, как на волшебный дар, не замечая, что эти понятия являются наследием как самых умных, так и самых глупых наших предков.
Также, Ницше говорит о проблеме морали в философии, которая зародилась еще в античности и по сей день продолжает занимать умы философов. «Прогресс философии больше всего задерживался до сих пор скрытыми моральными побуждениями»[4]. Философы так или иначе сталкиваются с вопросами морали, но они не могут их решить с помощью своей философии. Они сочиняют свои моральные учения, но на практике все это кончается, как пишет Ницше, «комедиантством», и это является доказательством того, что «в вопросах добра и справедливости «маленькие люди» стоят выше философов»[5]. В дополнение своей критике, Ницше приводит схожее мнение Достоевского и Толстого о простых мужиках, которые в своей практической̆ жизни являются более философами, и которые проявляют больше мужества в своем преодолении необходимости[6].
Вернемся к метафизике. В третьей книге «Воли к власти» ((k)Метафизическая потребность.) Ницше описывает логические заблуждения метафизики. Он говорит, что по ее логике, если этот мир иллюзорен, то есть и истинный мир; если этот мир условен, то есть и безусловный мир; если есть противоречивый мир, то есть и непротиворечивый мир; если этот мир – мир в становлении, то есть мир сущий[7]. Так метафизика от существования несовершенного, иллюзорного мира переходит к существованию идеального мира, что, по мнению Ницше, является неверным.
Ницше, также, заостряет внимание на самих носителях философии. По его словам, самого типичного философа можно приравнять к жрецу. Такой философ оценивает всех по «лестнице степеней», где на самой последней ступени находится его собственный тип. Он не считает важным ценности других людей, и в тоже время считает, что сам он знает: что такое истина, что такое Бог, что такое цель и т.д.[8]. Потребность же в скепсисе он чувствует лишь тогда, когда ему необходимо «приобрести право в самом главном для себя — говорить как догматик»[9]. Такой философ слепо верит, что остальным людям («нефилософам») такая форма познания не доступна, а критику в свой адрес он считает нападением на мораль, добродетель, религию и порядок.
Как мы видим, все претензии метафизической философии Ницше подвергает строгой критике, говоря, что её стремление к истине в действительности оказывается лишь погоней за иллюзиями, стремление к логической достоверности на самом деле основано на иррациональной вере, а рассмотрение проблем морали является завесой для инстинктивных устремлений.
ЛИТЕРАТУРА
1. Ницше Ф. Воля к власти. Опыт переоценки всех ценностей / Пер. с нем. Е.Герцык и др.— М.: Культурная Революция, 2005.— 880 с.
[1]Ницше Ф. Воля к власти. Опыт переоценки всех ценностей / Пер. с нем. Е.Герцык и др.— М.: Культурная Революция, 2005.— с. 242
[2]Ницше Ф. Воля к власти. Опыт переоценки всех ценностей / Пер. с нем. Е.Герцык и др.— М.: Культурная Революция, 2005.— с. 233
[3]Ницше Ф. Воля к власти. Опыт переоценки всех ценностей / Пер. с нем. Е.Герцык и др.— М.: Культурная Революция, 2005.— с. 233
[4]Ницше Ф.: Воля к власти. Опыт переоценки всех ценностей / Пер. с нем. Е.Герцык и др.— М.: Культурная Революция, 2005.— с. 241
[5]Ницше Ф.: Воля к власти. Опыт переоценки всех ценностей / Пер. с нем. Е.Герцык и др.— М.: Культурная Революция, 2005.— с. 252
[6]Ницше Ф.:Воля к власти. Опыт переоценки всех ценностей / Пер. с нем. Е.Герцык и др.— М.: Культурная Революция, 2005.— с. 252
[7]Ницше Ф.: Воля к власти. Опыт переоценки всех ценностей / Пер. с нем. Е.Герцык и др.— М.: Культурная Революция, 2005.— с. 320
[8]Ницше Ф.: Воля к власти. Опыт переоценки всех ценностей / Пер. с нем. Е.Герцык и др.— М.: Культурная Революция, 2005.— с. 262
[9] Там же