Особенности культуры, основные темы и достижения античной философии.
Происхождение философии, ее предмет, специфика, структура и функции. Связь философии с мифологией, религией, наукой и искусством.
Философия (любовь к мудрости) - особая форма познания мира, система взглядов по общим проблемам бытия и познания. Зародилась в 7-6 вв. до н. э. в Индии, Китае, Древней Греции.
Зарождение философской мысли началось в середине первого тысячелетия до н. э. Это был длительный процесс перехода от мифологического мировосприятия к мировоззрению, опирающемуся на знание.
Культурно-историческими предпосылками зарождения философии были:
1. общественное разделение труда (отделение умственного труда от физического, социализация различных видов умственной деятельности)
2. развитие городов, ремесленнической деятельности, которая была связана с городом, колонизация земель, развитие связи между ними, мореплавания, фортификация требовали развития конкретных знаний.
3. Приобретение крупными городами определенной экономической независимости. Для них характерна была активная политическая жизнь. Атмосфера политической свободы, которая в свою очередь стимулировала свободу духовного творчества, способствовала и развитию философии.
Мифологическое мировоззрение, мифологическая мировоззренческая установка не позволяли получить эффективные конкретные знания. Поэтому возникает потребность в возникновении принципиально иной мировоззренческой установки.
Проблема человека – центральная проблема философии Философская проблематика, концентрируясь вокруг основного вопроса, не исчерпывается им. Существуют различные проблем философии. Выделим некоторые из них.
1.Проблемы устройства мира, бытия (онтологии): существует ли субстанция бытия, и какова она, что есть движение, пространство, время; что такое сознание и как оно возникло, какое место занимает в мире человек, какова его природа, существует ли цель мирового развития, существуют ли законы природы или мы верим вних благодаря склонности к порядку и т. п.
2.Проблемы познания мира (гносеология): познаваем ли мир в принципе; безгранично ли человеческое познание в своих возможностях или оно имеет границы, как получается знание о мире, как удостовериться в том, что полученные результаты — истина, а не заблуждение?
3.Проблемы ценностей (аксиологии): что есть благо; какова природа ценностей, как они связаны между собой; как соотносятся ценности и «факты» реальности и т. д.?
4.Проблемы преобразовательной деятельности человека (праксиология): способен ли человек преобразовать мир; где границы допустимого вмешательства в естественное развитие природы и общественных процессов; каковы принципы оптимальной деятельности.
5.Проблемы логики, этики, политики, эстетики и др.
Т. е. основные темы философии: мир в целом (космологический подход) и человек в этом мире (антропологический подход)
В истории философии выделяют 3 подхода к пониманию её предмета:
· старо-античный - философия тождественна науке и её предмет - вся действительность;
· традиционный - наука о первых началах или метафизика;
· современный - философия - учение о всеобщих законах движения и развития природы, общества и мышления.
Специфика философского знания: взаимосвязь и в то же время отличие от других типов знания.
Философское знание является системно-рациональным, т.е. оно строится на основе некоторых исходных положений, принципов и развертываются посредством обоснования логического выведения одного из другого, достижение и изложение философского знания связано с использованием специальных знаний и специального языка. В этом сущность сближения философского знания с любым теоретическим, в частности научным.
2.Философское знание является целостным выражением мира отношением человека к миру, причем это целостное, духовное выражение мира осуществляется на уровне всеобщих его свойств и связей. Любое знание стремиться к духовному воспроизведению мира в форме картины мира (научной, философской, религиозной).В этом своем свойстве философия отличается от любой другой картины мира: философская картина мира характеризуется всеобщностью.
3.Философское знание являются ценностным, что сближает его с другими типами мировоззренческого знания (религия, искусство), а также отличается от любого предмета знания, научного.
4.Являясь ценностным, философское знание характеризуется особой ролью субъективностью личностного момента, ему всегда присуще ценностная ориентация автора. В этом сближается с религией, художественные эстеты. Ценностный характер философского знания определяет то, что отношение к философии у человека должно быть избирательным: личность в принципе должна в философии, как и в искусстве и литературе должна обладать вниманием на то, что соответствует его идеалам.
Функции философия:
· мировоззренческая - даёт готовый теоретический уровень мировоззрения.
· гносеологическая - определение направления дальнейшего познания мира.
· методологическая - даёт готовые методы познания мира: диалектику и метафизику.
· аксиологическая - духовные ценности
· гуманистическая - воспитание гуманистических идей.
Составные части философии: онтология (учение о бытие); гносеология (теория познания); логика (наука о формах правильного доказательства исследований); этика (нравственные формы); эстетика (о красоте и прекрасном).
Особенности культуры, основные темы и достижения античной философии.
На протяжении VI-IV вв. до н.э. в Греции происходил бурный расцвет культуры и ф.. За этот период были созданы новое немиф. М., новая картина мира, центральным элементом к-рой стало учение о космосе. Космос охватывает Землю, человека, небесные светила и сам небесный свод. Он замкнут, имеет сферическую форму и в нем происходит постоянный круговорот - все возникает, течет и изменяется. Из чего возникает, к чему возвращается - никто не знает. Одни греческие ф-ы (натурф-ы) считают, что основой вещей является чувственно воспринимаемые элементы: огонь, вода, земля и определенное вещество – апейрон. Другие (пифагорейцы) видели ее в математических атомах. Третьи (элеаты) усматривали основу мира в едином, незримом бытии. Четвертые считали такой основой (Демокрит) неделимые атомы; пятые (школа Платона) - земной шар лишь тень, результат воплощения царства чистой мысли.
Разумеется, все эти Ф. направления были во многих отношениях наивными и противоречивыми друг другу. Не порвав еще до конца с мифологией, они отводили богам, сверхъестественным силам второстепенное, а то и третьестепенное место, пытались познать мир из него самого. На первых порах древнегреческие ф-ы не осознавали, что основной вопрос Ф. может иметь разное значение, но уже в V в. до н. э. (Платон, Демокрит) четко обозначили две противоборствующие линии, борьба между к-рыми проходит через всю дальнейшую историю Ф.
Античная философия охватывает период с 6 века до н. э. до 6 века н. э. В её истории выделяются след. этапы:
- сократовская (древнегреческая философия);
- классическая греческая философия;
- эллинистическая философия.
Основными проблемами античной философии были:
· Проблема бытия и небытия, материи и ее форм. Выдвигались идеи о главных элементах, стихиях космоса (Фалес, Анаксимен, Зенон, Анаксимандр, Демокрит);
· Проблема человека, его познания, его отношения с другими людьми. В чем сущность человеческой морали. Что такое политика и государство по отношению к человеку? Как соотносятся рациональное и иррациональное в человеческом сознании? Есть ли абсолютная истина и достижима ли она человеческим разумом? (Сократ, Эпикур…);
· Проблема воли и свободы человека. Выдвигались идеи ничтожности человека перед силами природы и общественными катаклизмами и, одновременно, его могущества и силы его духа в стремлении к свободе, благородной мысли, к познанию, в котором видели счастье человека (Аврелий, Эпикур…);