Ре измерения человеческого бытия
1. биологическое – выражается в анатомофизиологических, генетических явлениях, а также в нервно – мозговых, электрохимических и др. процессах человеческого организма
2.психическое – внутренний душевно – духовный мир человека => сознательные и бессознательные процессы, воля, переживание, память, характер, темперамент и т.д.
- мышление человека – биопсихосоциальный феномен, материальный субстрат - поддается биологическому измерению, но содержание мышления (= наполняемость) – взаимообусловленность психического и социального
3.социальное – сущность человека ---> конкретно – исторична => содержание – оставаясь социальным, изменяется в зависимости от конкретного содержания эпохи, социально – культурного и социально – бытового контекста (трудовой деятельности (!))
4.космическое –организменным уровнем человек включенв природнуюсвязь явлений и подчиняется природной необходимости (система человек – Вселенная) => «ноосфера» В.И. Вернадский => «среда»: объединяет биологическое (живое) и социальное (разумное)
Вывод: универсальность человеческой личности => личность и «Я» =>
- личность –совокупность основных составляющих: биологических задатков, воздействия социальных факторов (среда, условия, нормы, регулятивы), и ее психосоциального ядра
- «Я» - интегративное ядро духовного мира человека, его регулятивный центр
- человек ---> способен понимать окружающий мир, процессы, происходящие в нем, свои мысли и действия, свое отношение к окружающему миру и к самому себе => человек сознает => человек обладает сознанием
Вопрос 4. Категория «сознание» в философии как способность
человека к мышлению: способы отображения сознания
- сознание– это высшая, свойственная только людям и связанная с речью функция мозга, заключающаяся в обобщенном и целенаправленном отражении действительности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, в разумном регулировании и самоконтролировании поведения человека
основные характеристики сознания
1. идеальность сознания -образы, составляющие сознание, не обладают ни свойствами отражаемых в нем предметов действительности, ни свойствами нервных физиологических процессов, благодаря которым возникли
- лишено пространственных характеристик и других физических свойств
2. объективность сознания (Платон «мир идей», Гегель «мировой дух») –независимость от индивидуального мышления, т. е. формы сознания складываются в ходе истории независимо от воли и мышления отдельного человека => посредством существования объективных мыслительных форм
---> определяется индивидуальное сознание
ПР: язык, религия, мораль, искусство созданы людьми, но они существуют независимо от сознания каждого отдельного человека (объективно). Правила языка, религиозные верования, нравственные представления, эстетические идеалы изменяются, но сам процесс изменения носит объективный характер
3. социальность сознания -=> поскольку сознание не является физиологической функцией человеческого мозга => мыслит не мозг, а человек с помощью мозга, причем человек, включенный в систему общества => сознание является функцией не мозга, а общества в целом
ПР: история общества в целом, отдельных цивилизаций (или культур)
4. адаптационность сознания -специфически человеческий способ адаптации к среде путем изменения не внутреннего строения человека, а окружающей среды => необходимость формирования устойчивых общностей людей (постоянной координации действий, входящих в общность индивидов в процессе создания ими условий своего существования). Постоянное, устойчивое общение между индивидами становится одним из условий специфически человеческой адаптации. Средством удовлетворения этой потребности явился язык.
5.сознание существует в знаково-символической форме –язык (= система знаков) => способ выражения и сохранения сознания. Поскольку мышление идеально, то передано оно может быть только с помощью знака или символа. В отличие от мышления, оперирующего идеальными объектами, язык материален, так как и знаки, и символы репрезентируют свои значения через материальные носители. Язык — это материальное выражение нематериальных (идеальных) построений.
- знак (= символ) - чувственный объект (предмет, явление), который является заместителем другого предмета (явления)
- сознание существует как символическая деятельность
- мысль (идеальное) «зашифрована» или «закодирована» в знаке (= символе) => сознание - деятельность, заключающаяся в «зашифровке» (или «расшифровке») знаков. Философы называют это процессом «опредмечивания» и «распредмечивания».
6. целеполагание сознания -термин «сознание» подталкивает к его отождествлению с совместным знанием => осознание окружающей действительности выступает в виде знаний о ней => знания обеспечивают человеку возможность ориентироваться в мире, обеспечивают возможность опережающего отражения действительности
7. творческий характер сознания -сознание активно воздействует на окружающий мир, преобразует его в соответствии с потребностями общества => процесс творения носителя сознания и самосознания
идея(знание и планирование того, что должно быть => ориентация на практическую реализацию) | цель– идеализированная и нашедшая свой предмет потребность человека |
проблема происхождения и развития сознания
материализм | идеализм |
- появление и развитие сознания в ходе биологической эволюции (= антропосоциогенеза) => - «первичность» материи по отношению к сознанию | - сознание развивается по собственным законам => - может быть понято исключительно из самого себя => - «первичность» сознания по отношению к материи |
объективный идеализм | субъективный идеализм |
- мир существует независимо от сознания человека - объективность сознания | - мир существует в зависимости от человеческого сознания (= совокупность ощущений мыслящего субъекта) => знание - идеальная (мыслительная) конструкция, которая определяется особенностями познающего субъекта - субъективность сознания |
- 2-ва вида сознания: 1) индивидуальное сознание(духовный мир одной личности), 2) общественное сознание(духовный мир общества в целом)
- солипсизм— течению, согласно которому мир и остальные люди существуют только в сознании человека
3-ри основные сферы (= структуры) сознания
1. познавательная сферасознания - состоит из области чувственных процессов и области рационального мышления
- чувственные, сенситивные(чувство, ощущение) процессы - это ощущения, восприятия, представления, возникающие в результате воздействия на органы внешних чувств человека
- рациональные(разум) процессы - это мышление (мышление с помощью языка), образное мышление (воображение), внимание, память
2. эмоциональная сферасознания - включает в себя все душевные переживания, внутренние чувства человека
- эмоции(волнение) - кратковременные переживания (радость, страх, печаль, восхищение, страдание)
- чувства(внутренние чувства) - устойчивые, длительные переживания (любовь, ненависть, горе, счастье, сострадание и др.)
3. ценностно-волевая сферасознания - состоит из внутренних целей человека и духовных усилий к достижению этих целей
-в сознании человека формируются определенные нормы, жизненные установки, ценности, идеалы, они выступают в виде целей, к которым стремится человек
- воля –психический процесс, выражающийся в действиях по достижению цели, направленный на удовлетворение потребности => способность осуществлять свои желания
2 -ве дополнительные сферы (= структуры) сознания
1. подсознание -инстинкты, рефлексы, сновидения, комплексы и т. п.
2. сверхсознание -интуиция, озарение, совесть
источники сознания (= источники духовного развития человека) - это
факторы, которые создают, видоизменяют, направляют процессы сознания
1. внешний материальный мир
2.социокультурная среда, в которой формируется сознание человека
3. духовный опыт самого человека (переживания, осмысления, внутренние усилия)