Требования к оформлению контрольных работ
Задания, требования и оформление контрольных работ для группы С-КСО 311
Темы контрольных работ
1. Милетская школа философии (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен) и проблема первоначала.
2. Пифагор и его школа. Учение о числе в контексте проблемы первоначала.
3. Основные темы философии Гераклита Эфесского: огонь, логос, становление.
4. Проблема бытия в поэме Парменида «О природе».
5. Учение Левкиппа и Демокрита об атомах и пустоте.
6. Основные проблемы софистики. Учение Протагора о человеке и трактат Горгия «О небытии).
7. Философия Сократа. Проблема блага и задача мышления.
8. Учение Платона об идеях.
9. Учение Платона о государстве.
10. Метафизика Аристотеля. Учение о сущности и о божестве.
11. Этика и политика у Аристотеля: проблема добродетели и идеальное государство.
12. Философия Эпикура: учение об атомах и проблема мудрой жизни.
13. Римский стоицизм (Сенека, Марк Аврелий) и его основные проблемы.
14. Основные проблемы неоплатонизма согласно учениям Плотина и Прокла.
15. Греческая патристика (Григорий Нисский, Дионисий Ареопагит, Иоанн Дамаскин): проблема адаптации философского языка к истине Откровения.
16. Латинская патристика. Критика разума с позиции веры у Тертуллиана.
17. Учение Августина Блаженного о «Граде Земном» и «Граде Божьем».
18. Пьер Абеляр и проблема универсалий.
19. Метафизика Фомы Аквинского.
20. Основные идеи и тенденции философии Возрождения.
21. Теоретизация политики у Макиавелли.
22. Обоснование наук у Френсиса Бэкона.
23. Проблема метода и учение о двух субстанциях у Декарта.
24. Учение о божественной субстанции у Спинозы.
25. Плюралистическая метафизика Лейбница.
26. Проблема государства у Гоббса и Локка.
27. Эмпиризм Бэркли и Юма.
28. Концепция французского Просвещения (Дидро, Вольтер, Руссо).
29. Проблема познавательных способностей у Канта.
30. Проблема морального закона у Канта.
31. Основные положения философской системы Шеллинга.
32. Философия Абсолютного Духа Гегеля.
33. Учение Гегеля о государстве.
34. Основные положения философии Маркса.
35. Шопенгауэр: Мир как воля и представление.
36. Критика метафизики в философии Ницше.
37. Основные положения феноменологии Гуссерля.
38. Фундаментальная онтология Хайдеггера.
39. Основные проблемы экзистенциализма (Ясперс, Сартр, Мерло-Понти).
40. Структурализм и постструктурализм: основные тенденции, проблемы и представители.
41. Образ человека в античном мировоззрении.
42. Идея цельного человека в концепции «эстетического воспитания» Ф. Шиллера.
43. Христианская антропология Августина.
44. Диалектика души: величие и ничтожество человека в философии Паскаля.
45. Антроподицея о. П. Флоренского (человек, культ, культура).
46. Религиозная и нравственная проблематика в русской философии конца 19-нач. 20-го века.
47. Теологическая, философская и научная антропология.
48. Психоанализ и современная западная философия.
49. Философская антропология и фундаментальная онтология М. Хайдеггера
50. Философия безумия в философии ХХ века.
51. Личность и индивидуальность в европейской философии ХХ века.
52. Проблема отчуждения как проблема философии ХIХ-ХХ веков.
53. Человек в ситуации абсурда (обэриуты, экзистенциалисты, постструктуралисты об абсурде).
54. Понимание человека в творчестве М. Бубера.
55. Антропология М. М. Бахтина: человек в модусе «я» и в модусах «он», «ты» и «мы».
56. Теория феноменального тела в работах А. Бергсона, Мерло-Понти, Делеза.
57. Проблема отношения «Я - тело» и проблемы феноменологии восприятия тела.
58. Проблемы выбора и ответственности в европейской философии.
59. Тело как носитель априорных констант и основание экспрессивности человека.
60. Смерть как априорная данность и культурный символ.
61. Перспективы человека в цивилизации «пост-». Становление постантропологической парадигмы.
62. Человек общества потребления и феномен скуки.
63. Разрушение религиозного образа человека в позднее Новое время и его экзистенциальные последствия.
64. Психоаналитическая концепция человека: ее основные положения.
65. Человек как творец. Творчество, культура и образ человека-творца.
66. Антропологический кризис и поиски путей его преодоления.
67. Современные биотехнологии и проблема границ человеческого бытия.
68. Смерть и бессмертие в философии «Общего дела» Н. Ф. Федорова.
69. Проблема интерсубъективности в философской антропологии.
70. М.Хайдеггер о завершении европейской метафизики.
71. Современный мир и задача философии по Х. Ортеге-и-Гассету.
72. Поворот от структурализма к постструктурализу.
73. Манифест философии А. Бадью
74. Онтологическая интерпретация Другого в философии М. Хайдеггера.
75. Ж.-П. Сартр: тело и Другой (по трактату «Бытие и Другой»).
76. Я и Другой в философском проекте Э. Левинаса.
77. Тема Другого в постструктурализме. Другой в прочтении Ж. Лакана и М. Фуко.
78. Процесс дегуманизации в современной культуре и его основания. Философский смысл кризиса гуманизма
79. Интерсубъективная и коммуникативная природа «жизненного мира» (Э.Гуссерль, Ю. Хабермас).
80. Роль традиций, ценностей и предрассудков в социально-гуманитарном познании (Г.-Х. Гадамер «Истина и метод»). Мотивационный комплекс (Маслоу).
81. Дилемма или союз объективного и «личностного знания» (М. Полани «Личностное знание»).
82. Основные философские теории ценностей (Р.Г. Лотце, Г. Риккерт, В.Виндельбанд, М. Шелер, М. Вебер).
83. Проблемы ценности и оценки, ценности и нормы в социально-гуманитарном познании.
84. Мысль и язык. Современная философия о роли языка.
85. Современные методы познания, компьютеризации научных исследований.
86. Проблемы искусственного интеллекта и их влияние на гносеологию, становление научно-технической философии.
87. Экзистенциальные проблемы человеческого бытия. Вопросы жизни и смерти человека.
88. Проблема демаркации науки и не-науки. Типы вненаучного знания. Признаки псевдонауки.
89. Иконический (визуальный) поворот в современной философии.
Требования к оформлению контрольных работ
- Объем – 6-7 листов. Шрифт Times New Roman. 12 пт., интервал 1. Поля по 2 см верх, низ, левое поле, 1,5 см. правое поле. Нумерация страниц – правый нижний угол.
- Оригинальность текста не менее 70 %. Допускается заимствование только в виде цитат, оформленных сносками. Цитата должна быть поставлена в кавычки, далее поставлена сноска. Сноски постраничные.
- При наличии плагиата вне цитат, (при наличии абзацев заимствованного текста), а также если работы нескольких студентов будут частично или полностью совпадать, работы приняты не будут.
- Примерная структура письменной работы:
1. Постановка проблемы (должна быть раскрыта формулировка темы контрольной работы, сформулирована философская проблема, которая заключена в этой формулировке).
2. Подходы к этой проблеме, точки зрения на нее. Авторы, разделяющие те или иные точки зрения ( авторов можно и нужно цитировать, и оформлять цитаты сносками).
3. Ваше понимание концепций этих авторов, их анализ, сравнение.
4. Ваши вывода, Ваш взгляд на проблему.
5. На последней странице после основного текста список использованных источников и литературы (5-10 пунктов), оформленный в соответствии с требованием.