Западная философия 19 – 20 века
1. Артур Шопенгауэр (1788 – 1860) основывает свою философскую школу, которая получила название «философия жизни». В своем творчестве Шопенгауэр осмысливает прежде всего метафизику страха как врожденное свойство человеческой психики. Объяснение данному феномену он находит в философии буддизма и индуизма, применяя учение о жажде жизни как источнике страданий, опасений и страхов человека. По мнению А. Шопенгауэра, нет ни объективной истины, ни справедливости, а есть только тотальный и все подчиняющий страх перед смертью. Единственное, что заставляет человека жить, несмотря на знание о своей смертности – воля, которая является тем, без чего невозможно продолжение жизни. Шопенгауэр в своем фундаментальном труде «Мир как воля и представление» выдвигает идею, что воля бессознательна и бессмертна и является единственно подлинной реальностью в этом иллюзорном и быстро меняющемся мире. Мир же является волей и представлением и в нем царствует не разум и свобода, а воля как бессознательное влечение к жизни. Философ считает, что там где воля, там и страдание, так как страдание неотделимо от воли. Шопенгауэр стоит на позициях глубокого пессимизма. Он полагает, что чем больше у человека жажды к жизни, больше воли, тем больше страдает человек, и нет нигде такого уголка на земле, где человек был бы счастлив. Люди же в совместной жизни представляют собой столкновение воль и страданий. Фридрих Ницше (1844 – 1900) свою философию называет экспериментом. Суть его эксперимента состоит в разрушении самоочевидных ценностей, которые человек принимает не критически, а как само собой разумеющееся. Обнажая пороки и лицемерие бюргерской среды, мещан, погрязших в пошлости и ханжестве, Ницше выдвинул лозунг «переоценки всех ценностей». Заглядывая во внутренний мир человека, Ницше обнажает пороки своих современников, их ханжескую мораль и приходит к ужасающему откровению «Бог умер!». Более того, именно люди убивают своего Бога, профанировав саму идею трансцендентного своими слабостями и тщедушностью морали. Обесценивание ценностей и пороки есть следствие христианской морали. Христианство как идеология и образ жизни слабых порождает слабого человека и его ничтожную мечту в бессмертие. Христианство есть религия рабов; именно масса и толпа сокрушила благородство Рима, она как носитель идеологии слабых, верящих в бессмертие своей ничтожной души, уничтожила благородный дух аристократизма. Подвергая критике иудео-христианскую мораль, Ницше отдает предпочтение античности с присущим ей культом жизнерадостности, телесного оптимизма и красоты. Ницше считает, что для того, чтобы выйти из-под влияния христианства и упаднической культуры, необходимо избавиться от их наследия. Носителю рабской психологии дозволено быть одним из массы, он не созидает ничего нового, оставаясь слабым духом. Чтобы освободить дух от рабской морали и привить ему благородство необходимо избавиться от идеологии масс, проповедующей бездействие духа ради слепой веры в личное бессмертие. Нужно 11 отойти от старой религии, морали и метафизики. Смерть Бога для Ницше означает отказ от всех ценностей, имеющих трансцендентальный характер, разрушение религии, этики и старой метафизики. Это отказ от идеи Бога, от прежних моральных ценностей, от Абсолютной идеи, субстанции, разума. Ницше провозглашает, что нет ни Бога, ни субстанции. На самом же деле существует этот земной мир, есть только изменение и становление мира, а не трансцендентное. Этим самым Ницше провозглашает, что миром людей и поведением человека управляет бессознательное стремление к власти и стремление быть первым. Именно они придают существованию человека подлинность и жизнеспособность культуре в целом. В сверхчеловеке превалирует бессознательное стремление к власти. Однако власть для Ницше являет силу на духовном уровне. Быть властным – это значит быть выше массы, быть активным и сильным духом, смело ниспровергать старые ценности и созидать новые. Сверхчеловек – это личность, в которой аккумулированы аристократизм и благородство, высокое развитие интеллекта и нравственная красота. Толпа не терпит и не признает благородство духа, не способна к созиданию нового и довольствуется лишь слепым перенятием образцов. Труды «Антихристианин», «Так говорил Заратустра», «Генеалогия морали» и др. 3. Экзистенциализм – от лат. existentia – существование, философия существования, одна из самых популярных на Западе. Исходные идеи взяты из сочинений датского религиозного мыслителя С. Кьеркегора. Это идея экзистенциального мышления, которое связано с внутренней духовной жизнью личности, с ее интимными переживаниями. Кьеркегор обращал внимание на неустойчивость человеческого бытия, его обреченность на смерть. Согласно экзистенциализму, задача философии – заниматься не проблемами науки, а вопросами сугубо человеческого бытия, существования. Человек помимо своей воли заброшен в этот мир, в свою судьбу, и он живет в чуждом ему мире; его бытие со всех сторон окружено таинственными знаками, символами. Жизнь глубоко иррациональна, страдание в любой форме преобладает в ней. Экзистенциализм в Германии. Мартин Хайдеггер (1889 – 1976) – один из оригинальных философов ХХ века. В нем видели философа, который сумеет противопоставить научно-техническому натиску глубокую мысль. Философию Хайдеггер понимал как радикальное вопрошание, лекарство против легкомыслия, которое нельзя купить за деньги, а можно достичь лишь в результате глубоких раздумий. Основные идеи своей философии излагает в работе «Бытие и время». Хайдеггер субъективные категории или экзистенциалы как эмоционально-окрашенные понятия определяет средствами описания и толкования бытия. Экзистенциализм во Франции. Жан-Поль Сартр (1905 – 1980) – философская совесть Франции. Сартр не только философ, но и писатель. В 1964 году ему была присуждена Нобелевская премия по литературе, которую он отказался принять. Политический деятель. Он был участником французского сопротивления фашизму, активно поддерживал в мае 1968 года бунт парижской молодежи. Исключительное внимание уделил теме свободы. Хотя человек выбирает свой способ бытия на фоне абсолютной случайности своего «бытия-здесь», он держит в своих руках все нити, связывающие его с миром. Не выбирая свою эпоху, он выбирает себя в ней. Человек, по Сартру, должен постоянно «изобретать» себя, свободными выборами своего способа бытия строить себя «вплоть до мельчайших деталей».Основной труд «Бытие и ничто» и др.
Лекция 11 – 12
Казахская философия
1. Абу Наср Мухаммед ибн Мухаммед ибн Тархан ибн Узлаг аль-Фараби ат-Турки (870 - 950). Величина мирового масштаба.Астрономия, логика, теория музыки и математика, социология и этика, медицина, психология, философия и право – таков перечень его интересов. Многие годы жизни провел в Багдаде, центре арабского халифата, изучал труды античных философов, общался с видными учеными. Фараби является одним из первых крупных комментаторов трудов Аристотеля. Присвоен титул «Второй учитель».Фараби внес самостоятельный вклад в науку логики. Синтезировал в своем творчестве ценнейшие достижения арабской, персидской, греческой, индийской и своей собственной тюркской культуры. Гений реформатора науки, стремившегося систематизировать знание своего времени в трактате «Слово о классификации наук». Им написаны более 100 работ. Выступал за научное познание мира, против насилия в обществе. «Трактат о взглядах жителей добродетельного города». Город станет тогда добродетельным, утверждал аль-Фараби, когда в нем почетное место займут науки и искусства, когда мыслящие люди не только сохранят честь и достоинство, но своим примером и воздействием на души сограждан, как правителей, так и подданных, сделают всеобщей нормой стремление к совершенству.Ходжа Ахмет Ясауи (1103 – 1166) – признанный глава тюркской ветви суфизма, мыслитель, поэт. «Хикметы» («Книга мудрости»). Последние годы жизни провел в подземелье. Построенный в честь Ахмета Ясауи по личному указанию Тимура мавзолей – шедевр средневековой архитектуры Казахстана. Процесс исламизации Центральной Азии. Странники, миссионеры, народные проповедники распространили учение Ясауи в Туркестане, среди киргизов, в Азербайджане. Общее духовное достояние всех тюркских народов. Проповедь справедливости, нравственного очищения и совершенствования человека нашло отклик в душе тюркского народа. Свидетельство тому – многочисленные культы суфиев-святых, ставших местами паломничества. Цель учения Ясауи – встреча с Богом, желание увидеть Его. Стремление понять Бога для суфиев является смыслом всей жизни. Лицезреть Бога невозможно глазами, узреть Бога можно только сердцем. Основной доктриной суфизма является мистическая любовь к Богу. 2. Шокан Валиханов (1835 – 1865) является ярким представителем казахского Просвещения. Прогрессивный ученый- энциклопедист, востоковед, путешественник, дипломат, публицист и общественный деятель. На становление Ш. Валиханова как передового ученого и мыслителя повлияли деятели науки и культуры России. Ряд исследований: «Следы шаманства у киргизов», «О мусульманстве в степи», открытие эпоса «Манас» и др. Казахский ученый считает, что познание и освоение казахами европейской культуры – жизненная необходимость, а для этого необходимо Просвещение. Причину социального несчастья он искал во всеобщей безграмотности и невежестве.3. Выдающийся представитель казахского Просвещения педагог-новатор и писатель Ибрай Алтынсарин (1841 – 1889). Открытие первой народной школы, выпуск первой хрестоматии на казахском языке. Его стремление учить детей казахов таким образом, чтобы они могли быть полезными своему народу, приобщиться к достижениям земледелия и промышленности. Выступал против невежества и суеверия. Культ знания и вера во всеспасительность знания для развития общества и каждой человеческой индивидуальности. Он совершает титаническую работу по организации учебных заведений, подбору кадров, оснащению и снабжению школы, заботы о детях и т.д. И. Алтынсарин призывал молодежь к порядочности и человечности.Старался привить детям степи нравственные ценности, без которых невозможно очеловечивание человека.4. Абай Кунанбаев (1845 – 1904) – великий поэт, писатель, общественный деятель, основоположник современной казахской письменной литературы, реформатор культуры в духе сближения с русской и европейской культурой.К нему стекаются акыны, певцы, вокруг него собирается талантливая молодежь, создается социально-философская и литературная школа. Могучее воздействие и влияние его личности. Он выступал в качестве бия, советчика, рассказчика, ненавязчивого наставника, учителя, просветителя. Абай внес в культуру казахов целый поток образов, форм (сатира, лирика, откровения, пейзажная лирика, исповедь), сюжетов, идей из иных культур и традиций, что означает включение казахской культуры в мировую.Особое место в творчестве Абая занимают «Слова назидания». Философия жизни отдельного человека на фоне судьбы народа. Это призыв, обращение, манифест к своему народу, желание быть услышанным и понятым. В поисках того, как обрести качество великого, а не мелкого униженного народа, Абай видит в возрождении лучших традиций прошлого, духа предков, сочетающегося с потоком времени просвещенного ислама.В воспитании Абай первостепенное значение отводит нравственному примеру и языкам. Через родной язык впервые открывается окно в мир. Широта взгляда, общечеловечность обязывает изучать языки других народов. В человеке изначально заложена способность к нравственному совершенствованию. Главное – пробуждать эту способность. Согласно философии Абая, нравственность глубинно связана со смыслом жизни человека, с его творчеством и духовным развитием. Будь Человеком! – таков этический принцип великого и мудрого Абая. 5. Шакарим Кудайбердиев (1858 – 1931), отец Кудайберды – старший брат Абая. Подлинным наставником становится Абай.В центре философско-этических размышлений Шакарима стоит признание идеи Творца и бессмертия души. Сущность человека, его природу и назначение Шакарим определяет в знании и прежде всего в знании истины. Знание истины не ограничивается чисто рациональным знанием, необходимо знание добродетели. Оно предполагает «осведомленность в науках и различных религиях».Разум в единении с нравственной волей создает человека, поведение которого отличается разумностью и нравственностью. Философ убежден, что знание добродетели должно совпадать с поступками человека, что и составляетмудрость. Философское произведение «Три истины», поэмы, стихи, эссе, статьи, поэтические переводы.
Лекция 13
Русская философия
1. В становлении русской философской мысли в древности оказало влияние мировоззрение языческих славян, византийской культуры и неоплатонизма. Языческая Русь, ее христианизация сыграли роль в становлении русской философской культуры.Для большинства русских философов характерен идеал цельности, рассмотрение в единстве всех духовных сил человека – чувственных, рациональных, нравственных, религиозных, эстетических. Нравственность в общественном контексте приводит к принципу соборности. Соборность означает единство людей на основе их любви к Богу и следование строгой нравственности. В вопросе об истинности часто стремятся соединить теоретический и нравственно-религиозный опыт. Истина сближается с праведностью, высокой духовностью. 2. Владимир Соловьев (1853 – 1900) – русский религиозный философ, поэт, публицист. Проповедовал утопический идеал всемирной теократии. Его влекут философские начала цельного знания, он оправдывает добро, развивает идеалы Богочеловечества. Бог олицетворяет собой положительное всеединство. Всякое многообразие окреплено божественным единством, мудростью Бога, Софией. София – это душа мира. Смысл бытия человека – достраивание Софии до органической целостности с Богом. Такое восстановление может иметь место в процессе эволюции человечества. Оказал большое влияние на русский идеализм и символизм. Труды «Чтения о богочеловечестве», «История и будущность теократии», «Россия и вселенская церковь», «Оправдание добра» и др. 3. Центральной темой философии Николая Бердяева (1874 – 1948) является человек свободный, творческий, а таким он является лишь в свете божественного, точнее, божественного «ничто». Бог сотворил мир из ничто, Богу предшествует первичный принцип «ничто». Бог свободен. И человек свободен. Бог помогает человеку стать добрым, но он не в состоянии контролировать ничто, принцип свободы. Бог и человек есть дух. Для Бердяева главное – это оправдание человека, его философия ярко персоналистична, романтична. Всеобщее воскресение достигается не в технике, не в революциях, а в божественной духовной
жизни. Труды «Философия неравенства», «Я и мир объектов» и др.