Зарождение промышленного производства
(773.2) 69:2.1 Первобытные промыслы постепенно возникли как гарантия от ужасов голода. Уже в глубокой древности человек стал учиться у животных, в урожайный год запасавших пищу на черный день.
(773.3) 69:2.2 До того, как древний человек стал бережливым и у него появились примитивные промыслы, обычной участью племени были лишения и страдания. В древности человек был вынужден бороться за пищу со всем животным миром. Тяготы борьбы неизменно выталкивают человека на уровень животного; бедность является его естественным и преобладающим состоянием. Богатство – не природный дар; оно дается трудом, знаниями и организованностью.
(773.4) 69:2.3 Первобытный человек быстро осознал преимущества объединения. Объединение вело к организации, а первым следствием организации стало разделение труда, что сразу же привело к экономии времени и материалов. Это разделение труда являлось следствием вынужденной адаптации – пути наименьшего сопротивления. Первобытные дикари никогда не работали с радостью и желанием. Для них подчинение диктовалось необходимостью.
(773.5) 69:2.4 Первобытный человек не любил тяжелого труда, и если ему не грозила серьезная опасность, он не торопился. Временной фактор труда – представление о совершении определенной работы за определенный промежуток времени – является целиком современным понятием. Древние люди никогда не спешили. Только двойное воздействие напряженной борьбы за существование и постоянно растущего уровня жизни приучило пассивные от природы древние расы к трудолюбию.
(773.6) 69:2.5 Труд и творческий замысел отличают человека от животных, чьи усилия в основном инстинктивны. Необходимость трудиться – высшее благословение человека. Все члены княжеского персонала работали; они сделали многое для того, чтобы облагородить физический труд на Урантии. Адам был садовником; Бог иудеев трудился – он был всеобщим создателем и вседержителем. Древние иудеи были первым племенем, сделавшим трудолюбие высшей ценностью, первым народом, провозгласившим: «Кто не работает, тот не ест». Однако многие мировые религии вернулись к древнему идеалу праздности. Юпитер был бражником, а Будда превратился в созерцательного сибарита.
(773.7) 69:2.6 Те сангикские племена, которые обитали за пределами тропиков, отличались сравнительным трудолюбием. Но борьба между ленивыми фанатиками магии и прозорливыми поборниками труда тянулась долго, очень долго.
(773.8) 69:2.7 Первое проявление человеческой предусмотрительности было направлено на поддержание огня, воды и пищи. Но первобытный человек был прирожденным авантюристом; он всегда хотел получить что-нибудь даром, и слишком часто на протяжении этих древних веков успех, достигавшийся в результате кропотливого труда, приписывался магическим силам. Колдовство неохотно уступало место прозорливости, самоотверженности и трудолюбию.
РАЗДЕЛЕНИЕ ТРУДА
(773.9) 69:3.1 Разделение труда в первобытном обществе определялось сначала естественными, а впоследствии – социальными факторами. Первоначальное разделение труда выглядело следующим образом:
(774.1) 69:3.2 1. Специализация по половому признаку. Занятия женщины определялись присутствием ребенка; женщины по своей природе больше любят детей, чем мужчины. Так женщины начали выполнять рутинную работу, а мужчины стали охотниками и воинами с четко разграниченными периодами труда и отдыха.
(774.2) 69:3.3 На протяжении всех веков существовали табу, удерживавшие женщину в строго определенных рамках. Мужчина предельно эгоистично выбирал себе самую приятную работу, оставляя женщине тяжкий повседневный труд. Если мужчина всегда стыдился женского труда, то женщина с готовностью выполняла мужскую работу. Однако, как ни странно, и мужчины, и женщины сообща трудились над созданием и обустройством своего дома.
(774.3) 69:3.4 2. Изменения вследствие возраста и болезней. Эти различия обусловили еще один вид разделения труда. Уже в глубокой древности старикам и калекам приходилось заниматься изготовлением орудий труда и оружия. Позднее их стали направлять на строительство оросительных сооружений.
(774.4) 69:3.5 3. Дифференциация по религиозному признаку. Шаманы были первыми людьми, освобожденными от физического труда; они стали первым профессиональным классом. Кузнецы составляли небольшую группу, конкурировавшую с шаманами как волшебники. Способность кузнецов обрабатывать металлы заставляла людей бояться их. Существование жестянщиков («белых кузнецов») и специалистов по обработке железа («черных кузнецов») положило начало древней вере в белую и черную магию, что впоследствии породило суеверные представления о добрых и злых призраках, добрых и злых духах.
(774.5) 69:3.6 Кузнецы стали первой нерелигиозной группой, получившей особые привилегии. Считалось, что во время войны они сохраняют нейтралитет, и этот дополнительный досуг привел к тому, что как класс они превратились в политических деятелей первобытного общества. Однако грубые злоупотребления кузнецов своими привилегиями вызвали всеобщую ненависть, чем незамедлительно воспользовались шаманы для разжигания ненависти к своим конкурентам. В этом первом соревновании науки и религии победила религия (суеверия). Изгнанные из деревень на окраины поселений, кузнецы открывали там постоялые дворы – первые гостиницы.
(774.6) 69:3.7 4. Хозяин и раб. Следующая дифференциация труда возникла из отношений победителя и побежденного, что привело к возникновению рабства.
(774.7) 69:3.8 5. Дифференциация по физическим и умственным способностям. Дальнейшее разделение труда произошло вследствие врожденных различий между людьми, ибо люди не рождаются одинаковыми.
(774.8) 69:3.9 Первыми ремесленниками были кремнедробильщики и каменщики; следующими стали кузнецы. Позднее получило развитие групповое разделение труда; целые семьи и кланы посвящали себя определенному ремеслу. Одна из древнейших каст жрецов – не считая племенных шаманов – появилась в результате суеверного возвышения семьи, члены которой были искусными изготовителями мечей.
(774.9) 69:3.10 Первыми специализированными группами стали экспортеры каменной соли и гончары. Женщины изготовляли простую керамику, мужчины – фасонную. В некоторых племенах шитьем и ткачеством занимались женщины, в других – мужчины.
(774.10) 69:3.11 Первыми торговцами были женщины; их часто использовали в качестве шпионов, для которых коммерция носила второстепенный характер. Торговля быстро расширялась, и женщины играли роль посредников – сдельных работников. Вслед за этим появился класс купцов, взимавших за свои услуги определенный процент, то есть получавших доход. Рост товарообмена между различными группами привел к коммерции, а вслед за обменом товарами появился обмен квалифицированной рабочей силой.
ВОЗНИКНОВЕНИЕ ТОРГОВЛИ
(775.1) 69:4.1 Так же, как вслед за насильственным браком пришел брак по расчету, так захватнические налеты сменились меновой торговлей. Однако древнюю практику бессловесного товарообмена и более позднюю торговлю с помощью современных биржевых методов разделял продолжительный период пиратства.
(775.2) 69:4.2 Первую меновую торговлю вели вооруженные торговцы, оставлявшие свои товары в нейтральном месте. Женщины организовали первые базары; они стали древнейшими торговцами, и так было потому, что они переносили грузы: мужчины были воинами. Уже в глубокой древности появился торговый прилавок – стена, достаточно широкая, чтобы не дать продавцам и покупателям использовать друг против друга оружие.
(775.3) 69:4.3 На таких рынках ставили идолов, охранявших склады товара, предназначенного для простой меновой торговли. Здесь не бывало воровства; унести какой-либо товар можно было, только обменяв его или купив; с таким идолом товар всегда сохранялся в неприкосновенности. Древние торговцы всегда были безупречно честными со своими соплеменниками, но считали вполне допустимым обмануть чужеземца. Уже в глубокой древности у иудеев был отдельный этический кодекс для общения с иноверцами.
(775.4) 69:4.4 Простой обмен товарами продолжался в течение многих веков, пока на священных рыночных площадях не начали встречаться невооруженные люди. Такие площади превратились в первые убежища и в некоторых странах стали известны как «мирные города». Любой изгнанник, добравшийся до рыночной площади, был в безопасности.
(775.5) 69:4.5 Первыми единицами веса были зерна пшеницы и других злаков. Первым средством расчета была рыба или коза. Позднее единицей товарообмена стала корова.
(775.6) 69:4.6 Начало современной письменности положили древние торговые записи; первым литературным произведением человека был содействующий торговле документ – реклама соли. Многие древние войны велись за природные месторождения – например, соли, кремня и металлов. Первый официальный межплеменной договор касался совместного пользования соляным прииском. В тех местностях, на которые распространялся договор, различные племена могли дружелюбно и мирно общаться друг с другом и обмениваться идеями.
(775.7) 69:4.7 От «палочек-посланий», завязанных узлами веревок, рисуночного письма, иероглифов и поясов вампум развитие письменности привело к появлению древних знаковых алфавитов. Начиная с первобытных дымовых сигналов, методы отправки сообщений прошли через стадии посыльных, всадников, поездов и самолетов, а также телеграфа, телефона и радио.
(775.8) 69:4.8 Древние торговцы распространяли по миру новые идеи и усовершенствованные методы. Торговля, в совокупности с путешествиями, вела к исследованиям и открытиям. И все эти факторы привели к появлению транспорта. Торговля всегда была великим цивилизатором, развивая различные культуры и способствуя их взаимообогащению.
ИСТОКИ КАПИТАЛА
(775.9) 69:5.1 Капитал есть труд, являющийся отказом от настоящего в пользу будущего. Сбережения представляют собой форму защиты и гарантию поддержания существования. Накопление запасов пищи развило самоконтроль и создало первые проблемы, связанные с капиталом и трудом. Тот, у кого была пища, и кто был способен защитить ее от грабителей, обладал явным преимуществом перед тем, у кого ее не было.
(775.10) 69:5.2 Древний банкир являлся самым доблестным человеком племени. У него хранились ценности всей группы, и в случае нападения весь клан вставал на защиту его жилища. Так накопление личного капитала и группового богатства сразу же привело к появлению военной организации. Вначале подобные меры предназначались для защиты от чужеродных налетчиков, однако позднее вошло в обычай поддерживать должную подготовку военной организации с помощью налетов на владения и богатства соседних племен.
(776.1) 69:5.3 Вот основные мотивы, которые вели к накоплению капитала.
(776.2) 69:5.4 1. Голод в сочетании с предусмотрительностью. Сбережение и сохранение пищи означали власть и удобство для тех, чья предусмотрительность была достаточной для обеспечения будущих потребностей. Запасание еды было необходимым страхованием на случай голода и несчастья. И вся совокупность первобытных нравов была действительно направлена на то, чтобы помочь человеку подчинить настоящее будущему.
(776.3) 69:5.5 2. Любовь к семье – стремление удовлетворить потребности членов семьи. Капитал представляет собой сбережение собственности для страхования себя на случай будущих потребностей, несмотря на давление сегодняшних нужд. Часть таких будущих потребностей может иметь отношение к последующим поколениям.
(776.4) 69:5.6 3. Тщеславие – желание продемонстрировать увеличение личной собственности. Дополнительная одежда была одним из первых знаков отличия. Коллекционирование издревле стало предметом человеческой гордости.
(776.5) 69:5.7 4. Положение – стремление приобрести социальный или политический престиж. Уже в древности появилась имущественная аристократия; право членства в ней присуждалось на основании некоторых специальных услуг, оказанных правителям, или же открыто приобреталось за деньги.
(776.6) 69:5.8 5. Власть – страстное желание стать хозяином. Одалживание ценностей использовалось как средство закабаления, причем размер процентной ставки на ссуду составлял в древности сто процентов годовых. Ростовщики превращались в царей благодаря постоянной армии должников. Крепостные стали одним из первых видов накапливаемой собственности, и в древности долговое рабство доходило до того, что ростовщик распоряжался телом должника даже после его смерти.
(776.7) 69:5.9 6. Страх перед духами умерших – охранительная плата жрецам. Уже в древние времена человек начал приносить жрецам дары, стремясь использовать свою собственность для облегчения следующей жизни. Так духовенство сосредоточило в своих руках огромные богатства; жрецы были главными капиталистами древности.
(776.8) 69:5.10 7. Половое влечение – желание купить одну или несколько жен. Первая форма торговли заключалась в расплате женщинами и появилась намного раньше, чем расчеты лошадьми. Однако торговля наложницами никогда не приводила к прогрессу общества; такие операции были и остаются позором расы, ибо это одновременно препятствовало развитию семьи и подрывало биологическое состояние более развитых народов.
(776.9) 69:5.11 8. Многочисленные формы самоудовлетворения. Одни стремились к богатству потому, что оно приносило власть; другие упорным трудом накапливали собственность, потому что она означала удобства. Древний человек (как и некоторые люди более позднего времени) имели склонность к растрачиванию своих средств на предметы роскоши. Первобытные расы увлекались опьяняющими и наркотическими веществами.
(776.10) 69:5.12 По мере развития цивилизации, у человека появлялись новые стимулы для накопления сбережений; к изначальной потребности в пище быстро прибавлялись новые запросы. Бедность вызывала такое отвращение, что только за богатыми оставляли право отправиться после смерти прямо на небо. Собственность была в таком почете, что считалось достаточным устроить показной пир, чтобы стереть со своего имени позорное пятно.
(777.1) 69:5.13 Уже в древности накопление богатства было знаком социального отличия. В некоторых племенах отдельные индивидуумы годами накапливали собственность только для того, чтобы в один из праздничных дней сжечь ее или безвозмездно раздать соплеменникам и тем самым произвести должный эффект. Это делало их великими людьми. Даже современные народы наслаждаются раздачей рождественских подарков, а богатые люди содержат огромные филантропические и образовательные организации. Способы меняются, но отношение человека остается совершенно неизменным.
(777.2) 69:5.14 При этом нельзя не отметить, что многие древние богачи раздавали значительную часть своего состояния из-за страха быть убитыми теми, кто домогался их богатства. Нередко состоятельные люди десятками жертвовали своих рабов, чтобы продемонстрировать свое презрение к богатству.
(777.3) 69:5.15 Хотя капитал всегда обнаруживал тенденцию к освобождению человека, он существенно усложнил социальную и промышленную организацию. Злоупотребление капиталом со стороны нечестных капиталистов не умаляет того факта, что он является основой современного индустриального общества. Благодаря капиталу и изобретательности нынешнее поколение пользуется большей степенью свободы, чем какое-либо из прежних. Это констатируется как факт, а не как оправдание многих злоупотреблений бездумных и эгоистичных владельцев капитала.