Понятие и черты эпохи возрождения
ТЕМА № 4. Гуманизм эпохи Возрождения.
Возрождением называют переходный период от Средних веков к Новому времени, охватывающий несколько столетий с XIV по XVI в., когда Средневековье в его экономических, социальных, духовных формах уже исчерпало себя, а новый буржуазный строй еще не утвердился.
Философия Возрождения имеет следующие периоды в развитии своих идей:
1) раннее Возрождение (Данте, Петрарка, Боккаччо);
2) высокое Возрождение (Кузанский, Пико деллаМирандола, Помпонацци);
3) позднее или модифицированное Возрождение (Телезио, Патрици, Бруно и др.).
К характерным чертамэпохи Возрождения относятся:
• становление простого товарного производства, основанного на денежном обращении;
• возрастание социальной и политической роли городов, в которых господствовал свободный и независимый труд ремесленников, торговля, банковское дело;
• возникновение городской светской культуры, деятели которой подвергали существенному пересмотру традиционные религиозные, нравственные, эстетические взгляды Средневековья, полностью не порывая с ними;
• обращение к ценностям античной культуры как источнику нового мировосприятия, освобожденного от средневековой схоластики;
• антропоцентризм, в котором утверждается представление о человеке как о свободной, сильной личности, отстаивающей свою индивидуальность и независимость;
• утверждение гуманизма не только как мировоззрения, но и как социально-политического движения, социальной практики;
• мантиклерикализм, тесно связанный с гуманизмом и антропоцентризмом, направленный против привилегий церкви и духовенства, но не против самой религии.
Эпоха Возрождения (Ренессанса) охватывает в Европе XV – XVI вв. нашей эры. Главными социально-экономическими причинами ее появления были:
- зарождение капитализма и качественно новых форм жизни общества, которые требовали эффективности производства и активности самого человека;
- ремесленные цеховые объединения превращались в мануфактуры;
- происходило расширение технической сферы, изобретательства – как показателя прогресса того времени;
- капиталу требовались новые зоны распространения своего влияния, в связи с этим берет начало эра Великих морских открытий (открытие Америки, морского пути в Индию и т.д.), происходит выход из морской акватории в океан;
- наступает период секуляризации (освобождение от тотальной власти церкви), культура все в большей мере начинает носить светский (не церковный) характер;
- в центре внимания оказывается "человек действия", способный изменять окружающую действительность и самого себя;
- все эти преобразования подготовили почву для буржуазных революций — периода захвата политической власти ставшей экономически мощной буржуазией.
Вследствие этого изменяется сам тип философствования, он все дальше уходит от схоластики, приобретает натурфилософские (лат. "natura" - природа) черты. В этот период начинает развиваться пантеизм – система взглядов, отождествляющих Бога и природу: Бог растворен в природе, пронизывает все ее проявления. Первым крупным представителем пантеизма был Николай Кузанский (1401 -1464 гг.). По его мнению, природа бесконечна, хотя производна от Бога, Земля - центр Мира. Процесс ее познания - это не нахождение "божественной истины", а бесконечное углубление в тайны мироздания. В итоге отступление от схоластических канонов привело к усилению интереса к естествознанию.
Наиболее значительным событием стало открытие гелиоцентрической (греч. "helios" - солнце) системы Николаем Коперником (1473 - 1543 гг.).
Он математически обосновал, что Земля вращается вокруг своей оси и вокруг Солнца - центра Вселенной. Подобное в корне противоречило положениям геоцентрической (греч. – “GE” - Земля) системы Птолемея, согласно которой Земля - центр Мира, и Солнце вращается вокруг нее. Новая астрономическая теория отвергала исключительное местонахождение Земли по отношению к высшим силам, чем вызвала негодование церковных кругов. Несмотря на это, уточнение новых взглядов было продолжено Джордано Бруно (1548-1600гг.). Он развивал идеи, утверждающие, что центра и границ Вселенной не существует, Солнце - лишь центр нашей Солнечной системы, настаивал на том, что все миры физически однородны и заселены живыми существами. Д. Бруно подчеркивал важность признания принципа неразрывного единства материи (вещества) и ее форм, при этом утверждал приоритетность первой. Он принадлежал к числу последовательных пантеистов, основу своего учения базировал на материалистических идеях.
Продолжил научное обоснование системы Коперника - Бруно великий итальянский ученый Галилео Галилей (564-1642 гг.). Будучи крупнейшим создателем механики, он явился родоначальником механицизма (распространение законов механики на все проявления объективной реальности) и метафизического материализма (рассмотрение предметов окружающего мира вне развития). Г. Галилей абсолютизировал (преувеличивал) значение механических законов движения материи . Считал материю состоящей из частиц, не имеющих качеств, не признавал существование одушевленности. Мир, по его мнению, состоит из неуничтожимых элементов, которые не допускают появления нового. Вселенная, созданная Богом, бесконечна. В ее центре находится Солнце. В дальнейшем мир стал развиваться самостоятельно и разнообразиться.
В подобной позиции имеются противоречия: неразвивающиеся элементы и развивающаяся Вселенная. Но тем не менее важно, что ученый впервые сформулировал деистический (лат. "deus" - бог) принцип построения мира: Бог – безличная его первопричина, мир качественно изменяется по своим собственным законам.
В области социальных наук Возрождение положило начало новому направлению - утопическому социализму, вместившему в себя представления об идеальном, совершенном общественном устройстве. Подобное обозначение оно получило от произведения "Утопия" английского гуманиста, писателя, государственного деятеля Томаса Мора (1478-1535 гг.). В нем автор указывает на важнейшие черты прекрасного общества: отсутствие частной собственности, продуктивную организацию труда, регулируемые функции государства, общинный тип хозяйствования, удовлетворение только разумных потребностей.
Продолжателем идей Т. Мора стал итальянский мыслитель Томмазо Кампанелла (1568-1679 гг.). В своей книге "Город Солнца" он создает сходную модель общественного устройства, в ней предусматривает систему развития науки и техники. Здесь впервые появляются идеи об определяющей роли коллектива в жизни любой личности.
Проблема человека становится одной из ведущих. Прославляется талантливость человеческой натуры, ее социальная активность, преобразующая сила деятельности.
Данную эпоху прославили великие имена М. Монтеня, Э. Ротердамского, И. Кеплера, Ж. Бодена, Леонардо да Винчи, Ботичелли, Рафаэля, Микеланджело и др., их вклад в культуру обеспечил величайший прогресс общества.
Таким образом, Возрождение привнесло во многом новое понимание философских задач в жизни общества. Философские изыскания стали больше отвечать практическому, деятельному характеру нарождавшихся капиталистических отношений:
- в ходе секуляризации отвергается геоцентризм, в центре внимания становится человек во всем многообразии его способностей, как физических, так и духовных (антропоцентризм, греч. – antropos - человек);
- стремление возродить идеалы античности не было их простым копированием, оно привело к формированию качественно иной культуры;
- после многовекового тоталитаризма церкви и религии еще не было создано всеобъемлющих философских систем, но шло активное изучение атрибутов (важнейших, постоянных свойств) материи: 1) объективности, 2) ее неуничтожимости, 3) пространства, 4) времени.
Философия Нового времени и Европейское Просвещение
ХVI-ХVIII вв. в Европе – это период борьбы с феодализмом и дальнейшее укрепление капиталистических отношений.
Церковь теряет абсолютную экономическую и политическую власть, поэтому ее влияние на общественную жизнь уменьшается. Особенно ощутимо это проявляется в отношении наук и философии. Главной задачей для этих областей знания становится постижение законов природы, чтобы использовать их в развивающемся производстве, увеличить власть человека над окружающим миром. Лозунг этого времени - афоризм Ф. Бэкона: "Знание - сила".
На этом этапе в философии господствующим становится материализм. Он носит метафизический характер и проходит ряд этапов: механицизм, вульгарный материализм (представители К. Фогт,Бюхнер, Я. МолешоттЛ., утверждавшие тождественность психического и телесного), антропологический материализм (греч. "antropos" - человек, "logos" - учение). Его представитель Л.Фейербах: человек - высшее и наиболее совершенное произведение природы.
Бурное развитие в этот период конкретных наук способствовало интенсивному накоплению знаний о реальном мире. И философия стала осмысливать свою роль по-новому: во взаимодействии с конкретным знанием. Актуальным стал вопрос увеличения продуктивности познавательной деятельности людей. В связи с этим возникла проблема метода (способа) познания, путей повышения эффективности научных поисков. Первым над этой проблемой стал работать английский философ Ф. Бэкон (1561-1626 гг.). Он заложил основы будущего раздела философии – методологии (учение о способах познания), считая, что успехи наук во многом зависят от применяемых методов. Важнейшим из них он считал метод индукции: метод изучения, идущий от частного к общему. По его мнению, методы должны активно применяться при исследовании форм, уровней, видов, свойств материи.
Не менее актуальным для него было очищение человеческого разума от заблуждений (в его терминологии – "идолов"). Мыслитель определяет их четыре вида: 1) вызванные несовершенством человеческого рода, 2) принадлежностью людей к различным социальным группам, 3) неверным истолкованием слов и 4) ложными мнениями. Знание этих заблуждений поможет их избежать, а значит – быстрее достичь истины. Для учёного на этом пути принципиальное значение имеет эксперимент и тщательная обработка полученных данных.
Иной акцент делался французским математиком, философом этого периода Р. Декартом (1596-1649 гг.). Он также стремился определить истинный метод познания. По его мнению, критерием истинности знания является человеческое сознание, разум человека, а не эксперимент, как утверждал Ф.Бэкон.
Таким образом, они стояли на различных позициях: Ф. Бэкон - эмпиризма (греч. empreiria - опыт; учение о роли чувственного опыта как единственного источника знания), Р.Декарт - рационализма (лат. rationalis - разумный ; учение о главной роли разума в познании).
Иным было мнение Декарта о предпосылках познания. Основными он провозглашал дедукцию (метод исследования от общего к частному) и интуицию (лат. intueri - пристально смотреть, способность непосредственно постигать истину). В познании ученый должен опираться на ясность исходных посылок, возможность расчленить сложную задачу на более простые компоненты, уметь идти от известного к неизвестному и следовать строгой логике положений.
Оппонентом Р.Декарта выступал английский философ Д. Локк (1632-1704 гг.). Он исходил в своих рассуждениях из сенсуалистической позиции (лат. "sensus" - ощущение; учение, признающее ощущение единственным источником познания):ни рассуждения, ни опыт, ни врожденные идеи, не могут быть поставщиком наших знаний. Ими являются только ощущения, чувственные восприятия предметов.
Кроме того, Д.Локк много работал над совершенствованием метафизического метода, чем способствовал перенесению его из области естественнонаучного знания в философию. Суть его состояла в изучении каждого предмета в обособленности, вне связей с другими. Это требовалось на начальных этапах развития наук. Но применение его для анализа общих законов всей природы (т.е. без учета связей и отношений между ее проявлениями) приводило к искаженному восприятию реальности. В дальнейшем философия выявила ограниченность подобной ориентации.
Кроме философов, развивающих материалистическое направление, были мыслители, принадлежащие к идеалистическому течению.
Среди них можно выделить англичанина Д. Беркли (1684-1753 гг.). Полемизируя с Д.Локком, он констатировал, что источником ощущений является не внешний мир, а сами ощущения, которые творят мир. Этим он отрицал существование окружающего нас мира и само понятие материи.
Современник Д.Беркли философ Д. Юм (1711-1776 гг.) вообще считал неправомерным вопрос: существует ли что-либо за нашими ощущениями? Т.е. причины, которые привели к образованию наших ощущений, не могут быть познаны. Подобная позиция обозначается понятием "агностицизм" (греч.а - отрицание, gnosis – знание) – учение, отрицающее возможность познания мира. Согласно Юму, в практической деятельности человек должен руководствоваться верой, а не знанием. Вера, якобы, достаточна для ориентации в реальности.
Общественно значимым в эпоху Нового времени было движение, которое затем получило обозначение – «Европейское Просвещение».Свое развитие оно начало в Англии, как наиболее развитой в то время стране. Но наиболее плодотворным было во Франции во второй половине XVIII вв.
Просветители начали с критики феодализма, его противодействий капиталистическим порядкам, реакционной роли его идеологии. Они выступали против религиозных предрассудков, авторитаризма и догматизма во всех проявлениях, притеснений научной мысли, медленно идущей секуляризации.
Значительный вклад в это движение внес Ф.Вольтер(1684-1778 гг.). Его философские позиции: признавал существование в природе всеобщих закономерностей, в теории познания стоял на позициях сенсуализма. Но в то же время предполагал наличие абсолютного божественного знания: математического и морального, которое значимо для всех, так как истина единственна.
Наиболее радикальными из плеяды просветителей были Ж. Руссо (1712-1778 гг.) и Д. Дидро (1713-1784 гг.). Они ратовали за просвещение народа, образование светских народных школ, издание книг, журналов, энциклопедий для народа во имя изменения нравов, быта, повышения культуры.
Завершающий этап движения в западной Европе пришелся на Германию (Гете, Гердер, Лёссинг, Шиллер). В этот период стали появляться критические выступления уже против буржуазных порядков: заинтересованности буржуазии в религии как средстве угнетения народа, искусственном торможении секуляризации, росте социального неравенства, позорной роли колонизации всего мира, появлении и росте безработицы.
Подводя итоги, можно обозначить характерные черты философии Нового Времени и Европейского Просвещения:
- проявление стойкого интереса к естественным наукам как теоретической основе развития производства и создания в будущем промышленности. В связи с этим в философии определилось мощное материалистическое течение;
- на основе этого – возникновение потребности в разработке методологии науки;
- раскрытие значения экспериментального знания;
- всесторонняя критика реакционности феодализма Европейским Просвещением подготавливала буржуазные революции. Данное направление считало просвещение широких народных масс основным средством улучшения общественной жизни.