Формирование предмета философии в истории культурно-исторического развития общества.
Введение
Философия как определенная система знаний появилась ок. 2,5 тыс. лет назад. Первым ввел это название древнегреческий ученый Пифагор (вторая половина 6 в. - Начало 5 в. До н.э.). Слово "философия" происходит от двух греческих слов: "филео" - "люблю" и "софия" - "мудрость", следовательно, означает "любовь к мудрости", "любомудрие".
С точки зрения познания всю реальность мира можно рассматривать как взаимосвязанную единство двух крупных элементов: субъекта и объекта. Субъектом называют активную часть реальности, выступает носителем познавательной деятельности; объектом - действительность, на которую направлено процесс познания. Субъектом познания является человек (или человеческое сообщество, или даже человечество в целом). Объектом выступает окружающий мир в целом или его отдельные составляющие: природа, общество, наконец, сам человек, ведь человек пытается познать те или иные свои свойства.
Формирование предмета философии в истории культурно-исторического развития общества.
Философию можно определить как "... мир в целом (природа, общество и мышление) в своих общих закономерностях, рассматриваемый с точки зрения субъект-объектного отношения" [5,С.22]. Следовательно, предметом философии являются не отдельно взятые мир или человек, а система отношений "человек - мир".
Такое представление о предмете философии возникло не сразу. На протяжении длительного времени она воспринималась как своеобразная "царица наук". В Древней Греции понятие "философ" было равнозначно слову "мудрец" вообще, то есть человек, который имеет глубокие знания в различных областях.
Однако уже при давности человек с помощью философии пыталась найти ответы на вопросы, которые принято называть вечными: "... что такое мир и кто такой человек? Как они соотносятся между собой? Созданы они кем-то, зависят от кого-то, сами по себе? ... Ли их существование какую-то цель или назначение? Что является наиболее ценным в мире и в человеческой жизни? ... "[1,С.41].
Каждое новое поколение философов по-новому решает для себя эти проблемы. "Речь идет о том, что идеи, сформулированные в ходе исторического развития философии, сохраняют свою актуальность и для современности, и для будущего" [5,С.31].
Конечно, формирования предмета философии не было быстрым одноразовым актом. Это был длительный процесс постепенного выявления специфического философского содержания, осознание его отдельности от предыдущих типов мировоззрения - мифологии и религии.
Процесс исторической трансформации предмета философии обусловлен как объективными, так и субъективными причинами. "К объективных причин следует отнести состояние, уровень накопленных конкретных и философских знаний об окружающем мире (природе, человеке и обществе), о духовных, в первую очередь познавательные особенности, возможности как отдельного человека, так и общества в целом. К субъективным причинам относятся своеобразие прежде формы постижения предмета философии тем или иным философом, философской школой или течением "[6,С.11].
В Древней Индии "... корни первых философских обобщений достигает древнейших (111-11 тыс. до н.э.) записей мифологических текстов, в так называемых" Вед "(...) и древнего эпоса" Махабхарата "и" Рамаяна "... В древней Элладе философское знание тоже вырастает на почве мифологических ("орфических") гимнов 8 ст. до н.э. и героического эпоса "Илиады" и "Одиссеи" [5,С.32].
Именно древнегреческой философской традиции следует отнести и начала выделения человека из других "вещей" окружающего мира. "Человек становится специальным" предметом "философствования ... Протагор выразил это в своей знаменитой тезисе" Человек есть мера всех вещей - существованию существующих и несуществования несуществующих "[5,С.45].
Определенной трансформации претерпел предмет философии во времена средневековья. Находясь под неограниченным влиянием религии, средневековая культура толкует вещный мир как внешнюю видимость духовного мира. При этом самым совершенным воплощением духовности средневековая мысль единогласно признает Бога, человек же заслуживает внимания философии как таковой, созданной по его "образу и подобию".
Формирование индустриального общества, началось в Западной Европе примерно в Х111 - начале Х1У в., оказалось тесно связанным с радикальными изменениями в общественном сознании, переходом ее на высшую ступень культурно-исторического развития - эпоху Возрождения с ее новой гуманистической культурой, ориентированной на человека как высшую ценность.
Если гуманизм был присущ всей эпохе Возрождения как целостном явлению в духовной истории человечества, то представление о предмете философии в этот период несколько меняется. "На этапе раннего, или итальянского, Возрождения ударение падает главным образом на естественном человеке, на этапе же позднего, или северного Возрождения акцент явно смещается в сторону природы вообще, природы как источника постоянных побуждений продуктивно-производственной жизни и предмета приложения технологических усилий" [5 , С.86-87].
Дальнейшее утверждение индустриальной цивилизации все придает предмету философии рационалистической направленности. Более выпукло это оказалось по т.н. Нового времени (17-18 вв.). Постепенное изменение мировоззренческих ориентиров побуждает философию отождествлять бытие с естественным бытием, выводит на первый план материалистические тенденции в философской мысли. Запятнав средневековую философию как служанку богословия, философия Просвещения приближает свой предмет к предмету естественных наук. Вместе с тем он становится еще более людиномирного, сосредотачиваясь на наиболее существенных чертах специфически человеческого бытия - свободе, творчестве и т.д.
Вплоть до Х1Х в. границы между философией и другими науками были размыты, нечетки. Кроме собственно философского, мировоззренческого знания философия включала в себя множество естественных, религиозных, этических и других элементов. "... Гегель считал, что" философия есть квинтэссенция культуры "," эпоха, схваченная в мысли ", а для Канта философия выступала" завершением культуры "ума", была символом "культуры рефлексии" и т.д. ... "[2,С.21].
Последователи марксизма, особенно его радикального направления - ленинизма, также отводили философии место своеобразной "супернаука", которая не только объясняет мир, а указывает как его преобразовать (конечно, на путях революционной разрушения капитализма и построения коммунизма).
Другой точки зрения относительно философии придерживались сторонники позитивизма - направления, основанного во второй половине Х1Х в. О.Контом. Они объявляли единственным источником истинного знания определенные, конкретные науки, прежде всего, естественные и отрицали ценность философской рефлексии, объявив всю допозитивистскую философию "метафизикой".
Принципиальные недостатки марксистского и позитивистского восприятия философии и ее предмета были обнаружены самим ходом культурно-исторического развития. Сейчас практически бесспорным является тот факт, что существует собственно философский предмет познания: принципы соотношения человека и мира.
Философия и наука.
Является ли философия одной из наук? На первый взгляд, ответ кажется однозначно положительным, ведь занимаются философией высокообразованные люди, ученые, она имеет свой предмет изучения, свои законы и категории. Однако философия отличается от других наук - она не изучает какую-то определенную сферу мира или область человеческой деятельности, а ищет такие знания, которые требуются ученым различных специальностей в их творческих поисках.
Философия выступает как знание, в максимальной степени лишено чувственной конкретности, она есть знание общего. Собственно, именно это сближает ее с такой формой общественного сознания, я наука, ведь последняя также отражает мир в общих понятиях. Еще одной общей чертой философии и науки является то, что обе стремятся теоретически обосновать свои положения, доказать их, выразить в теоретической форме.
Наконец, и философия, и наука принципиально отличаются от религии. Познать мир, человека, Бога, отношение между ними - этого хочет и религия. Однако религия по своему характеру опирается прежде всего на веру, интуитивно-иррациональное познание, чувства людей. В противоположность этому философия и наука обращаются к строгой логики рационального восприятия мира, пытаются толковать бытия с помощью разума, доказывать и обосновывать свои тезисы с помощью эмпиричных доказательств.
Однако, несмотря на всю близость науки и философии, они разные, даже альтернативными формами общественного сознания. Поэтому попытки заинтересованных сил отождествить их чревато трагическими последствиями не только для судьбы науки или философии, но и для всего общества. В качестве примеров И.В. Бичко приводит попытки истолковать философское знание по образу и подобию знания математического или механического, сталинскую попытку накинуть обществу натуралистически технократическую "модель" философии - так называемый "диалектический и исторический материализм".
"Отнюдь не лучшими последствиями были и попытки некомпетентного вмешательства философии в дела науки (расправа с кибернетикой и генетикой в СССР на" "шаге" "сталинистского диамата. Нечто подобное происходило в конце средневековья вследствие такого же некомпетентного вмешательства религии в дела науки ... "[5,С.20].
Итак, определенное сходство науки и философии связано прежде всего с теоретической формой их содержания. Это сходство проявляется также в нацеленности обеих ветвей человеческого постижения мира на познание общего, включающий в свое содержание не просто сумму имеющегося единичного, но и мостить в себе все богатство возможных проявлений единичного. Общее включает в себя не только то, что действительно было, но и то, что могло бы быть: не только то, что действительно есть, но и все то, что может быть: не только то, что будет, но и то, что может быть.
С этой схожести философии и науки связана и их расхождение - принципиально разная ориентированность на это общее. "Наука" схватывает "общее как таковое, само по себе, безотносительно к человеческим интересов и оценок - и в этом плане наука представляет, так сказать, "незаинтересованное", "безразлично" знания. Что касается философии, то она обязательно учитывает заинтересованность человека в результатах познавательных усилий, познает общее не просто как единство действительного и возможного, но и как желаемое (или нежелательно), не только сущее, но и должное. Следовательно, в отличие от науки, философия всегда есть знание "заинтересовано", "безразлично", то есть - мировоззренческое "[5,С.21].
Известно, что уже мыслители древности понимали различие между философией и наукой. В античности этому различию отвечала противоположность понятий "софия" (мудрость) и "эпистеме" (знание).
В начале своей истории философия как совокупность знаний о мире содержала элементы естественных наук, которые впоследствии постепенно отпочковывались. По мере своего количественного роста эти элементы "освобождались" от мировоззренчески-оценочных моментов, переставая быть философией и становясь одновременно наукой.
Различие между наукой и философией можно сравнить с различием между объектом и субъектом. Научное познание абстрагируется от самого отношения субъекта к объекту, как не приобрести информации об объекте сам себе - о природе (физика, химия, геология и др.)., Общество (история, социология, политология и др.)., Человека (антропология, психология и др.). Относительно философии, то ее предметом (об этом уже говорилось в первой части контрольной работы) есть реальность, рассматриваемая с точки зрения субъект-объектного отношения.
Анализируя соотношение философии и науки, нельзя обойти вниманием явление сциентизма - представлению о том, что единственной истинной формой познания может быть только рациональное, научное познание, причем в том смысле слова "наука", которое применяется к естествознания. За свою сущностью сциентизм (от англ. Science - наука) умаляет роль и значение всего, что не строго рациональной формы.
А.Г. Спиркин передает жалобы сциентистов в адрес философии следующим образом: "Прежде сциентист забросит философии, ее истины недоказуемы и принципиально не поддаются проверке, что философия не является точным знанием и даже, наоборот, она настолько неточна, что приближается в этом смысле скорее к искусству, чем к науке ... Можно ли сегодня серьезно относиться к философскому способу рассуждения, если каждому аргументу здесь может с одинаковой убедительностью быть противопоставлен и контраргумент, если философы не способны применять в своей области строгие научные доказательные и верифицированные методы, выработанные математикой и естествознанием? "[4,С.12-13].
Отвечая на эти обвинения в адрес философии, А.Г. Спиркин выражает уверенность, что между наукой и философией нельзя ставить знак равенства, но между ними нет и непроходимой преграды. "Наука строится на эксперименте и на создании такого знания, которое сохраняет свою истинность независимо от изменения условий человеческого существования ... Но и философия также ищет прежде свою объективную сторону, свою особую форму согласованности с действительностью ... Философия так же объективная, как и наука в том смысле, что предметом философии и является не субъективное ощущение человека, а объективная природа его отношение к миру "[4,С.15].
Таким образом, оказывается, что определяющими особенностями философии, отличающие ее от науки, является, во-первых, ее собственный предмет исследования, сущность и ретроспектива формирования которого уже охарактеризованы выше, а во-вторых, специфически формы и методы, помощью которых философия осуществляет познание.
Формы и методы философии.
Прежде всего, необходимо четко определиться с содержанием понятий "форма" и "метод". "Философский энциклопедический словарь" предлагает им такое толкование: "Форма (лат. forma) - прежде внешнее очертание, внешний вид предмета, внешнее выражение какого-либо содержания (...). А также и внутреннее строение, структура, определенный и определяющий, порядок предмета или порядок протекания процесса в отличие от его "аморфного" материала (материи), содержания или содержания. С этой отличием связано философское понятие формы, играет важную роль в логике, теории познания, онтологии, этике, эстетике, философии природы и истории ... "[7,С.489]
"Метод (от греч. methodos - путь, исследование, прослеживание) - способ достижения определенной цели, совокупность приемов или операций практического или теоретического освоения действительности. В области науки метод есть путь познания, исследователь прокладывает к своему предмету, руководствуясь своей гипотезой "[7,С.266].
Одним из первых в истории философии понятие «форма» ввел Платон. Он применял слово "форма" в значении, близком к понятию "идея", то есть обозначал им общее, неизменное и действительно сущее, является прообразом изменчивых и индивидуальных явлений.
В философии Аристотеля "форма" является одним из двух важнейших понятий наряду с понятием "материя". По его мнению, всякая конкретная вещь состоит из материи и формы. Именно форма является как активным фактором, благодаря которому вещь становится действительной (causa formalis), так и целью процесса становления (causa finalis).
Данное понимание формы развил в средние Фома Аквинский. Он считал, что сущность и существование вещей возникают из формы, душа является формой тела, чистые духовные субстанции - это отделенные от материи формы, а Бог - чистая форма (actus purus).
Кант выделял формы созерцания (пространство и время) и формы мышления (категории). У него эти понятия означали уже не объективные условия бытия, а необходимые условия опыта и познания, лежащие в человеческом уме.
Однако, когда речь идет о формах философии, имеются в виду, вероятно, такие условно, исторические типы философских показаний, как материализм и идеализм. Как известно, на протяжении семи десятилетий господства в нашем обществе коммунистической партии философия была жестко подчинена тоталитарной идеологии ленинизма - наиболее непримиримого ответвления марксизма. По марксистской традицией, основной вопрос философии формулировалось в таком виде: что первично - материя или сознание? За ответом на этот вопрос всю мировую философию разделяли на две формы: материализм и идеализм.
Сторонники материализма исходили из признания первичности материи, природы, объективной реальности, считая сознание лишь свойством материи. По версии, принятой в советской философии, "в своем развитии философский материализм прошел ряд существенных этапов от наивного в древности, через механистический и метафизический к высшей форме - диалектического материализма" [4, С.29].
Идеалистом прокоммунистические философы называли тех, кто, в противоположность материалистам, считает первичным дух, сознание и рассматривали материю, природу как нечто вторичное, производное. Советская философия пятнали идеализм всех времен как теоретическое извращения, искажения, испорченную ветвь на всемирно-историческом дереве философской мысли.
В идеалистической форме философии разделяют на два разветвления: объективный и субъективный идеализм. "... Объективные идеалисты, начиная от старых и заканчивая современными, признают существование реального мира вне человека, но считают, что в фундаменте его лежит разум (Платон, Гегель и др.) ... С точки зрения субъективного идеализма объективный мир, независимый от человека, не существует, он есть не что иное, как порождение субъективных познавательных свойств человека, его чувств, восприятия "[4,С.29-30].
В современных условиях приходится признать, что такое жесткое противопоставление двух форм философии, мягко говоря, преувеличением. Во-первых, во взглядах многих философов прошлого так или иначе присутствуют и материалистические, и идеалистические тенденции. Во-вторых, в действительности главной проблемой для большинства философов было и есть вопрос об отношениях человека и мира, а не поиск «первичного» и «вторичного» в мире.
Отдельного внимания заслуживает вопрос о методах философии. Опять-таки, в коммунистической философской традиции выделялись два противоположных общие методы познания: диалектика и метафизика. В советской литературе "... диалектику обычно характеризовали как учение о становлении, движение и развитие окружающего мира, о взаимосвязи предметов и процессов этого мира и соответственно метод, который, опираясь на это учение, подходит к познанию мира как текучей, изменчивой, пластической структуры "[5,С.24].
И.В. Бичко отрицает такое понимание диалектики, считая его "... некритическим заимствованием гегелевской идеи объективности диалектики ..." [5,С.24]. По его мнению "диалектика” является чисто духовным образованием, коренится в человеческом духе и потому является субъективный, а точнее экзистенциальный (принадлежащий "экзистенции" - человеческому существованию) феномен" [5,С.24].
Стоит заметить, что именно так воспринимали диалектику Сократ и Платон, неоплатоники, Псевдо-Дионисий Ареопагит и немецкие мистики 15-17 вв. Первым начал толковать диалектику как объективное, а не субъективные явление Гегель, но и у него она осталась духовным феноменом, потому объективным он считал и самый дух. Только Энгельс отнес понятие "диалектика" к материальному бытию.
Противоположным по диалектики методом философии советские философы считали метафизику. Советский "Краткий словарь по философии» определяет ее так, ссылаясь на Гегеля, «... который считал метафизическим мышления, оперирующего односторонними, застывшими понятиями, определениями.» [3,С.180]. Этот словарь утверждает, что метафизика "... или отрицает изменение, развитие, или сводит их к простому количественного уменьшения (увеличения), игнорируя качественные преобразования вещей »[3,С.180].
Если антагонистическое противопоставление двух методов (как и двух форм) философии оставить в прошлом, то удачнее выглядит предложенная в курсе лекций под ред. И.В. Бичка альтернатива двух способов философствования: софийного и епистемного. "Первый подход возникает в стремлении к мудрости. Такая "нацеленность" на постоянный поиск (а не на какой-то определенный, "завершен" в своей принципиальной "конечности" результат) ставит человека в ситуацию постоянного пребывания с глазу на глаз с несколькими вариантами ответа (а не с одной, "единственно возможной") в этом - главная сущностная черта указанного подхода, выражает специфически человеческую "открытость" множественном мира возможностей ... Второй способ философствования толкует философию уже как науку о сущем и потому, разумеется, видит главная ее задача в постижении истины. Тут и коренится догматический, антидиалектичний способ философствования "[5,С.25-26].
Таким образом людиномирность, есть принципиальное внимание к современной философии. Это находит проявление и в предмете философии, и в отличии от науки, и в формах и методах философии.
Заключение
Таким образом, основные усилия осознавшей себя философской мысли, начиная с Сократа, направляются к тому, чтобы найти высшее начало и смысл бытия. Уникальность и смысл бытия человека в мире, отношение человека к Богу, проблемы сознания, идея души, ее смерть и бессмертие, идеи познания, проблемы нравственности и эстетики, социальная философия и философия истории, а также история самой философии - таковы, говоря предельно кратко, фундаментальные проблемы (или разделы) философской науки, таково ее предметное самоопределение.
О соотношении философии и частных наук было и, видимо, будет много споров. Мы не собираемся углубляться в дебри этих споров, а очень кратко выразим свою позицию. Философия - это наука. Конкретная наука как определенный вид эмпирического и теоретического познания действительности имеет дело с определенными понятиями, суждениями, выводами, принципами, законами, гипотезами, теориями. Любая наука как в естественной, так и гуманитарной областях знания имеет свой особый предмет. Все это в ходе развития науки может меняться, отвергаться, и на месте ограниченных и тем более ошибочных теорий возникают новые, более глубокие теории. В философии, как и в любой науке, люди ошибаются, заблуждаются, выдвигают гипотезы, которые могут оказаться несостоятельными, и т.п. Но все это совсем не значит, что философия есть одна из наук в ряду других наук. Как уже говорилось, у философии предмет иной - она есть наука о всеобщем, ни одна другая наука не занимается этим.
Понятия, категории, принципы, законы и теории философии так же, как и других наук, развиваются, подвергаются критике, отвергаются, уточняются и т.п. Словом, философия есть свободная и универсальная область человеческого знания. Она есть постоянный поиск нового. Говорят, что философия в отличие от других наук не имеет эмпирического уровня познания. С этим нельзя согласиться: любой истинно философски мыслящий человек опирается не только на эмпирический материал других наук, но всю свою сознательную жизнь зорко наблюдает, следит за потоком живой истории, присматривается к поведению людей, к кипению страстей социальной жизни, а через искусство сталкивается с отражением жизни в конкретно-уникальных, хотя и типизированных образах. Так что философ пользуется и прямым наблюдением.
В заключение можно отметить, что философия существует и развивается не только, если можно так выразиться, в академической, университетской форме, в виде специально философских сочинений, но и в совсем не похожей на науку форме, например в виде творений писателей, когда они через художественные образы, через образную ткань искусства выражают порой гениальные собственно философские воззрения.
Список литературы.
1. Анисимова Р.А. Мир и человек. - К.: Перун, 1997. – 247 с.
2. Князев В.Н. Философия. - М.: Юристъ, 1997. – 136 с.
3. Краткий словарь по философии /Под общ. Ре. И.В. Блауберга, И.К. Пантина. - 4-е изд. - М.: Политиздат, 1982. – 431 с.
4. Спиркин А.Г. Основы философии. Учебное пособие. -М.: Политиздат, 1988. – 592 с.
5. Философия. Курс лекций: Учеб. пособие /Бычко И.В., Табачковський В.Г., Горак Г.И. и др.. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 1994. – 408 с.
6. Философия: Учеб. пособие /И.Ф.Надольний, В.П.Андрущенко, И.В.Бойченко, В.П.Розумний и др.. Под ред. И.Ф.Надольного. - К.: Викар, 1997. – 584 с.
7. Философский энциклопедический словарь. - М.: ИНФРА-М, 1998. - 576 с.