Понятие науки и специфика научного познания
Наука – это форма познавательной деятельности человека, специфической функцией которой выступают выработка и совершенствование объективно-истинных знаний. Понятие науки включает в себя как деятельность по получению нового знания – научное исследование, так и результат этой деятельности – научное знание.
Основой научного знания является знание обыденное, или здравый смысл, формирующийся как продукт непосредственно практического отношения к внешнему миру.
Наряду с истинностью и обоснованностью научное знание обладает другими особыми хар-ками – системностью, направленностью на отражение сущностных свойств изучаемых объектов, опережением практики.
Формы развития
Теория – высшая, самая развитая форма организации научного знания, дающая научных знаний: теория, факт, проблема, гипотеза. целостное представление о закономерностях некоторой области действительности. (Функции: описательная, объяснение, предсказательная).
Гипотеза – предположительное решение некоторой научной проблемы.
В области научного познания становится задача поиска и накопления знаний. Научные знания имеют свои особенности:
1. Они должны быть адекватными (объективными);
2. Они характеризуются системностью;
3. Научные знания непротиворечивы;
4. Научные знания должны ориентироваться на практическую реализацию;
Наука в современном обществе – это разветвленная дифференцируемая система знаний.
НАУКА: естественные науки; гуманитарные науки (знания об общественных явлениях); технические науки; интегративные науки (кибернетика).
Познание – это цель познавательных действий, но в науке эти действия ориентированы на выработку истинных знаний. Субъект познавательных действий в науке – это ученый. В современной науке познавательные действия совершаются коллективными субъектами – научными сообществами (институту, НИИ).
Субъекта характеризуют:
1) определенный уровень культуры;
2) определенные ценности;
3) опеределенные нормы и идеалы, а также стили научного мышления. Стиль современной науки - кибернетический, информационный и компьютерный;
4) Определенные средства научного познания;
5) Определенные формы научного познания. Средства научного познания – это материальные структуры, заменяющие человека как мыслящие, действующие и чувствующие.
Объектом научного исследования становится та часть реальности, которую человек стремиться познать. В соответствии с этим подбирают средства научного познания (напр. компьютер). После этого проводятся определенные действия – измерения, на основе которых фиксируются определенные эмпирические зависимости, на основе которых, в свою очередь, появляется научный факт. Факты науки бывают эмпирические и теоретические.
Далее происходит включение данного научного факта в систему знаний. Если научный факт не стыкуется с системой знаний, то возникает научная проблема, которая мобилизует научное общество на поиски ее решений, в результате этого появляются новые идеи. Они приводят к появлению научной гипотезы.
Функции гипотезы:
1. Она должна согласовать научные факты с системой знаний.
2. Она должна предсказывать новые факты.
3. Она должна быть проверяемой.
Наиболее жизнеспособной из конкурирующих систем является наиболее простая. Гипотеза, которая подтверждается экспериментально, становится научной теорией.
Метод – это определенный способ исследования. Методы бывают:
1) Специальные (используются в конкретных науках);
2) Общенаучные:
а) Методы операций (наблюдение, эксперимент, измерение);
б) Методы процедуры (системные анализы);
3) Философские методы:
а) Формально-логические (индукция, дедукция);
б) Метод диалектической логики;
Отличие науки от искусства - худ. образ содержит отпечаток личности, субъективный момент, а наука отгораживается от субъективизма.
Этапы развития науки. Зарождаются элементы науки.
I. классическая наука ( XVII - XIX вв.). господство объектного стиля мышления, стремление познать предмет сам по себе безотносительно к условиям его изучения
II. неоклассическая наука ( 1 половина XX в.). Отвергание объективизма классической науки, осмысливание связи между знаниями объекта и характером средств и операций деятельности
III. пост неоклассическая наука ( 2 половина XX в.). учитывание соотнесённости знания об объекте с ценностно-целевыми структурами деятельности субъекта. Характерная черта - универсальный эволюционизм, объединяющий идеи эволюции с идеями системного подхода и распространяет развитие на все сферы бытия.