Лекция 9. БЫТИЕ. МАТЕРИЯ. СОЗНАНИЕ.
I. Понятие бытия. Виды бытия. Специфика социальной формы бытия.
II. Материя как философская категория, пространство и время - формы существования движущейся материи.
III. Сознание, его происхождение и. сущность. Самосознание и социальная активность человека.
I. В широком смысле слова категория бытия обозначает существование. Быть - значит существовать, и философии под бытием обычно понимают реальность, существующую объективно, т.е. независимо от сознания и воли человека. Иначе говоря, бытие - это материальное существование природной и социальной действительности. В таком понимании бытие наделяется более содержательным признаком материальности и в этом значении обозначает природу, материальный мир, материю, обладая не только онтологическим, но и гносеологическим смыслом, используется для решения основного вопроса философии.
Бытие - основополагающая философская категория. Объясняется это тем, что начиная философские рассуждения, нельзя обойти эту исходную категорию, поскольку логически она выступает основой для дальнейших теоретических построений и более того, исторически проблема бытия означает зарождение самой философии.
Как же сформировалась эта категория?
Для постановки проблемы бытия имеются предпосылки в обыденном сознании и повседневной деятельности людей. Занимаясь практической деятельностью, человек склонен к поиску своего единства с природой, с другими людьми. И все же человеку важно найти и обрести общее между различными целостностями окружающего мира.
Тем более, что в нем самом слиты в неразрывное единство тело и дух, природное и общественное.
Первую философскую концепцию /точнее - концепции/ бытия выдвинули еще древние, в частности древнегреческие философы. Под ним понималось либо нечто неизменное, единое, неподвижное, самотождественное /Царменид/, либо нечто непрерывно становящееся и изменяющееся /Гераклит/. Бытие противопоставлялось небытию.
В процессе знакомства с трактовкой, категории бытия древними философами необходимо отметить, что уже тогда были наложены предпосылки материалистического и идеалистического истолкования содержания этой категории. Так, например, Платон противопоставил мир чувственных вещей чистым идеям - миру истинного бытия. Опираясь на принцип взаимодействия и взаимосвязи формы и материи, Аристотель преодолевает подобное противопоставление, и строит учение о различных формах бытия.
В дальнейшем, в связи с развитием науки, техники, материального производства продолжалась эволюция материалистических и идеалистических представлений о сущности категории бытия. С одной стороны, велись поиски общей материальной основы предметов и явлений, или материальной субстанции, построенной из некоего природного материала, или субстрата; это позиция материализма. Ее достоинство - в стремлении понять бытие мира, исходя из самого этого мира, слабое место - в определенном разрыве между неизменной субстанцией и миром изменяющихся, преходящих вещей, и другой стороны - позиция идеализма, сущность которой в признании в качестве истинного бытия "чистых идей". На всем протяжении истории философии мы имеем борьбу и взаимное сотрудничество двух этих позиций - "линии Демокрита и линии Платона".
Категория бытия не только указывает на факт существования материального мира и отдельных его проявлений, но и фиксирует предельно общую связь всего со всем. Она выражает существование мира как конкретно -всеобщей целостности, которая составляет объективные условия деятельности человека, куда входит и его духовная деятельность, факт его общественного существования.
Таким образом, бытие в широком смысле слова - это совокупная реальность природного и общественного, материального и духовного, индивидуального и социального, всего, что равно существует, будучи объединенным всеобщей связью всего со всем, хотя и в различных формах.
Выделяют четыре вида бытия: 1/ бытие вещей и процессов;
2/ бытие человека; 3/ бытие духовного /идеального/; 4/ бытие социального /общественного/.
Все эти виды бытия самостоятельны, внутренне неоднородны, имеют свои подвиды.
В первом виде бытия различаются природные вещи и процессы и созданные человеком. Мир вещей и процессов, созданных человеком, включает в себя воплощенные его мысли и дела, т.е. имеет социальные функции и человеческий смысл. Это дает возможность приблизить этот вид бытия к понятию "социальное бытие".
Необходимо обратить внимание на особую сложность бытия человека, поскольку он, как живое существо, включен в мир природных тел, т.е. представляет собой единство "духа" /психики/ и тела /материи/ и как биологический организм вписан в бытие природы. Он существует не только как материальное тело, но и как представитель человеческого рода, социально-историческое существо.
Бытие духовное охватывает собой проявления индивидуализированного и объективированного духа. Иначе говоря, представляет собой многообразные процессы и результаты духовной деятельности людей. Например, нравственные и правовые нормы, научные идеи, художественные образы и т.д. относятся к объективированному духу. Однако и те процессы, которые происходят в духовном мире индивида, также имеют статус бытия, поскольку без этого вида бытия невозможно существование личности, а значит и человеческое бытие . как таковое.
Применительно к общественном лизни основной вопрос философии представляет собой вопрос и об отношении и об отношении общественного сознания к общественному бытию. Под бытием людей, которое в силу специфики исторического процесса в определенный момент становится также общественные бытием, понимается все существующее вне сознания. Отражение материального существования - непременное условие того, чтобы с помощью категории общественного бытия решать основной вопрос философии. Как и бытие, т.е. материя, общественное бытие обладает свойством объективной реальности. Оно представляет собой материальную жизнь общества. Но общественное бытие не тождественно материи вообще. Наряду с общими признаками категории оно характеризуется и специфическими признаками, превращающими его в особое материальное образование.
Преобразованная человеком природа сама по себе продолжает оставаться бытием /материей/, Она функционирует в качестве общественного бытия, которое не сводится к каким-либо отдельным свойствам материи, только тогда, когда представлена в системе материальных общественных. Недооценка данного положения ведет к отождествлению социологического подхода с натуралистическим, общественного бытия с бытием вообще. Соответственно и предметные элементы общественного бытия должны удовлетворять двум условиям: во-первых, быть материальными образованиями, во-вторых, функционировать в системе материальных общественных отношений; причем функционировать в виде объекта этих отношении. Последнее замечание весьма важно, ибо подчеркивает, что человек - элемент общественного бытия не сам по себе, а лишь постольку, поскольку представляет собой общественную производительную силу определяющую понятие социальной формы движения материи как целостной характеристики исторического процесса, .и тьмах, посвященных философскому анализу общества, этот вид бытия будет рассмотрен особо и подробно.
Таким образом, с помощью категории бытия объединяются основные идеи, которые получены в процессе последовательного осмысления вопроса о существовании мира: 1/ мир есть, существует как беспредельная и непреходящая целостность; 2/ природное и духовное, индивиды и общество равно существуют, хотя и в различных формах; 3/ в силу объективной логики существования и развития мир /в различии форм его существования/ образует совокупную реальность, действительность предзаданную сознанию и действию конкретных индивидов и поколений людей.
Следует отметить, что философское открытие проблемы бытия это не анализ того, в чем именно состоит единство мира, а поиск его необходимых предпосылок: мир должен существовать , прежде чем он может быть единым. Объединяя фрагменты и проявления взаимосвязи и целостности бытия, мы подводим к материи, как к категории конкретизирующей бытие.
2. Категория материи - это второй вопрос рассматриваемой темы. Данная категория исторически изменялась, -то объясняется, во-первых, логикой развития самой философии, а во-вторых, достижениями естествознания, других наук о материальном мире.
Первые философы пришли к выводу, что существует материал, из которого состоят все вещи, то, что значительно позднее было названо субстанцией и субстратом / о содержании и близком значении этих понятий вы можете ознакомиться в философском словаре в "Субстанция" и "Субстрат"/. Хотя. взгляды первофилософов и представляются нам сейчас наивными, но их заслуга состоит, во-первых, в том, что на место утверждении, порожденных религиозной верой, они ставят вывод, к которому привело их рациональное мышление. Хотя все вещи возникают - возникают он не из ничего, а из других вещей, и хотя они гибнут, они превращаются не в ничто, а в другие вещи. Из этих посылок следует, что вечных вещей нет, а есть нечто лежащее в их основе, т.е. материал, из которого все в мире состоит, субстанция мира.
Во-вторых, первые философы уже осознают, что существует большая разница между тем, как выглядят наблюдаемые нами явления природы, и тем каковы они в действительности. Ведь и вода, и земля, и воздух, и огонь - все это хорошо знакомые всем вещи, но они вовсе не похожи на образующиеся из них многообразные предметы и явления. Все это подводит к признанию существования частиц вещества, постигаемых мышлением, например, если Фалес рассматривал вез многообразие вещей и явлений природы как порождение единого, вечного материального начала - воды, то его ученик Анаксимандр уже вводит понятие апейрон - как неопределенную материю.
Апейрон - это вечное, бесконечное, находящееся в непрерывном движении единое первоначало, источник конкретных вещей и явлений. Демокрит идет далее и уже разрабатывает атомистическую картину мира, вводя в философский обиход понятие атомов. Атомы неделимы, неизменны, качественно однородны и отличаются друг от друга лишь внешними количественными чертами: формой, величиной, а так же порядком и положением. Они образуют, двигаясь в пустоте, многообразие видимых вещей и предметов и множество миров.
Итак, на первом этапе развития материалистических представлений основой, субстанцией материального мира выступают отдельные , чувственно воспринимаемые или не воспринимаемые элементы /апейрон/, либо физические атомы.
Вторым этапом развития этих представлений является механицизм. Здесь материя отождествляется с веществом и наделяется рядом механических и геометрических свойств: массой, протяженностью, формой, непроницаемостью, способностью тел перемещаться по механическим траекториям.
Такое понимание материи могло еще как-то применяться к явлениям природы. Но путь для его применения к общественным явлениям и биологическим процессам был закрыт, хотя такие попытки и предпринимались. Это значит, что данное понимание не было универсальным, всеобщим. Оно было просто выражением определенного естественнонаучного знания, а вовсе не философской категорией. Обоснование и разработка философской категории материи тесно связаны с развитием естествознания в АН-ЛА веках.
Какие же были сделаны открытия, которые существенно повлияли на разработку философской категории материи?
В результате обнаружения связи между электрическими, магнитными и оптическими явлениями была создана электродинамика. Законы электродинамики описывают движение электромагнитного поля и электрических зарядов, которые не сводятся к веществу.
Далее, было экспериментально доказано реальное существование атомов. Было открыто их сложное строение и явление радиоактивности. То, что считалось доселе материей - вещество, атомы, свелось к электрически заряженным частицам и электромагнитным полям. При атом, при переходе от одного уровня материи к другому, многие свойства первого исчезают, возникают новые, ранее отсутствовавшие на предыдущих уровнях, и так до бесконечности. Раньше материи приписывали свойства, выявленные у самого глубокого уровня природы, до которого ученые смогли добраться и считали эти свойства вечными, неизменными и всеобщими. Но дело в том, что эти свойства выражают не философские, а естественнонаучные представления о строении материи на определенной стадии развития науки.
Философское представление о материи не связано раз и навсегда с каким-то конкретным представлением естествознания о строении материального мира. Это понимание выражает всеобщие, универсальные свойства материи и поэтому переходит из ранга естественнонаучного представления или понятия в ранг философской категории.
В определении философской категории материи важны три момента: I/ материя-то, что существует вне и независимо от сознания;
2/ материя - то, что прямо или косвенно вызывает ощущения; 3/ материя - то, отражением чего является сознание.
Может вызвать некоторое недоумение тот факт, что не все материальное вызывает у нас ощущения "без приборов". Радиоволны, то, что происходит в центре Солнца, множество других явления мы ощутить не можем. Поэтому, при всей важности второго и третьего . признаков материи, главное, что отличает материальное от нематериального - это существование вне сознания. Не только все материальное существует объективно, но и все, существующее объективно, вне сознания - материально. В этой связи подумайте над тем, может ли быть материальным сознание других людей по отношению к сознанию данного индивида .
Дальнейшее развитие естествознания показало, что у природы нет последнего уровня, вследствие чего любое знание о ней не является исчерпывающим, полным, окончательным. Недостаток понятий материи, выдвигавшихся первофилософами, механицистами и т.д. , состоял в том, что эти понята отождествлялись с. характеристиками какого-либо специфического уровня материи, с конкретными физическими представлениями о ее строении, изменяющимся с развитием науки. Но развитие знаний не отменяет самого факта бытия /существования/ объективной реальности, а материальность мира наиболее глубоко отображается в философской .категории материи.
Весь окружающий нас мир представляет собой движущуюся материю в ее бесконечно разнообразных формах и проявлениях, со всеми ее свойствами, связями и отношениями. На этой основе возникает вопрос о единстве мира с точки зрения материалистического монизма.
Почему вопрос о единстве и взаимосвязанности мира является предметом философского обсуждения?
Философия обещает исторический опыт предшествующего развития Философии и специальных наук и на основе синтеза и обобщения всех имеющихся данных формулирует общие принципы, регулирующие отношения человека к миру. Суть одного из таких принципов сводится к следующему: I/ все многообразные явления природы, общества и мышления - несмотря на видимые их различия - внутренне, связаны, прямыми косвенными связями, находятся во взаимной обусловленности и зависимости; 2/ единство мира состоит в его материальности.
Единство мира состоит не в бытии единичных вещей, как думал Аристотель, и не в единстве актов божественного замысла и творения, как учит христианская теология. Принцип единства мира утверждает, что мир, как и его отдельные фрагменты , есть взаимосвязанное материальное целое, что познание; мира, как и его преобразование, может происходить лишь с учетов всех доступных нам связей и взаимодействий на уровне объективной и субъективной реальности. На примере этого принципа философия демонстрирует свою методологическую функцию как регулятора познания и общественно-исторической деятельности.
Методологическое и мировоззренческое значение категории материи обнаруживается сразу же, как только мы зададимся вопросом: каким образом существуют окружающие нас материальные предметы, связи и явления? Материалистический подход к познанию мира позволяет вскрыть универсальные, т.е. свойственные всем предметам, связям и явлениям, формы и способы бытии. Ими являются движение, время и пространство.
Интерес к ним, возник еще в глубокой древности и сохраняется до наших дней. Более того, изучение различных форм движения, пространственных и временных связен материальных явлений составляет основную задачу всех специальных наук. В отличие от них философия рассматривает не конкретные проявления способов и форм бытия, а их всеобщие и универсальные свойства.
Категория движения производна от понятия взаимодействия и изменения / под движением в философии понимается всякое изменение вообще/ и соотносится с понятием покоя. Для дальнейшей конкретизации представлений о движении нужно выделить его типы и формы.
Основание для выделения типов движения - соотношение в нем устойчивости и изменчивости, непрерывности и прерывности, сохранения или смены качественного состояния объектов.
Формы движения материи многообразны и обеспечиваются уровнем структурной организации материи.. На этом определяется критерий их классификации, т.е. более сложной структурной организации тел, предметов присуща более высокая, более сложная форма движения /например, биологическая форма - более высокая форма по отношению к механическому перемещению/.
Следует понять определенную субординацию между формами движения материи. Во-первых, они генетически взаимосвязаны /высшие включают в себя все ниже стоящие формы движения/, во-вторых, формы движения материи качественно отличны и несводимы друг к другу, т.е.. нельзя на основе законов ниже стоящих форм объяснять вышестоящие. .Например, нельзя полностью объяснить биологические явления с помощью физических и химических законов, социальные - с помощью биологических. Методологический принцип, согласно которому высшие формы движения могут быть объяснены на основе закономерностей низших форм, получило название редукционизма.
Развитие наук показывает, что ни в природе, ни в обществе нет ни одного неизменного объекта. В частности, закон сохранения и превращения энергии устанавливает не только то, что при превращении одних видов энергии в другие остается постоянным ее численное значение, но и то, что каждый вид энергии обладает способностью при определенных условиях превращаться в другие ее виды. Он свидетельствует о неуничтожимости движения не только в количественном /непрекращаемость/, но и в качественном отношении /безграничная способность каждой формы движения превращаться в другие/.
Материя без движения не существует, а существует ли движение без материи ?
Мысли, эмоции, ощущения существуют лишь в сознании людей: все это - явления нематериальные. Не будет ли тогда смена ощущений, настроений, мыслей движением без материи? В действительности, смена мыслей, настроений, ощущений отнюдь не есть движение без материи, ибо эта смена явлений сознания происходит только в материальном объекте - в человеке. И движение вне сознания, и движение в сознании не бывает без материального носителя. Мы приходим, следовательно, к двум выводам: нет материи без движения, нет движения без материи.
Любой материальный объект занимает какое-то место, наводится на каком-то расстоянии от других объектов, обладает какой-то конфигурацией и размерами в трех измерениях, эти формы сосуществования материальных объектов называют пространственными формами и отношениями, или пространством.
Длительность явлений, следование сменяющих друг друга явлений, имеющие лишь одно измерение, - эти формы существования явлений называют временными формами и отношениями, или временем.
Категории пространства и времени прошли длительный путь формирования и развития в естественной науке и философии. Долгое время они понимались как самостоятельные сущности или внешние формы /условия/ бытия в целом и существования отдельных тел, вещей, процессов. Такое понимание пространства и времени было характерно для классической физики и натурфилософии.
Вместе с тем признавалось и наличие высших уровней бытия, к которым пространственные и временные характеристики неприменимы. Например, бытие абсолюта /Бога, абсолютного духа/.
Пространство и время - формы существования материи, которые, если их рассматривать вне материи, без материи, представляют собой лишь пустые понятия, существующие только в нашей голове / И.Кант/. Конечно, можно мысленно отделить пространственные и временные формы и отношения от материальных объектов и процессов, но вне сознания людей, объективно эти нормы и отношения неотделимы от материальных объектов и процессов, ибо никакие формы и отношения не могут существовать вне тех явлений, чьими формами и отношениями они являются.
Ярким подтверждением и конкретизацией этих философских положений является теория относительности, если пространственное положение двух систем относительно друг друга изменяется, одну из них можно принять за систему отсчета, а другую рассматривать как движущуюся относительно первой. Согласно специальной теории относительности, два различных события, одновременные в системе отсчета, не одновременны в движущийся системе, процесс в движущейся относительно системы отсчета системе происходит медленнее, чем в системе отсчета / при скорости, близкой к скорости света/. Если в движущейся системе имеется неподвижное относительно ее тело, это тело сокращает свои размеры в направлении движения в системе отсчета. Все это значит, что одновременность событий и длина тел зависят от материальных систем, где эти события происходят; а тела находятся.
Неотделимость пространственно-временных форм от материи еще ярче выступает в общей теории относительности, согласно которой структура пространства-времени и ее изменение, с одной стороны, зависят от распределения и движения материальных масс, с другой, непосредственно обусловливают и определяют друг друга.
Таким образом, нет материи, лишенной временных и пространственных характеристик, нет материи вне пространства и времени, и нет пространства и времени вне материи.
Что же касается сущности социальных пространства и времени, то она состоит в том, что это особый тип исторически изменяющихся пространственно-временных отношений, в которых воспроизводится и развивается человек именно как социальное существо. Формирование этих новых пространственно-временных структур начинается с возникновением социально-организованной материи. Они создаются деятельностью людей, отражают своеобразие общественных отношений, имеют конкретно-исторический характер и несут в себе социальный, человеческий смысл.
3. Сознание есть высшая форма отражения действительности, продукт длительного развития материи.
В качестве обоснованного научного предположения принимается утверждение, согласно которому в фундаменте самого здания материи лежит свойство, родственное с ощущением, свойство отражения. Отражение рассматривается как всеобщее свойство материи т.е. такое, которое существует на всех уровнях структурной организации материи. Но в силу того что это разные уровни, общее свойство отражения на каждом из них проявляется по-разному.
По-видимому, каждой форме структурной организации материи, равно как и каждой форме движения материи, связанной с этой организацией, может быть поставлена в соответствие и своя особая форма отражения. Развитие этих форм сопровождается и появлением новых типов отражения.
Принято рассматривать следующие группы форм отражения: отражение в неживой природе, что соответствует первым трем формам движения материи /механической, физической, химической/, отражение в живой природе, что соответствует биологической форме движения материи и, наконец, сознание, т.е. отражение в обществе, что соответствует социальной форме движения материи. Таким образом, философия рассматривает сознание как ту ступень в развитии свойства отражения, которая связана с появлением новой формы движения, новой формы организации материи - общества.
В истории развития отражения в качестве важнейшей предпосылки сознания выступает психическое отражение, оно существует у высших животных и представляет собой наиболее высокую форму отражения, достигнутую в рамках биологической формы движения материи.
Психическое отражение позволяет не только пассивно фиксировать наличную ситуацию в системе чувственных образов, оно выступает и как способность внутреннего действия в поле чувственных образов, т.е. дает возможность примериваться к будущей ситуации. Это - своеобразная форма внутреннего действия в системе чувственных образов, форма внутренней психической активности животных. Однако в психической форме отражения отсутствует механизм самосознания, самоанализа и самоконтроля. Животное не выделяет себя из среды и не анализирует свою психическую деятельность.
Новый тип отражения возникает с появлением нового типа деятельности, нового типа отношения к среде, этот процесс связан с историей возникновения человеческого общества. Старая система, ориентированная на прежний тип поведения и приспособления, старые средства отражения -психическое отражение- оказались недостаточными для того, чтобы обеспечить новый тип деятельности - трудовую деятельность и связанную с ним новую форму общения.
На базе общественной трудовой деятельности появляется новая сигнальная система, языковая . Возникнув в обществе, она с самого начала выступала как общественный продукт, опирающийся не на органы чувств и биологические инстинкты, а на коллектив, основанный на трудовой деятельности. Тем самым передавался и закрепляло опыт, накопленный в ходе предыдущего общественного развития. Появился новый тип отражения - идеальное отражение, отражение в системе слов. Идеальное есть не что иное, как материальное, пересаженное в Человеческую голову и преобразованное в ней. На этой основе происходит формирование субъективного образа объективного мира /Маркс/.
.Таким образом, говоря о возникновении сознания, следует выделить три главных момента, определивших этот процесс: труд, производственный коллектив и членораздельная звуковая речь /язык/ Только общение с людьми, овладение языком, овладение посредством языка формами мыслительной деятельности, приобщение к человеческой практике и человеческой культуре делают человека человеком. Иного пути развития сознания не существует.
При рассмотрении сознания ваяло уяснить понятие образа. Главное свойство образа - это соответствие его содержания действительности, реальным свойствам и отношениям объекта познания. Образ отражает объект; объект диктует содержание образа. Гносеологический образ - это не постоянное, неизменное образование, а меняющееся, развивающееся, углубляющиеся и расширяющееся идеальное отражение действительности, фундаментальной основой процесса движения гносеологического образа является практика.
Характерной чертой сознания человека является самосознание. Самосознание начинается с вычленения среди других предметов и других людей самого себя в качестве особого, противостоящего другим вещам объекта, в качестве особого, противостоящего другим людям человека. Самосознание - это осознание человеком своего тела, своих мыслей и чувств, своего положения в обществе, отношения к другим людям, словом, себя как особой и единичной личности. Здесь уже личность не просто выступает носителем "я", здесь личность осознает себя носителем "я". А вместе с тем начинает развиваться и способность к самоанализу, к анализу не только совершенных поступков, но и своих намерений совершить поступки, способность к оценке своих будущих действий. Но такая оценка требует знания некоторой совокупности моральных норм, которые берутся из общественного сознания и составляют внутренний скелет самосознания личности.
Если относительно существования сознания нет сомнений, то вопрос о том, существует ли бессознательное, долго был, а для некоторых людей еще и сегодня остается дискуссионным. Собственно есть два вопроса: существует .ли бессознательное? А если существует, то как именно? Более подробно об атом можно ознакомится в работе "Введение в философию", Часть 2, а так же Философский энциклопедических словарь, статья "Бессознательное".