Человек и его смертные тела
АННИ БЕЗАНТ- ЗАГАДКИ ЖИЗНИ И КАК ТЕОСОФИЯ ОТВЕЧАЕТ НА НИХ
Глава I
Значение Теософии
Слово "Теософия" в настоящее время на устах у многих, и немало людей считают себя теософами, которые даже ясно не осознают, что такое Теософия. Ибо это - Божественная Мудрость, а она есть тот Свет, который светит каждому человеку, появляющемуся в мире. Свет не принадлежит никому исключительно; он принадлежит каждому и всем, и только способность воспринимать его дает право владеть им; факт же владения налагает долг делиться этим Светом с другими.
Каждая религия, каждая философия, каждая наука и каждая деятельность извлекает всё, что в них есть истинного и прекрасного из Божественной Мудрости, но ни одна из них не может претендовать на исключительное владение этой мудростью. Теософия не есть принадлежность Теософического Общества. Теософическое Общество принадлежит Теософии.
Что составляет самую суть Теософии? То, что человек, будучи божественного происхождения, может познать Бога, жизнь которого заключена и в нем. Как неизбежное дополнение к этой высшей истине является факт Человеческого Братства. Божественная жизнь и есть тот дух, который проникает всё существующее от мельчайшего атома до Архангела; самая пыль под нашими ногами не могла бы существовать без Божественной Жизни; высочайший Серафим - только искра от того вечного Огня, который есть Бог. Все участники в единой Жизни образуют единое Братство. Имманентность Бога и единство человечества - таковы основные истины Теософии.
Второстепенные учения Теософии - те же самые, которые встречаются во всех религиях, живых или мертвых. Единство Бога и троичность Его природы; схождение Духа в материю и отсюда - иерархия разумных существ, к числу которых принадлежит и человечество; постепенный рост человечества путем раскрытия сознания и эволюция человеческих тел путем перевоплощения; осуществление этого роста под действием нерушимого закона причинности, т. е. кармы; наличие среды, в которой происходит этот рост, состоящий из трёх миров - физического, астрального и ментального, или земли, посредствующего неба и небес; существование Божественных Учителей, сверхчеловеков.
Все религии учат или учили этому, хотя бы от времени до времени то или другое из этих учений и отодвигалось иногда на задний план; но проходило время, и оно снова появлялось, как это случилось с учением о перевоплощении, исчезнувшем из церковного Христианства и ныне снова возникающим, как бы потонувшим и снова всплывающим на поверхность.
Распространять эти истины во всех частях мира является прямой задачей Теософического Общества. Хотя для каждого отдельного члена совсем необязательно принимать все эти истины. Каждому члену предоставляется полная свобода изучать, принимать или отвергать их по своему усмотрению; но если бы всё Общество как совокупная единица перестало принимать и распространять их, оно тем самым прекратило бы своё существование.
Это единство учений в мировых религиях зависит от того факта, что все религии основаны членами единого Братства Великих Учителей, хранителей Божественной Мудрости, или Теософии.
Из этого Братства появляются от времени до времени Основатели новых религий, приносящие миру снова и снова те же учения, лишь передаваемые в иной форме, соответствующей условиям времени, т. е. ступени развития народа, которому даётся новая религия, типу этого народа, его потребностям и его способностям.
Всё существенное сохраняется; только несущественное подлежит перемене.
Эта тождественность всех религий доказывается символами, которые повторяются в каждой из них, ибо символы составляют общий язык религий. Круг, треугольник, крест, око, солнце, звезда и многие другие несут на себе немую печать основного единства всех мировых религий. Зная это, Теософическое Общество служит каждой религии в её собственной области и соединяет их все в единое Братство.
В области морали Теософия строит свои учения на Единстве и видит в каждой форме выражение единой общей Жизни, из чего следует, что всё, что вредит одному, вредит и всем. Делать зло - всё равно, что вносить яд в организм человечества, и это есть преступление против Единства. Теософия не обладает готовым кодексом морали, ибо все её положения выражают высочайшую нравственность; собирая воедино самые благоухающие цветы из всех религиозных систем мира, она даёт своим последователям наиболее высокие нравственные учения. Теософическое общество не имеет готового кодекса морали ещё и потому, что каждый кодекс неминуемо спускается до среднего уровня современности, тогда как Теософическое Общество стремится поднять своих членов выше существующего уровня, ставя перед ними высочайшие идеалы и вдохновляя их наиболее благородными стремлениями. Оно учит жить в духе великих Учителей человечества, оно стремится раскрыть внутренний закон, а не навязывать внешний. Отношение Общества к его наименее развитым членам выражается не в изгнании их, а в стремлении поднять и преобразить их.
Воплощение Божественной Мудрости в определенную организацию образует то ядро, из которого ее жизненные силы могут распространяться по всем направлениям. Таким образом, создаётся новая сильная связь между духовным миром и миром материальным; создается "внешний и видимый знак внутренней и духовной благодати", свидетельство Божественной Жизни в человеке.
Глава II
Солнечная система
Солнечная система являет собою группу миров, вращающихся вокруг центрального солнца, из которого они извлекают свет, жизнь и энергию. В этом вопросе все - и теософы, и нетеософы - думают согласно. Но теософ видит в солнечной системе гораздо более того: для него это - обширное поле эволюции, во главе которой находится Господь, который создал для неё материю из эфира Пространства, насытил эту материю своею Жизнью, организовал её в Своё Тело и из Своего Сердца, Солнца, излил энергию, которая обегает по всей системе, подобно потокам крови, возвращающейся к Сердцу, когда её питательные свойства истощатся, чтобы вновь зарядиться для новой работы.
Поэтому для теософа солнечная система является не только превосходным механизмом из физической материи, но и выражением Жизни и питомником бесчисленных жизней, происходящих от последней и проникнутых в каждой своей частице скрытым или активным разумом, желанием и деятельностью.
Солнечная система "существует ради единого Я, чтобы зародыши Божественности, все зачаточные Я, происходящие от верховного Я, могли бы раскрыться в подобие Бога-Отца, природу которого они разделяют, будучи воистину участниками Божественной Природы".
Отдельные миры солнечной системы производят человечество и рядом с ним дают жизнь и существам низшего разряда. В мирах более утончённых, чем физический мир, пребывают существа более развитые, чем люди, но также и менее развитые, чем они; существа, облеченные в тела из более тонкой материи, чем физическая, и поэтому невидимые для физических глаз, несмотря на то, что они не менее деятельны и разумны; существа, среди которых находятся сонмы людей, которые на время лишились своей телесной оболочки и тем не менее продолжают быть мыслящими, любящими и деятельными существами. И даже во время жизни на нашей физической земле, когда люди заключены в телесный покров, они продолжают оставаться в соприкосновении с этими другими мирами и с обитающими там существами; они могут быть в сознательном сношении с ними, как о том свидетельствуют пророки, мистики, ясновидцы и основатели религий.
Господь проявляет Себя в Своей Системе в трёх аспектах или "Лицах" как Создатель, Охранитель и Возродитель; иными словами
- Отец, Сын и Святой Дух христиан; Брама, Вишну и Шива индусов; Кетер, Чокмах и Бинах еврейских каббалистов; Первый, Второй и Третий Логос теософов, пользующихся древним греческим термином "Слово" для проявленного Бога.
Материя солнечной системы строится Третьим Логосом, который образует семь типов первичных атомов; агрегаты, составленные из них, представляют собою семь основных видов материи, входящей в состав нашей солнечной системы, причем каждый из этих видов становится все плотнее, каждому соответствует определенная ступень Сознания. Мы называем материю, состоящую из определенного типа атомов, планом или миром, и отсюда различаем семь таких планов нашей Солнечной Системы: два высших являются Божественными или сверхдуховными планами, планами Логосов; низший из этих двух планов есть место рождения человеческого Я, Монады, Бога в человеке; два следующих, третий и четвертый - духовные планы, достигая которых человек познаёт своё божественное происхождение; пятый план, продолжающий уплотняться, есть план интеллекта; шестой, соответствующий эмоциям и страстям, место действия ощущений и желаний, носит обыкновенно название астрального плана; и, наконец, седьмой - физический план.
Материя духовных планов соответствует духовной ступени Сознания, и она до того тонка и пластична, что поддается на каждый импульс Духа, и там чувство раздельности теряется в ощущении единства.
Материя интеллектуального плана соответствует интеллектуальной ступени Сознания, Мысли, Познаванию, и каждое изменение в мысли сопровождается соответствующей вибрацией в материи этого плана. Покойный В. Клиффорд признал, по-видимому, "вещество мысли" составной частью космоса, ибо как каждая сила требует своего проводника, так и мысль, рассматриваемая как сила, нуждается в особом виде материи для своем проявления.
Материя астрального плана соответствует страстному началу сознания (ступень желания), и каждое изменение в эмоциях, страстях, желаниях и ощущениях сопровождается вибрацией в астральной материи.
Материя физического плана - наиболее грубая или плотная - организуется для активного выражения человеческого сознания.
Эти семь видов материи, взаимно проникающих друг друга, - как физические твердые, жидкие, газообразные и эфирные частицы взаимно проникают друг друга в окружающих нас предметах - распространены не все одинаковым образом по всему полю, занимаемому солнечной системой, но частью соединены в планеты, миры или глобусы; три наиболее тонких вида материи распространены по всему пространству, они, следовательно, принадлежат всей системе, тогда как четыре более плотных вида составляют ядро планеты и окружающую ее сферу и не состоят во взаимном соприкосновении.
Мы читаем в Священных Писаниях "о Семи Духах": христиане и магометане имеют семь Архангелов; последователи Зороастра - семь Амшаспендов; евреи - семь Сефиротов; Теософия называет их семью планетарными Логосами, и они являются Правителями планет: Вулкана, Венеры, Земли, Юпитера, Сатурна, Урана и Нептуна.
Каждая из этих семи планет является срединной поворотной точкой в целой цепи взаимозависимых миров, управляемых планетарным Логосом, и каждая такая цепь является отдельным Полем Эволюции, начинаясь с зачаточной жизни и кончаясь появлением человека. Таким образом, в одной солнечной системе имеются семь таких взаимосвязанных и постепенно развивающихся Полей Эволюции, и естественно, что они находятся на различных ступенях развития. Каждая цепь состоит из семи глобусов, из которых один состоит обыкновенно из физической материи, а шесть остальных из более тонком состава; но в нашей собственной цепи Земля имеет два видимых для физическом глаза родственных глобуса - Марса и Меркурия и четыре невидимых. Волна развивающейся жизни, несущая в себе эволюционирующие существа, занимает одновременно одно звено или один шар из всей цепи - за несколькими особыми исключениями, о которых не место говорить здесь, - и она переходит на следующий шар только тогда, когда все уроки на предыдущей ступени развития, на предыдущем шаре, пройдены до конца. Таким образом, наше человечество переходило с шара первом на ментальном плане на шар второй, на плане астральном; с этого последнего на шар третий, Марс, и затем уже на шар четвертый - нашу Землю; оно перейдет на шар пятый, Меркурий, а затем на шар шестой, снова на астральный план, и оттуда на шар седьмой, на ментальный план. Все эти переходы завершают собой великий эволюционный Круг, как удачно назван весь процесс Жизни.
Планы
o 1 o 7 Ментальный
o 2 o 6 Астральный
o 3 4 o 5
o Физический
Эта великая схема эволюции не может быть усвоена сразу человеком незнающим; точно так же как и соответствующм астрономическая схема, хотя последняя имеет дело лишь с физическим планом. Притом же понимание её вовсе не необходимо для человека, трудно схватывающего, так как оно не имеет непосредственного значения для жизни. Оно имеет значение только для человека, желающего проникнуть в более глубокие проблемы природы и не боящегося сильном умственном напряжения.
Глава III
Человек и его миры
Человек есть духовная сущность, облекшаяся в плоть для приобретения опыта в низших материальных мирах, с целью овладеть ими и господствовать над ними, а в позднейшие времена и занять свое место в творческих и направляющих Иерархиях Вселенной.
Существует мировой закон, по которому Сознание может знать только то, что оно в состоянии воспроизвести; одно Сознание может знать другое только в той мере, в какой оно в состоянии воспроизвести внутри себя перемены, совершающиеся в этом другом Сознании. Если человек испытывает страдание, когда другой человек страдает, счастье - когда другой человек счастлив, если он испытывает такую же тревогу, такую же уверенность и т. д., как и другой, немедленно воспроизводя внутри себя все его настроения, такой человек знает другого. Симпатия - способность сочувствовать - есть условие знания. Но Сознание работает в телах; мы облечены в плоть, а не обнажены, и эта плоть состоит из материи. Сознание может действовать на Сознание, но как может Сознание действовать на тела?
Существует другой закон, по которому каждая перемена в Сознании немедленно сопровождается вибрацией в окружающей материи и каждой такой перемене соответствует своя собственная ответная вибрация, подобно тому, как каждому музыкальному звуку соответствует определенная длина и толщина струны. В солнечной системе все отдельные Сознания составляют часть Сознания ее Божественного Строителя, и вся материя этой системы есть Его Тело - "в нем мы живем и двигаемся и имеем наше бытиё". Он образовал эту материю и соединил её с Собою так, чтобы она на всём своём протяжении отвечала бесчисленными видами вибраций на бесчисленные изменения в Его Сознании. В пределах всего его обширного царства Его Сознание и Его материя отзываются одно на другую в совершенной гармонии и в нерушимом взаимодействии.
Человек разделяет с Богом это взаимодействие, но в нём оно выражается весьма несовершенно. Переменам в его Сознании отвечают вибрации в окружающей его материи, но ответы эти бывают совершенны и полны только вначале, в высших духовных мирах, где человек существует как Эманация Бога, там - каждая вибрация материи вызывает изменение в его Сознании, и благодаря этому он действительно знает тот мир, свою истинную родину. Но в мирах материи более плотной, чем та высокая область, он - все еще чужой, пришелец; вибрации этой плотной материи, хотя он окружен ими со всех сторон, не задевают его, они не существуют для него, как волны, несущие весть по беспроволочному телеграфу, не задевают нас в этом мире и как бы не существуют для наших чувств. Как же может он вырасти в совершенное подобие своего Божественного Отца, который в состоянии, производя изменение в Своем Сознании, вызвать любую вибрацию внутри материи, который сознателен и деятелен в каждой точке Своей системы?
Ответ заключается в двух словах: Инволюция (завертывание) и Эволюция (развертывание). Человек должен погружаться в материю, притягивая к себе оболочку из материи, привлекая к себе материалы из всех миров: духовном, интеллектуального, эмоциональном и физическом; это и есть завертывание или скрывание Духа в материю - Инволюция - иногда называемая схождением Духа в материю, иногда грехопадением Человека. Затем, овладев такой оболочкой, он должен медленно приучаться к распознаванию совершающихся в нем перемен - в его собственном Сознании, - всех этих волнующих, смущающих и ошеломляющих перемен, приходящих и уходящих помимо его воли, благодаря вибрациям в его материальной оболочке, которые вызываются вибрациями окружающего его мира и создают в его Сознании непрошенные изменения и настроения. Ему приходится разбираться во всех этих изменениях, распределять их соответственно их источнику и узнавать через них подробности окружающих миров; организовать присвоенную для своих целей материю, то есть свои собственные тела в проводники все более усложняющиеся, все более восприимчивые, все яснее распознающие; ему приходится или вводить в них, или же выбрасывать из них те вибрации, которые ударяются о них извне, и под конец, с помощью тех же проводников, запечатлевать все изменения своего сознания на предметах внешней природы, делаясь таким образом её властелином вместо того, чтобы быть её рабом. Вот что такое эволюция; это - восхождение Духа через материю, его раскрытие внутри материальной оболочки, составные части которой извлечены из различных окружающих его миров<$FИмеется в виду сложный состав человека из ментальной, астральной и физической материи.>, это - проникновение его собственной жизнью той материи, которую он присвоил себе, сделав из нее покорную слугу Духа и подняв ее из праха на высоту, где она будет служить освобожденным сынам Господа.
Эта материальная оболочка, частицы которой извлечены из различных миров, должна быть постепенно организована - благодаря толчкам извне и ответам на них изнутри - в "тело" или проводник Сознания. Оно организуется снизу вверх, начиная с более плотной субстанции и кончая более тонкой, причем материалы каждого из трёх миров<$FФизическою, астральном и ментального. (Прим.пер.)> организуются отдельно, чтобы служить средством общения со своим собственным миром.
Физические материалы соединяются вначале в довольно компактную массу, и из нее прежде всего начинают медленно развиваться органы, выполняющие жизненные функции, и органы чувств. Удивительно сложное физическое тело развивалось в течение миллионов лет и продолжает развиваться и до сих пор; оно ставит человека в соприкосновение с окружающим его физическим миром, который он может видеть, слышать, осязать, вкушать и обонять и в который может вносить изменения благодаря воздействию своего мозга и своей нервной системы; последние способны контролировать и направлять его мускулы и его руки, и ноги. Это тело несовершенно, ибо и до сих пор существует в окружающем его физическом мире много таких явлений, на которые оно не в состоянии отвечать, - форм, подобных атомам, которых оно не может видеть, звуков, которых оно не может слышать, и сил, которых оно не в состоянии воспринимать, пока силы зти не проявят себя перемещением достаточной массы материи для том, чтобы тело могло ощутить эти силы.
Человек изобрёл тончайшие инструменты, чтобы помочь своим чувствам и увеличить силу их восприятия - телескопы и микроскопы для помощи глазу, микрофоны для помощи уху, гальванометры, чтобы уловить силы, ускользающие от его органов чувств. Но со временем эволюция его собственного тела введет весь физический мир в поле его познавания.
В настоящее время, когда физическое тело уже высоко организовано, очередь за следующим, более тонким (астральным) проводником, который точно также развивается и постепенно приведет человека в соприкосновение с окружающим его астральным миром - миром эмоций, страстей и желаний. Большинство представителей культурных рас начинает уже сознавать астральные соприкосновения, а некоторые различают их уже совершенно ясно. Предчувствия, предостережения, появления умерших людей, - все это воздействия астрального мира на астральное тело человека. Они неопределённы и туманны благодаря тому, что тело это весьма несовершенно организовано на нашей ступени развития; но те немногие, которым удалось ускорить свою эволюцию, чувствуют себя так же свободно в астральном мире, как средний человек в мире физическом.
Третий проводник, ментальный, находится также в процессе организации; по мере того, как ментальное тело развивается, человек приходит в соприкосновение с окружающим его ментальным миром, в сознательную связь с ментальными токами, с мыслями близких и далеких людей, "живых" и "мёртвых".
Но и после этого остается еще один мир, который должен быть завоеван человеком, это - мир духовный, для восприятия которого человек имеет соответствующее тело, то "духовное тело", о котором говорит апостол Павел. Эта многообразная организация материи в целях служения Духу является уделом человека в великой мастерской вселенной; когда же он перейдёт человеческую ступень, тогда для него не останется во всей солнечной системе ничего непознаваемом и не подлежащего его воздействию. Он изошел от Бога чистым от греха, но лишенным веденья и бесполезным за пределами высокой области своем рождения; возвращается же он после своего долгого странствия мудрым и сильным Сыном Бога, готовым внести в грядущее свою долю как исполнитель Божественной Воли, как участник в непрестанно расширяющихся пределах сознательного служения.
Глава IV
Человек и его смертные тела
Миры, в которых человек развивается, вступая в круг рождений и смертей, следующие: физический, астральный, или переходный, ментальный, или небесный мир. В этих трек мирах он живет от рождения до смерти в своем бодрствующем дневном сознании; в двух последних мирах он живет от рождения до смерти, во время сна, и некоторое время после смерти; в небесный мир он вступает лишь изредка в период сна, а также в состоянии глубокого транса, и в нем же он проводит наиболее важную часть своей посмертной жизни, причем время это удлиняется по мере эволюции.
Все три тела, в которых человек проявляется в этих мирах - смертны; они рождаются, н они умирают; они усовершенствуются с каждой новой жизнью, делаясь всё более и более достойными служить орудиями для раскрывающегося Духа. Они являются копиями из плотной материи тех бессмертных духовных проводников, которые не изменяются при рождении и смерти и образуют покров Духа в высших мирах, где последний пребывает как духовный Человек, тогда как здесь, на земле, он живёт как физический, "плотский" человек. К этим неумирающим духовным телам относятся слова апостола Павла: "Ибо знаем, что когда земной наш дом, эта хижина, разрушится, мы имеем от Бога жилище на небесах, дом нерукотворенный, вечный. Оттого мы и воздыхаем, желая облечься в небесное наше жилище" (II Посл. Коринф., V, 1 и 2).
Об этом бессмертном начале человека речь будет в другой главе.
Три смертных тела человека - физическое, астральное и ментальное - связаны, каждое в отдельности, с одним из трех упомянутых миров.
Физическое тело
Это тело в настоящее время наиболее развито, и с ним мы более всем знакомы. Оно состоит из плотной, жидкой, газообразной и эфирной материи; первые три вида материи организованы в клетки и ткани, из которых построены органы чувств, дающие сознанию возможность познавать внешний мир; что касается последней, т. е. эфирной материи, то она обладает вихревыми центрами, через которые изливаются жизненные силы. Так как эфирная часть человеческом тела отделяется в момент смерти от плотного, жидкого и газообразного телесного состава, то физическое тело и подразделяется на плотное и эфирное. Первое состоит из органов, воспринимающих и действующих; последнее является проводником жизненных сил, и оно их передает своему плотному двойнику. Всякое выделение эфирного тела из физического во время жизни - нездорово; оно может быть выделено благодаря анестезирующим средствам, а в некоторых исключительных организациях, называемых обыкновенно медиумическими, оно выделяется легко само собой. Отделенное от своем плотного двойника, оно бывает беспомощно и бессознательно, нечто вроде носящегося облака с центрами сил, бесполезными, когда некому передать проходящие через них силы, и в то же время находящегося в постоянной опасности от различных существ, которые могут овладеть им как средством материализации. Оно не может удаляться на значительное расстояние от своею плотного двойника, так как последний не в состоянии существовать в разобщении с ним; когда такое разобщение совершается, плотное тело "умирает", т. е. лишается прилива жизненных сил, которые поддерживали его деятельности. Даже и после смерти физического тела эфирный двойник носится вблизи от своего сотоварища и представляет собой тот призрак или ту тень, которая бывает иногда видима на кладбищах, носящаяся над могилой только что погребенного тела.
Физическое тело - посредник между человеком и физическим миром, и благодаря этому его называют иногда "телом действия". Но оно воспринимает также и вибрации из высших миров, и когда оно способно отвечать на них, тогда оно "чувствует" и "думает", так как нервная система его способна воспроизводить эти тонкие вибрации в физической материи. Как невидимый воздух, усиленно вибрируя, приводит более плотную воду в волнение, как невидимый свет приводит палочки и колбочки сетчатки в деятельное состояние, так и невидимая материя потусторонних миров приводит в ответные колебания более плотную материю нашего физического тела, как эфирного, так и плотного.
По мере того, как эволюция идет вперед и физическое тело развивается, т. е. присваивает себе все более тонкие соединения материи из внешнего мира, - оно становится все более способным отвечать на ускоренные вибрационные волны, и благодаря этому человек становится всё более и более "чувствительным".
Расовая эволюция состоит, главным образом, в этой постоянно возрастающей чувствительности нервной системы к внешним воздействиям; чтобы человек был здоров, его чувствительность должна оставаться в пределах эластичности его нервной системы; т. е. последняя должна немедленно возвращаться к своему нормальному состоянию после испытанного напряжения. Если это условие налицо, такая чувствительность указывает на высокое развитие и делает возможным проявление гениальности; если же условия этого нет, если равновесие не восстанавливается быстро и самопроизвольно, в таком случае это - нездоровая и опасная чувствительность, и она ведет к вырождению, а под конец, если её не подавить, и к сумасшествию.
Астральное тело
Развитие этого тела чрезвычайно различно у разных личностей, но его деятельность выражается у всех приятными ощущениями и неприятными, наслаждениями и страданиями, у всех оно приводится в деятельное состояние страстями, желаниями и эмоциями, у всех оно является проводником органов чувств - зрения, слуха, вкуса, обоняния и осязания. Если страсти, желания и эмоции низменны, чувственны и животны, тогда материя астральном тела груба, ее вибрации сравнительно медленны и окраска её темна и непривлекательна: в ней преобладают коричневые, темно-красные и грязно-зеленые тона, пронизанные от времени до времени вспышками ярко-красного цвета, которыми отличается астральное тело дикаря; коричнево-красные оттенки указывают на чувственность и жадность; серо-зелёные - на лживость и хитрость; коричневые - на себялюбие; красные, налево от головы, указывают на гневливость; жёлтые вокруг головы - на ум; серо-голубые над головой указывает на первобытное религиозное чувство (которое может проявляться и в фетишизме); появление розового цвета означает зачаток любви. По мере того как эволюция подвигается, материя становится всё тоньше, а окраска её всё чище, прозрачнее и светлее.
Мы пользуемся этим телом в течение все нашей бодрствующей жизни, а у людей культурных и тонкоразвитых оно уже достигло довольно высокой степени развития. Его более тонкая субстанция в тесном прикосновении с наиболее грубой материей ментального тела, и оба работают вместе, взаимно действуя одно на другое. Для ясновидящего внешний вид астрального тела ясно говорит о переменах, которые происходят внутри человека. Так, у человека влюблённого обыкновенный вид его астральном тела преобразуется как раз в той мере, в какой он в состоянии отрешиться от эгоизма в пользу другого существа. Оттенки, выражающие себялюбие, неправду и гнев, исчезли и появилось большое количество розового цвета; цвет, выражающий любовь, бросается в глаза и делает астральное тело приятным на вид. Наоборот, астральное тело человека, переживающего порыв сильного гнева, имеет в полном смысле ужасный вид: всё оно окрашивается темными оттенками злых страстей, злая воля выражается спиралями или вихрями цвета грозовых туч, из которых вылетают огненные стрелы гнева, стремящиеся нанести вред тому, кто вызвал этот гнев, - поистине мрачная и устрашающая картина.
Во время сна астральное тело отделяется от физического вместе с высшими началами человека, а у людей культурных и тонкоразвитых сознание продолжает в нем действовать и во время сна, когда физическое тело спит. Мы научаемся многому во время сна, и знания, приобретаемые таким образом, могут проникать и в физический мозг; иногда они отражаются в нем как яркий и знаменательный сон. У большинства людей сознание в астральном мире слабо воспринимает явления этого мира благодаря тому, что оно так сильно занято своими собственными мыслями и чувствами; но сознательная воля может направить его на явления внешние, и в этом случае могут возникнуть познания астрального мира. В этом мире может происходить общение с друзьями, сбросившими свои физические тела в момент смерти, и воспоминания об этих общениях могут быть перенесены и в бодрствующее сознание, и таким образом может построиться мост через пропасть, отделяющую живых от мёртвых.
Предчувствия, предуведомления, ощущения невидимых присутствий и многие подобные переживания происходят благодаря деятельности астрального тела м его воздействию на физическое тело. Всё более учащающиеся явления такого рода - показатели всё большего развития астрального тела; через несколько поколений у культурных людей развитие астрального тела настолько продвинется, что его восприятия станут для нас столь же обычными, как и восприятия физического тела.
После смерти человек продолжает в течение некоторого времени жить в астральном мире в том же астральном теле, которым он пользовался во время своей земной жизни, и чем больше он научился владеть им сознательно, тем сознательнее будет его существование после смерти.
Ментальное тело
Это тело, построенное из более тонкого материала, чем астральное - настолько же, насколько астральное тоньше физического - отвечает своими вибрациями на каждое изменение нашей мысли. Каждая перемена в сознании вызывает вибрацию в нашем ментальном теле, которая передается астральному проводнику, а последний - в свою очередь - передает её физическому мозгу, благодаря чему возникает деятельный процесс в нервной материи последнего. Эта деятельность в нервных клетках мозга вызывает в них различные электрические и химические изменения, но возникают эти изменения благодаря воздействию мысли, а не изменения вызывают мысль, как это воображали материалисты XIX столетия.
Ментальное тело, так же как и астральное, сильно различается у людей разных ступеней развития; оно состоит из более грубой или из более тонкой субстанции соответственно потребностям более или менее развитого сознания. У развитых и культурных людей оно в постоянном движении и резко очерчено; у неразвитых оно подобно облаку с неопределёнными очертаниями. Субстанция, из которой оно состоит, принадлежит ментальному плану, и она находится в непрестанной деятельности, ибо человек продолжает мыслить и во время сна, когда отделяется от своего физического тела, и после смерти, когда переходит в высший мир, где он жив исключительно одними мыслями и эмоциями. Так как в этом теле человек проводит наибольшее время после перехода в небесный мир, разумно было бы стремиться к его возможному усовершенствованию. Средствами к такому усовершенствованию могут служить ясное мышление, приобретение знаний, высокие эмоции, сверхличные стремления (молитва) и более всего правильная и усиленная медитация. При этих условиях ментальное тело может быстро эволюционировать, небесный же период человека обогатится при этом в высокой степени. Злые мысли всех родов оскверняют его и вредят ему, и, если они длятся упорно, последствием является настоящая болезнь и изуродование ментального тела, которое трудно будет излечить впоследствии.
Таковы три смертных тела человека: физическое он сбрасывает при смерти, а астральное - когда готовится вступить в небесный мир. Когда кончается его небесный период, ментальное тело также распадается на составные части и человек становится Духом, облеченным в свое бессмертное тело. При новом воплощении образуется новое ментальное тело, а затем и новое астральное, соответствующее его свойствам, после чем они соединяются с его новым физическим телом и человек вступает в новый период своей смертной жизни.
Глава V
Бессмертные тела человека
"Ибо знаем, что когда земной наш дом, эта хижина, разрушится,
мы имеем от Бога жилище на небесах, дом нерукотворный, вечный", - говорил апостол Павел. "Оттого мы воздыхаем, желая облечься в небесное жилище" <$FII посл. к Кор. гл. V. 1,2>. Это "небесное жилище" построено из бессмертных оболочек человека.
Дух, который "будучи родом божьим" <$Fдеян. апостолов, гл. XVII.> пребывает вечно в лоне Отца, он воистину есть Сын Божий, разделяющий его вечную жизнь. Бог сотворил человека "для нетления и сделал его образом вечного бытия своего"<$Fпр. Соломона, гл. II, с. 23>. Дух этот мы называем монадой, ибо это - истинная суть самосущности. Когда монада опускается в материю, чтобы одухотворить её, она присваивает себе по атому из трёх высших миров для того, чтобы заложить ядро своих трёх высших сил - атмического, буддхического и манасического. К ним - подсредством нити буддхической субстанции - прикрепляются частицы от каждого из трёх высших миров, чтобы могло возникнуть ядро трёх низших тел человека.
В течение долгих веков дух осеняет эти свои будущие смертные тела, озарённые его жизнью, пока они медленно поднимаются из минерального царства в растительное и из растительного в животное; между тем, из соединения субстанций трёх высших миров, из того "жилища на небесах", из того "дома нерукотворного, вечного", о котором говорит апостол, образуется проводник жизни Духа, начинающий проявлять себя в высших мирах. Когда же животная форма достигает той точки развития, когда эволюционирующая жизнь стремится, поднявшись, слиться с высшей жизьню, тогда дух посылает в ответ на её стремление биение своей собственной жизни, и в этот решающий миг зарождается ментальное тело человека, подобно искре, впыхнувшей между углями электрической дуги. С этого мгновения человек индивидуализируется для жизни в высших мирах.
Высшее духовное тело (атмическое) является тончайшей субстанцией самого высокого мира, оболочкой духа, "Богом, ставшим плотью" в совершенно реальном смысле, божественным началом, окунувшимся в океан материи, не перестающим быть божественным, хотя и воплощённым. Постепенно в этом высшем теле собираются результаты всех переживаний, накопленных на протяжении вечности; при этом оба остальные бессмертные проводника<$FБуддхический и манасический> сливаются постепенно с ним, образуя светлое одеяние для человека, достигшего совершенства и ставшего сознательно божеством.
Духовное тело (буддхическое) принадлежит второму проявленнному миру, миру чистой духовной мудрости, знания и любви, соединённых в одно. Иногда его называют "телом Христа", так как именно оно рождается к деятельности при первом великом посвящении, и оно развивается до "полной меры возраста Христова"<$Fк Ефсеянам, IV, 19> на пути святости. Оно питается всеми высокими, проникнутыми любовью, стремлениями, чистым состраданием и всеобъемлющей нежностью.
Манасическое тело (проводник закона причинности) есть высший разум, способный к абстракциям, принадлежащий "природе знания<$FPrashna Upanishat, IV, 9>", посредством которого человек узнаёт истину интуицией, а не рассуждением, причём от низшего разума заимствуются его рационалистические методы только для того, чтобы в земном сознании установились абстрактные истины, которые самому ему ведомы непосредственно. Заключённый в этом теле человек носит название Ego, а когда тело сливается непосредственно со следующим высшим телом<$Fбуддхическим>, тогда человек получает название духовного Ego и тогда он начинает осознавать собственную божественность. Оно питается и развивается абстрактным мышлением, усиленной медитацией, бесстрастием и подчинением интеллекта воле, направляемой на бескорыстное служение. По природе своей манасическое тело имеет наклонность к обособлению, будучи орудием индивидуализации, и оно должно вырасти сильным и стойким для того, чтобы придать необходимую устойчивость тому "духовному телу" с которым оно должно слиться воедино.
Это - те бессмертные тела человека, которые не подвержены ни рождению, ни смерти - они дают непрерывность памяти, которая есть самая суть индивидуальности. Они являются той сокровищницей, в которой сохраняется всё, достойное бессмертия. В них не может "войти ничто нечистое"<$FОткровение, XXI, 27>. Они являются непреходящим местопребыванием духа. В них осуществляется обетование: "Ибо вы храм Бога живого, как сказал Бог: `Вселюсь в них и буду ходить в них'."<$Fк Kop. VI, 16>. В них исполняется молитва Христа: "Как ты, Отче, в мне, и я в тебе, так и они да будут в нас едино"<$FIоанн, XVII, 21>. Они же оправдывают ликующий возглас индуса: "Я есмь Ты!".
Глава VI
Закон возрождения
Перевоплощение в прошлом
Не существует почти ни одной философской доктрины во всём мире, которая имела бы такое древнее происхождение и такое разумное основание, как учение о перевоплощении. Оно опирается на факт раскрытия человеческого духа на протяжении многочисленных возобновляющихся жизней на земле, и опыт, который собирается в течение земного существования и переходит во время промежуточного небесного состояния в душевные способности и совесть, так что ребёнок родится со своими прежними переживаниями, преобразованными в умственные и нравственные наклонности и силы. По верному замечанию Макса Мюллера, величайшие умы, появлявшиеся среди человечества, принимали идею перевоплощения. Эта же идея даётся и иллюстрируется в великих эпических писаниях индусов как несомненный факт, на котором покоится вся нравственность и вся величественная индусская литература, вызывающая к себе такое восторженное отношение среди европейских учёных; она насквозь проникнута этой идеей. Будда учил перевоплощению и постоянно ссылался на свои прежние рождения. Пифагор делал то же самое, и Платон включил ту же идею в свои философские построения. Древний еврейский писатель Йозефус утверждает, что учение это было принято среди евреев, и рассказывает по этому поводу историю капитана, который ободрял своих солдат во время смертного боя напоминанием о их будущем возвращении на землю. В Премудрости Соломона утверждается, что рождение в чистом теле есть награда за "доброту" (гл. VIII,
20). Христос тоже подразумевал это учение, когда говорил своим ученикам, что Iоанн Креститель есть Илiя.
Вергилий и Овидий признавали истинность этой идеи. Похоронный ритуал древнего Египта содержал в себе также идею перевоплощения. Школа Неоплатоников принимала её, и Ориген, наиболее учёный из всех Отцов Церкви, признавал, что "каждый человек получает тело соответственно своим заслугам и своим прежним действиям". Хотя и осуждённое римско-католическим собором, учение это нашло себе приют в некоторых сектах, сохранивших старое предание, а в средние века оно вылилось в таких выражениях у одного из ученых сынов Ислама: "Я выступил из камня и стал растением; я выступил из животного и стал человеком; почему бы мне бояться смерти? Когда же я уменьшался, умирая? Когда же я, умирая, становился меньшей величиной? Со временем я выступлю из человека и стану ангелом".
В позднейшее время это же учение было близко немецким философам, среди которых мыслитель-поэт Гёте, а также Фихте, Шеллинг и Лессинг признавали его. Гёте в старости смотрел с радостным упованием на своё возвращение на землю; Юм заявлял, что это учение - единственная теория бессмертия, которую может принять философ, и то же самое высказывает современный профессор Мак-Таггарт, который, обозревая различные теории бессмертия, пришел к заключению, что перевоплощение - самая разумная из них. Множество поэтов, каковы: Уордсуорд, Браунинг, Россети и др., верили в неё.
Следовательно, появление веры в перевоплощение не есть возврат к вере дикарей, всплывающий на поверхность среди цивилизованных народов, а признак того, что временное забвение этого высокого философского учения приходит к концу; оно является на смену тем неудовлетворяющим разум учениям, которые вызвали столько скептицизма и такой материализм в недавнем прошлом европейской интеллигенции.
Учение о сотворении души для каждого нового тела, из чего следует, что само появление души зависит от возникновения тела, ведёт к неминуемому выводу, что со смертью тела и душа должна прекратить своё существование.
И то, что душа, не имеющая прошлого, будет иметь вечное будущее, так же невероятно, как представление о палке с одним лишь концом. Только душа, которая не рождается, может быть бессмертной. Утеря идеи перевоплощения с его временной очистительной стадией для погашения бурных страстей и с его временными небесами для превращения опыта человека в его способности послужила к возникновению идеи вечного рая, которого не заслуживает решительно ни один человек, и вечного ада, для которого также не найдётся ни одного достаточно порочного преступника. Забвение этого учения свело всю человеческую эволюцию к какому-то непонятному, висящему в вечности отрывку бытия, который зависит исключительно от нескольких лет земного существования; и оно же превратило человеческую жизнь в непонятное смешение всевозможных несправедливостей и пристрастий - незаслуженной гениальности и незаслуженной преступности, сделало из неё неразрешимую загадку, с которой помириться могла только слепая, ни на чём не основанная вера.