Эмпиризм в философии нового времени( Ф. Бэкон, Т. Гоббс, Д. Локк )

Эмпиризм - стремление построить все знание на опыте. Предпосылки:

 Разложение феодального и начало буржуазной революции;

 НТР;

 Философия относится к науке, как к соц. феномену;

 Падает авторитет церкви и растет авторитет науки. Фрэнсис Бэкон ( 1561 - 1626 ):

 Родоначальник эмпиризма;

 Учение ( "знание - сила");

 Философия должна зависеть только от разума человека;

 Разработал индуктивный метод познания;

 Люди должны жить как пчёлы

 5 идолов:

1. " идолы рода" препятствие обусловленна природой человека;

2. Идолы пещеры личные суеверия

3. Идолы рынка - использование в языке дурных слов;

4. Идолы театра - общепринятые системы мышления;

5. Идолы приверженности к старым и новым школам

Томас Гоббс ( Левиафан )

 Мир - единая материальная субстанция;

 Материя вечна;

 Мир состоит из материальных фигур

 Источниками знания - является объективная действительность;

 Фил. рац. познания связей вещей;

 Все сводит к сложению и вычитанию;

 государство - " искусственное тело " для прекращения войны всех против всех. Локк ( Письма о веротерпимости )

 Отрицание теории врожденных идей Декарта, вкл. идею Бога;

 Все знание преобразуется из опыта индивидуального;

 опыт состоит из идей - ощущений и образцов познания;

 Внешний опыт состоит из свойств и восприятий тел, а внутренний "рефлексия " -

представляет собой познание души " о своей деятельности".

Рационализм нового времени ( Декарт , Спиноза , Лейбниц )

Рационализм - отдавал предпочтение разуму чел. В сравнении с общественными формами познания, склонялся к дедуктивному методу.

Декарт ( Рассуждение о методе ...)

 Мышление непрерывно

 увлекался точными познаниями

 Выражение " мыслю, след. существования )

 В его программе предполагало: с одной стороны исп. метода радикального сомнения и математический язык с другой

 Сформировал концепцию 2-х субстанций: души и тела, атрибутами которого является мышление и протяженность;

 Существуют два типа качеств: первичный и вторичный ( цвет; вкус; запах);

 Человек в процессе познания вырабатывает 3 класса идей: приобретенный; сотворенный и враждебный;

 Первыми вражденными идеи - идея Бога.

 Спиноза ( " этика " , " полит трактат " )

 пантеизм утверждает тождество бога с субстанцией.

 субстанция порождает мир, конкретных предметов и явлений природы - модусами;

 взаимодействие модусов подменяется мат. и механ. законом;

 главный из модусов - человек.

Лейбниц ( "Теодицея" , " Рассуждения о метофизике" )

 Считал понятия цели необходимым;

 мир в целом, похож на огромный механизм;

 Действия всех механизмов подменяется законом механики;

 Мир состоит из самостоятельных субстанций - "монад".

Сущ. В мире зла это есть :

1. несовершенства людей

2. результат невыполнения человечеством своих обязанностей

3. средство недопущения большего зла

Философия французского просвещения 18 век.

связанна с тем, что Бог только создал мир, а дальше он развивается сам по себе - Деизм

 в мире нет места случайности - фатализм

 объектом исследования яв. природа

Вальтер ( Философия письма, фил. словарь)

 был деистом

 ввел термин "фил. истории" - учение о прогрессивном развитии человека;

 историческим процессом опр. развитием идеи;

 важную роль в развитии общества занимала торговля;

 выступал за свободу печати , слова. Жан-Жак Руссо ( Общественный договор )

 Его философия образовалась на дуализме и деизме

 Материя по его мнению пассивна

 Был сторонником сенсуализма, полагал, что чувства боли ценны им разум€£¥

 Был против частной собственности

Общие черты Просвещения

 демократизм

 рационализм

 исторический оптимизм.

Паскаль ( Мысли )

 Человек без бога чувствует себя заброшено;

 фраза : " человек - это мыслящий тростник.

Наши рекомендации