Эмпиризм в философии нового времени( Ф. Бэкон, Т. Гоббс, Д. Локк )
Эмпиризм - стремление построить все знание на опыте. Предпосылки:
Разложение феодального и начало буржуазной революции;
НТР;
Философия относится к науке, как к соц. феномену;
Падает авторитет церкви и растет авторитет науки. Фрэнсис Бэкон ( 1561 - 1626 ):
Родоначальник эмпиризма;
Учение ( "знание - сила");
Философия должна зависеть только от разума человека;
Разработал индуктивный метод познания;
Люди должны жить как пчёлы
5 идолов:
1. " идолы рода" препятствие обусловленна природой человека;
2. Идолы пещеры личные суеверия
3. Идолы рынка - использование в языке дурных слов;
4. Идолы театра - общепринятые системы мышления;
5. Идолы приверженности к старым и новым школам
Томас Гоббс ( Левиафан )
Мир - единая материальная субстанция;
Материя вечна;
Мир состоит из материальных фигур
Источниками знания - является объективная действительность;
Фил. рац. познания связей вещей;
Все сводит к сложению и вычитанию;
государство - " искусственное тело " для прекращения войны всех против всех. Локк ( Письма о веротерпимости )
Отрицание теории врожденных идей Декарта, вкл. идею Бога;
Все знание преобразуется из опыта индивидуального;
опыт состоит из идей - ощущений и образцов познания;
Внешний опыт состоит из свойств и восприятий тел, а внутренний "рефлексия " -
представляет собой познание души " о своей деятельности".
Рационализм нового времени ( Декарт , Спиноза , Лейбниц )
Рационализм - отдавал предпочтение разуму чел. В сравнении с общественными формами познания, склонялся к дедуктивному методу.
Декарт ( Рассуждение о методе ...)
Мышление непрерывно
увлекался точными познаниями
Выражение " мыслю, след. существования )
В его программе предполагало: с одной стороны исп. метода радикального сомнения и математический язык с другой
Сформировал концепцию 2-х субстанций: души и тела, атрибутами которого является мышление и протяженность;
Существуют два типа качеств: первичный и вторичный ( цвет; вкус; запах);
Человек в процессе познания вырабатывает 3 класса идей: приобретенный; сотворенный и враждебный;
Первыми вражденными идеи - идея Бога.
Спиноза ( " этика " , " полит трактат " )
пантеизм утверждает тождество бога с субстанцией.
субстанция порождает мир, конкретных предметов и явлений природы - модусами;
взаимодействие модусов подменяется мат. и механ. законом;
главный из модусов - человек.
Лейбниц ( "Теодицея" , " Рассуждения о метофизике" )
Считал понятия цели необходимым;
мир в целом, похож на огромный механизм;
Действия всех механизмов подменяется законом механики;
Мир состоит из самостоятельных субстанций - "монад".
Сущ. В мире зла это есть :
1. несовершенства людей
2. результат невыполнения человечеством своих обязанностей
3. средство недопущения большего зла
Философия французского просвещения 18 век.
связанна с тем, что Бог только создал мир, а дальше он развивается сам по себе - Деизм
в мире нет места случайности - фатализм
объектом исследования яв. природа
Вальтер ( Философия письма, фил. словарь)
был деистом
ввел термин "фил. истории" - учение о прогрессивном развитии человека;
историческим процессом опр. развитием идеи;
важную роль в развитии общества занимала торговля;
выступал за свободу печати , слова. Жан-Жак Руссо ( Общественный договор )
Его философия образовалась на дуализме и деизме
Материя по его мнению пассивна
Был сторонником сенсуализма, полагал, что чувства боли ценны им разум€£¥
Был против частной собственности
Общие черты Просвещения
демократизм
рационализм
исторический оптимизм.
Паскаль ( Мысли )
Человек без бога чувствует себя заброшено;
фраза : " человек - это мыслящий тростник.