Организация, осуществление, оценка и контроллинг маркетинговых решений

и программ:

а) организация компании;

б) организация маркетинга;

в) оценка эффективности маркетинговых решений;

г) контроль и аудит маркетинговой деятельности: контроль за выполнением годовых планов, контроль прибыльности, контроль эффективности, стратегический контроль, организация ревизий маркетинговой деятельности.

Как видим, маркетинг-менеджмент формирует комплекс долгосрочных и краткосрочных

(оперативных) управленческих воздействий (решений) на все подразделения и лица, взаимодействующие в сфере маркетинга, а осуществление воздействий обеспечивает интенсификацию маркетинговых усилий по достижению целей маркетинга и тем самым запланированных результатов деятельности фирмы. Управленческие воздействия в системе маркетинга-менеджмента различаются по направлениям. Они могут быть направлены на объект, процесс и функции. В качестве объекта может выступать любой элемент маркетинговой системы: покупатель, производитель, товар, посредник, конкурент. Каждое направление воздействий включает целевые группы и результаты этих воздействий. Так, при направленности на объект (например на товар) формируют группу воздействия на товар, которая может иметь такие результаты, как улучшение потребительских свойств товара, повышение его качества, улучшение стиля и имиджа товара, снижение или повышение цены товара, вывод товара с рынка и т.д. Аналогично формируются направления воздействий на процесс и на функции ( табл. 1.16).

Т а б л и ц а 1.16

Управленческие воздействия в системе маркетинга-менеджмента

Направление воздействия Объект воздействия Результаты воздействия
На объект Товар Улучшение потребительских свойств товара; повышение качества товара; изменение стиля и марки товара; редукция цены
Покупатель Рост числа потребителей; изменение структуры розничной и оптовой торговли; реализация в сфере услуг сопутствующих товаров
Посредники Развитие собственной системы логистики; передача функций распределения товара
Конкуренты Увеличение доли фирмы на рынке; улучшение качественных показателей; рост производительности
На процесс Экономические факторы Формирование новой политики в области инвестиций, товарной диверсификации, усиление инвестиционной политики
Психологические факторы Улучшение отношений с покупателем и персоналом фирмы Формирование имиджа нового товара
Социальные факторы Повышение удовлетворенности работой, рост заработной платы, снижение налогов, учет социальной направленности рынка
На функции Планирование Планирование новых методов стратегического и тактического планирования
Управление Использование положительных методов управления
Контроль и учет Внедрение аудиторских проверок, создание комплексной системы учета
Анализ Применение ситуационного анализа

Планирование и осуществление управленческих воздействий конкретизируются в разработке маркетинговых стратегий и маркетинговой политики управления фирмой (рис. 1.18). В качестве инструментария разработки стратегии и тактики маркетинга-менеджмента выступают комплекс маркетинга-микса и методы мотивации (стимулирования) всех субъектов, входящих в систему маркетинга-менеджмента. Интеграция маркетинга и менеджмента создает управленческую

составляющую эффекта в структуре синергетического эффекта маркетинга.

Таким образом, наряду с эффектом от упорядоченного воздействия всех субъектов маркетинговой системы, возникающего в процессе удовлетворения нужд и потребностей потребителя, проявляется дополнительный эффект от создания и упорядочения системы управления маркетингом. Этот эффект выражается в ускоренном достижении целей маркетинга за счет повышения уровня организации, планирования, координации и контроля всех мероприятий, связанных с интенсификацией маркетинговой политики предприятия.

Задачами маркетинга-менеджмента в таком случае являются: разработка перспективной и тактической маркетинговой политики фирмы, организация управления маркетинговыми программами, средствами труда и трудовыми отношениями в сфере маркетинга. В зависимости от характеристик базовой стратегии, конъюнктуры рынка, отрасли предпринимательства и состояния факторов окружающей среды выбирают соответствующую модель маркетинга-микса, а также разрабатывают комплекс мероприятий для мотивации персонала службы маркетинга и маркетологов по совместительству.

Наши рекомендации