Системы или попытки объяснения спиритических явлений 4 страница
1. (К Св.Людовику). Угодно ли Вам сказать нам, действительно ли имели место явления, происходившие на улице Денуайе? Что же касается до возможности их, то мы в ней не сомневаемся.
- "Да; эти явления действительно имели место. Только воображение людей их преувеличивает, частью из страха, частью из желания насмехаться, но я повторяю, что они имели место. Эти явления произведены духом, который забавляется насчёт жителей того места."
2. Есть ли в доме особа, которая была бы причиной этих явлений?
- "Они всегда возбуждаются присутствием той особы, на которую нападают. Дух, нарушающий спокойствие, преследует хозяина дома в собственном его жилище и желает делать ему неприятности или даже старается выгнать его из дома."
3. Мы спрашиваем, есть ли между жителями дома особа, которая была бы причиной этих явлений своим вольным или невольным медиумическим влиянием?
- "Это необходимо, без этого явление не могло бы произойти. Дух живёт в своём излюбленном месте, но он остаётся в бездействии, пока не явится необходимая для этого особа. С появлением её дух забавляется, сколько может."
4. Присутствие в этом месте особы, одарённой медиумической способностью, необходимо ли?
- "Большей частью. И в настоящем случае это также было необходимо. Вот почему я сказал, что без этого явлений не было бы; но я не говорил, что бы это было общее правило. Есть случаи, в которых личное присутствие медиума не составляет необходимости."
5. Так как духи эти всегда бывают низшего разряда, то способность служить им помощником не предосудительна ли для данной особы? Выражает ли это симпатию её к существам этого рода?
- "Нет, не совсем; потому что способность эта зависит больше от физической организации. Впрочем, это очень часто обнаруживает влечения матерьяльные, которых было бы лучше не иметь, потому что чем более возвышаются нравственно, тем более привлекают к себе добрых духов, которые непременно удаляют злых."
6. Где дух берёт вещи, которые бросает?
- "Эти различные предметы чаще всего берутся на самом месте действия или поблизости. Сила, происходящая от духа, бросает их в пространство, и они падают на местах, указанных духом."
7. Так как самопроизвольные явления часто допускаются с целью убедить человека, то нам кажется, что если бы некоторые неверующие были личными свидетелями этих явлений, то они поневоле уступили бы очевидным фактам. Они часто жалуются, что никогда не были свидетелями никаких убедительных явлений. Не от духов ли зависело бы дать им подобные доказательства?
- "Атеисты и матерьялисты не бывают ли ежедневно свидетелями действий могущества Бога и мысли? Это не мешает им отвергать и Бога, и душу. Разве чудеса Иисуса убедили всех его современников? Фарисеи, говорившие: "Учитель, яви нам чудо", не походят ли на тех, которые теперь требуют, чтобы вы показали им явления? Если их не убеждают чудеса Творения, то они не поверили бы и тогда, если б духи явились им самым очевидным образом, потому что гордыня заставляет их быть упрямыми. Случаи видеть не замедлили бы представиться им, если бы они добросовестно искали их. Вот почему Бог не находит нужным давать им доказательств больше, чем людям, которые искренно желают узнать истину. Он награждает только людей благонамеренных. Неверие же прочих не помешает исполнению воли Божьей. Вы знаете очень хорошо, что оно не помешало распространению Учения. Перестаньте же беспокоиться об их возражениях, которые для учения Спиритизма то же, что тень для картины. Какая была бы их заслуга, будь они убеждены насильно? Бог предоставляет им всю ответственность за их упрямство, и ответственность эта будет ужаснее, чем вы думаете. "Блаженны те, которые не видели, но уверовали, - сказал Иисус, - ибо не сомневаются во всемогуществе Божием."
8. Не находите ли вы полезным вызвать этого духа, чтобы потребовать от него некоторых пояснений?
- "Вызовите его, коли желаете. Но это дух низшего разряда, и он даст вам ответы самые незначительные."
§95. Беседа с духом, нарушавшим спокойствие на улице Денуайе.4
1. Вызов.
- "Зачем меня вы звали? Уж не хочется ли вам, чтоб вас побили камнями? Вот была бы славная картина, когда бы вы обратились в бегство, несмотря на весь ваш храбрый вид."
2. Если ты и бросишь в нас камнями, это нас нисколько не испугает. Мы даже прямо спрашиваем тебя, можешь ли ты бросить в нас камень?
- "Ну, здесь я, может быть, и не мог бы. У вас тут хранитель, который вас хорошо защищает."
3. А на улице Денуайе была ли особа, помощью которой ты пользовался, чтобы производить все те неприятности, которые ты причинял жильцам дома?
- "Разумеется, я нашёл славное орудие, и ни одного духа поучительного, учёного или чинного, чтобы мешать мне, потому что я очень весёлого нрава и подчас весьма люблю позабавиться."
4. Кто же эта особа, служившая тебе орудием?
- "Служанка."
5. Без своего ли ведома она служит тебе помощницей?
- "О, да! Бедная девчонка! Она больше всех была испугана."
6. Со злым ли намерением ты действовал?
- "Я не имел никакого злого намерения, но люди, которые вникают во всё, непременно обратят это в свою пользу."
7. Что ты разумеешь под этим? Мы тебя не понимаем.
- "Я ищу себе развлечения, а вы изучите всё дело, и у вас будет одним фактом больше, чтоб доказать, что мы действительно существуем."
8. Ты говоришь, что не имел злого намерения, а между тем ты перебил все стёкла в доме. Таким действием ты ведь нанёс действительный вред?
- "Это мелочи."
9. Где ты брал вещи, которые бросал?
- "Они очень обыкновенны, я их нашёл на дворе и в ближайших садах."
10. Ты все их нашёл или некоторые сделал сам? (См. дальше главу VIII).
- "Я ничего не создавал, ничего не составлял."
11. Если бы ты не нашёл их, мог бы ты сам их сделать?
- "Это было бы не так просто. Хотя можно было б смешать материи, и, глядишь, из этого что-нибудь да и вышло."
12. Теперь скажи нам, как ты их бросал?
- "Ну, так просто этого не расскажешь. Я взял да и воспользовался электрической натурой этой девчонки и соединил её со своей, которая не так матерьяльна. Вот каким образом мы вдвоём могли перенести все эти штуки."
13. Ты, вероятно, не откажешься дать нам некоторые сведения о твоей особе. Скажи нам прежде, давно ли ты умер?
- "Изрядно давно: лет 50 тому назад."
14. Кем же ты был при жизни?
- "Не особо важным человеком. Я лоскутничал в этом квартале, и мне иногда говорили глупости, потому как я слишком любил красную жидкость добряка Ноя; вот мне и хотелось всех их отсюда выжить."
15. Сам ли и по доброй ли воле отвечал ты на наши вопросы?
- "У меня был наставник."
16. Кто этот наставник?
- "Ваш добрый король Людовик."5
Примечание. Этот вопрос был вызван свойством некоторых ответов, которые показались нам и своей мыслью, и формой выражения превышающими понятия и разумение этого духа. Нет ничего удивительного в том, что ему помогал дух более просвещённый, который пожелал воспользоваться этим случаем, чтобы сообщить нам некоторые сведения. Это явление весьма обыкновенно. Но замечательно только то, что влияние другого духа отразилось и в самом почерке: в последних ответах почерк был более правильный и беглый, в ответах же самого ветошника почерк угловатый, грубый, неправильный, часто мало разборчивый и характер его совершенно иной.
17. Чем ты теперь занимаешься? Заботишься ли о своей будущности?
- "Нет ещё, я скитаюсь. Обо мне так мало думают на земле, никто обо мне не молится, а так как мне никто не помогает, то я и не тружусь."
Примечание. Дальше увидят, как много можно содействовать духам в их усовершенствовании и облегчении их страданий молитвой и советами.
18. Как тебя звали при жизни?
- "Жаннэ." (Ваней)
19. Ну, хорошо, Жаннэ, мы будем молиться о тебе. Скажи нам, рад ли ты или недоволен, что мы тебя вызвали?
- "Скорее рад, потому что вы славные ребята: весёлые, живые, хотя и строги немного. Ну да всё равно: вы меня выслушали, и я доволен.
Жаннэ"
Феномен приноса предметов (аппорт)
§96. Этот феномен отличается от всех предыдущих благосклонным намерением производящего его духа; самыми предметами, большей частью приятными для того, кому они приносятся; и, наконец, деликатным способом доставления их. Он состоит в самопроизвольном появлении предмета, которого не было в том месте, куда он приносится. Чаще всего это бывают цветы, иногда фрукты, конфеты, туалетные вещи и прочее.
§97. Скажем сперва, что это один из феноменов, которому очень легко подражать, и что, следовательно, в этом случае нужно остерегаться обмана. Известно всем, до чего доходит искусство фокусников в опытах этого рода, но даже не имея дела с фокусником, легко быть обманутым человеком ловким. Лучшим ручательством в этом случае может быть: во-первых, характер, честность и совершенное бескорыстие особы, получающей эти явления; во-вторых, внимательное наблюдение всех обстоятельств, сопровождающих явление; наконец, глубокое знание Спиритизма, которое одно только может открыть наблюдателю всё, что заслуживает подозрения.
§98. Теория феномена приноса предметов и вообще всех физических явлений изложена превосходно в следующем откровении одного духа, все сообщения которого носят на себе печать глубокомыслия и строгой логики. В этой книге они будут встречаться довольно часто. Он называет себя Эрастом, учеником Святого Павла и духом-покровителем медиума, передающего его сообщения.
"Чтобы получать явления этого рода, необходимо иметь медиумов, которых я назову чувствительными (sensitifs), т.е. одарённых в высочайшей степени медиумической способностью, потому что нервная система этих медиумов легко возбуждаемая и даёт им возможность посредством вибраций распространять вокруг себя оживотворённый ток в большем количестве.
Впечатлительные натуры, нервы которых начинают вибрировать при малейшем ощущении, которых всякое влияние, физическое или моральное, внутреннее или внешнее, сильно расстраивает, - это особы, весьма способные сделаться превосходными медиумами для физических явлений и приноса предметов. В самом деле, их нервная система, почти не имеющая оболочки, которая мешала бы выделению токов, как это бывает у большей части воплощённых существ, делает их способными к произведению различных феноменов этого рода. Следовательно, с лицом подобного свойства, когда другие способности не мешают медиумизации, легче получить явления осязаемые - стук, раздающийся в стене или мебели, разумные движения и даже поднятие на воздух самых тяжёлых предметов. Очевидно, что этих результатов можно достигнуть ещё скорее, если иметь под рукой вместо одного такого медиума нескольких, одинаково одарённых этой способностью.
Но от этих феноменов до приноса предметов далеко ещё, потому что в последнем случае не только действия духа гораздо сложнее и затруднительнее, но, сверх того, дух не может действовать иначе как с одним медиумом, т.е. несколько медиумов не могут содействовать в одно и то же время произведению феномена. Случается даже, напротив, что присутствие некоторых особ, антипатичных духу, совершенно препятствует его действиям. К этим причинам, как вы видите, немаловажным, прибавьте ещё, что приносы предметов требуют всегда гораздо большего сосредоточения и в то же время гораздо обильнейшего излияния известных токов и что они не могут получиться иначе как с помощью медиумов, наиболее одарённых этой способностью, таких, словом, медиумический аппарат которых находится при самых благоприятных условиях.
Вообще явления приноса предметов весьма редки. Я не считаю нужным доказывать вам, почему они повторяются и будут повторяться реже, чем другие физические явления. Из сказанного мною вы сами можете сделать вывод. Впрочем, феномены эти такого свойства, что не только не все медиумы способны к этому, но и не все духи могут производить их. В самом деле, нужно, чтоб между духом и медиумом существовало известное сродство, известная аналогия - одним словом, известное сходство, которое позволяет выделяющейся части периспритического6 тока воплощённого существа соединяться, смешиваться с током духа, который хочет принести предмет. Это смешение должно быть таково, чтобы вследствие его образовалась, так сказать, одна сила, подобно тому как электрический ток, действуя на уголь, производит один общий свет. Но почему нужно это соединение, это смешение, скажете вы? Потому что для произведения этих феноменов нужно, чтобы необходимые свойства действующего духа были усилены некоторыми свойствами духа медиума; потому что жизненный ток, необходимый для произведения всех медиумических явлений, есть исключительная принадлежность воплощённого существа и что, следовательно, действующий дух должен, так сказать, насытиться им. В таком случае только он может с помощью некоторых неизвестных вам свойств окружающей вас среды отделять, делать невидимыми и двигать матерьяльные предметы и даже воплощённые существа.
Мне не позволено в настоящее время открыть вам особенные законы, управляющие газами и токами, которые окружают вас. Но прежде чем пройдёт несколько лет, прежде чем может окончиться существование одного человека, объяснение этих законов и этих феноменов будет дано вам, и вы увидите, как явится новый род медиумов, которые будут во время медиумизации приходить в особенное каталептическое состояние.7
Вы видите, какими затруднениями окружены феномены приноса предметов. Из этого вы можете заключить весьма последовательно, что явления этого рода чрезвычайно редки, как я сказал уже, тем более что духи неохотно принимаются за них, потому как это требует с их стороны почти матерьяльного труда, что для них и скучно, и тягостно. С другой стороны, очень часто случается, что, несмотря на их энергию и их желание, состояние самого медиума представляет непреодолимую преграду.
Итак, очевидно, что явления ударов, движения и поднимания предметов на воздух - феномены простые, совершающиеся посредством сосредоточения и расширения известных токов, и что они могут быть вызваны и получены по воле медиумов, способных к этому, когда им помогают симпатизирующие им духи, между тем как явление приноса предметов - феномен сложный, который требует особенных обстоятельств, который не может совершаться иначе как с помощью одного духа и одного медиума и для которого нужно совершенно особенное соединение токов, чтобы отделить и сделать невидимым предмет или предметы, которые должны быть принесены.
Вы, спириты, понимаете мои объяснения, понимаете это сосредоточение токов, необходимое для того, чтобы приводить в движение безжизненную материю; вы верите этому, как верите феноменам электричества и магнетизма, с которыми медиумические явления имеют много сходства и составляют как бы подтверждение и развитие их. Что же касается до неверующих и так называемых учёных, которые упрямее неверующих, то я не стараюсь убеждать их, не занимаюсь ими вовсе: будет время, когда и они убедятся поневоле. Им придётся склониться пред единодушным засвидетельствованием истинности спиритических явлений точно так же, как они принуждены были согласиться с другими фактами, которые когда-то отвергали.
В заключение скажу снова: все физические явления повторяются довольно часто, но феномены приноса предметов весьма редки, потому что условия, при которых они могут совершаться, очень сложны; следовательно, ни один медиум не может сказать: в таком-то часу, во столько-то минут дух принесёт предмет, потому что сам дух иногда бывает стеснён в своём действии. Я должен прибавить ещё, что гораздо труднее производить эти феномены публично, потому что в таком случае почти всегда встречаются для духа личности, которые уничтожают все его усилия, а тем более действие медиума. Знайте, напротив, что явления эти производятся почти всегда в домашних кружках внезапно, большей частью без ведома медиумов и без приготовления, и, наконец, очень редки, если последние предупреждены об этом. Из этого вы должны заключить, что есть законная причина подозревать подлог, когда медиум надеется получить их по своей воле или, говоря иначе, надеется повелевать духами как подчинёнными, что не имеет никакого смысла.
Примите за общее правило, что спиритические феномены совершаются не для того, чтобы забавлять любопытных. Если некоторые духи и соглашаются на подобные вещи, то это не может быть иначе как для произведения феноменов простых, а не таких, как принос предметов, и других подобных им, требующих исключительных условий.
Помните, спириты, что если глупо отвергать систематически все феномены, то так же неблагоразумно принимать их все без разбора. Когда физическое явление, видение или принос предмета обнаруживаются самопроизвольно и внезапно, принимайте его. Но, повторяю снова, не принимайте ничего слепо, пусть каждый факт выдерживает разбор подробный, основательный, строгий. Поверьте, что Спиритизм, столь богатый дивными величественными явлениями, ничего не выиграет от этих мелких явлений, которым так легко могут подражать искусные фокусники.
Я знаю очень хорошо, что вы скажете на это. Вы скажете, что феномены эти полезны для убеждения неверующих. Но знайте, что если б вы не имели других средств для убеждения, то в настоящее время не было бы и сотой части нынешних спиритов. Говорите сердцу, этим путём вы скорее достигнете серьёзного обращения. Если вы считаете полезным для некоторых особ действовать матерьяльными фактами, то представляйте их по крайней мере в таком виде, чтобы они не могли быть ложно истолкованными, и в особенности не выходите из нормальных условий этих фактов, потому что факты, представленные при неблагоприятных условиях, вместо того чтобы убеждать неверующих, делаются для них подтверждением их мнения.
Эраст"
§99. Этот феномен представляет странную особенность, состоящую в том, что некоторые медиумы получают его не иначе как в сомнамбулическом состоянии, и это легко объясняется. У сомнамбул бывает естественное освобождение, некоторого рода удаление духа и перисприта, что должно облегчить соединение необходимых токов. Таковы были феномены приноса предметов в нашем присутствии.
Следующие вопросы были предложены духу, производившему эти явления, но ответы его местами неудовлетворительны. Мы предложили их потом духу Эрасту, более просвещённому относительно теоретического взгляда на вещи, который и дополнил их весьма важными примечаниями. Один из этих духов ремесленник, другой - учёный. Самое сравнение этих двух разумных существ может быть полезно, потому что оно доказывает, что недостаточно быть духом, чтобы знать всё.
1. Благоволите сказать нам, почему вы производите феномен приноса предметов не иначе как во время магнетического сна медиума?
- "Это зависит от свойств медиума. Явления, которые я произвожу с ним, когда он спит, я мог бы производить с другим медиумом во время его бодрственного состояния."
2. Почему вы заставляете ожидать так долго приноса предметов и для чего возбуждаете желание медиума получить обещанный предмет?
- "Это время нужно мне для того, чтобы приготовить токи, необходимые для произведения явления. Что же касается до возбуждения желания медиума, то это часто с целью позабавить присутствующих и сомнамбулу."
Примечание Эраста. "Отвечавший дух недостаточно понимает эти явления. Он не даёт себе отчёта в причине, по которой он инстинктивно возбуждает желание медиума, он думает, что забавляет присутствующих, а между тем в действительности он производит, не подозревая этого, большее выделение токов. Это следствие затруднения, представляемого феноменом, затруднения всегда значительного, когда явление несамопроизвольно, в особенности с некоторыми медиумами."
3. Производство этого феномена зависит ли от особенной натуры медиумов и может ли производиться другими медиумами легче и скорее?
- "Производство феномена зависит от натуры медиума и не может производиться иначе как с соответствующими натурами. Относительно же скорости, привычка, которую мы приобретаем, часто сообщаясь с одним и тем же медиумом, много помогает нам."
4. Влияние присутствующих особ играет ли здесь какую-нибудь роль?
"Когда есть неверие, сопротивление, то это может нас значительно стеснять. Мы больше любим давать доказательства верующим и особам, знакомым со Спиритизмом, но я не думаю сказать этим, что нежелание может совершенно лишать нас возможности действовать."
5. Где взяли вы цветы и конфеты, которые принесли?
- "Цветы я беру в садах, где они и растут."
6. А конфеты? Торговец должен был заметить, что их недостаёт.
- "Я беру их, где хочу. Торговец этого вовсе не заметил, потому что на их место я положил другие."
7. Но кольца-то - вещь ценная. Где вы достали их? Разве это не принесло вреда тому, у кого вы их взяли?
- "Я взял их в местах никому не известных и таким образом, чтобы от этого никто не понёс убытка."
Примечание Эраста. "Мне кажется, что факт объяснён не вполне удовлетворительно вследствие недостаточного развития отвечавшего духа. Да, здесь мог быть действительный вред кому-нибудь, но дух не хотел сказать, что он украл что бы то ни было. Предмет может быть заменён только таким же точно предметом, такой же формы, такого же достоинства. Следовательно, если б дух мог заменять один предмет другим, совершенно одинаковым, то не было бы цели и брать его. Он мог бы отдать тот, который употребил для замещения."
8. Можно ли принести цветы с другой планеты?
- "Нет, этого я не могу сделать."
(К Эрасту.) Другие духи могут ли сделать это?
- "Нет, это невозможно вследствие различия окружающей среды."
9. Можете ли вы принести цветы из другого полушария; из тропиков, например?
- "Если это на Земле, то могу."
10. Можете ли вы сделать, чтобы предметы, принесённые вами, исчезли? Можете ли снова унести их?
- "Я могу унести их по своему желанию точно так же, как принёс."
11. Произведение этого феномена причиняет ли вам какую-нибудь тягость, затруднение?
- "Оно не причиняет нам никакой тягости, когда нам позволено сделать это, но могло бы иметь для нас весьма тягостные последствия, если б мы вздумали производить его без позволения."
Примечание Эраста. "Он не хочет признаться в своём затруднении, хотя оно действительно существует, потому что он принуждён к действиям, так сказать, почти матерьяльным."
12. Какого рода затруднения встречаете вы?
- "Никакого, кроме дурного расположения токов, которые могут быть нам неблагоприятны."
13. Каким образом приносите вы предмет; держите ли вы его руками?
- "Нет, мы завёртываем его в себя."
Примечание Эраста."Он неясно выражает своё действие; потому что он обёртывает предмет своею личностью; но так как его личный ток расширяем и проницаем, то он соединяет часть этого тока с частью оживотворённого тока медиума, и в этом-то соединении он скрывает предмет и переносит его. Стало быть, нельзя сказать, что бы он завёртывал его в себя."
14. С одинаковой ли лёгкостью принесли бы вы предмет значительной тяжести, пуда в три, например?
- "Вес для нас ничего не значит. Мы приносим цветы, потому что это, может быть, приятнее, чем какой-то тяжёлый предмет."
Примечание Эраста. "Это справедливо, он может принести предмет и в десять пудов, потому что тяжесть, существующая для вас, не существует для него, но и здесь он не даёт себе отчёта в том, что происходит. Сила соединённых токов должна быть пропорциональна массе приносимого предмета; короче говоря, сила должна соответствовать сопротивлению. Отсюда следует, что если дух приносит цветок или другой лёгкий предмет, то часто лишь потому, что он не находит в медиуме или в самом себе необходимых элементов для усилий более значительных."
15. Когда исчезают предметы, так что причина исчезновения их неизвестна, то не бывает ли это иногда действием духов?
- "Это случается очень часто, чаще, чем вы думаете, и можно помочь этому, прося духа возвратить унесённый предмет."
Примечание Эраста. "И это правда; но то, что исчезает, иногда бывает унесено совершенно, потому что предметы, которых не находят, часто бывают унесены очень далеко. Впрочем, так как унос предметов требует почти тех же условий, что и принос, то он может совершаться не иначе как с помощью медиума, одарённого специальной способностью. Вот почему, когда что-нибудь исчезает, то больше вероятия думать, что это дело вашей рассеянности, чем действие духов."
16. Есть ли явления, которые считаются естественными и которые были бы действиями духов?
- "Ваши дни наполнены такими фактами, но вы не понимаете их, потому что не думали об этом."
Примечание Эраста. "Не приписывайте духам того, что есть дело рук человеческих. Но верьте их тайному и постоянному влиянию, которое рождает вокруг вас тысячи обстоятельств, тысячи случаев, необходимых для исполнения ваших поступков и поддержания вашего существования."
17. Между приносимыми предметами не могут ли некоторые быть сделаны самими духами, т.е. образовавшимися внезапно посредством изменений, которые дух может произвести в токе или всемирном элементе?
- "Во всяком случае, не мною, потому что я не имею на то позволения. Только Высший Дух может произвести это."
18. Каким образом вы внесли тогда эти предметы? Ведь дверь комнаты была заперта?
- "Я внёс их вместе с собой, завёрнутыми, так сказать, в существо моё. Что же касается до больших подробностей, то это необъяснимо."
19. Как поступили вы, чтобы сделать видимыми предметы, которые минуту назад были невидимы?
- "Я снял материю, в которую они были завёрнуты."
Примечание Эраста. "Собственно говоря, завёрнуты они не в материю, а в ток, почёрпнутый частью из перисприта медиума, частью из перисприта духа, производящего явление."
20. (К Эрасту) Может ли предмет быть внесён в место совершенно запертое? Другими словами, может ли дух сделать предмет полуматерьяльным, так, чтобы он мог проникать сквозь материю?
- "Это вопрос сложный. Чтобы принести предмет, дух может сделать его невидимым, но не проницаемым. Он не может нарушить сцепление материи, что было бы разрушением предмета. Сделав предмет невидимым, он может принести его, когда хочет, и освободить его от покрова в ту минуту только, когда он должен явиться. Совершенно иначе бывает с теми предметами, которые мы составляем сами. Так как мы вносим только элементы материи, и элементы эти проницаемы по существу своему, так как мы сами проходим сквозь тела самые плотные с такой же лёгкостью, как луч света сквозь стекло, то мы можем сказать, что мы внесли предмет в место совершенно запертое; но только в этом случае."
(См. дальше теорию внезапного образования предметов. Глава: Лаборатория невидимого мира).
1 Здесь и далее описывается спиритическое явление, носящее название "полтергейста". (Й.Р.)
2 Некоторые подробности этой истории будут дальше. (Асгарта)
3 Иногда духи лишали некоторых жизни. Но, конечно, это было сделано по разрешению свыше. (Асгарта)
4 Разговор с полтергейстом. Под "полтергейстом" мы понимаем здесь не феномен, а буквальное значение этого немецкого слова - дух-проказник, домовой. Этот дух был причиной одного из случаев полтергейста, который и разбирается здесь. (Й.Р.)
5 Имеется в виду король Людовик XVI. Это один из Высших Духов, сотрудничавших с А.Кардеком в написании его книг. (Й.Р.)
6 Можно видеть, что когда надо выразить новую идею, для которой в языке нашем нет слов, то духи превосходно умеют создавать неологизмы. Слова "электромедиумический", "периспритический" не идут от нас. Те, кто критиковал нас за создание слов "спирит", "спиритизм", "перисприт", не имевших своих соответствий, могут также порицать за это и духов. (А.К.)
7 Эраст возвещает появление трансовых медиумов. Действительно, медиумическая практика показала, что для интенсивных явлений медиум должен впадать в транс, в сомнамбулический сон. Не следует забывать, что настоящее сообщение было сделано в конце пятидесятых годов прошлого века. (Асгарта)
Глава Шестая
ЯВЛЕНИЯ ВИДИМЫЕ