Карма-йога - деятельность в сознании Кришны. 1 страница
Руководство по изучению основных философских положений Бхагавад-гиты.
Глава 1
На поле битвы Курукшетра
Введение: подготовка к военным действиям (1.1-27)
Основная тема:
А. Используя литературный прием повторения, глава 1 представляет следующую тему:
Тем, кто предаются Господу, надеясь на Его защиту, обеспечена победа от наличия или сопутствия материальных преимуществ.
Б. Бхагавад-гита представляет Кришну, Верховную Личность Бога в качестве близкого слуги Его преданного.1
Подпункты:
А. Некоторые примеры из главы 1 предвещают безусловную победу предавшейся души:
0 Текст 1: Первое слово Гиты - дхарма-кшетре. Поскольку битва происходит в религиозном месте (Курукшетра), те, кто религиозен (Пандавы), несомненно одержат победу.
1 Текст 9: Слова Дурьодханы "они готовы отдать свои жизни" предвещают гибель всех его воинов.
2 Текст 12: В ответ на слова Дурьодханы, Бхима трубит в раковину, символ Вишну.
3 Текст 14:
а) Кришна, Верховная Личность Бога, на стороне Пандавов.
б) Следовательно и Лакшми, Богиня удачи, тоже на стороне Пандавов.
в) Раковины Пандавов трансцендентны.
5. Текст 15: Верховная Личность Бога (Хришикеша) будет лично управлять чувствами Арджуны.
0 Текст 19: Убежденность преданного в том, что Кришна предоставит ему защиту, заставляет трепетать сердца врагов.
1 Текст 20: Знак Ханумана находится на колеснице Арджуны.
Б. Чтобы правильно понять Бхагавад-гиту следует изучать ее под руководством истинного духовного учителя, принадлежащего ук цепи ученической преемственности, без намерения истолковать ее по-своему.2
В. Глава 1 представляет истории семей, личностей и события, повлекшие за собой битву.3
0 Искушенность Дурьодханы в политике.
а) Текст 2: Вачанам абравит - "пустые слова".
б) Текст 3: "друпада-путрена" потому что это враг родился только для того, чтобы убить Дроначарью, так не будь же снисходителен!
в) Текст 7: порядок, согласно которому перечисляются имена героев в его армии.
г) Текст 10: Он вдохновляет Дроначарью, говоря о том, что его помощь очень важна для Бхишмы.
д) Текст 11: Он вдохновляет всех воинов, говоря о том, что их поддержка необходима Бхишме.
Сомнения Арджуны (1.28-46)
Основная тема:
Отождествление себя с телом и привязанность к нему делает человека неспособным выполнять свои религиозные обязанности, которые, в конечном счете, нацелены на исполнение воли Кришны.
Подпункты:
А. Арджуна, рассуждая на уровне ума, который неизбежно является результатом привязанности к материальному, выдвигает пять аргументов, оправдывающих его отказ сражаться.
1. Можно извлечь хороший урок, проанализировав причины и последствия растерянности Арджуны.
а) Она вызвана тем, что происходящее видится в свете собственного корыстного интереса.
б) Результаты такого видения - страх, потеря самообладания, нерешительность, заблуждение относительно принципов морали.
2. Доводы Арджуны.4
а) Сострадание.5
б) Наслаждение - ни победа, ни поражение не доставят Арджуне счастья, лучше уж прекратить сражаться.6
в) Святость и отвращение к греху.7
г) Разрушение династии.8
д) Нерешительность.9
Б. Когда живое существо ищет счастье вне служения Богу, то оно терпит полный крах. Пример Арджуны наглядно иллюстрирует это. Перед лицом предстоящей битвы все его надежды терпят крах.10
В. Сострадание Арджуны показывает насколько добродушен и мягкосердечен преданный.11
Г. Важность семьи в Ведической культуре.
0 В семье старшие дают наставления младшим, поддерживая таким образом религиозные традиции.
1 Это гарантируют целомудренные женщины.
2 Таким образом, нежелательные население не подрывает устоев общества.
Глава 2
Обзор Бхагавад-гиты.
Дальнейшие сомнения Арджуны и его предание себя.
(2.1-10)
Основная тема: Когда человек приходит к пониманию того, что в материальном мире ничто, даже его собственный ум и разум не являются прибежищем, он принимает прибежище духовного авторитета.
Подпункты:
А. Необходимость принятия гуру, для того, чтобы решить проблемы жизни.12
0 Представив свои доводы и выслушав мнение Кришны Арджуна понимает, что не может разрешить стоящую перед ним дилемму. Ему необходимо высшее руководство.
1 Таким образом, Арджуна решает принять полное прибежище духовного учителя (Шри Кришны).
Б. Пример Арджуны показывает, что результаты эгоистического сознания - это крах и неспособность прийти к правильному заключению.
В. Утонченные чувства, такие как сострадание, хотя и благородны, но бесполезны, если применять их не имея знания.13
0 Сострадание Арджуны действительно достаточно похвально.
1 Однако из-за недостатка знания он направляет свое сострадание только на бренное материальное тело.
2 Недостаток понимания приводит к тому, что он пренебрегает высшими ценностями жизни, такими как предписанные обязанности, которые очищают сознание человека.
Г. Гита принимает Кришну Верховной Личностью Бога, прямо обращаясь к Нему как к Шри Бхагавану.14
0 Используя пример с солнцем, Шрила Прабхупада объясняет Абсолют в трех аспектах:
а) Брахман
б) Параматма
в) Бхагаван.
2. Хотя все три суть оно - Абсолют, Бхагаван является наивысшим и самым полным Его осознанием.
Д. Необходимость принятия гуру.
0 Почтительное отношение Арджуны к Бхишме и Дроне подчеркивает почтенное положение учителя.15
1 Человек может предаться духовному учителю, если он понимает
а) что он не может самостоятельно разрешить хитросплетения материального существования;
б) единственный способ смягчить боль и отчаяние - это принять полное прибежище Кришны.
3. Принявший полное прибежище Кришны Арджуна является совершенным примером того, как нужно предаваться Кришне.
Гьяна - Сражайся! Душа неподвластна смерти. (2.11-30)
В этом разделе Кришна опровергает довод Арджуны, суть которого состоит в том, что из сострадания ему не следует сражаться и убивать. Кришна объясняет, что душа вечна и смерть означает, что бессмертная душа просто меняет тело. Бренное, подверженное разрушению тело должно умереть. Поэтому не нужно отвергать исполнение долга под предлогом спасения тела, которое невозможно спасти. Строгая приверженность долгу порождает неподверженность влиянию постоянно меняющейся материальной природы и, таким образом, человек становится достоин освобождения и трансцендентного осознания. Арджуна - кшатрий, и поскольку долг кшатрия - сражаться, Арджуна должен исполнять его и таким образом очиститься.
Основная тема:
Душа вечна и неуничтожима, в то время как материальная природа преходяща. И поэтому неизбежное уничтожение материального тела никого не должно вводить в заблуждение. Напротив, нужно оставаться непоколебимым в исполнении предписанных обязанностей, которые очищают и позволяют человеку осознать собственную вечную сущность.
Подпункты:
А. Кришна называет Арджуну глупцом.16
0 Первый шаг обучения состоит в том, чтобы развенчать ложные представления ученика. Для этого могут потребоваться резкие слова.
1 Прибегнув к разуму Арджуна привел много доводов, оправдывающих отказ от участия в битве, не приняв при этом во внимание основную природу души. Несмотря на то, что его доводы кажутся разумными, в действительности они совершенно нелепы.
2 Кришна приступает к объяснению природы души.
Б. Душа вечна и индивидуальность ее вечна.17
В. Выполнение предписанных обязанностей необходимо для духовного продвижения. Они исполняют материальные желания регулируемым образом и это постепенно освобождает человека от телесной концепции жизни и позволяет ему подняться до уровня знания.18
Шрила Прабхупада в этой связи приводит три примера таких обязанностей, оказывающих очищающее воздействие:
0 Необходимость принимать ранние омовения в месяц Магха, даже если стоит холодная погода.
1 Необходимость готовить еду даже в такую жару, какая стоит в мае и июне.
2 Жизнь санньяси, полная аскезы.
Г. Понимание души.
0 В пасмурный день увидеть солнце непосредственно нельзя, но мы заключаем, что оно есть по присутствию его признаков: света. Подобным же образом, бесконечно малая, атомарная душа неподвластна непосредственному восприятию невооруженным глазом, но косвенно ее можно воспринять по присутствию ее признака - сознания.
1 Можно окончательно установить истинность факта присутствия души, сравнив живое тело с мертвым. В материальном теле присутствуют все материальные элементы, хотя сознание в нем полностью отсутствует. Следовательно, сознание не является признаком ни одного материального элемента, оно представляет собой нематериальный элемент.19
2 Поскольку душа находится вне сферы обычного восприятия ее нельзя понять, используя только прямой, эмпирический метод познания. Следовательно, мы должны понимать душу на основе ведической мудрости.
Д. Разные типы людей неправильно понимают природу души.
1. Люди, обладающие скудным запасом знания, пытаясь понять душу, используют только эмпирический метод и не понимают того, что одна и та же духовная частица может оживлять разные типы материальных тел, начиная слоном и кончая микробом.
2. Люди, поглощенные желанием удовлетворять чувства, не имеют времени для духовного самоанализа и, таким образом, неправильно понимают душу.
3. Некоторые понимают, что "я" есть дух, но заблуждаются, уравнивая во всех отношениях бесконечно малую душу и всепроникающую Сверхдушу.
Е. Переселение души, основополагающий принцип ведической философии, происходит под руководством Сверхдуши. Зная желание души, Сверхдуша направляет душу в тело, подходящее для осуществления ее желаний.20
Ж. Время неминуемо разрушает тело. Поэтому следует заботиться о вечной духовной частице, истинном "я", оживляющем тело.21
З. Шрила Прабхупада использует наставления Кришны о природе души для того, чтобы предпринять решительную атаку на философию майавади.
1. Философы-майавади утверждают, что сознание индивида порождено иллюзией. Если это действительно так, то тогда обладающая сознанием личность, называемая Кришной, также находится в иллюзии, и Бхагавад-гита, поведанная Им, не может быть авторитетным писанием. Тем не менее майавади заявляют, что принимают Бхагавад-гиту как авторитетное писание. В этом состоит противоречие.22
2. Майавади говорят, что майа отделяет или отсекает индивидуальные души от изначального сознания, но Бхагавад-гита и Упанишады утверждают, что душа нерушима и неделима.23
3. Майавади говорят, что освобожденные души растворяются в однородном Брахмане, но Бхагавад-гита и Упанишады утверждают, что душа никогда не может быть растворена.24
4. Душа может быть качественно равна Сверхдуше, но не количественно. Душа бесконечно мала (ану), Сверхдуша - бесконечно велика (вибху). Поэтому индивидуальная душа может быть побеждена силой майи, тогда как Сверхдуша, всегда полная сама в себе, просто наблюдает за действиями души, поглощенной в материальную природу.25
Карма-канда - Сражайся и исполняя свой долг ты обретешь победу. Отказываясь от участия в битве ты навлечешь на себя поражение. (2.31-38)
Кришна низводит приводимые Им доводы до материалистического уровня. Успешно разбив доводы, основанные на сострадании, теперь Он разобьет доводы Арджуны, основанные на наслаждении, и разъяснит, что счастливым можно стать только следуя своему долгу.26
Основная тема:
Материальное счастье есть результат должного выполнения дхармы. Пренебрежение дхармой ведет к материальному падению.
Подпункты:
А. В этой части подробно разрабатывается текст 2.2, в котором Кришна говорит, что пренебрежение долгом ведет не к высшим планетам, а к бесчестию.
Б. У слова "дхарма" есть два значения.
1. Во-первых, есть сва-дхарма для тех, кто не достиг самоосознания. В системе варнашрамы человек, выполняя свои обязанности, осуществляет свои материальные желания регулируемым образом, и это постепенно сводит на нет представление о жизни как о жизни тела и побуждает к отречению. Большинство доводов Кришны в этой части проистекают из этого объяснения понятия "сва-дхарма".
2. Во-вторых, существует сва-дхарма для достигших освобождения. Это чисто духовные обязанности, не основанные на личном желании человека или типе обусловленности.27
В. Обязанности кшатрия.
1. Основной обязанностью кшатрия является то, что он защищает граждан. Поэтому из них готовят искусных воинов, всегда готовых сражаться не уклоняясь от битвы, которая может быть необходима для защиты общества.28
2. Победа в праведном бою приносит мирскую славу, а в случае смерти человек переносится на высшие планеты. Любой исход благоприятен для кшатрия, который с рвением стремится на поле битвы.29
а) Эти доводы справедливы и для Арджуны, опасающегося последствий греха.
б) Арджуна говорил, что убивать в сражении будет грехом. Однако Кришна определяет грех как пренебрежение долгом. И поскольку долг Арджуны как кшатрия состоит в том,,, чтобы сражаться, то грехом будет не убивать.30
Г. Тот, кто уклоняется от исполнения своего долга, никогда не заслужит уважения. В своем нежелании сражаться Арджуна представил себя святым. Однако Кришна указал на то, что он хочет избежать участие в сражении из-за своей привязанности к телу и подобная слабость не будет высоко оценена теми великими кшатриями, чье мнение уважал Арджуна.31
Д. Разбив доводы Арджуны о счастье, Кришна быстро возвращает разговор в прежнее русло и поднимает его на трансцендентный уровень. В 38 стихе Он говорит, что истинная причина того, почему Арджуна должен сражаться состоит не в том, что это принесет ему материальное счастье, а в том, что это - его долг. Кришна говорит о том, что не стоит беспокоиться, если приходит счастье или несчастье, нужно просто неуклонно выполнять свой долг. Такое отношение, исполненное сознания долга и преданности, освобождает человека от всех видов зависимости.
Буддхи-йога (нишкама-карма) - Сражайся!
Но не создавай последствий своих действий. (2.39-53)
Арджуна не может думать о битве иначе как о грехе. Поэтому бездействие представляется ему единственным решением проблемы греха. Этому неверному пониманию Кришна противопоставляет совершенно иной образ действий - буддхи-йогу.
Под понятием "буддхи-йога" подразумевается связь с Богом через разум. Сосредоточив свой разум на представлении о душе, человек не будет больше действовать ради получения плодов своей деятельности. Человек будет продолжать действовать, но с умонастроением отречения от материальных результатов. В этой главе Кришна рассеивает страх Арджуны перед последствиями грехов и дает Арджуне истинное понимание святости.
Основная тема:
Человек связывает не сама деятельность, а сознание, с которым он выполняет ее. Человек будет свободен от зависимости, если в своих действиях он руководствуется представлениями о вечном, духовном "я".
Подпункты:
А. Существует два уровня буддхи-йоги.
1. Первый заключается в том, что человек действует зная, что он не является телом. Это освобождает его от желания пожинать плоды своей деятельности.
2. Второй, более высокий уровень буддхи-йоги заключается в том, что человек действует, зная, что он - вечный слуга Кришны. Это не только освобождает человека от желания пожинать плоды своей деятельности, но и дает трансцендентное желание удовлетворить Верховную Личность Бога.
Б. Деятельность на уровне буддхи-йоги разительно отличается от деятельности на материальном уровне.32
1. О материальной деятельности судят по ощутимым результатам, которые она приносит. Следовательно, она считается удачной только в случае, если она доведена до конца. Но любой объем деятельности, совершенной в буддхи-йоге (сознании Кришны) имеет постоянное воздействие на сознание индивида. Это воздействие переносится в следующую жизнь человека. Продолжение продвижения по пути самоосознания начинается с уровня, на котором он остановился.
2. Следует понять, что любая материальная деятельность в конечном счете бесплодна, ибо она временна. Деятельность в сознании Кришны, напротив, навсегда остается с живым существом.
В. Стойкая решимость (вйавасайатмика-буддхи) достичь успеха в духовной жизни характеризует личность, практикующую буддхи-йогу. Материалисты переменчивы, так как они подчиняются диатипу постоянно меняющегося ума. Однако преданные сосредотачивают свой разум на служении Господу, понимая, что Он - Верховная Личность Бога, источник всего творения.33
1. Вишванатха Чакраварти Тхакур объясняет, что вйавасайатмика-буддхи - это принятие наставлений духовного учителя как миссию своей жизни.
2. Можно считать, что человек прочно утвердил свой разум в преданном служении, если он имеет твердую веру в то, что служа только Кришне он выполняет и все другие обязанности.
Г. Тот, кто пытается продвинуться в буддхи-йоге, должен оставить привязанность к совершению многочисленных ведических ритуалов.34
1. Неспособность различить мелкие, второстепенные обязанности от основных обязанностей чистого преданного служения создает значительное препятствие на пути предания себя Господу.
а) Поскольку предназначение Вед состоит в том, чтобы очищать людей, то они предписывают различные дхармы для людей, находящихся на разных уровнях развития сознания.
б) Определенные разделы Вед (называемые карма-канда) привлекают людей, привязанных к удовлетворению чувств. Привлеченные Ведами однажды, они могут совершать дальнейшее продвижение.
в) Следуя путем Вед, человек постепенно отрешается от удовлетворения чувств и от религии, сулящей материальную выгоду, и таким образом продвигается к цели, чистому преданному служению. Конечная цель ведического пути - практика чистой преданности Кришне.35
г) Если у человека есть возможность совершать чистое преданное служение, но он уклоняется от него под предлогом мирского религиозного благочестия, он упускает самое важное и впустую тратит время.
2. Используя эти доказательства, Кришна оттачивает разум Арджуны и делает попытку устранить все препятствия на пути к непоколебимой решимости предаться.
Д. Привязанность к материальному богатству и услаждению чувств является единственным самым серьезным сдерживающим фактором, не позволяющим обрести устойчивость в преданном служении.36
Е. Кармические реакции являются результатом мышления в категориях деятельности ради плодов, однако тот, кто действует из чувства долга, свободен от желания наслаждаться плодами своей деятельности, и неподвержен действию кармы.37
Ж. Важно, что в Бхагавад-гите Кришна никогда не просит Арджуну отказаться от свойственного его природе рода деятельности. Он советует Арджуне продолжать действовать, но в духе отречения.
1. Кришна предписывает образ действий, называемый нишкама-карма йога, которая освобождает человека от оков деятельности ради плодов и ее последствий, но вместе с тем позволяет человеку активно использовать органы чувств. Таким образом, в сравнении с полным отречением от деятельности (карма саннйаса) нишкама-карма йога вызывает меньше беспокойства и снижает риск падения.38
2. Кришна описывает йогу как работу, совершаемую без привязанности к результату. Человек достигает этого уровня йоги непривязанности, следуя наставлениям Господа о преданном служении.39
3. Человек может полностью прекратить связывающую его деятельность, направленную на удовлетворение чувств, когда он осознает, что изначальное положение души - служить Высшей Душе, Кришне. И таким образом, он всю свою деятельность направит только на служение Кришне. Такая деятельность находится на уровне освобождения.40
4. Занимаясь преданным служением, человек избегает кармических реакций на свою деятельность в настоящем, а также сжигает прошлую карму.41 В этом суть доводов Кришны, развеивающих страх Арджуны относительно последствий грехов. Арджуна не желает сражаться, потому что хочет избежать последствий греха и следующих за ним несчастий. Но Кришна объясняет, что деятельность в преданном служении (для Арджуны - это участи в битве) освободит его от всех грехов и приведет его туда, где нет страданий (га Вайкунтху).
5. Такое понимание положения Кришны и буддхи-йоги делает человека устойчивым в преданном служении и безразличным к ведическим ритуалам и мирской религиозности.42
Стхита праджна - Сражайся! Утвердись в сознании Кришны (2.54-72)
Дав Арджуне наставления в буддхи-йоге, Кришна описывает стхита-дхир муни, чтобы показать, что же представляет из себя человек, утвердившийся в буддхи-йоге.
Основная тема:
Тот, кто утвердился в сознании Кришны, находится выше беспокойств, доставляемых внешними, материальными явлениями. Он может ощущать трансцендентное даже находясь в этом теле.
Подпункты:
А. Удовлетворенность - основополагающий признак того, кто устойчив в понимании своего изначального положения. Он не нуждается в том, чтобы искать удовольствий в материальном мире, он ощущает счастье сознания Кришны внутри себя. Так он поднимается над уровнем ума, эгоистическим принятием и отвержением и утверждается в преданном служении, не взирая на внешнее окружение.43
Б. Преданный всегда держится в стороне от затягивающего влияния объектов чувств:
1. Аналогия с черепахой. Преданный использует свои чувства только для преданного служения. Когда нет служения, которое можно было бы совершать чувствами, он втягивает их, как черепаха втягивает свои конечности под панцирь. Таким образом, преданный полностью контролирует свои чувства, хотя он занимает их в деятельности.44
2. Основной способ контролировать чувства - это изведать высший вкус. Почувствовав вкус высшего удовольствия (наслаждения?) духовной жизни, человек естественно и легко отказывается от мирских привязанностей и наслаждений (удовольствий?).45
3. Чувства сильны и неудержимы. Они способны утянуть даже проницательного человека, который пытается контролировать их.
а) Слова "проницательный человек" относятся к гьяни, который пытается обуздать чувства силой своего собственного философского понимания и убежденностью на уровне ума.
б) Кришна показывает разницу между сложностью такой борьбы и простотой и легкостью, с которой преданный остается в стороне от запутанности чувственного удовлетворения.
(1) Контролируя чувства в процессе преданного служения, человек не впадает в отчаяние, потому что он задействует все чувства в регулируемой деятельности в преданном служении.
(2) Деятельность в сознании Кришны приносит истинное умиротворение и непрекращающееся ощущение счастья.
В. Тот, кто не занимает чувства в служении Кришне, в конечном счете деградирует до материалистического сознания, так как просто подавляя ум и чувства, человек не насыщает их.46
1. Кришна описывает постепенную деградацию сознания. Она начинается с того, что человек принимается медитировать на материальные чувственные удовольствия (дхйайайто вишайаш).
2. Из привязанности развивается страстное желание завладеть объектами вожделения, и человек начинает строить планы, как это сделать (сангат санджайате камах).
3. Вожделение приводит к гневу (камат кродхо 'бхиджайате). Когда что-то препятствует исполнению вожделенных желаний, человек впадает в гнев. Даже если вожделение удовлетворено сразу же, природа его такова, что чем больше его утоляешь, тем сильнее оно разгорается (см. 3.39). В конечном счете, оно становится так велико, что его невозможноо утолить, и тогда неизбежно возникает гнев.
4. Гнев подобно алкоголю затуманивает сознание. В гневе, который ослепляет его, человек не видит последствий, к которым ведут его действия. Итак, гнев приводит к полнейшей иллюзии (кродхат бхавати саммохах).
5. Пребывая в иллюзии, человек забывает о своем истинном положении и в духовном плане и в материальном (саммохат смрти-вибхрамах).
6. Таким образом, вся парадигма реальности, которая является продуктом буддхи, теряется и искажается (смрти-бхрамсад буддхи-насо).
7. Человек снова падает в болото материальной жизни (буддхи-насат пранасйати).
Г. Тот, кто утверждается в буддхе-йоге в действительности живет в другом мире, нежели материалист. Находясь в том же самом месте, буддхи-йог видит реальность совсем в ином свете, поскольку его разум нацелен на самоосознание, а не на удовлетворение чувств.47
Д. Сознание Кришны - это конечная стадия, на которой отсутствуют желания.48
1. Признавая верховное главенство Кришны и свое собственное положение слуги, человек из-за мирских желаний не сойдет с пути, ведущего к трансцендентному.
2. Это уровень полной удовлетворенности.
3. Итак, для того, чтобы достичь умиротворенности, Арджуна должен порвать со своими материальными привязанностями, которые препятствуют выполнению дхармы. Если Арджуна желает мира, он должен исполнять приказы Кришны и сражаться.
4. Деятельность только в сознании Кришны позволяет человеку вступить в духовный мир даже при этой жизни.49
Глава 3.
Карма-йога.
Разрешение спорного вопроса: Отречение от деятельности или деятельность в нишкама карме (3.1-9).
В предыдущей главе Кришна подчеркнул важность буддхи, разума. Он дал Арджуне наставления путем буддхи-йоги устраниться от всех ужасных деяний. Подобное утверждение усиливает непонимание Арджуны, заключающееся в том, что он считает деятельность ужасной и греховной.
Арджуна предлагает оставить общество и выполнение предписанных обязанностей с тем, чтобы избежать зависимости от материального.50 Это типичная ошибка новичков в духовной жизни. Они думают, что всякая деятельность ведет к зависимости и для того, чтобы избежать кармы, нужно просто прекратить деятельность. В этом разделе Кришна решительно исправляет это неправильное понимание.
Основная тема:
Освобождение или рабство определяются не деятельностью, а сознанием, с которым эта деятельность совершается. Следовательно, отречением является не отказ от деятельности, а отказ от привязанности к плодам этой деятельности.
Подпункты:
А. Отречение от деятельности без необходимой подготовки, знания и очищения приведет к краху на пути духовного продвижения. Без выполнения предписанных неосуществленное желание действовать приведет незрелого неофита, вставшего на путь отречения к греховным действиям.51
1. Отказавшись от выполнения предписанных обязанностей, человек лишает себя возможности постепенного очищения от умонастроения наслаждающегося. Если в сердце человека, который отказался от выполнения предписанных обязанностей, возникает желание действовать ради плодов, и у него нет позитивного пути для удовлетворения этого желания в рамках религии, то он подвергается огромному риску, так как может прибегнуть к неблагочестивым средствам удовлетворения этого желания. В этом опасность преждевременного отречения.52
2. Отречение от деятельности не есть средство очищения, это результат отречения.
3. Душа активна по своей природе, поэтому не существует возможности отречения от деятельности. напротив, нужно действовать на уровне чистоты.
4. Скороспелое принятие жизни в отречении прежде, чем человек разовьет в себе необходимые для этого качества, может быть попыткой удовлетворить чувства на тонком уровне такими вещами, как выгода, обожание, выделенность из общей массы. Кришна с насмешкой сравнивает это псевдо-отречение с честной попыткой очищения по правилам карма-йоги.53
5. Предписанные обязанности слишком важны, чтобы отвергнуть их выполнение по собственной прихоти. Наряду с тем, что они очищают сердце, они также поддерживают стабильность в обществе и даже физическое здоровье человека.54
Б. Путь бездействия (санкхйа-йога) и путь действия (карма-йога) взаимозависимы, но не противоречать друг другу.
1. Санкхйа-йога (философский анализ) косвенным путем приводит человека к осознанию Кришны. Она помогает осознатьь себя как духовную сущность. Затем человек может осознать свою связь со Всевышним, Кришной.
2. Процесс сознания Кришны (буддхи-йога или карма-йога) означает действовать на уровне осознания своей духовной связи со Сверхдушой.
3. Хотя существует две части одного и того же пути, сознания Кришны - это высший метод благодаря своей практичности. В сознании Кришны человек исполняет свое желание действовать. И эта деятельность в преданном служении, с помощью которой человек понимает свое истинное положение, является очищающим фактором. Здесь меньше возможностей для падения, и продвижение совершается быстро и легко.55
В. Деятельность, совершаемая в сознании Кришны, есть "деятельность во имя Вишну" (йаджна-артхат). Все существа вынуждены действовать в соответствии с их природой. Им следует действовать только во имя Вишну и таким образом освободиться от оков кармической деятельности.56