Фил-я и миф.Возникновение Ф. на фоне мифа.
7.Структура фил-го знания. Философия — форма духовной деятельности, направленной на постановку, анализ и решение коренных мировоззренческих вопросов, связанных с выработкой целостного взгляда на мир и человека в нем. В буквальном смысле слово «философия» означает любовь к мудрости (от греческих слов филео — любовь и софия — мудрость). зарождение философии как специфической формы духовной деятельности относится примерно к началу 1-го тысячелетия до нашей эры, Пифагор. С целью прояснения своеобразия философского знания и соответственно предмета философии Аристотель ввел специальное понятие «метафизика», которое и по сей день часто употребляется почти как синонимичное понятию философии. В его понимании метафизика являла собой особый тип знания, надстраивающегося над физическим знанием, которое в то время отождествлялось с естественно-научным знанием. И если в понятие «знание» вкладывать более глубокий смысл, не исчерпываемый только фиксацией непосредственно данного или непосредственно наблюдаемого, но и предполагающий способность дать теоретическое объяснение, выявить глубинную сущность наблюдаемого, то можно сказать, что на первоначальных фазах своего развития философия включала в себя все наличное знание. И в этом прямом смысле слова представляла собою знание о мире в целом и о человеческом мире в частности. Такое понимание предмета философии сохранялось на протяжении многих веков. структуры философского знания. На протяжении длительного исторического развития философии в ней сформировались относительно самостоятельные и взаимодействующие друг с другом области знания: учение о бытии (онтология), учение о познании (гносеология), учение о человеке (философская антропология), учение об обществе (социальная философия), этика, эстетика, философия религии, философия науки, философия истории и др. Особую и важную роль в философском постижении мира играют историко-философские исследования.Выдвигая определенное понимание включенности человека в мир, его места и предназначения в мире, философия так или иначе намечала некоторые предельные основания сознательного отношения к миру, систему духовных ценностей, определяющих социальную и личностную программу человеческой жизнедеятельности, задавала ее смысловое содержание и направленность. Поэтому философия выступала не просто как констатация сущего мира в том его виде, как он непосредственно предстоит человеку, а раскрывая глубинные слои бытия, открывая мир в его наиболее сущностных и фундаментальных свойствах и характеристиках, она стремилась выявить полноту возможностей и тем самым обязанностей человека в этом мире. Таким образом, она формулировала теоретическое обоснование программы действий человека в мире, реализации должного или желательного, идеального миропорядка и общего склада человеческой жизни.Эта социальная установка философского знания и ее вклад в будущее прогнозируемое направление развития общества и человека не всегда лежат на поверхности жизненных процессов и явлений. Чаще всего они достаточно закамуфлированы, упрятаны в глубине других духовных, культурных целей, задач, ожидаемых перспектив. Но если бросить взгляд на магистральную линию развития человеческого общества за достаточно продолжительный период времени, то эти прогностически-мировоззренческие социальные функции философии выступают весьма наглядно. Сегодня в нашей стране, в мире в целом активно обсуждаются такие актуальные проблемы, как сущность и пути становления гражданского общества, правового государства, свободы личности и т. д. Чтобы понять вклад философии в решение этих проблем, достаточно вспомнить, что они впервые были поставлены во весь рост именно в философии почти триста лет назад в трудах таких крупных философов XVIII в., как Ж. Ж. Руссо, Т. Гоббс, Дж. Локк. .Структура философского знания.Философия явилась первой зрелой формой теоретического мышления. И в этом своём качестве она стала предшественницей других форм теоретического знания, например, научного, которое лишь со временем отделилось от философского, постепенно структурируясь на отдельные научные дисциплины. Многие античные философы одновременно явились основателями таких наук о природе, как физика, математика, ботаника, зоология. Исходная роль философии в их становлении отнюдь не случайна, если вспомнить, что специализация познания возможна не раньше, чем произойдёт философское осознание и выделение объекта исследования посредством развития понятийного отражения действительности. В этой связи уместно указать ещё раз на принципиальную специфичность философского знания и его несводимость к другим формам знания, на невозможность подменить его, например, наукой. Наука, исследуя объективные закономерности и отношения в окружающем мире, является источником достоверного знания, которое становится отправным пунктом для философского осмысления действительности с учётом достоверного научного знания. Такая система взаимосвязи науки и философии является основой для формирования научно – философского мировоззрения. Философское знание проделало определённые путь развития, постепенно определяясь с собственно философскими объектами исследования. Основными из них являются Бытие в качестве первооснов сущего, общее устройство мира;Познание и Человек. Соответственно разделы философии, их изучающие, - это онтология, гносеология и философская антропология. Кроме этого выделяется и ряд других дисциплин: логика – учение о формах правильного мышления; этика, объектом которой является мораль; эстетика, изучающая понятие прекрасного в различных его появлениях.
8.Общая хар-ка и периодизация античной философии.Древнегреч. фил-я это дух-й исток всей европ-й кул-ры..Вся западн.цивилизация формир.на основе принципов древнегреч.фил.Ф.как особая форма позн.мира возник.на рубеже 6-7в до н.е.полис-это древнегреч.город …1)рационализация повседневной жизни основа его аспектов.2)Особое соц-политич.устройство(впервые в греч.полисе возник феномен и понятие гр-ва.3)Дух свободной политич.дискуссии(впервые в чел.истории знач.соц-политич.вопр.стали предметом публич.дискусии.Огромную роль в греч.жизни преобр.(слово)в этот пер-д пробужд-ся индивид-е самосозн,что находит отраж. В частности в появл лирич.поэзии.Миф перестает удовлетвор.потребностям людей в осмыслении и понимании мира.Миф перест-ет отвеч.запросам нового чел.Теоретич.мышл.Осмысление мира.Теоретич.позн.в античн.культуре было представл.Ф.и наукой.Фил-я и наука на ранних этапах не были разделены,представл. Собой единое целое и составляли оппозицию и альтернативу миру.Отделение науки от фил-и завершилось в 17в. Периоды.1)Досократический.7-6в.до н.э.греч.Ф.еще тесно связана с мифом.Проблема первонач.рассматр-ся,как источник всего сущего и его сущность.В качестве первонач.-вода,воздух.огонь.Основн.идея-(Мир един,не смотря на его многообразие)(Фалес,Гераклит,Парменид)Чел.еще не нах-ся в центре внимания фил-х размышл.Чел.как особой главной проблемы фмл.нет2)Гуманистический.5в до н.э.(проблема человека выходит на первый план)представл(софистами и сократом)Софисты ищут основы чел-го сущ-я не в мире,но в самом чел.Гл.принцип софистов-чел.есть мера всех вещей(пратогор,Горгий)Софисты впервые обращ. К чел.в его огранич-ти и субъект-ти,утверж.автономию чел.по отнош к космосу.В историю Ф.софисты вошли,как ниспровергатели авторитетов и традиций.3)Классический 5-4в.до н.э.-рассвет античн.Ф-и.Открытие сверхчувств и метофизич.мира.4)Эллинистический(др.греки)3в до н.э-3 в.н.э.В Ф-и.этого пер-да характерен инт ерес к нрав-но-этичной проблематике.Вопр. о счастье и путях его достижения.Гл.вопр.(Как жить?)4.Неоплатонизм.3-6 в н.э фил-я развив-ся,как систематиз-ция идей Платона.Крупнейшие предсавит.(ямвлих,Прокл)Характерен(пантеизм)-фил-е учениекот.отожествл.Бога с мировым целым.Неоплатонизм оказал влияние на становл.христ-ва в Богословии.В античн.Ф.заложены основн.проблемы,кот будут реш европ-я фил.
9.Парменид и Гераклит:проблема постоянного и изменчивого в мире.
12Средневековая философия:патристика.2-3в н.э.П.это не столько Фил.учение сколько Богословие.Фил.предварит.этап на пути постиж.божеств.мудрости.(Климент,Ориген)2 пути позн.абсолюта(Бога)Катафатический-(Богу приписыв.к-л чел.качества,но в превосходн.степени.Бог это личность.2)Апофатический-путь осозн-я того что все наши знания на земле о Боге-неодыкватные его сущности.К-л высоты чел.не достиг,он вснгда ниже Бога.Ф.служанка Богословия.!!Августин Аврелий4-5 в н.э.(трактат об Истинной религии.О пользе веры)он оказ.больш.влияние на христ.богословие и оределил напр.его дальнейшего разв.Важнейшие моменты уч-я А.выступ. соотнесение веры с рационалистским знанием.А.постулирует веру в качестве исход.основания дюбого знания.Вера-основание и предпосылка рац.познания.В трактовке(Свобода воли)А.разраб.христьян-е учения о свободе.Свобода-это не свобода выбора,а свобода исполн-я.А.вошел в историю культуры как основоположник системной Фил.истории.
13Среднев.Фил.Схоластика.Склад-ся на основе патристики в 9 в.(Аристотель)философ,разраб. Систему знаниф,гл.стремление схоластики показ,что между разумом и верой нет противоречий.Крупн.представит.ранней схол.(Иоан Скот Эриугена)рассматр.вопрос о природе зла.Осн.его задача показ что бог Бог не мож.нести ответств. За то что творят люди(за зло)Теодицея-идея оправдания Бога.(Ансельм Кентерберитский)известен доказ-м бытия Бога-в сосз.чел.сущ-ет представл.о Боге и это долно сущ-ть.Мы не могли бы иметь представл.о Боге,если бы его не было.Фома Аквинский(1226-1274)основат.течения схоластики-ТОМИЗМ.-Доктрина томизма выступает не столько учением о догматах веры, сколько учением о способах постижения этого учения посредством разума в отличие от августинианства, взывающего к интуицииВ Боге Сущность и существование совпадает,в других случаях нет.