Пять драгоценностей Аруначалы
1. Океан Нектара, полный Милости,
освещающий вселенную Своим Великолепием!
О Аруначала, высшее Бытие!
Будь Ты Солнцем
и открой Лотос моего сердца в Блаженстве!
Эта начальная строфа написана в форме восхваления Бога. Она содержит суть Высочайшего знания, рождаемого Реализацией.
Аруначала — Аруна (Свет) и Ачала (гора) — обозначает символ света Шивы. Ее значение для человека заключается в том, что, когда его внимание находится за пределами сознания, направленного на тело, внутреннее Я сияет чистым и ясным светом.
Обычно потеря сознания тела, как это бывает в шоковых состояниях, приводит только к потемнению сознания, тогда как потеря сознания, вызванная добровольно для цели Само-реализации, приводит к Просветлению исключительно по Милости Бога.
Такое Просветление разрушает эго, вызывая полную само-отдачу Господу. Господь — Вечность; чувство Вечности — Блаженство (Нектар).
Как бутон лотоса, растущего в заболоченных прудах, распускается на рассвете, так и сердце, находящееся за нечистым умом, начинает светиться по Милости Бога, который суть истинное Я всех «я» и который внешне виден как Аруначала. Однако это солнце, после того как оно поднялось, никогда уже не садится, и Сердце Осознавшей Души находится в цвету вечно.
2. О Аруначала! В Тебе создается, поддерживается
и растворяется картина вселенной;
Это — великая Истина.
Ты есть внутреннее Я,
которое танцует в сердцах как «я».
«Сердце» — Твое Имя, о Господь!
Эта строфа относится сначала к Богу — Творцу, Охранителю и Разрушителю, потом же — к Богу, осознанному Просветленным.
Освобожденные говорят, что как Бог — опора вселенной, так Сердце — опора человека. Часть должна иметь природу целого; Целое (Бог) есть Бесконечность. Поэтому нет различия между Сердцем и Богом.
Бог это Сознание, а также — Сердце. Содержащийся в Атмане и Возвышенный, Он проявляет себя как личность совместно с индивидуализирующей силой, воспринимаемой как эго, или «я». Освобожденные говорят, что если вернуться к источнику появления эго, то там становится ощутимой вибрация, исходящая из Сердца, означающая подлинное Я.
3. Тот, кто обращается вовнутрь с успокоенным умом,
Чтобы найти, откуда восходит сознание «я»,
Осознаёт А т м а н и пребывает в Тебе,
О Аруначала,
Подобно реке, влившейся в океан.
Этот стих относится к джняна-марге — Пути Знания, по которому идут исследователи и искатели Истины. Это один из трех или даже четырех Путей Реализации Атмана. Эти Пути: джняна,йога, бхакти и карма.
Вода океана, вмещающего все воды, испаряется, и образуются облака, из которых идет дождь, дающий начало рекам, которые неспокойны уже с истока. Воды рек стремятся к своему источнику — океану; лишь в нем они и успокаиваются. Точно так же и душа человека, исходящая из Сердца, беспокойна и постепенно обретает стремление найти свой источник. Путь — прослеживание «эго» вплоть до Сердца.
4. Устраняя внешний мир, сдерживая ум и дыхание,
Медитируя на Тебе внутри,
Йогин видит Твой Свет,
О Аруначала!
Он находит в Тебе вечное удовлетворение.
Эта строфа касается йога-морги,описанной в Йога-сутрах Патанджали.
В то время как джняни ищет внутри себя источник эго и освобождается, прослеживая его вплоть до Сердца, йогин, в страстном желании увидеть Славу Бога, отвращается от мирских занятий и сосредоточивается на Нем (на форме или имени Аруначалы). Гора, хотя и имеет вполне материальное внешнее проявление, становится исполненной жизни и ощущается в трансцендентальном видении йогина как Вселенский Свет Славы, что суть то же, что Атман.
5. Посвятивший свой ум Тебе и видящий Тебя,
Всегда созерцает вселенную как Твой образ;
Кто все время прославляет Тебя
и любит Тебя только как Атман,
Тот не имеет соперника
И, оставаясь наедине с Тобой,
О Аруначала,
Он утрачивает себя в Твоем Блаженстве!
Первая часть этой строфы относится к бхакти-марге.Прославляя Бога с горячим чувством любви, человек проходит через самсару и достигает счастья при погружении в Него. Это — бхакти.Трансцендентальное видение открывает смысл Аруначалы как личного Учителя и при повторении такого переживания воспринимается имманентность Бога. После этого наступает полный отказ от «я», остается только всепроникающее, всегда присутствующее Чудесное Бытие-Сознание. Трансцендентальность сметает имена и формы, результируясь в Бесконечности, Вечности.
Вторая часть строфы относится к карма-марге.Ощущая всюду присутствие Бога, человек рассматривает себя не как действующего, но как инструмент для служения Богу в своей среде.
Существуют три аспекта Бога в соответствии с характером Реализации: Cam (Бытие), Чит (Сознание) и Ананда (Блаженство).
Аспект Сот относится, в основном, к Пути джняны,последователь которого после непрерывного поиска Сущности Бытия покоится в ней, а его индивидуальность растворяется в Высочайшем.
Аспект Чит является основным для практиков йоги, концентрирующих свои усилия на управлении дыханием для успокоения ума, в результате чего они видят Славу (сознание Бытия) Бога как Единый Свет, излучаемый во всех направлениях.
Аспект Ананды предназначен почитателям Бога, опьяненным нектаром любви к Богу и теряющим свою индивидуальность в переживании экстаза блаженства. Нежелающие покидать это состояние, они остаются всегда погруженными в Бога.
Четыре Пути — карма, бхакти,йога и джняна — не исключают друг друга. В то же время каждый из них в отдельности описан в классических работах, чтобы точнее передать идею соответствующего аспекта Бога для учеников, предрасположенных к тому или иному Пути.
Аруначала Рамана — это Высочайшее Бытие, проявляющееся в лотосе сердца всех существ в форме Сознания. Если человек, с сердцем, исполненным преданности, входит в чертог, в котором сияет Высочайшее Бытие, то открывается его Глаз Знания и он становится Самим Сознанием. Истина становится для него ясной.
Да будет великое имя божественного Аруначалы славным вовеки! Да будут эти пять стихов, названные в честь Него, звучать вовеки! Да будут слова великого Раманы, из уст которого вырос этот цветок, жить вечно! Да будут благочестивые почитатели, ищущие прибежище у стоп Раманы, жить вечно!
ПРИЛОЖЕНИЯ
Кавьякантха Ганапати Муни
О славе Бхагавана Раманы
Карл Юнг