Карма-йога - деятельность в сознании Кришны. 2 страница
От карма-канды к карма-йоге (3.10-16).
Ранее Кришна установил, что не следует искусственно отрекаться от деятельности, нужно выполнять предписанные обязанности, отрекаясь от результатов. Теперь Он называет этапы деятельности для тех, кто не действует на уровне отречения, но желает того. Удовлетворяя свои материальные желания в рамках религии те, кто привязан, очистятся.
Основная тема:
Господь Кришна создал материальный мир для того, чтобы побудить людей совершать жертвоприношения. Он устроил так, что материальный прогресс зависит от ягьи. Поклоняясь Господу с целью получить материальное благополучие, человек очищается и прогрессирует.
Подпункты:
А. Лестница йоги.
1. Карма-канда
Удовлетворение чувств с соблюдением определенных правил приводит основную массу людей к религиозности. Карма-канда очищает практикующего ее разнообразными способами:
а) Она заставляет его следовать правилам, которые приводят его к непривязанности. Непривязанность благоприятствует знанию.
б) Она приводит человека к Ведам, которые содержат также разделы "Гьяна" и "Упасана".
в) Совершение ягьи и получение результатов дают ему веру в шастры.
г) Это приводит человека к общению с брахманами, которые могут дать ему знание. Встав на ведический путь и обретя веру, человек естественным образом придет к изучению разделов Гьяны и Упасаны, так как удовлетворение чувств с соблюдением определенных правил неизбежно приводит человека к следующему этапу...
2. Сакама карма-йога.
Разочарованный в удовлетворении чувств человек начинает желать очищения. Поэтому он пытается отречься от плодов своего труда. Из-за слишком длительного потакания своим материальным желаниям, он остается привязан к некоторым из результатов деятельности, но постепенно продвигается к стадии полной непривязанности к кармической деятельности.
3. Нишкама карма-йога.
На этой стадии человек непривязан к плодам своеготруда, но пока еще привязан к деятельности как к таковой. Это приводит к следующей ступени.
4. Гьяна-йога.
Полное отречение от всяких желаний действовать и от плодов деятельности; человек может отречься от всех обязанностей и приняться за философское исследование.
5. Бхакти-йога.
Бхакти может пронизывать все стадии кроме карма-канды, но она обысно не проявляется полностью до тех пор, пока не разовьется глубокая реализация стадии гьяны (см. 7.19).
Б. Карма-йога - совершение жертвоприношений ради материальной выгоды.
1. Через жертвоприношения человек обретает материальное процветание и постепенно возвышается до уровня освобождения.57
2. Во всех жертвоприношениях (ягьях) Вишну - верховный наслаждающийся жертвоприношениями. Полубоги, будучи Его неотъемлемыми частицами, получают удовольствие от жертвоприношений.
3. Все необходимое для жизни дается полубогами. Таким образом, удовлетворив их, человек будет процветать.
а) Полубоги, наделенные полномочиями правителей мира, управляют им от имени Господа. И, естественно, что они удовлетворены, видя, что кто-то непосредственно служит Господу. И поскольку вначале не все могут быть готовы служить непосредственно Кришне, Веды иногда рекомендуют поклонение полубогам.
б) Весь этот процесс создан для того, чтобы взрастить чувство зависимости и служения в сердцах материалистов.
в) Имея в виду эту цель, Кришна объясняет, что тот, кто получает плоды жертвоприношений, не признавая Господа и полубогов (и не предлагая взятое), является вором, ведущим греховную жизнь.58
В. Санкиртана-ягья - самая простая и наиболее эффективная форма жертвоприношения, особенно в Кали-йугу.59
Г. Принимая участие в жертвоприношении (ягье) даже с материальными целями, человек приходит в соприкосновение с трансцендентым. Это происходит от того, что Веды исходят непосредственно от Господа.
Д. Ягья, жертвоприношение - это нечто большее, чем сложный ритуал. Строгое исполнение своих обязанностей - это настоящая ягья. Веды предписывают разнообразные обязанности.60
1. Если человек может выполнять чистое преданное служение, то он движется непосредственно по направлению к трансцендентному, и выполнение различных обязанностей с целью очищения совсем не обязательно для него.61
2. Что же можно сказать об обязанностях, не предписанных Ведами? Если человек, совершая деятельность, игнорирует ведическую дхарму, то такая деятельность бесполезна и связывает его. Цель человеческой жизни - возвысить сознание, исполняя авторитетную дхарму, предписанную Ведами. Пренебрегая этим правилом, человек живет впустую.62
Е. Жертвоприношение устраняет ложное эго - ложное чувство собственничества. Человек может воспринять трансцендентное в той степени, в какой он погружен в совершение жертвоприношения. Итак, духовную жизнь можно рассматривать как разные степени жертвенности во имя трансцендентной цели. И начинается это с того, что материалист совершает ягью, чтобы удовлетворить свои чувства благочестивым образом. Высшим проявлением жертвенности является жизнь чистого преданного, чистая жертвенность.63
Нишкама карма. Деятельность из чувства долга с целью подать правильный пример (3.17-35).
Поведав Арджуне карма-канду Кришна продолжает, говоря о нишкама карма-йоге.
Ранее Кришна объяснил, что тот, кто хочет очиститься, должен выполнять предписанные обязанности, но тот, кто уже достиг самоосознания, может пренебречь своими обязанностями. Арджуна может подумать, что будучи осознавшей себя личностью, он имеет право отказаться от сражения, так как он не нуждается в дальнейшем очищении с помощью выполнения предписанных обязанностей. С тем, чтобы предотвратить такое неверное понимание, Кришна объясняет, что даже достигшие осознания личности выполняют предписанные им обязанности, и делают это не из привязанности или ради очищения, а для того, чтобы показать должный пример всем людям. Объясняя эти моменты, Кришна разбивает доводы Арджуны, касающиеся "разрушения семьи".
Основная тема:
Тот, кто обладает полным знанием выше материальных привязанностей. Ему не нужно выполнять предписанные обязанности для того, чтобы очиститься. И все же он действует, исходя из того, что нужно подать правильный пример для тех, кто обладает меньшим знанием.
Подпункты:
А. Шастры и гуру определяют человеку его обязанности в соответствии с его материальными привязанностями. Человеку предписывается выполнять деятельность, которая очищает его, и наряду с этим ему позволяется удовлетворять его желания в рамках правил. Только самореализованная личность свободна от выполнения долга, поскольку у нее нет желаний и нет необходимости в дальнейшем очищении.64
Б. Самореализованная личность действительно выполняет предписанные обязанности только для того, чтобы показать другим действительный пример того, как жить.65
1. Шрила Прабхупада объясняет, что главы обществ должны знать явленные писания, чтобы они могли правильно руководить обществом. Они также должны служить воплощением тех моральных норм, которые они вводят.66
2. Кришна использует Свой пример. Он - Бог, и Ему вне Его самого ничего не нужно, и все же Он ведет Себя как кшатрий. Причина в том, что если бы Он пренебрегал предписанными обязанностями, то простые люди в свою очередь поступили бы также.67
* Здесь Кришна разбивает довод Арджуны о "разрушении семьи".
а) Общая масса людей готова воспользоваться любым предлогом, чтобы ради удовлетворения чувств пренебречь долгом. Если лидеры, подобные Кришне и Арджуне, будут уклоняться от исполнения дхармы, тогда и остальные, несомненно, последуют за ними. Каждый будет действовать по своей прихоти, и это станет беспрепятственно распространяться среди людей. Свод религиозных правил, регулирующий общение между полами будет разрушен, и в результате этого появится варна-санскара, нежелательное население, которое подорвет устои общества.
б) Арджуна выдвинул довод, что война разрушит семейные традиции и приведет к появлению варна-санскары. В качестве контраргумента Кришна приводит тот факт, что отказ от сражения будет означать для Арджуны пренебрежение долгом, что тем более приведет к насильному разрушению традиций и создаст варна-санскару.
3. Тому, кто понимает всю тщетность материалистической деятельности, не стоит побуждать людей прекращать деятельность преждевременно. Вместо этого ему нужно вдохновлять их на труд своим собственным примером. Занятость в предписанном процессе очищения медленно, но верно приведет человека к истинному самоосознанию, в то время как преждевременное отречение просто сделает из него паразита на теле общества.68
В. В чем же разница между самореализованной личностью и невежественными людьми, если и те и другие выполняют одинаковые обязанности? Прабхупада объясняет: "Человек в сознании Кришны и человек не в сознании Кришны отличаются разными желаниями."69
1. Невежественный человек, сбитый с толку желанием чувственного удовлетворения, считает себя деятелем, способным независимо контролировать ход событий в своей жизни. Таким образом, он выполняет свои обязанности с привязанностью и желанием получить чувственное удовлетворение.70
2. Самореализованная личность понимает, что не принадлежит к материальному миру. Он выполняет свои обязанности без привязанности во имя очищения. Он непривязан к результатам своей деятельности и имеет твердую веру в то, что Кришна - контролирующий.71
* Высший уровень самоосознания - это чистое преданное служение, стоящее нар религиозными ритуалами или работой из чувства долга ради очищения.72
Г. Способность человека прогрессировать в духовной жизни напрямую связана с верой и способностью без зависти принимать Кришну и Его наставления. Даже если человек не находится на уровне преданности , о которой упоминается в 3.30, но искренне верит в слова Кришны, то в конечном счете, он станет достоит чистого преданного служения.73
Д. Все люди, за исключением осознавших себя, движимы тремя гунами природы. Поэтому человек, искренне стремящийся к духовному, следует путем регуляций для того, чтобы постепенно очистить свои внешние привязанности, получая одновременно достаточно чувственного удовлетворения, чтобы успокоить ум. Однако, если человек цепляется за уступки, которые делаются ему для того, чтобы он мог удовлетворять чувства согласно предписаниям шастр, то он рискует скатиться до греховной жизни.74
Е. Заканчивая свои рассуждения на тему нишкама карма-йоги Кришна объясняет, что никогда не нужно отказываться от своих обязанностей, принимая на себя чужие. Напротив, уж лучше столкнуться с разочарованием на своем собственном пути, чем следовать по чужому.75
Три нижеизложенные точки зрения могут помочь человеку понять, почему лучше выполнять свои собственные обязанности несовершенно, чем чужие в совершенстве.
* Если человек выполняет чужие обязанности, поддаваясь своей прихоти, то такая деятельность в конечном счете приводит к хаосу. Это создает прецедент отвержения собственных обязанностей из-за трудности их выполнения. Это, в свою очередь, приводит к тому, что человек скатывается до того, что чувственное удовлетворение становится критерием для принятия или отвержения.
* Если человек берет на себя выполнение чужого долга, то это ведет к подрыву устоев общества. Предписанные обязанности даются не только для личного очищения, но также и для того, чтобы общество, состоящее из неразрывнях частей, могло быть стабильным. Если человек решает изменить род своей деятельности, то те, кто зависят от его деятельности, могут пострадать.
* Принятие чужих обязанностей не так легко, как это можно подумать. Обуславливающие нас склонности коренятся гораздо глубже, чем мы осознаем. Оставить занятие, к которому данный человек склонен, очень трудно. Если человек занимается тем, к чему у него нет естественной склонности, то это вызывает у него неудовлетворенность и грозит моральным разложением.
Берегись вожделения и гнева (3.36-43)
Кришна разбивает многочисленные доводы, оправдывающие пренебрежение долгом и объясняет важность следования правилам дхармы, как того требуют шастры. Может возникнуть такой вопрос: "Что заставляет человека не повиноваться авторитету шастр, даже если он знает, что такое поведение неправильно?"76 В ответ Кришна объясняет природу вожделения.
Основная тема:
Вожделение - заклятый враг духовного прогресса. Вожделение можно обуздать, следуя ограничениям, накладываемым религиозной жизнью и взращивая в себе знание об истинной природе души.
Подпункты:
А. Вожделение также берет свое начало из трансцендентного.77
1. Вожделение возникает, когда свойственная душе любовь к Кришне преломляется и направляется на нее саму. Таким образом, вожделение, или сильное желание удовлетворять свои чувства, - это отражение изначального сильного желания удовлетворять чувства Кришны.
2. Шрила Прабхупада объясняет: "Если живое существо под влиянием гуны страсти использует ее для того, чтобы возвыситься до гуны благости, следуя предписанному образу жизни и действия, тогда вместо того, чтобы деградировать до гуны невежества, оно сможет спастись от деградации, на которую обрекает гнев, благодаря привязанности к духовному."
* Неконтролируемое вожделение ведет к гневу, гуна невежества (см. 2.62-3), но вожделение, гуна страсти, при правильном следовании предписанным обязанностям может помочь возвыситься до гуны благости.
Б. Разные формы жизни различаются по уровню вожделения, покрывающего чистое сознание живого существа.78
* Кришна приводит простую аналогию, сравнивая сознание человеческой формы жизни с огнем, окутанным дымом. Это сделано для того, чтобы объяснить, что в человеческой форме жизни есть видимость чистого духовного сознания. Человеческая форма жизни предоставляет возможность раздуть огонек сознания, лишь слегка окутанного дымом, в пламя, возрождая свойственное человеку сознание Кришны.
В. Приводя совершенно другую аналогию, Кришна сравнивает вожделение с огнем. Огонь невозможно утолить никаким количеством топлива. Чем больше топлива, тем сильнее огонь. Лучший способ затушить огонь - это дать ему погаснуть.79
Г. Кришна завершает эту главу конкретными наставлениями о том, как победить этого врага, вожделение.80 Сначала Он указывает, где располагается этот враг (текст 40), а затем объясняет, как его победить (тексты 41-43).
1. Пристанища вожделения - чувства, ум и разум.
а) Чувства. Если человека привлекают удовольствия или отвращает боль, то это означает, что на его чувства влияет вожделение. Чувства посылают в ум образы желанных и нежеланных объектов.
б) Ум. Таким образом ум становится вместилищем чувственных впечатлений и пристанищем вожделения.
в) Разум. Образы, порождаемые вожделением, возникают в уме и атакуют разум. Если разум побежден, то ум приказывает ему строить планы для исполнения желаний, порожденных вожделением. И так вожделение проникает через чувства в ум и разум и побеждает их.
г) Шрила Прабхупада отмечает, что разум, в котором обитает вожделение, усиливает ложное эго. Это может происходить от того, что планы, направленные на исполнение вожделенных желаний, порождает ложное отождествление себя с телом и взгляд на мир, в котором человек является наслаждающимся и повелевающим (аханкара).
2. Как контролировать вожделение.
а) Поскольку ум и разум трудно контролировать, начинать нужно с контроля чувств.81
б) Затем человек может вступить в схватку с вожделением в уме и разуме, размышляя о том, что он - духовная частица и стоит выше диктата чувств, ума и разума. Таким образом, он может практиковать деятельность на уровне духовного желания (сознания Кришны), а не на уровне материального вожделения.82
Глава 4.
Трансцендентное знание.
Трансцендентное знание о Кришне (4.1-10).
Как упоминается в тексте 30 предыдущей главы, для того, чтобы действовать на высшем уровне карма-йоги, посвящая всю деятельность Кришне, человек должен знать, кто такой Кришна. В четвертой главе дается это знание.
Основная тема:
Кришна - Абсолютная Истина, Верховная Личность Бога, которая нисходит в мир, чтобы защитить вечную дхарму. Тот, кто знает это, воистину освобожден.
Подпункты:
А. Откровению Кришны о Его трансцендентной природе предшествует обзор истории Гиты.
1. Узнав о традиции этого знания, Арджуна обретает веру в то, что услышит.
2. Дружеские чувства к Кришне и преданность Ему являются качествами, необходимыми для того, чтобы понять знание Бхагавад-гиты. Бхагавад-гита открывает, что Кришна - Верховная Личность Бога. В большей или меньшей степени желая занять положение Кришны, человек завидует Ему и не может воспринять учение Бхагавад-гиты непосредственно. Шрила Прабхупада делает добавление, смысл которого заключается в том, что такой человек не сможет также правильно передать смысл Бхагавад-гиты.83
В. Форма Господа Кришны трансцендентна.84
1. Господь не изменяет своего тела каждый раз, когда приходит в это мир. Он всегда приходит в одной и той же форме. Господь неотличен от Своего тела, которое является сат-чит-ананда виграхой. Тела живых существ временны и меняются с каждым рождением. Поскольку с приходом смерти машина тела уничтожается, то соответственно теряются и характеристика, присущие данному типу машины. Но Господь не таков. Он всегда помнит свои деяния, ибо все связанное с Ним духовно и вечно.
2. Живое существо вынуждено принять рождение в соответствии со своей кармой, в то время как Господь приходит по Своей собственной воле и по Своей милости (атма-майайа).
Г. Объяснив природу Своего появления, Господь объясняет причину Своего прихода: Он приходит, чтобы восстановить принципы дхармы. Затем Кришна объясняет как Он это делает: вознося святых и уничтожая еретиков.85
1. Дхарма предназначена для того, чтобы постепенно очистить живых существ от духа наслаждения. Если цель дхармы забыта или методы ее достижения извращены, тогда Господь приходит Сам или посылает Своего представителя, чтобы исправить положение.
2. Господь защищает дхармы, возвышая ее приверженцев, благочестивых людей (праритйанайа садхунам) и уничтожая ее разрушителей, еретиков (винашайа ча душкритам).
3. Первостепенной причиной личного явления Господа является то, что Он хочет удовлетворить Своих преданных (садху). Уничтожение еретиков второстепенно, ибо это не требует Его личных усилий, так как Кришна может с легкостью уничтожить еретиков с помощью Своих материальных энергий.86
Д. Освобождение достигается с помощью осознания трансцендентного знания.87
1. Просто поняв трансцендентную природу деяний Господа и Его явления, человек становится освобожденным.88
а) В предыдущих стихах были объяснены явление Кришны и Его деяния. Размышляя, человек может понять разницу между Ним и всеми остальными.
б) Так человек приходит к пониманию: "Кришна - Верховная Личность Бога, а я - Его слуга."
в) Действуя, исходя из осознания своего изначального положения, человек обретает освобождение.89
2. Если в тексте 9 объясняется, что человек может достичь освобождение с помощью трансцендентного знания, то текст 10 идет дальше, объясняя, что конечным результатом этого знания является бхава, трансцендентная любовь к Кришне.
3. Трансцендентную любовь к Кришне можно достичь только после того, как освободишься от раги (привязанности), бхайи (страха) и кродхи (гнева).
а) Рага: означает привязанность к представлению о жизни как о жизни тела. "В общем люди, привязанные к телесной концепции жизни, настолько поглощены материализмом, что для них понимание того, что Верховный может быть личностью, почти невозможно" (стр.233). Те, кто полностью отождествляют себя с телом, услышав о существовании трансцендентной формы Господа, строят догадки о том, что она должно быть похожа на их неуклюжие материальные тела, и сразу же отвергают это. Существование трансцендентной личности кажется им противоречием, так как они, полагаясь на свой опыт мирской жизни, уравнивают все личности.
б) Бхайа: во многом похожа на привязанность. Страх - это концепция духовной жизни, основанная на опыте человека в материальном мире. Но это наиболее развитая стадия, так как она порождена болью и отчаянием, которые ощущает человек, испытывающий материальные страдания. Люди, находящиеся под влиянием бхайи, приходят к заключению, что сознательное бытие ведет к страданию, а все взаимоотношения порождают боль. Таким образом, когда они слышат о духовных взаимоотношениях, "они начинают бояться снова стать личностями и естественно предпочитают слиться с безличной пустотой" (стр. 233). Такие люди просто хотят уничтожить собственное бытие и положить конец страданиям, которые они отождествляют с индивидуальностью.
в) Кродха: Когда человек приходит к стадии вопрошания о цели жизни, он углубляется в различные философии и религии мира. Несметное число измышлений, противоречащих друг другу, могут озадачить и разочаровать его. Терзаемы мукой, он отворачивается от них и принимает войдизм, нигилистичекое отрицание.
4. Шрила Прабхупада объясняет, что эти три препятствия, не дающие полностью погрузиться в духовную жизнь, устраняются практикой сознания Кришны под руководством истинного духовного учителя.90
Использование трансцендентного знания на практике (4.11-15).
Продолжа объяснять Свое высшее положение, Кришна подробно останавливается на том, что Он является конечной целью знания.
Основная тема:
Действия человека трансцендентны, если они выполняются с полным знанием того, что Кришны - высшая цель, к которой ведут все пути, и тот, кто награждает результатами за всякую деятельность.
Подпункты:
А. Кришна - конечная цель, к которой ведут все пути и Он открывается или, наоборот, скрывается в зависимости от желания того, кто следует по пути.91
1. Ранее Господь объяснил, каков результат того, что человек принимает у Него прибежище, обладая полным знанием. Теперь Он ответит на вопрос: "А как же те, которые принимают прибежище в какой-либо духовной практике, не обладая полным знанием?"
а) Люди, которые следуют разными путями, осознают одно и то же. Они осознают различные аспекты Кришны в разной степени.
б) Господь отвечает взаимностью и открывает Себя в зависимости от состояния сознания тех, кто приближаются к Нему. Он удовлетворяет желания карми, их стремления к результатам деятельности, гьяни Он позволяет слиться с Его сиянием. Но полностью открывает Себя только безраздельно преданным Ему.92
Если Кришна - верховный, как постоянно подчеркивается в этой главе, то почему тогда такое множество людей избегает прямого поклонения Кришне и вместо этого поклоняется полубогам?
а) Те, кто стремится удовлетворить свои материальные желания, довольствуются поклонением могущественным материальным личностям для того, чтобы получить сиюминутное благо.
б) Согласно правилам, установленным Господом, они, совершая жертвоприношения полубогам, получают такие блага. Как объяснялось во второй главе, такие люди не могут развить решимость, необходимую для прямого поклонения Господу.93
Б. Каков же процесс очищения для человека, чьи материальные желания препятствуют ему, не давая напрямую приблизиться к Кришне? Система варнашрамы.94
1. Выполняя обязанности, предназначенные для человека, находящегося под влиянием определенного сочетания гун, можно, следуя системе варнашрамы, постепенно очиститься, вплотную. приблизившись к знанию о Кришне. Обретя знание о Кришне, такой человек становится трансцендентным по отношению к системе варнашрамы.
2. Кришна поясняет, что система варнашрамы составлена в соответствии с гуной и кармой, качеством и деятельностью.95
а) Предписанные обязанности даются человеку в соответствии с тем, под влиянием каких гун природы он находится и какой вид деятельности его больше всего привлекает.
б) Шрила Прабхупада часто цитировал это утверждение для того, чтобы опровергнуть современную идею "каст", которая заявляет, что единственным критерием пригодности для того, чтобы занять определенное положение в социальной структуре является то, в какой семье человек родился.
3. Хотя Он создал эту систему и кажется, что Он является ее частью, Кришна стоит выше варнашрамы, ибо Он выше уровня материальной деятельности и ее последствий. Но - "не-деятель".
* Хотя Господь и создает материальный мир, Он не несет личной ответственности за то, что в нем происходит. Мир был сотворен из-за желаний живых существ. Господь лишь осуществляет их желания в соответствии с их качествами. Следовательно, живые существа в ответе за свое счастье и несчастье, которое они обретают в материальной жизни.96
4. Понимание положение Господа приводит к тому, что человек предается Ему, занимается деятельностью на духовном уровне и так получает освобождение.
Понимание кармы на уровне гьяны (трансцендентного знания) (4.16-24).
Объяснив Свое трансцендентное положение, Господь описывает, как совершать деятельность на трансцендентном уровне. Это необходимо объяснить, так как бытует распространенное неверное представление о том, что любая деятельность материальна, а духовная жизнь ограничивается стереотипным отречением. Это неверное представление возникает из-за того, что практически любая деятельность в мире порождена эгоистическим желанием, которое является причиной кармических реакций. Представляя бхакти-йогу, Кришна описывает образ действий, свободный от эгоизма. Действуя методом бхакти-йоги, человек не подвергается кармическим реакциям.
Основная тема:
Деятельность в чистом преданном служении, акарма, свободна от последствий, так как кармические реакции есть результат кармического сознания, а не деятельности как таковой.
Подпункты:
А. Для того, чтобы научиться искусству правильно действовать и различать правильную деятельность от неправильной, человек должен следовать за тем, кто сам овладел этим искусством. Нельзя выдумать способ освобождения от кармы.97
Б. Понимание того, что такое (1) бездействие в действии и (2) действие в бездействии.98
1. Сознание Кришны представляет собой синтез действия и бездействия - есть деятельность (карма), но благодаря отсутствию кармического образа мыслей нет последствий на эту деятельность (акарма).
2. Арджуна полагал, что сможет освободиться от греховных реакций, воздерживаясь от деятельности. Но оттого, что его желание отстраниться от деятельности зижделось на кармическом желании и материальной привязанности к семье, его бездействие (акарма) принесло бы кармические реакции (карму).
В. Карма - это последствие материального сознания, а не последствия деятельности как таковой. Человек может жить свободно и действовать уверенно, зная о том, что он - вечный слуга Кришны. Это - путь к трансцендентной деятельности.
Г. Трансцендентное знание подобно огню, который пронизывает деятельность человека и дотла сжигает ее последствия. Кришна описывает качества того, кто действует, обладая трансцендентным знанием. Основное его качество состоит в том, что его действия не вызваны желанием удовлетворять чувства. Другие признаки таковы:99
* непривязанность к плодам своего труда
* самоудовлетворенность
* самоконтроль
* желание только необходимого для поддержания жизни
* свобода от обладания собственностью
* свобода от двойственности
* свобода от зависти
* уравновешенность и в успехе и в неудаче
Д. Деятельность в умонастроении преданности. свободная от желания удовлетворять чувства обнажает духовную природу. Таким образом, деятельность, совершаемая как жертвоприношение, связывает человека с трансцендентным.100
1. Как жертвоприношение раскрывает духовную природу
а) майа (иллюзия) - это то, что покрывает дух.
б) желание удовлетворять чувства призывает майю.
в) непривязанность к удовлетворению чувств рассеивает сайю и таким образом раскрывает дух (Брахман).
2. Изначально все и вся предназначено для удовлетворения и наслаждения Верховной Личности Бога, и потому невозможно осуществить желание наслаждаться самому, отдельно от Бога. Но чтобы живое существо, имеющее такое желание, почувствовало удовлетворение, Кришна позволяет ему пребывать в иллюзии (майе), где все кажется не связанным с Господом и потому доступным для своего собственного наслаждения.101
3. Когда человек жертвует, то он идет на соглашение с духом наслаждения, который живет в нем и таким образом открывает Брахман. Человек может осознать духовное бытие настолько, насколько он приносит в жертву Всевышнему свои собственные эгоистические интересы.102
Жертвоприношения ведут к трансцендентному знанию (4.25-33).
Теперь объяснив, что совершение жертв открывает человеку Брахман, Кришна перечисляет разные виды жертвоприношений.
Основная тема:
В зависимости от уровня духовного осознания, человеку предписаны разные виды жертвоприношений, которые возвышают сознание до уровня трансцендентного знания.
Подпункты:
А. Есть два вида жертвоприношений: принесение в жертву собственности и принесение в жертву знания.103
1. Принесение в жертву материальной собственности есть воздержание от каких-то материальных удовольствий в попытке достичь большего или лучшего наслаждения в будущем (похоже на поклонение полубогам).