Единство любовной истины, сексуированный конфликт знаний
Это очень тонкий момент. Необходимо понять, что любовь под эмблемой Двоицы производит истину из разъединения, но она производит истину изнутри неотменимого принципа разъединения.
Не присутствуя, Двоица действует в ситуации как связка из имени и телесной отметки. Она служит для исчисления ситуации через трудоемкие запросы, включая запросы о своем сообщнике, который является также помехой: желании. Сексуальность, но также и совместное проживание, представленность в обществе, выходы в свет, разговоры, работа, путешествия, ссоры, дети — все это представляет собой материальность процедуры, ее истинностную траекторию в ситуации. Но эти операции не объединяют партнеров. Двоица действует разъединенно. Будет наличествовать лишь одна любовная истина ситуации, но процедура этого единства движется внутри разъединения, истину которого она производит.
Эффекты этого напряжения можно наблюдать на двух уровнях:
1) В любовной процедуре наличествуют функции, соединения которых по-новому определяют позиции.
2) То, что единая истина дозволяет в будущем предвосхищать относительно знания, является сексуированным. Иначе говоря, отдаленные от истины, позиции возвращаются к знанию.
По первому пункту я позволю себе отослать читателя к тексту (последнему в этой книге), опирающемуся на творчество Самюэля Беккета, под названием «Письмо родового»[13]. Там я показываю, что, по Беккету (я возвращаюсь к тому, что в романной прозе функционирует как мысль о любви как мысли), становление любовной процедуры задействует:
— функцию блуждания, алеа, случайностного путешествия по ситуации, которое обеспечивает артикуляцию Двоицы вкупе с бесконечностью. Эта функция выставляет гипотезу о Двоице к бесконечной презентации мира;
—функцию неподвижности, которая хранит и удерживает первоначальное именование и гарантирует, что имя события-встречи не исчезнет вместе с самим событием;
— функцию императива: всегда продолжать, даже в разлуке. Поддерживать само отсутствие как способ продолжения;
— функцию нарратива, которая последовательно записывает в виде некого архива становление-истиной блуждания.
Итак, можно установить, что разъединение заново вписывает себя в таблицу функций. «Мужчина» тогда будет аксиоматически определен как любовная позиция, соединяющая императив и неподвижность, тогда как «женщина» соединяет блуждание и нарратив. Не страшно, что эти аксиомы могут совпасть с поверхностными (или весьма ценными) общими местами: «мужчина» — это тот (или та), кто ничего не делает, я имею в виду ничего явного для и во имя любви, поскольку он полагает, что то, что сработало один раз, вполне может работать и дальше без переаттестации. «Женщина» — это та (или тот), кто отправляет любовь в путешествие и желает, чтобы любовная речь повторялась и обновлялась. Или в лексике конфликта: «мужчина» нем и жесток; «женщина» болтлива и требовательна. Это эмпирическая материя для труда любовных запросов об истине.
Второй пункт самый сложный.
В первую очередь я отвергаю то, что в любви каждый пол может узнать что-либо о другом поле. Я в это нисколько не верю. Любовь — это запрашивание о мире с точки зрения Двоицы, она никоим образом не является запросом одного из термов Двоицы о другом. Есть реальное разъединения, заключающееся в том, что как раз никакой субъект не может занимать в одно и то же время и в одном и том же отношении обе позиции. Это невозможное, которое лежит в основе самой любви. Оно управляет вопросом о любви как месте знания: что, с точки зрения любви, может быть познано?
Необходимо тщательно различать знание и истину. Любовь производит истину ситуации, в которой разъединение является законом. Эту истину она конструирует до бесконечности. Значит, истина никогда полностью не пре- зентирована. Любым знанием, связанным с этой истиной, можно располагать как предвосхищением: если эта незавершимая истина будет иметь место, какие суждения тогда будут пусть не истинными, но достоверными? Такова общая форма знания, обусловленного родовой процедурой или процедурой истины. Из технических соображений я назвал ее вынуждением[14]. Можно вынудить знание через гипотезу об имении-места истины, которая осуществляется. В случае любви осуществление истины обращено на разъединение. Каждый может вынудить знание о сексуированном разъединении исходя из любви, при гипотезе о том, что она имела место.
Но вынуждение осуществляется внутри ситуации, где действует любовь. Если истина одна, тогда вынуждение, а значит, и знание подчинены разъединению позиций. То, что исходя из любви знает «мужчина», и то, что знает «женщина», остается разъединенным. Иначе говоря: достоверные суждения о Двоице исходя из ее событийного открытия не могут совпадать. В частности, знания о поле сами остаются непоправимо сексуированными. Оба пола не то чтобы не знали о себе, но они достоверно знают о себе разъединенным образом.
Любовь является сценой, где осуществляется единая истина о сексуированных позициях, проходящая через непримиримый конфликт знаний.
Дело в том, что истина находится в точке не-знаемого. Знания являются достоверными и антиципирующими, но при этом разъединенными. Это разъединение формально представимо внутри инстанции Двоицы. Позиция «мужчины» утверждает расколотое в Двоице — то между-двумя, где находится пустота разъединения. Позиция «женщины» утверждает, что Двоица длится в блуждании. Я как-то предложил следующую формулу: знание мужчины направляет свои суждения на ничто Двоицы. Знание женщины — ни на что, кроме самой Двоицы. Можно также сказать, что сексуация знаний в любви разъединяет:
1) достоверное мужское высказывание: «Истинным будет то, что мы были двумя, но никоим образом не одним»;
2) не менее достоверное женское высказывание: «Истинным будет то, что мы были двумя, и иначе нас не было».
Женское высказывание направлено на само бытие. Таково ее предназначение — онтологическое — в любви. Мужское высказывание направлено на изменение числа, мучительное взламывание Единого гипотезой о Двоице. Оно сущностно логично.
Конфликт знаний в любви демонстрирует, что Единое какой-либо истины всегда предъявляется одновременно логически и онтологически. Это отсылает нас к Книге гамма «Метафизики» Аристотеля — и к прекрасному комментарию к этой книге, озаглавленному «Решение смысла», недавно появившемуся в издательстве «Врэн». Загадкой в этом тексте Аристотеля является переход между онтологической позицией науки о бытии- как-бытии и решающей позицией принципа тождества — чисто логического принципа. Этот переход переходим не более, чем переход от позиции мужчины к позиции женщины. Авторы комментария показывают, что Аристотель «вынужденно» впадает в опосредующий стиль — в опровержение софистов. Между онтологической и логической позициями есть лишь посредничество опровержения. Таким образом, каждая из позиций, вовлеченных в любовь, может войти в контакт с другой лишь как с некой софистикой, которую необходимо опровергнуть. Кому не знакома утомительная жестокость этих опровержений, в конце концов сводящихся к прискорбной фразе «ты меня не понимаешь»? Можно было бы сказать, что это раздраженная разновидность признания в любви. Кто действительно любит, тот плохо понимает.
Я не могу считать случайностью, что комментарий к Аристотелю, который я здесь использую для моих собственных целей, написан женщиной и мужчиной, Барбарой Кассэн и Мишелем Нарси.