Вопрос 1. Основные проблемы философии науки и техники. Интерпретация природы науки и техники в истории философии. Научное знание как система.
Тема – Философия науки и техники
Учебные цели –изучить проблематику философии науки и техники, вопросы демаркации в философии науки и концепции научных революций, а также «демонизма» техники и профессиональной ответственности ученого
Цели модуля – уяснить основные понятия философии науки и техники, проанализировать интерпретацию природы техники в истории философии, исторические типы рациональности, научить ориентироваться в проблемах современной научной цивилизации
Воспитательные цели – способствовать формированию у учащихся способности ориентироваться в современных теориях научного развития, ознакомить с профессиональной ответственностью ученого.
Вопросы учебного занятия
1. Основные проблемы философии науки и техники. Интерпретация природы науки и техники в истории философии. Научное знание как система.
2. Проблема демаркации в философии науки.
3. Концепция научных революций Т. Куна.
4. Эпистемологический анархизм П. Фейерабенда.
5. Профессиональная ответственность ученого.
6. Современная техническая цивилизация.
Литература
Основная
1. Философия и методология науки. - М., 2012
2. Философия: Учеб. для вузов / Под ред. В. Н. Лавриненко, В. П. Ратникова. – М., 2007.
3. Кузнецов В.Г., Кузнецова И.Д., Миронов В.В., Момджян К.Х. Философия. – М., 2011
Дополнительная
1. Бестужев – Лада И.В. Альтернативная цивилизация. – М., 2012
2. Войшвилло Е.К., Дегтярев М.Г. Логика как часть теории познания и научной методологии. - М., 2011
3. Чудинов Э.М. Природа научной истины. – М., 2009
4. Традиции и революции в истории науки. – М., 1991
5. Смит Л., Рейпер В. Путешествие по миру мысли. Введение в историю философии. — 2009.
6. Хантингтон С. Столкновение цивилизаций. — М., 2003.
7. Введение в философию: Учеб. пособие для вузов. — М., 2002.
8. Фролов И.Т., Юдин Б.Г. Природа научной истины. – М., 2007
Вопрос 1. Основные проблемы философии науки и техники. Интерпретация природы науки и техники в истории философии. Научное знание как система.
антич ность | - «наука» в самостоятельную сферу знания не выделялась => развивалась в совокупности философской проблематики - «техника» – это воплощение умений ремесленника - знание «общего» выше «технического» знания - «техне» = метод, прием целенаправленной, кропотливой деятельности |
средневе ковье | - «техника» - это творчество человека в качестве отблеска божественного творчества |
новое время | - наука = лженаука - «техника» - это опредмечивание научных знаний человека, фактор освобождения человека от природы - с XVII в. рост естествознания, выделяется из философского знания первая научная дисциплина - механика - «техника» - самостоятельная сила, которая в качестве средств орудий труда определяет развитие общества (К. Маркс) |
новейшая филосо фия | - «техника» - при недостатке феноменологической работы выступает как продолжение науки и вместе с тем умаление жизненного мира человека (Гуссерль, феноменология) - «техника» - это преграда, опасность, которую человек сам поставил перед собой, не продумав ее содержание и самое главное то, в какой степени техника соответствует сущности бытия человека в мире (Хайдеггер, герменевтика) - «техника» - это воплощение рациональности человека (аналитики) - «техника» - это проявление наиболее подходящего реалиям нашей эпохи философии технического подхода (Г.П. Щедровицкий) |
- в XX в. все расширяется сфера использования науки => управления социальными процессами =>
наука + власть = выбор путей социального развития |
- наука превращается в серьезную социальную силу
- наука – это деятельность человека по выработке, систематизации и проверке знаний; научное знание то, которое проверено и обосновано=>
- (!) знание становится научным, когда достигает достаточно высокого уровня развития
- основные вопросы философии науки:
1. что такое научное знание?
2. какова ее структура?
3. каковы принципы, по которым она функционирует?
4. что собой представляет наука как производство знаний?
5. каковы закономерности и динамика формирования и генезиса научных дисциплин
6. чем они отличаются друг от друга и как взаимодействуют
-современная философия науки видит в научном познании социокультурный феномен =>
-задача---> философии науки – 1) исследование исторически трансформирующихся способов формированная нового научного знания, механизмов воздействия социокультурных факторов на этот процесс, 2) выявление объективных законов действительности, а непосредственная цель науки и высшая ценность – объективная истина
- 2-ва уровня научного исследования:
эмпирический - направлен на изучаемый объект и реализуется посредством наблюдений и эксперимента - опирается на практическое взаимодействие исследователя с изучаемым объектом | теоретический - концентрируется вокруг универсальных законов и принципов - нет непосредственного практического взаимодействия исследователя с объектами (=> объект может исследоваться в мысленном эксперименте) |
-эмпирические термины - абстракции, которые можно обозначить как эмпирические объекты, отличные от реальных объектов | - теоретические термины -теоретические идеальные объекты (логические реконструкции действительности) |
-эмпирические объекты - абстракции, набор свойств и отношений вещей | - теоретические объекты -теория не может быть построена без их использования |
- методы –наблюдение, эксперимент | - методы –мысленный эксперимент, методы конструирования теорий, методы логического, исторического исследования и т.д. |
- 2-ва подуровня: 1) непосредственные наблюдения и эксперименты 2) познавательные процедуры | - 2-ва подуровня: 1) законы, выступающие в качестве теорий 2) законы, составляющие развитые научные теории |
Вывод: -эмпирический и теоретический уровни взаимосвязаны - всякое рассмотрение фактов имеет научный смысл=> подвергается интерпретации, подводится под понятия и теоретические законы -для науки важным фактором является регулярность, т.к. позволяет объяснять и предсказывать явления |
- научное познание – социально обусловленный процесс познания законов объективного мира, результатом которого является развивающаяся система истинных знаний и методов, служащих целям преобразования действительности =>
- характеристики научного познания: объективность, внутренняя системность, нацеленность на практику, ориентация на предвидение, доказательность, обоснованность полученных результатов, достоверность выводов
- научное знание
1. знание соотносится с осуществленным опытом и с качественно иной практикой будущего
2. знания формулируются в качестве предписаний для практики и выступают как знания об объектах реальности «самой по себе» =>
3. вырабатываются стратегии будущего практического изменения объектов
- методология (= эпистемология) философии науки– 1) система определенных приемов, принципов и операций, применяемых в той или иной сфере, 2) теория методов
1. обращается к материалу истории различных конкретных наук =>
2. на их основе создаются гипотезы и модели развития знания =>
3. связь философии науки с историко-научными исследованиями
4. акцент на анализ структуры динамики знания конкретных наук (но (!) эпистемология сравнивает разные научных дисциплины, выявляя общие закономерности их развития) =>
5. (+) наука получает возможность изучить предметные связи, включенные в стереотипы практики и анализировать динамику изменений объектов
- методы научного познания
философские | общенаучные | частнонаучные | дисциплинарные | меж дисциплинарные |
- теоретическое познание – это достижение истины во всей ее конкретности
структура теоретического познания
1. проблема –форма знания, содержанием которой является то, что еще не познано человеком, но что необходимо познать; процесс, включающий 2-ва основных этапа познания – постановку и решение
2. гипотеза – предположение, выраженное в форме научных понятий, которое должно в определенном месте восполнить пробелы эмпирического познания или связать различные эмпирические знания в единое целое
3. теория – 1)наиболее развитая форма научного знания, дающая целостное отображение закономерных и существенных связей определенной области действительности,2)совокупность обобщенных положений, зафиксированных в суждениях, умозаключениях и терминах,3) (!)особый тип знания, возник с переходом от пред - науки к собственно науке
1. позволяет получить эмпирические зависимости как следствие из теоретических аксиом
2. позволяет изменить статус знания
- этапы научного исследования:
1) фиксирование факты
2) интерпретация фактов
3) вычленение понятий и законов
4) создание гипотез
5) из законов ----> следствия
6) сопоставление следствий с фактами
7) если следствия теории согласуются с фактами, то признается правота теории
- техника – 1) система созданных средств и орудий производства, а также приемы и операции, умение и искусство осуществления трудового процесса, 2) результат человеческого труда и развития знания и одновременно их средство
Вывод: техника – необходимая часть человеческого существования на протяжении всей истории
Философия техники –понимаемая как «философия человека», настаивает на том, что скорее техника должна быть подчинена человеческому императиву, чем человек подчинен императиву техническому
- задача философии техники – 1)научить человека относиться с уважением к хрупкому равновесию в природе,2)показать, что знание человека не должно быть направлено против остального творения природы вещей
- «технический прогресс»- не вымирание других творений природы и в то же время омертвение душевных и чувственных потенций человека, но увеличение своеобразия человека, которое свершиться, главным образом, через расширение его духовности(Сколимовски Х. работа - «Философия техники как философия человека» (1986)
- техника не есть цель сама по себе – она имеет ценность только как средство
- сама по себе техника ни хороша/ни дурна => все зависит от того, что из нее сделает человек, чему она служит (!)=> в качестве самостоятельной сущности техника – бесплодная сила
- техника ----> ориентирована на науку => сами науки развивались во многом благодаря успехам техники (Хайдеггер М.)
- (!?) техника не просто «конструирует технический мир» => техника подчиняет своему императиву едва ли не все пространство человеческого (= социального ) бытия => (!?) техника оказывает влияние на осмысление истории (ПР: К. Маркс «формации», Ростоу «теория стадий экономического роста»)
- 3-ри этапа исторического процесса развития техники
1. орудия ручного труда
2. машины
3. автоматы
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------
исторические типы рациональности
- рациональность - характеристика человеческой деятельности, сознания и научного познания, которую можно расценивать как проявление человеческого духовно-практического бытия
- тип рациональности - часть культурно-исторического и философского самосознания эпохи => (свойство рациональности – историзм)
- в развитии науки (с XVII в.) можно выделить основные типы рациональности:
античная рациональность | - формирование культуры дефиниции, превосходство понятий над чувственными образами, рефлексии над обыденным опытом |
классическая (XVII - нач. XX в.) | - субъект дистанцирован от объекта и как бы со стороны познает мир |
неклассическая (перв. пол. XX в.) | - идея отнесенности объекта к средствам и операциям деятельности |
постнеклассическая (конец XX в.) | - соотнесенность знаний об объекте со средствами и с ценностно-целевыми структурами деятельности |