Лекция 12. Римский период греческой литературы
(конец I в. до н.э. – V в. н.э.)
Исторический контекст:
168 г. до н.э.: битва при Пидне; Греция оказывается под властью Рима.
30 г. до н.э.: Рим завоевывает последнее эллинистическое государство Египет.
Одним из центров культурной жизни римского периода греческой литературы становится Рим (до I– II в. н.э.).
- Деятельность греческих историков и философов, начиная со II в. до н.э., направляется на постижение феномена возвышения Рима (например, Полибий, осмысляя всемирную историю, выявляет закономерности обретения Римом власти над миром).
- В среде образованных римлян распространяются греческие философские учения. (Панэтий, некоторое время работавший в Риме, вводит в римские аристократические круги стоицизм; его ученик, философ и историк Посидоний, объединив идеи стоицизма, Платона и Аристотеля, «создает» философское учение, приспособленное к римскому мышлению, часто называемое эклектизмом.)
- Конец I в. – II в. в Греции – время появления новых литературных жанров. (Становление жанров происходит на фоне общекультурного подъема в восточных (грекоязычных) провинциях Рима).
- В творчестве Плутарха (ок. 46-после 119) формируется жанр историко-художественной биографии. В «Параллельных жизнеописаниях» он синтезировал опыт занимательной эллинистической биографии и моральное поучение, создав галерею портретов великих государственных мужей Греции и Рима.
- Новым жанром I – II вв. в Греции становится роман, т.н. «роман второй софистики» («Эфесская повесть» Ксенофонта Эфесского, «Эфиопика» Гелиодора, «Херей и Каллироя» Харитона, «Левкиппа и Клитофонт» Ахилла Татия). Все названные произведения строятся по одной сюжетной схеме, в которой главенствует многократно повторяющийся мотив приключений-испытаний любви двух молодых героев.
- В работах М.М. Бахтина греческие романы данного ряда получают жанровое определение «авантюрные романы испытания» с учетом характеристик типов времени (биографическое, авантюрное). Важными в концепции Бахтина становятся:
- положение о неизменности (тождественности самому себе) героя, вне зависимости от того, сколько времени длится разлука и сколько испытаний выпало на долю героя;
- определение пространства, в котором происходят испытания, как «чужого мира».
- Роман Лонга (ок. 200) «Дафнис и Хлоя» выделяется из группы авантюрных романов испытания целым рядом признаков:
- герои романа изменяются (взрослеют, эволюционирует их чувство);
- приключения-испытания становятся частью эволюционного процесса;
- вместо «чужого мира в авантюрном времени» в романе Лонга представлен «край отдохновения» - остров Лесбос, включенный в круговорот буколического времени, которому подчинены герои-пастухи.
Таким образом, роман «Дафнис и Хлоя» соотносится с жанром буколики.
- [Сравнить] В концепции М.М. Бахтина римский роман рассматриваемой эпохи («Метаморфозы» Апулея (ок. 125-180)) получает жанровое определение «авантюрно-бытовой роман».
- Две метаморфозы определяют изменения главного героя: Луций до превращения в осла, Луций-осел, Луций-жрец (после превращения в человека);
- три образа Луция вписываются в концептуальный ряд: «вина – наказание – искупление – блаженство»;
- авантюрное время соотносится с «наказанием» и «искуплением», биографическое – с «виной» и «блаженством»;
- бытовое время господствует в эпизодах, составляющих мозаичную картину жизни римской империи.
- Под именем Лукиана (ок. 120-ок. 190) сохранилось около 80 сочинений (не все подлинные). Творческий путь Лукиана разбивается на три периода:
- риторический,
- разочарование в риторике и обращение к философии,
- разочарование в философии и частичное возвращение к риторике.
Риторическое влияние определяет монологические жанровые структуры (например, ранние декламации, такие как «Похвала мухе»). Обращение к философии обусловливает диалогические формы (комические диалоги, «Менипповские диалоги», диалоги против философии и философов).
8. Жанр сатирического диалога в творчестве Лукиана формируется с учетом традиции классического философского диалога под сильным влиянием сатир Мениппа (философ-киник, III в. до н.э.).
В жанре комического диалога прослеживается сильное влияние новой аттической комедии.