Лекция 10. Основные тенденции развития прозы классического периода греческой литературы

1. Классическая эпоха – время оформления и расцвета прозаических жанров – ораторского выступления, исторического повествования и философского диалога.

А. Ораторское искусство и деятельность софистов

  1. Ораторское искусство (совещательное, судебное, торжественное) играет важнейшую роль в общественной жизни.
  2. Софистика отвечает потребности афинского государственного устройства: учит правильно и красиво говорить в суде и народном собрании, а значит, открывает возможность любому обучившемуся влиять на политические процессы и управлять государством.
  3. Главная софистическая задача – доказать любую позицию – в своей основе восходит к известному положению Протагора «Человек есть мера всех вещей…», то есть опирается на представление об относительности истины.
  4. Позиция Сократа противостоит софистической: истина останется истиной, даже без риторического оформления.
  5. Выдающиеся ораторы V в. до н.э. речей не записывали, в отличие от ораторов и логографов (зд., профессиональных составителей речей) IV в. до н.э.
  6. К IV в. до н.э. относится деятельность Лисия, Исократа и Демосфена, стиль которых стал образцом для ораторов-аттицистов эллинистической эпохи.

Б. Историография. Творчество

Геродота (ок. 484-425), Фукидида (460-396), Ксенофонта (ок. 430-после 355)

  1. Геродот посвящает свой труд главному политическому событию эпохи – Греко-персидским войнам.

- Рассказ о современных событиях начинается с истории мифологической эпохи, превращаясь в рассказ о мире в целом, обо всем интересном в этом мире.

- В форме повествования Геродот близок эпическим поэтам и логографам (зд., писателям архаической эпохи, первым прозаикам, запечатлевшим сведения, полученные в эпоху колонизации VIII-VI вв. до н.э.): часто отвлекается от основной линии повествования, чтобы рассказать мифы, легенды или занимательные истории новеллистического характера.

- Ход истории, по Геродоту, обусловлен осуществлением божественной справедливости: человек несет ответственность за свои поступки (наказывается и награждается за них).

  1. В исторических сочинениях Фукидида, посвященных истории Пелопоннесской войны, прослеживается

- последовательный отказ приводить мифы и легенды, (Фукидид – стратег эпохи Пелопоннесской войны – обращался только к реально произошедшим событиям);

- стремление к объективности (Фукидид даже приводит фиктивные речи участников событий);

- углубление исторического анализа (Фукидид не прибегает к идее судьбы и вмешательства богов, его историю направляют люди, действующие в соответствии со своей «природой» и личными интересами, которые раскрывающиеся в фиктивных речах);

- прагматический подход (человеческая «природа» неизменна, значит, историк может не только осмыслить прошлое, но и предугадать будущий ход событий).

  1. Исторические сочинения Ксенофонта

- лишены объективности (приверженец Спарты, тенденциозен)

- и не направлены на анализ исторических закономерностей (Ксенофонт увековечивает значительные, с его точки зрения, события).

- В качестве идеальных правителей в сочинениях Ксенофонта («Агесилай», «Киропедия») выступают спартанец Агесилай и персидский царь Кир Старший.

В. Философская проза. Творчество Платона (427 – 347)

  1. Афинская философская школа (Академия) основана в 388-387 гг. до н.э. Запрещена императором Юстинианом в 529 г. н.э. как последний оплот языческой культуры.
  2. Эстетические воззрения Платона основаны на его теории идей.

- Идея Платона – образец вещи, совершеннейшее выражение вещи, абсолютный (предельный) смысл вещи.

- Сущность прекрасного – это идея красоты. Вещь прекрасна настолько, насколько в ней воплощена идея красоты.

- Прекрасное – это цель страстного любовного стремления (Эроса). В диалоге «Пир» Платон намечает ступени восхождения Эроса как путь к постижению истинной красоты. (См.: Лосев А.Ф. «Эрос у Платона».)

- Всякий истинный Эрос – сила, творящая прекрасное. Но все созданное человеком – это лишь тень тени, подражание (mimesis) подражанию.

- Источник вдохновения для поэта – одержимость музами.

  1. Платон считается создателем литературного жанра философский диалог, в форме которого написаны почти все его сочинения.
  2. Платон демонстрирует мастерство литературного портрета.
  3. Мифологические рассказы в диалогах Платона имеют символический смысл и используются в качестве средства выражения философских воззрений.

Г. «Поэтика» Аристотеля (384-322)

16. «Поэтика» Аристотеля впервые в античности научно анализирует и описывает поэтическое искусство.

17. Отличительный признак поэзии (также как иной творческой деятельности) – подражание (mimesis), объект которого находится в самих вещах.

18. Подражание у Аристотеля связывается с интеллектом.

19. Поэзия (и другие искусства) подразделяется на роды и виды в зависимости от того, в чем, чему и как происходит подражание.

20. Исходя из тезиса о подражательной природе поэзии, Аристотель исследует пропорции, а также основные характеристики трагедии и эпоса.

21. Особый этический эффект трагедии, по Аристотелю, - очистительное наслаждение (катарсис).

Наши рекомендации