Классический период в развитии античной философии.
Софисты: Протагор, Горгий, Гиппий, Продик, Антифонт и др.
Понятие «софист» первоначально означавшее «мудрец», со второй половины V в. до н.э. становится кличкой, означающей особый тип философа, учителя философии. Протагор учил, что материя – вещественная основа мира. Но главное свойство материи, по Протагору, не объективность и не наличие какого -то первоначала, а её изменчивость, текучесть. Изменяется не только мир, но и сам человек как познающее существо.
Однако верный тезис о текущей материи Протагор довёл до крайности, полагая, что в мире нет ничего устойчивого, в том числе и в человеческих знаниях и представлениях. Следовательно, о всякой вещи возможны два противоположных мнения, претендующих на истинность. Человек свободен в выборе. Отсюда главный тезис Протагора: «Человек есть мера всех вещей, существующих, что они существуют, не существующих, что они не существуют».
СОКРАТ (469-399 гг. до н.э.). Сократ был противником гносеологического и этического релятивизма софистов. По убеждению Сократа, нравственность – это плод знаний. Цель философии по Сократу – научить людей добродетельности. Предпосылкой к этому должно быть познание всеобщих этических норм, всеобщего блага. Добродетели и знания, по Сократу, – это одно и то же. Источник знаний – самопознание. Диалог – основной метод нахождения истины. Сократ в споре впервые начал применять индуктивные доказательства. Он считал, что в споре надо задавать такие вопросы собеседнику, чтобы тот, в конце концов, признал своё собственное невежество. В целом своё искусство общения с собеседником Сократ называл майевтикой (правильное искусство). В центре философии Сократа был человек. Главный принцип философии Сократа – «Познай самого себя».
ПЛАТОН(427-347 гг. до н.э.). Платон являлся учеником Сократа. Философия Платона – объективный идеализм. В ее основе лежит противопоставление объективной реальности, т.е. реально существующего, посюстороннего изменяющегося мира потустороннему, неизменному, вечному и неподвижному «истинному миру», миру духовных сущностей – идей. Мир идей («эйдосов») по учению Платона, – первичный, а мир чувственных вещей производный от мира идей – вторичный. Существующие предметы и вещи – это порождения потустороннего мира, бледные тени таинственного мира идей. В теории познания Платон выступал противником сенсуализма. Он считал, что чувства не могут быть источниками знаний. Источником знания являются припоминания: воспоминания бессмертной души человека о мире идей, которые она созерцала до вселения в тело человека.
Учение о припоминании оказало большое влияние на развитие идеалистической теории познания.
Будучи представителем аристократии, Платон проповедовал идею о вечном ее господстве. Он считал, что в государстве должны существовать три группы людей. Первая – правители – философы, у которых преобладает разумная часть души. Они должны управлять государством. Вторая – мужественные воины со страстной и яростной душой - охранять его. Третья - земледельцы и ремесленники - с вожделеющей низменной душой -заниматься производительным трудом.
Платон исключительно много путешествовал. Где-то в 387 году до н.э. в сорокалетнем возрасте он вернулся в Афины и организовал собственную школу – Академию. В Академии он излагал философские, политические и др. взгляды своим ученикам.
АРИСТОТЕЛЬ(384-322 гг. до н.э.). Вершиной в развитии древнегреческой философии стало творчество Аристотеля, ученика и критика Платона.
Аристотель проделал огромную работу по систематизации философских и научных знаний, а также по созданию новых дисциплин, в числе которых на первом месте стояла логика.
Научное наследие Аристотеля очень велико и его можно разделить на 8 частей:
1. логика;
2. философия;
3. физика;
4. биология;
5. психология;
6. этика;
7. экономика и политика;
8. искусствоведение.
Аристотель утверждал, что сущность вещи заключается в самой этой вещи, что не существует общего наряду и отдельно от единичного. Каждый предмет, каждая вещь состоит из двух начал – материи и формы. Так, медный шар являет собой единство вещества (меди) и формы (шаровидность). Материал в данном случае (медь) есть как бы возможность, а шар уже действительность, т. е. существующая реально вещь. По Аристотелю, развитие мира являет собой бесконечную цепь превращений возможности (материи) в действительность.
В основе мироздания в целом находится неопределенный пассивный субстрат – материя. Но в этом виде материя существует только в абстракции. В действительности она определяется активностью самих по себе нематериальных форм. Материя – это возможность, способность вещи, идеальная форма, ее действительность. Хотя форма и связывается с материей, тем не менее существует одна «чистая», т.е. отрешенная от материи форма всех форм. Это некий перводвигатель, мысль, разум, который «мыслит сам по себе – Бог».
Существенное место в философии Аристотеля занимает учение о четырех причинах: формальной, материальной, движущей (дейтвующей) и целевой(финальной).
Греческий философ разработал учение о категориях как «клеточках» процесса человеческого мышления. Он выделял такие категории как «сущность», «количество», «качество», «время» и др. Аристотеля принято считать основателем логики – науки о способах, формах и законах правильного мышления.
Аристотель не только известный философ, но и видный ученый, основатель биологии как науки. «Самая универсальная голова среди всех древних греков», учёный энциклопедист. Многогранное творчество Аристотеля завершает собой классический период древнегреческой философии. Упадок Древней Греции привёл к кризису её философии. Наступил этап эллинизма.