Философская концепция К. Маркса. 3. Философия. Учеб. пособие / Под ред
Литература:
1. Асмус В.Ф. Кант. М., 2011.
2. Быховский Б.Э. Фейербах. М., 2014.
3. Философия. Учеб. пособие / Под ред. В.Н. Лавриненко. М., 2009.
1. Теория познания И. Канта: основные понятия и принципы.
Основные принципы классической философии выражены в немецком идеализме второй половины XVIII – начала XIX вв. В ряду деятелей немецкой культуры того времени одно из центральных мест принадлежит Иммануилу Канту. (1724 – 1804 гг.)
Теория познания Канта И. основана на критике познавательных способностей человека. Человек является субъектом познания. В субъекте Кант различает личность (социально-психологические особенности человека) и область надличностную (трансцендентную). Она обеспечивает деятельность познающего субъекта. Познающий субъект – это абстрактная концентрация познавательных способностей человека (чистого разума, практического разума, способностей к суждению, умозаключению). Кант исследует три основные способности познания человека:
1. Чувственный опыт (чувственность)
2. Рассудок (способность составлять суждения, житейское мышление, здравый смысл).
3. Разум – логически организованное сложное мышление
Эти способности познания не могут дать человеку истину. Взаимодействие человека с миром вещей, окружающих его, позволяет понять только явление (феномен), а не сами вещи. Кант утверждал, что действие вещей на наши органы чувств порождает наши ощущения, восприятия. Следует различать «вещи в себе» - ноумены и явления вещей – «феномены». «Вещи в себе» существуют реально вне человека в своем естественном виде. Явления вещей – это восприятие вещей нашим сознанием при помощи органов чувств. Научному познанию доступны лишь явления вещей, поскольку “вещи в себе” – «ноумены», в нашем сознании не отражаются. Скажем, боль вызывает у человека крик, но по этому крику ни один врач не в состоянии поставить уверенный диагноз о болезни человека. Так и в нашем случае: “вещь в себе” порождает в нашем сознании явление свое (“явление вещи”), но по этому явлению наука не может сказать ничего определенного о самой “вещи в себе”.
Познание «вещей в себе» происходит при помощи априорных (т.е. внеопытных) форм созерцания и рассудка. Познавательные способности существуют в сознании человека. Человеческое знание является результатом объединения восприятия и рассудка.
К априорным формам чувственности Кант относит пространство и время. Это учение является предметом изучения первой части «Критики чистого разума», которая называется «Трансцендентальная аналитика». Содержание этой части призвано дать ответ на вопрос «Как возможна математика?». Кант доказывает, что пространство и время являются общими формами нашего созерцания, поскольку представить нечто, лишенное пространственно-временных характеристик мы не можем. Математика как наука имеет дело с пространством и временем, как с чистыми формами созерцания.
На уровне рассудка априорными формами сознания являются основные категории, при помощи которых люди познают природу. Это категории по количеству: единство (единица меры), множество (величина), совокупность (целое). Категории по качеству (реальность, отрицание, ограничение). Категории по отношению (субстанция, причинность, взаимность). Категории по модальности (возможность, действительность, необходимость). (Критерии деления взяты из теории суждений Аристотеля). Естествознание зависимо от опыта. Возможности науки ограничены лишь опытом, т.е. миром феноменов. Таков ответ на вопрос «Как возможна наука?».
В человеческом познании присутствует склонность к объединению рассудочных операций под формой идеи. К априорным формам чистого разума относятся идеи души, мира, Бога. Они являются предельными идеями нашего познания. Завершающая часть «Критики чистого разума» призвана ответить на вопрос «Как возможна метафизика?». В этой склонности к объединению выражается действие человеческого разума. В отличие от категорий рассудка, идеи лежат за пределами опыта. По отношению к рассудку идеи разума выступают как никогда недостижимые задачи. Методы метафизических наук ведут к антиномиям в пределах самого разума. Согласно Канту, разум, решая вопрос о конечности или бесконечности мира, его простоте или сложности и так далее, впадает в противоречия.
Ни одно из используемых человеком средств познания не в состоянии выйти за пределы опыта или мира явлений. Получаемая познающим субъектом картина соответствует законам человеческого опыта и его логики, а сущность «вещей в себе» находится за пределами человеческого существования. Она «по ту сторону» рассудка и разума, она трансцендентальна.
Выводы:
Заслуга Канта в теории познания состоит в том, что он установил недостаточность аналитического метода для науки и поставил вопрос о познавательной роли синтеза в научном исследовании.
Для философской системы Канта характерен компромисс между материализмом и идеализмом. Материалистические тенденции в философии Канта сказываются в том, что он признает существование объективной реальности, вещей вне нас. Он утверждал, что "вещи в себе" непознаваемы (агностицизм приводит Канта к идеализму). Идеализм Канта выступает в форме априоризма - учения о том, что основные положения всякого знания являются доопытными, априорными формами рассудка.
Идеалистически Кант представил и предмет познания. Согласно учению Канта, предмет познания конструируется человеческим сознанием из чувственного материала при помощи априорных форм рассудка. Этот конструируемый сознанием предмет Кант называет природой. Формально Кант признает, что познание имеет своим предметом природу, но по существу он противопоставляет природу объективному миру.
2. «Категорический императив» И. Канта.
Особое значение в философии И. Канта приобретает мораль, как практическая философия. Кант считал, что жизнь человека определяется нравственным законом. Этот закон не связан ни с религиозными догмами, ни с моралью, чувствами, привычками, навязанными человеку обществом. В этом проявляется автономность морали. Поступки человека являются действительно моральными, если они обусловлены автономным моральным законом. Кант считал, что такой нравственный закон заложен внутри каждого человека с начала существования всего человеческого рода. Этот нравственный закон – категорический императив Канта.
Императив – это объективный практический принцип, значимый для всех. Кант выделял два вида: 1) условный (гипотетический) – предполагает действия для достижения какой-либо цели. (если хочешь того-то, то действуй таким-то образом); 2) категорический императив - всеобщий обязательный нравственный закон. Категорический императив предполагает наличие свободной воли, как причины наших поступков. Он определяет волевую направленность любого действия независимо от поставленной цели. Нравственный закон должен быть применим к поведению всех людей, во всякое время и во всяком месте.
У Канта существует несколько формулировок категорического императива. В нравственном отношении категорический императив близок к библейскому правилу «не сотвори другому того, чего себе не желаешь». Но у Канта религия основана на морали, а не наоборот. Нравственным является то, что связано с исполнением долга. Долг по отношению к другим – делать добро («люби ближнего своего как самого себя»). По отношению к себе – прожить свою жизнь достойно (самосохранение, развитие духовных и телесных сил, моральное самосовершенствование).
Политический вариант категорического императива у Канта связан с разделением представлений о легальности и моральности. Легальностью Кант называет законопослушное поведение, моральностью – законопослушание, основанное на мотивах должного. Категорический императив говорит, что мотивы политического поведения должны всегда стать гласными.
Основные выводы:
Идеи Бога, свободной воли и категорический императив, по Канту, являются границами человеческой практики. Человек в своем личностном совершенствовании стремится к достижению этих пределов. Но человек по своей природе не может не только перешагнуть через эти пределы, но и достигнуть их.