Патристика (с 2 по 8 вв.)- учение отцов церкви.
Начальным этапом патристики была апологетика (апологет - защитник) – защита теологии от материализма
Теология-богословие.
Христианство на этом этапе пытается проанализировать и усвоить античные учения, преодолеть их или адаптировать в новым условиям. В новом контексте предстали идеи Платона и стоиков.
Характерной чертой философии была идея теоцентризма. (Бог в центре всего). В основе христианского вероучения лежат 2 важных принципа: идея творения и идея откровения.
Согласно идее творения Бог сотворил окружающий мир из ничего. Бог вечен, постоянен, является подлинным бытием и творческим началом. Сотворенный Богом мир не является истинным бытием, является не постоянным, изменчивым, временным.
Согласно идее откровения мир можно познать познав Бога, единственным способом познать является Библия, которая содержит в себе все истины, необходимые для человека.
Крупнейшим христианским мыслителем периода патристики был Августин Аврелий. Августин считал, что жизнь общества это борьба двух противоположных царств: Земного и Божественного. Земное воплощено во власти, армии, законах; оно погрязло в грехах и язычестве, и будет побеждено божественным царством, которое представлено священнослужителями, т.е. людьми близкими к Богу. Философия Августина Аврелия обосновала идею конформизма (смирения с властью и бедностью) и утвердила подчинение государственной власти церкви, а также подчинение монархов Папе Римскому.
Вопрос 2.
С 9в. начинается второй этап развития христианской догматики – схоластика.Название «схоластика» произошло от латинского слова «школа», так как данная дисциплина преподавалась несколько столетий в университетах Европы, представляла собой учение, философски обосновывающее догматы церкви. Схоластика – рациональное объяснение теологии (богословия).
В схоластике выделяют два основных направления: номинализм и реализм. Эти направления решали вопрос о существовании общих понятий (универсалий). Номинализм и реализм спорили о том, являются ли общие понятия продуктом деятельности мозга, либо же существует самостоятельно. Номинализм (от слова«имя»)утверждает, что общие понятия реально не существуют и являются вторичными, представляют собой лишь названия предметов, т.е. только имена.
По мнению номиналистов, реально объективно существуют только лишь отдельные предметы и явления, с их индивидуальными свойствами. Общие понятия являются результатом абстрактной деятельности мышления человека. Номинализм представляет собой специфическое выражение материализма.
Реалисты (реальный или вещественный) доказывали, что общие понятия по отношению к предметам являются первичными и существующими сами по себе.
Реалисты были представителями идеализма Средневековья. Опираясь на учение Платона, утверждали, что общие понятия являются самостоятельным бытием.
Реализм был основой ортодоксальной.
Ансельм Кентерберийский. «Необходимо верить, чтобы понимать». Однако вера может быть обоснована. Обосновал фидеизм (верный). Фидеизм-учение, которое стремится подчинить науку вере. Наука дает лишь знание явлений, но не способна раскрыть причины, объясняющие источники бытия.
Вопрос 3.
В 8в. с философским обоснованием абсолютной истинности догматов священного писания с позиции умеренного реализма выступил Фома Аквинский.
Томизм – так называлась философия Фомы Аквинского..
Фома Аквинский учил, что Бог представляет чистую форму – источник всех форм. В решении вопроса о материи и форме Фома придерживалась учения Аристотеля, устраняя из него элементы материализма. Он приписывал форме роль первичного творческого начала. Фома говорил о наличии в мире многих видов форм, в том числе и духовных, таких как ангелы и человеческие души.
Души являются бессмертными. Всякое разрушение состоит в отделении формы от материи. Так как души являются чистыми формами и не имеют материи, то они и не могут разрушиться. В учении об универсалиях Аквинский сделал попытку преодолеть крайности реализма и номинализма. Выступая против номинализма, пытался доказать, что общие понятия в божественном разуме предшествует вещам, как их первообразы. Выступая против крайних реалистов, опровергал их утверждения, что общие понятия имеет объективное бытие и существует независимо от вещей.
Фома Аквинский дал ответ на один из самых сложных вопросов христианской схоластики. Это вопрос об истолковании материи. В христианской философии из-за догмата творения Мира из ничего (креационизм), материя трактовалась , как ложное бытие. Аквинским материя была определена, как «слабейший вид бытия» и церковь получила возможность выхода из сложившегося логического тупика, материя получила оправдание, хотя и не потеряла своего зависимого положения.
Фома Аквинский выдвинул 5 собственных доказательств существования Бога:
Движение
Причина