Тема 4. Проблема бытия. Материя и формы её существования.

1. Философский смысл проблемы бытия. Формы бытия. Бытие материальное и идеальное.

2. Материя и движение. Противоречивость движения. Формы движения их качественная специфика и взаимосвязь

3. Проблема пространства и времени в философии и современной физике. Геологическое, биологическое и социальное время.

4. Естественнонаучная картина мира.

Обязательная литература:

Литература к 1-у вопросу (на выбор студента):

1.Соловьёв В. “Безусловное начало бытия” // Хрестоматия по философии. Учебное пособие М., Проспект. 1997. С.416-424

2.Бердяев Н. Время и вечность// Там же с. 450-460.

3.Хайдеггер М, Бытие и время // Там же, с. 472-478.

Или эти же отрывки в «Мире философии» Т.1. 1.Соловьёв. С.217-225; Бердяев Н. С.225-232: Хайдеггер М. С.240-245.

Литература ко 2-у и 3-у вопросам:

1. Хайдеггер М. Время и бытие // Разговор на просёлочной дороге. М.1991.

2. Бердяев Н.А. И мир объектов (о времени и пространстве) // Мир философии Т.1, с. 232-238

3. Ленин В.И. Материализм и эмпириокритицизм ПСС, т.18, гл. 3. § 1,4,5.; гл. 5. § 3.

Литература к 4-ому вопросу:

1. Дышлевый П.И., Яценко Л.В. Что такое общая картина мира? М., 1984

2. Материалистическая диалектика Т.3, М.: Мысль, 1983. С. 43-63.

Дополнительная литература:

1. Введение в философию Т.2. М., 1989.

2. Лолаев Т.П. Философское и естественно-научно6е обоснование необратимости времени // Вестник МГУ 1995 № 3, сер. 7.

3. Аскольдов С.А. Время и его преодоление // Хрестоматия по философии. М.: Проспект, 1997 с. 442-446.

4. Обзор статей о современных научных представлениях о времени // Вопросы философии № 1. 1996.

5. Философия / Под общ. ред. В.П. Кохановского. М., 1995. С.125-161.

6. Хюбнер К. Истина мифа. М., 1996. Здесь: гл. 7, 8.

Темы докладов и рефератов:

1. Развитие философских и естественнонаучных представлений о материи.

2. Специфика физической формы движения материи.

3. Физическое и механическое движение и его взаимосвязь с химическим и социальным.

4. Роль учёных физиков, химиков, биологов в исследовании структурной организации материи.

5. Естественнонаучные представления о пространстве и времени.

6. Мифологическое, религиозное, научное и философское осмысление пространства и времени.

7. Физическая картина мира.

8. Картина мира в исторической ретроспективе (от античной до современной).

Вопросы для самоконтроля:

1. Какие вопросы включает в себя осмысление проблемы бытия?

2. Когда и почему появилась в философии проблема бытия?

3. Какие формы бытия выделяются в философии (материалистической и экзистенциальной)?

4. Что такое материя?

5. Как соотносятся понятия: движение, развитие, изменение, взаимодействие, перемещение?

6. На основании чего выделяют формы движения материи?

7. Что такое «пространственно-временной континуум»?

8. В чём принципиальное различие субстанциональной и реляционной концепций пространства и времени?

9. Какими свойствами обладает пространство и время?

10. В какой последовательности происходила смена научных картин мира? И почему она происходит?

Задание –1.

Сравните три понимания пространства и времени:

1. Философ Августин Блаженный (3-4 в. н.э.):

«Я не мог себе представить, что по устранению тела из занимаемого места остаётся одно место, чуждого всякого материального содержания – и земли, и воды, и воздуха, и тверди небесной: для моей мысли совершенно не существовало беспредметное или пустое пространство» (Творения Августина Блаженного. Исповедь. Ч.1.- Киев, 1901, с.482)

«Мир сотворён не во времени, но вместе со временем» («О граде божьим. Х1, 6).

2. Физик Исаак Ньютон (17-18 вв.)

« Абсолютное пространство по самой своей сущности безотносительно к чему-либо внешнему, остаётся всегда одинаковым и неподвижным. Относительное пространство есть его мера или какая-либо ограниченная подвижная часть, которая определяется нашими чувствами по положению относительно некоторых тел…

Абсолютно истинное математическое время само по себе и по самой своей сущности, без всякого отношения к чему-либо внешнему протекает равномерно и иначе называется длительностью» (Ньютон И. Математические начала натурфилософии. Птб, 1915, с.30).

3. Математик и философ Готфрид Лейбниц (17-18 век):

«Время – порядок следования событий, пространство – порядок расположения вещей. Если бы время являлось чем-то вне временных вещей, тогда, конечно же, было бы невозможно найти основание для того, почему вещи – при предположении сохранения их последовательности – должны быть поставлены в такие, нежели в другие мгновения. Но как раз это показывает, что мгновения в отрыве от вещей ничто и они имеют своё существование только в последовательном порядке самих вещей» (Лейбниц Г.В. Переписка с Кларком // Соч. М., 1982. Т.1., с.442).

Ответьте на вопросы:

1. В чём состоит основное противоречие в понимании пространства и времени?

2. Различаются ли концепция Августина и Лейбница?

3. С какой целью И. Ньютон вводит понятия абсолютного пространства и абсолютного времени?

Основные понятия: бытие, материя, пространство, время, движение, покой, картина мира

Тема 5. Познание и наука

1. Познание как философская проблема. Агностицизм.

2. Проблема истины в науке и в философии.

3. Наука: ошибки и заблуждения.

4. Специфика научного знания.

5. Уровни научного познания. Их отличия и связь.

6. Эмпирический уровень познания: факты, наблюдения, эксперименты.

Систематизация и классификация фактов.

7. Теоретический уровень познания. Компоненты теоретического естествознания:

а) теория, её структура и функции, методы построения теории;

б) понятийный аппарат;

в) научные принципы в естествознании;

в) понятие научной картины мира.

Обязательная литература:

1. Алексеев П.В., Панин А.В. Теория познания и диалектика. М., 1991. С. 31-62

2. Бэкон Ф. Новый органон. Соч. в 2-х т. М., 1978. Т. 2. С. 7-34, 59-62.

3. Селиванов Ф.А. Ошибки и заблуждения. Томск, 1978.

4. Чудинов Э.М. Природа научной истины. М., 1977.

5. Кочергин А.Н. Методы и формы научного познания. М.,1990.

6. Кохановский В.П. Философия и методология науки. Ростов на Дону, 1999.

7. Кравец А.С. Методология науки. Воронеж, 1991.

8. Швырёв В.С. Теоретическое и эмпирическое в научном познании. М., 1978

9. Штофф В.А. Проблемы методологии научного познания. М., 1978.

Дополнительная литература:

1. Сухотин А. Превратности научных идей. М., 1991.

2. Заботин П.С. Преодоление заблуждений в научном познании. М., 1979.

3. Зельдович Я.Б., Хлопов М.Ю. Драма идей в познании природы. М.,1988.

4. Грязнов В.С., Дынин Б.С. Теория и её объект. М., 1973

1. Диалектика познания сложных систем. М., 1988. С.107-114, 119-132.

2. Рузавин Г.И. Методы научного исследования. М., 1974

3. Стёпин В.С. Теоретическое знание. М., 2000.

Рефераты:

1. Взаимосвязь двух культур (естествознание и гуманитарное знание: общее и особенное).

2. Естественнонаучная картина мира.

3. Наука и лженаука.

4. Внешние и внутренние факторы развития науки.

5. Многообразие форм знания.

6. Средства познания классической науки.

7. Заблуждения в развитии химического(биологического) знания.

8. Заблуждения и ошибки химиков (биологов).

9. Химическая картина мира.

Вопросы для самоконтроля:

1. Что такое истина?

2. Что значит: «объективность истины», «абсолютность и относительность истины», «конкретность истины" ?

3. Чем отличаются заблуждения от ошибок?

4. Каковы причины заблуждений?

5. Назовите основные методы и формы знания эмпирического уровня познания.

6. Какие методы теоретического познания выделяют философы?

7. В чём проявляется тесная взаимосвязь и неразрывное единство эмпирического и теоретического уровней познания?

8. Для чего создаются теории (или каковы функции теоретическогознания)?

9. Что такое картина мира и как она возникает?

Задание – 1.

Французский математик и методолог А. Пуанкаре (1854-1912 гг.), анализируя факт существования в науке ряда геометрий – Евклида, Лобачевского, Римана, пришёл к выводу: «Если обратимся к вопросу, является ли евклидова геометрия истинной, то найдём, что он не имеет смысла. Это было бы всё равно, что спрашивать, какая система истинна – метрическая или же система со старинными мерами … Никакая геометрия не может быть более истинна, чем другая, та или иная геометрия может быть только более свободной» (Пуанкаре А. О науке. М., 1990. С.49).

Какова гносеологическая позиция А. Пуанкаре, в частности по теории истины?

Основные понятия: истина, заблуждение, абсолютная истина, относительная истина, объективная истина, конкретность истины, агностицизм, эмпирический и теоретический уровень познания, наблюдение, эксперимент, факт, теория, закон, научная картина мира, научные принципы, методология, метод.

Тема 6. Проблема человека

  1. Проблема человека в философии. Теория антропосоциогенеза её естественнонаучное и философское значение.
  2. Природа и сущность человека. Социальное и биологическое в человеке.
  3. Проблема жизни и смерти в философии. Смысл жизни.
  4. Проблема человека в русской философии:

А). В. Соловьёв о предназначении человека (человечества).

Б). Космизм Н. Бердяева. Экзистенциальные мотивы в творчестве Н. Бердяева

5.Человек как космопланетарный феномен. (по В.П.Казначееву)

6.Проблема коэволюции человека и природы. (Р.С.Карпинская)

7.Концепция человеческого потенциала (Б.Г.Юдин, Олескин и др.)

Обязательная литература:

К 1-у вопросу:

  1. Философия / Под общ. ред. В.П. Кохановского. М., 1995. Гл. 5, §§ 1, 2, 4.

На выбор студента:

2. Агацци Э. Человек как предмет философского анализа // Вопр. философии, 1989, № 2.

  1. Аристотель. Политика. Соч. в 4-х тт. М.,1984. Т.4, с. 378-386. (Или в кн.: Человек (Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. М.,1991, с. 117-118)
  2. Гердер Ещё один опыт философии истории для воспитания человечества // Человек. М., 1991. С.387-390.

Ко 2- у вопросу:

1. Маркс К. Экономическо-философские рукописи 1844 года // : Человек. Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. М., 1995 с.176-178.

  1. Казначеев В.П., Спирин Е.А. Феномен человека: комплекс социо-природных свойств // Вопросы философии. 1988, № 7.
  2. Философия / Под общ. ред. В.П. Кохановского. М., 1995. Гл. 5, § 5.
  3. Шелер М. Положение человека в космосе // Мир философии. М., 1991. Т. 2. С.81-86.

К 3-у вопросу

1. Мир Философии. Т.2:

а/Соловьев В. ,С.105-108.

б/Фрейд З. С. 127-138

в/Фейрбах Л. С.98-106

2. Смысл жизни: Антология. М.,1994

К 4-му вопросу:

1. Соловьёв В. Чтение о богочеловечестве. (чтение восьмое) // Соловьёв В. Сочинения. М., Правда, 1989, Т.2.

  1. Бердяев Н. Смысл творчества. М., Правда 1989. Здесь: гл.П. Человек. Микрокосм и макрокосм.

Дополнительная литература:

  1. Андреев И.Л. Происхождение человека и общества. М., 1988.
  2. Дарвин Ч. Происхождение человека и половой подбор // Человек. Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии.
  3. Казначеев В.П. Спирин Е.А. Космопланетарный феномен человека. Проблема комплексного изучения. Новосибирск, 1991.
  4. Камю. Миф о Сизифе // Сумерки богов, М.,1990.
  5. Луис Фарре. Философская антропология // Это человек. Антология. М.,1995.
  6. Проблема человека в Западной философии. М.,1988.
  7. Рязанцев С. Танатология. СПб., 1994. Здесь же: Фрейд З. «Мы и смерть». «По ту сторону принципа наслаждения».
  8. А. Сервера Эспиноза. Что есть человек? Философская антропология // Человек. Антология. М., 1995. С.75-101.
  9. Федоров. Философия общего дела // Человек. Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. М.,1995.
  10. Фрейд З. Будущее одной иллюзии // Сумерки богов. М., 1990.
  11. Эллюль Ж. Технологический блеф // Это человек. Антология. М.,1995.

Рефераты:

  1. Духовные и социальные источники активности личности.
  2. Противоречие биологического и социального в человеке.
  3. Факторы антропосоциогенеза.
  4. Проблема смысла жизни в русской философии.
  5. Осмысление смерти и поиски смысла жизни.

6. Научно-философская проблема клонирования.

Вопросы для самоконтроля:

  1. Какие вопросы интересуют философов в исследовании проблемы человека?
  2. В чём противоречивость природы человека?
  3. В чём сущность теории антропосоциогенеза?
  4. Что означает понятие «биосоциальная природа человека»?
  5. Совпадают ли понятия смысл и цель жизни?
  6. Как связаны между собой проблема смерти и смысла жизни человека?
  7. Почему А. Камю считает, что именно проблема самоубийства является центральной философской проблемой?

Задание –1.

Согласны ли Вы с утверждением автора, что «когда мы стары, перед нами стоит только смерть, в молодости же перед нами жизнь; остаётся вопрос, что из двух опаснее и не есть ли жизнь, в общем нечто такое, что лучше иметь за собой, чем перед собой, ведь говорится же в Экклезиасте: день смерти лучше дня рождения? (Шопенгауэр А. О возрасте человека. М., 1984. С.15.)

Основные понятия: антропосоциогенез, философская антропология, человек, личность, индивид, индивидуальность.

Наши рекомендации