Проективная функция философствования в его новейших жанрах
Проективная функция является обычной для философии и не о ней как таковой пойдет у нас речь. Заботой о будущем пронизана жизнь людей на всех уровнях его бытия, и отношение к будущему в той или иной мере является темой и проблемой для любой науки. Озабоченность будущим характерна для религиозного, художественного и политического знания. И в этом гносеологически характерном плане ничем не отличается и философское отношение к будущему.
Предметом нашего рассмотрения являются те новейшие жанры словесности, в которых иногда в самых причудливых сочетаниях, а иногда в виде, казалось 6ы, самого трезвого расчета переплелись фантастика и реальность, научное исследование и художественное воображение, мистическое переживание будущего и социально детерминированная тревога за судьбы наличной цивилизации. В жанры такого рода почти столь же незаметно вплетается нить философствования, органически связанная с темой человеческого отношения к будущему, для которого ситуация изначально и спонтанно разводится по двум полюсам, один из этих полюсов затрагивает судьбы человеческого рода, а другой – судьбу индивида.
Характерное для философствования отношение универсального и индивидуального представлено здесь весьма необычно – через проективную связь «виртуально – родового», с одной стороны, и «героико – мистического», с другой. К новейшим жанрам этого рода можно отнести фэнтези и прогностику. Первая включает мистические элементы, особо подчеркивая магию отдельного героя, вторая, наоборот, абстрагируясь от героя или утрируя его, акцентирует внимание на тех закономерностях реального бытия, которые не могут быть реализованы современным обществом без радикальной перестройки целей, смыслов и самой целостной картины цивилизации как таковой.
Таким образом, прогностика и фэнтези становятся средствами проектирования такого рода, которое, оставаясь весьма серьезной для жизни всех людей проблемой, вместе с тем становится доступным, привлекательным и облегченным для массового восприятия. Философский прогноз приобретает либо художественную форму, либо форму математического моделирования, ориентированного на массовую культуру. Тем самым философия получает возможность избирательно реализовать свою проективную функцию. Художественность и академичность не только маскируют философское содержание, но и модифицируют форму прогноза стен, чтобы смысловая сторона вышла на первый план и стала доступной для читателя. Три стороны прогностики как жанра дают пример того, каким образом философия предстает в «художественной» форме, каковы формальные, содержательные и смысловые инварианты новейших форм прогнозирования. Прогноз вырастает из новых идей и технологий, с которыми связывается надежда на изменение картины мира и образа жизни в будущем.
Создание новых технологий – специфическая черта современного постиндустриального общества. Такая динамика меняет место прогноза в культуре, выдвигает прогностику как жанр на особое место в рефлексивном механизме человеческой культуры. Ключевыми элементами в понимании жанра прогностики выступают саля прогноз (в его отличие от плана), а также его отношение к утопии и фантастике.
Наиболее ярким примером жанровой трансформации философии в ее прогностической функции выступают так называемые доклады Римскому клубу, созданному А. Печчеи в 80-е годы нашего века, а из докладов – самый популярный – Алана Тоффлера «Футурошок». Прогностика расцвела в последние десятилетия ХХ века, соединив в себе многообразные черты бестселлера массовой культуры, жанра литературной фантастики и зарождающейся утопии. Каковы тенденции и инварианты прогностики, насколько они характерны для современной стадии техногенной цивилизации и какое ядро идей заключено в их содержании?
Историю Римского клуба, автобиографически описанную в книге Аурелио Печчеи «Человеческие качества», характеризует мысль о будущем на некоем переломном этапе, настоятельно диктующем переходе цивилизации к динамике нулевого роста. Необходимость такого переходя выводится из существующих тенденций и приводит к выводу о неизбежности гибели земной цивилизации, если не будут остановлены наличные тенденции роста. Таким образом, главным побудительным фактором прогностики и, в частности, ее негативного содержания стали резкие изменения в постиндустриальном обществе, безболезненная экстраполяция которых в будущее считается невозможной. Иными словами, возникает осознание того факта, что общество современного типа не способно существовать на планете, не нарушая экологии и самой природы человека.
Отсюда следует шокирующий вывод докладов Форрестера («Мировая динамика») и Медоуза («Пределы роста») о неизбежности катастрофы в середине следующего столетия. Прогноз предлагает остановить рост производства и населения, угрожая катастрофой, которая буквально звучит так: если к 2020 году на планете будет 15 миллиардов человек, то из них к 2060 году останется половина, если 20 миллиардов – выживет треть, а если 40 миллиардов, то погибнут все люди. Это негативное, предупреждающее высказывание сродни жанру антиутопии. Только в отличие от романов, опиравшихся на образные и художественные средства, доклады Римского клуба опираются на математику и модели.
Все это относится к положению человека в мире, требуя смены целей и осознания смысла жизни людей в течение ближайшего поколения. Человек выходит на уровень ноосферной деятельности. Как известно, ожидаемое будущее действует на человека ничуть не слабее, чем реально пережитое прошлое. Парадокс прогностики и состоит в том, что образованный человек не верит более в многочисленные интерпретации прошлого, но верит в тенденции, выявленные в настоящем, в их угрожающей экстраполяции на будущее. В этом проявляется новое отношение человека к процессу развития и ко времени жизни культуры.
Тенденции прогностики как жанра можно разделить на два аспекта: формальный, на пересечении с утопией и фантастикой, и содержательный, связанный с символическим отчуждением и дигласией как признаком вызревания в наличной культуре ее новых форм.
1. Формальная сторона прогностики
Согласно концепции Мангейма, утопия в идейном плане противостоит идеологии. Идеологии – это система сохранения господства, а утопия – это способ ее разрушения. Основном метод воздействия утопии – создание иного, противоположного реальности образца мира и социума. Разные виды утопии отличаются различным отношением к господствующему в реальной жизни способу существования.
Антиутопия вычленяет из повседневности одну из сторон реальности и усиливает ее до предела, за которым социум меняет свое качество. Например, Уэллс, Замятин и Оруэлл особо выделяют момент регулирования сверху, расширяя его функцию до масштабов абсолютного контроля. Иной момент абсолютизируется в произведении Хаксли «О новый дивный мир». Гиперболизации подвергается здесь сама рационализация жизни индивида. А в итоге новый мир, основанный на расширенной до предела системе Форда, становится подлинным кошмаром.
Утопии возникают благодаря тону, что некоторая социальная особенность или закономерность настоящего экстраполируется в будущее в качестве его всеобщего основания. Картина мира, которая получается в итоге такого проектирования, становится, конечно, односторонней.
Фантастика в своем развитии претерпела несколько метаморфоз, каждая из которых была связана с изменением ее задач в науке и культуре. Качественно различающимися стадиями развития фантастики и соответственно ее основными функциями были:
1. Популяризация науки. Такого эффекта фантастика добивалась, благодаря введению сюжета, связанного с путешествиями, использованием машин нового типа и результатами выгоды технического прогресса в технических утопиях. На этой стадии развития фантастика делает акцент на предсказаниях географического, технического и научного характера. Примером здесь могут служить произведения Жуля Верна, Александра Беляева и других.
2. Создание правдоподобных миров. Этот этап развития фантастики можно было бы назвать «марсианским», поскольку именно Марс поначалу и избирается фантастами для того, чтобы «заселить» его представителями иной цивилизации и на нем же «разместить» новый тип мира. В это же время возникает феномен антиутопии как негативной формы проектирования в будущее тех тенденций, которые обнаруживаются в настоящем. Пути развития фантастики и антиутопии расходятся. Начинают существенно отличаться и миры, конструируемые воображением их авторов. Фантастика стремится к созиданию таких целостных миров, которые могли бы стать позитивно воспринимаемы и проективным образцом. Антиутопия не заинтересована в создании «образцов» противоположного, негативного, порядка и добивается этого эффекта за счет того, что нарушает пропорции полноты настоящего. В качестве панацеи избирается одна из черт современности, а затем изображается, как эта черта в конечном итоге превращается в бедствие для общества и человека. Создаваемые фантастикой модели будущего на этом этапе еще наукообразны, но чуть ли не все произведения этого периода уже пронизывает дух разочарования миром рационального.
3. Новый перелом наступает после второй мировой войны. Фантастика разбивается на две линии: первая создает миры, связанные уже не с научными идеями и обоснованиями, а с магией и образами культуры прошлого. Это фэнтези. Вторая превращается в особый тип прогностики, берущий на вооружение изобразительные методы фантастики. Можно сказать, что фантастика раскалывается в соответствии с двумя своими составными частями – художественной и научной.
Примером перехода от фантастики к фэнтези является творчество Роджера Желязны. Основные его произведения связаны с переосмыслением культур и картин мира прошлых цивилизаций. Так, в «Князе света» это мир индуизма, в книге «Порождения света и порождения тьмы» - египетская мифология, в романе «Этот бессмертный» - греческая, в «Творце сновидений» - психоанализ. Даже его знаменитая эпопея – «Хроники Амбера» несет в себе многочисленные пересечения со сказаниями о короле Артуре.
Однако произведения Желязны еще соотносимы с научной фантастикой, в то время как фэнтези насыщена магией и чудесами, более не привязанными к авторитету реальности или к идее реализуемости. Таким образом, фэнтези как линия фантастики противоположна прогностике. Противопоставление состоит в том, что в фэнтези герой приобретает магические, чудесные качества, а в прогностике место героя замещается объективным законом.
В результате возникают интересные параллели жанров. Гиперболизируя желания героя и превращая их в чудесные качества, фэнтези приводит к аналогии со сказкой. Героем управляет волшебная сила. С одной стороны, она – личностна, ибо это его награда за честь и высокие помыслы. Но с другой – наличие в сказке волшебной силы делает героя лишь относительно активным; вместо него действуют волшебные силы, которые ему и помогают. Уподобление фэнтези сказке приводит к вычленению самостоятельно действующей волшебной силы, и исход авантюры романа зависит уже от соотношения нескольких волшебных сил. Возникают и другие аналогии. В прогностике «герой» становится олицетворением естественных, а не волшебных сил, которые тоже действуют помимо его воли. Возникают сходные фигуры в фэнтези и в тех разновидностях прогностики, в которых ее элементы связываются художественным произведением. В этом случае они различаются отношением к реальности: для фэнтези это отношение вообще не имеет значимости, в то время как в прогностике оно оказывается в центре внимания.
В качестве переходного между фантастикой и прогностикой примера можно взять произведения американского писателя М.Крайтона «Конго», «Восходящеё солнце» и «Парк Юрского периода». Его произведения вбирают в себя элементы фантастики, прогностики и детектива.
Внешне фантастика у Крайтона построена на детективном сюжете, но сами события приобретают достоверность научного и даже философского звучания. Писатель насыщает события научной достоверностью глобального типа; связанной с экологией, с жизненными проблемами человечества, и, в частности, поднимает проблемы принципиальной правомерности для ученых совершать открытия, граничащие с неоправданным риском. Все это придает содержанию несомненный прогностический смысл. Это позволяет считать, что произведения Крайтона занимают промежуточное положение между фантастикой и прогностикой.
В особенности это относится к роману «Парк Юрского периода», где с прогностикой пересекается не только содержание, но и сама форма. Роман разбит на семь частей, названных приближениями. В качестве предисловий к каждой части выступают высказывания одного из героев романа-математика Яна Малкольма. Сюжет произведения пронизан дискуссиями между учеными, каждый из которых специализируется в особой области науки и преследует свои узкие интересы. Художественное произведение дает возможность свести столкновение разных научных мнений с «высот чистой науки» на грешную землю» реальной жизни, где есть и бизнес, и конкуренция, и случайности, и многое другое. Но у фантастики есть еще и дополнительная возможность – показать в обыденной жизни противоборство самых разнородных тенденций (в романе Крайтона речь идет о специалистах в области кибернетики, генетики, палеонтологии и других наук) и показать результаты несовпадения этих тенденций с точки зрения будущего, отобразив их в художественно впечатляющей картине неизбежных последствий. Функцию прогностического предсказания, а в дальнейшем - «регистратора» событии, вплоть до их конечного плачевного результата, в романе олицетворяет математик Ян Малкольм. Он с самого начала считает, что остров, на котором в погоне за наживой и ближайшим научным успехом была сделана попытка создать искусственный парк с живыми динозаврами, в соответствии с теорией хаоса обречен на неудачу: остров не удастся изолировать. Бог уничтожил динозавров и не дело человека, по мнению Малкольма, переиначивать то, что решил Бог. Прогноз математика сбывается: вскоре скрытые недостатки системы с неизбежностью начинают проявляться, математическая кривая показывает, что ее недостатки становятся все более серьезными, и в конечном итоге парк погибает.
В художественном произведении преобладают личностные тенденции, связанные с поступками и судьбами людей – героев произведения. В прогностике преобладают судьбы цивилизации, а в центре описания оказываются некие силы и тенденции, действующие неотвратимо, как законы. В фигуре эксперта-математика Крайтон находит интересное решение. С одной стороны, это герой, с другой – он олицетворяет силу логики и предсказания на основе теории хаоса. Герой и тенденция соединяются. С одной стороны, герой выступает как вербализация силы закона, с другой – герой олицетворяет, даже в своей гибели эту тенденцию. Малкольм своей судьбой отражает в романе отношение прогностики к фантастике, которые пересекаются в нем, как герой и сила. Фигура ученого-математика становится символичной в ее отношении к культуре. Сам Малкольм играет роль статиста, всего лишь констатирующего общую симпатию, но сделать что-либо в этом статусе он не способен. Он говорит, что в информационном обществе, когда хотели избавится от бумаги, никто не думал, что избавляется от мыслей.
Прогностическими в «Парке» являются и, другие элементы. И так, фантастика способна осуществлять функцию прогноза. Кардинальное различие, которое существует между фантастикой и прогностикой, формально в смысле различия художественного и научного теста: главным в фантастике является судьба героя, а в прогностике «судьба» сил или тенденций.
Кроме рассмотренного различия, в фантастике и прогностике есть и единые структуры. Например, структура детективного сюжета. Рассмотрим хотя бы феномен «тройной петли» в сюжетной канве произведений Хайнлайна. Хайнлайн по праву считается отцом американской фантастики, и долгое время его называли лучшим фантастом в мире. Если спросить, чем он берет читателя, то ответ будет однозначным: детективной структурой тройной петли. Практически для всех произведений Хайнлайна характерна единая сюжетно-смысловая структура. Проследим ее на примере сюжета романа «Кукловоды».
В этом романе на 3емлю прилетают пришельцы в виде моллюсков, которые спиваются к спинной мозг человека и подчиняют его себе. Петля Хайнлайна строится здесь следующим образом. Произведение описывает конфликт с инопланетянами в три приема. Первый раз ситуации рисуется с точки зрения героя, который пытается помочь шефу, но суть событий совершенно не понимает и потому выглядит глупо. Ничего не понимает и читатель, успевший проникнуться глубокой симпатией к герою. На второй фазе событий их понимание достигается шефом, но все остальные участники не принимают его объяснений. Это относится к главному герою романа, и к читателям, все более заинтригованными странными событиями. 3атем пришельцы захватывают несколько штатов США, начинается война, во время которой герой попадает в плен. Третья петля начинается с того момента, когда герой пытается объяснить генералам, что происходит. Только теперь, при третьем повторе, читатель начинает вместе с героем понимать все происходящее.
Структура тройной петли придает сюжету необычайную притягательность и достоверность. Этот эффект достигается тем, что читатель сочувствует герою, в первой петле – через совместное непонимание, а в третьей – через совместное понимание. Такое путешествие по границе познания-непонимания дает читателю романов Хайнлайна возможность буквально прочувствовать философский взгляд на события. Нечто сходное берет на вооружение и прогностика, когда разбирает кризисную для культуры ситуацию, переосмысливает ее в настоящем, в результате чего настоящее начинает восприниматься по-новому, и только после этого идет переосмысление и будущего, и настоящего.
Близкий к такому типу способ построения сюжета встречается в современном кинематографе, например, в фильмах Тарантино, когда событие описывается сначала одним персонажем, а потом другим. Правда петли Тарантино сложнее петлей Хайнлайна.
Упомянутый доклад Тоффлера использует ту же структуру. Тоффлер излагает концепцию Футурошока, затем иллюстрирует ее на примере явлений, встречающихся в повседневной жизни. Настоящее после этого видится совсем иначе. Прогностика широко использует приемы художественного произведения, но при этом остается на грани искусства и науки. Таков ключевой момент ее формального строения как жанра.
2. Содержательная сторона прогностики
Прогноз, по мнению Бестужева-Лады, отличается от плана тем, что в плане будущее просчитывается и впоследствии должно исполняться, а в прогнозе будущее намечается только контурно, что оставляет для будущего деятеля свободу в его самоопределении.
В содержании прогностики главным является символическое отчуждение человека в постиндустриальном обществе, прогнозирующее новое положение человека в новом формирующемся обществе.
Как известно, в эпоху промышленного развития техники отчуждение порождает специфический процесс овеществления и разделения труда. Труд ремесленника нельзя механизировать, а разделенный, фабричный труд —можно. Цепочка событий - «ручной труд ремесленника, объединение работников на фабрике, разделение труда, механизация операций разделенного труда» - оказывается общей для создания машин эпохи промышленной революции. Именно таким образом накапливается масса технологических решений, которые отчуждаются уже и от средства труда. На этой основе возникает наука, которая в целом начинает освобождать орудия труда и овеществленный мир второй природы от антропоморфизма (Бодрий-яр). Мир науки и техники в своей форме вытесняет все, что может походить на человека. Некоторое время эргономика учитывает человека, но затем и это утрачивается, и тогда человек превращается не только в придаток техники, но и буквально в жест.
Молоток несет на себе след формы руки и кулака человека. Молот ударяет, и по мере необходимости возникает потребность в увеличении мощности самого удара. И когда в США строится молот, который настолько сильно бьет, что детонации способна разрушить фундамент, человекоподобная форма подходит к пределу. Тогда наука дает новую форму – пресс, который уже не связан с антропоморфизмом прошлого средства труда.
В компьютере переход от участия человека в процессе производства к производимому им жесту можно проследить в переходе пользователя программами от клавиатуры к «мышке». В первом случае ввод информации учитывает самостоятельность оператора, во втором – программа все учитывает, от пользователя нужно осуществить только жест.
Компьютер начинает заменять человека тем больше, чем более наука меняет формы техники: от антропоморфной формы – к форме процесса, которым управляет наука.
Таким образом, человек из участника производства превращается в создателя новой техники, а затем вытесняется в сферу услуг. При последнем переходе изменяется роль и место человека в культуре. С одной стороны, человек становится творцом, с другой – его творение выходит из-под его контроля.
Техногенная цивилизация в символическом отчуждении ставит перед творцом-ученым, возможно, последнюю задачу – создать машину, которая способна к творчеству.
В технической сфере механизация проходит этапы производства двигательной, рабочей, транспортной или передаточной машины, или машинных звеньев. Эти три звеня сознания машины производят эффект замены человека в производстве. Уже в начале ХХ века рабочие бунтуют против машин, а писатели пишут об автоматах, которые производят все без участия человека. Вслед за тремя звеньями механизации (замена физического труда машинным) следует автоматизация. Организующие машины типа конвейера, первоначально соединенные с двигательной или транспортной машиной, суть машины автоматизации умственного труда.
Здесь организация, проектирование и управление – это три звена машинной автоматизации, которая заменяет умственный труд человека. Анализ автоматизации, соединенной с научно-технической революцией, позволяет говорить об особом символическом типе отчуждения. Тут дело не столько в замене умственного труда машинным, сколько в соединении этой замены с радикальной перестройкой технического базиса. Происходит переакцентировка всего технического целого. До этого человек мог видеть противоестественные конструкции техники, которые приспособлены к его участию, теперь человек окружен дизайном, который приспособлен к нему функционально, но становится совершенно чуждым в своей сущности.
В символическом отчуждении проявляется феномен возвратного движения овеществления. В той мере, в какой человек овеществляет свой труд, передавая его машине, машина меняет саму суть человека как участника и члена промышленного общества.
Благодаря овеществлению, человек, взятый со стороны своей функциональной природы, переносится в машину. Ему на смену приходят открытые наукой процессы. С другой стороны, перенос человека в машину способствует созданию второй природы, в том числе – благодаря новым технологиям воспитания и обучения – и в самом человеке. И чем больше человек отдаст себя машинам, тем больше он сам становится машиной. Те функции, которые человек отчуждает от себя в машину, в нем самом уподобляются машине. Рост машины рядом с человеком и внутри него самого оказывается пропорциональным.
В эпоху промышленного развития, и особенно, в постиндустриальном обществе, человек со своими качествами все более превращается в живую машину, функционирующую по заданной технологии. Машина внутри личности уже охватила физический и умственный труд и приближается к полной замене человека, то есть к своему функционально-творческому звену.
В этой ситуации человек превращается в модель творческого звена машины, создаваемой в постиндустриальном обществе, а отдельный индивид – в опытное поле воссоздания черт такой машины. В результате пролонгированного научного эксперимента человек сам становится олицетворенным искусственным экспериментом, в котором (по аналогии с механизацией и автоматизацией) многократно воспроизводится проверка творческих операций. Место человека в обществе меняется. Он не нужен как производительная сила в прежнем смысле этого слова, он нужен для воссоздания нового звена машины – в этом суть символического отчуждения.
В этой ситуации предсказание того, что будет с человеком в техногенной цивилизации, все более сводится к тому, что происходит с отдельными техническими проектами. Рассмотрение человека по аналогии с технической машиной, отождествление всего человека – с частью его функций стали символом эпохи. По мере развертывания символического отчуждения эта аналогия получает все больше прав на существование и все большую прогностическую достоверность. Таким образом, символическое отчуждение становится онтологическим и антропологическим основанием прогностики.
Скорость и объем изменений в современном мире позволяют прогностике в тексте осуществить целостную рефлексию настоящего. Прогностика как наука отталкивается от нового типа будущего общества. На этой основе выводятся новые инварианты, которые задают картину мира, отличную от настоящей, далее прогностика использует художественные методы для сопоставления двух целостных инвариантных систем – системы настоящего (повседневности) и системы будущего. Причем будущее для нее может выступать как множественная система. В этом сопоставлении настоящее проигрывает будущему, что приводит к переоценке самих инвариантов.
Переосмысление инвариантов – это реальное признание смены смысла жизни, которые в силу преобладания научного элемента в прогностике требуют от читателя задуматься о цели жизни человека, о перспективах человеческой индивидуальности, в том числе и о собственной жизни.
В контексте символического отчуждения прогностика превращается в прототип творческого звена машины. Ибо когда меняется весь мир, правомерно задуматься и об изменении человека.
В будущее проектируется процесс освобождения человека от традиционного типа поведения и от труда (и трудовой этики), как того основания жизнедеятельности, которое породило настоящее. Тем самым меняется и оценка прошлого. Концепция трудового воспитания признается основанием воспитания, соответствующим не столько настоящему, сколько прошлому.
Внутри человека его технологическое воспроизводство порождается уже не трудом; в воспитании и обучении человек перестает воспроизводить прошлое, он все более нацелен на будущее. Машинный характер его существа при этом резко возрастает. С одной стороны, это повышает устойчивость общества, но с другой – у самого человека резко повышается уровень психических отклонений. Такой «освобожденный» человек требуется миру машинерии для того, чтобы он находил новые творческие решения, причем такие, которые через массовую культуру становились бы тоже массовыми. Миру машин необходимо, чтобы так же, как и в разделении труда, творческие операции трансформировались бы, освобождаясь от своего носителя.
Машинное в человеке нарастает и охватывает первооснову, то есть труд. Ранее человек при всех отклонениях не мог обойтись без труда, теперь труд человека неконкурентослособен перед трудомашинным. Причем противостоит человеку труд его предков, который овеществлен в машинах.
В этих обстоятельствах проявление индивидуальности возможно только на границе человеческого. Человек может выйти за границы с гораздо меньшими отклонениями, чем в эпоху «поголовного труда». Однако этот выход уже имеет новое качество, он тесно связан с машинной культурой, ибо теперь любой выход есть форма, которая может быть технологизирована посредством машины. Напрашивается вывод, что в техногенной цивилизации есть нечто такое, что объективно «заинтересовано» в обогащении вариантов выхода для более глубокого понимания целой совокупности вопросов: Что есть человек? Способен ли он исследовать сам себя? Не возникает ли уже сейчас не- или сверх-человеческая форма рефлексии над самим человечески м'?
Аналогичное происходит в фантастике с культурами прошлого: они перерабатываются, принимают новую форму. Их специфическое основание рационализируется. Человек в фантастике становится мутантом, в том смысле, что меняется его природа. И это уже зафиксировано на примере произведений Р. Желязны.
Таким образом, жанр прогностики строится на противопоставлении нового истолкования настоящего по отношению к тому, каким было понимание настоящего в прошлом. Это новое толкование настоящего порождает переосмысление тенденций существующего и ведет к новой парадигме прошлого. Соединение настоящего и прошлого в русле общей идеи порождает инвариант особого виртуального типа. Этот инвариант начинает выражаться в тенденции, экстраполируемой в прогноз, и в то же время толкает внимание к настоящему. Это внимание особого рода, направленное на поиск новых виртуальных инвариантов, способных к дальнейшим превращениям.
Как методологическая рефлексия виртуальный инвариант распространяется и на человека. Оказывается, что символическое отчуждение порождает особое состояние у человека как носителя творческого звена машины. В человека транслируется новое прошлое, и он становится механизмом приспособления прошлых культур к своим отклонениям в техногенной среде.
Цивилизации ставит проблему перехода от эксплуатации к воспроизводству, и в этом суть перехода, зафиксированного в прогностике. Эксплуатация ведет к истощению всего, что необходимо для техногенного общества: начиная с сырья, экологии и кончая самим человеком. Кризисы – топливный и символический – приводят к переходу к ресурсосберегающим технологиям, к воспроизводству или рекультивации естественного мира искусственным способом, начиная с ландшафта и заканчивая человеком.
При этом сама цивилизация приобретает новое движение, которое непонятно настоящему и в тоже время происходит от него. Прогностика как жанр философского осмысления настоящего использует прогноз и варианты будущего развития для переосмысления настоящего, для формирования особого рефлексивного инвариантного анализа настоящего с позиций вариантов будущего как разных парадигм познания.
3. Специфика прогностического текста
Карл Поппер в книге «Нищета историцизма» различает прогноз и пророчество. Например, на остров в океане идет тайфун. Предсказание, что тайфун достигнет или не достигнет острова, это пророчество. Вместе с тем на острове есть убежище, прочность которого можно соизмерить с силой ветра в тайфуне и просчитать, -выдержит ли оно, - это прогноз. Таким образом, прогноз – это то, что просчитывается и зависит от человека.
Бестужев-Лада в книге «Альтернативная цивилизация» акцентирует внимание на различии плана и прогноза. План просчитывает действие в будущем, в то время как по мере его реализации знание и само качество плана меняются. План должен совершенствоваться. Прогноз направлен на выведение неизбежного результата из определенного действия, оставляя деятелю свободу выбора.
Прогностика осуществляет перевод событии будущего именно в прогноз, а не в план или пророчество. Этим определена ее жанровая специфика. В отличие от пророчества и плана, которые рассказывают о будущем, прогноз предполагает выведение альтернативных вариантов будущего, предлагая читателю варианты, из которых он может выбирать. Прогностика рассматривает читателя как соавтора, дискурс которого отделен во времени от дискурса автора и отличается от него по предмету.
Можно выделить несколько аспектов прогностического текста.
Первый аспект относится к специфичности содержания прогностических идей: они касаются общеизвестного, но последнее рисуется в совершенно необычном ракурсе.
Момент специфики содержания прогностического текста можно рассмотреть на примере идеи мегамашины, развитой Льюисом Мэмфордом. Эта идея поражает тем ее смыслом, что цивилизация, взятая на уровне социума, уже с древнейших времен включала в человеческое бытие машинизм. Машина состояла, как из винтиков, из живых людей. Такая идея позволяет совершенно иначе посмотреть на явления прошлого, например, на магию, и в то же время по-новому взглянуть на перспективу становления машинного общества и машинизма в истории человечества. Не получается ли, что вся история социального есть всего лишь «раздел» истории технического, а история технологии является не менее древней, чем история человека? Размышления подобного рода настраивают автора и читателя на новый подкоп к старым проблемам.
Второй аспект – полнота прогноза. Убедительность прогноза повышается при систематическом охвате материала и контакте материала с миром, окружающим человека. Полнота охвата повседневности повышает эффект воздействия прогноза на широкую аудиторию. Аналогичный эффект достижим и при воздействии на научную общественность.
Вместе с тем существуют некоторые инварианты, которые автор должен уловить в повседневности, если он пишет для обывателя, и в науке, если он пишет для человека науки. Полнота охвата этих инвариантов позволяет повысить восприимчивость или достоверность прогноза. Причем зачастую прогноз становится также и более понятным. При этом текст воспринимается именно как прогноз, а не как фантастика или что-то другое.
Прогностическая полнота отличается от полноты достоверной. Дело в том, что автор задает свою систему полноты прогноза, которая включает как повседневные, так и некоторые предвосхищающие инварианты. Происходит включение инвариантов будущего и прогноза в исходную полноту, а тем самым по мере развертывания прогноза его достоверность повышается.
Третий аспект – инерция переосмысления как формальная сторона стиля. Автор прогноза охватывает прошлое через призму нового подхода, и этот новый взгляд на прошлое резко меняет восприимчивость читателя к принципиально новому. Раз прошлое переосмысливается столь достоверно, то неизбежно повышается и вера в идею.
Четвертый аспект – парадоксальность взгляда. Ключевым и организующим в прогностическом тексте Тоффлера является ситуация, которая описывается пятью компонентами. Это в целом объективный взгляд, претендующий на показ системности инвариантов, что соответствует рассмотренному во втором аспекте эффекту. Однако данная ситуация оказывается еще и парадоксальной, ибо по мере продвижении по тексту книги оказывается, что такая ситуация – взгляд человека современного, но в перспективе такового просто не будет. С одной стороны, читатель поражен тем, что мир изменяется – от тела человека до освоения космоса эмбрионами, от скорости жизни и передвижения до смены всей системы моды. с другой – он чувствует, что эта ситуация взята из его мира и проникается доверием к самому подходу. Парадокс основан на том; что взгляд остается старым, а ситуация уже новая. Таким образом, если при первом прочтении ситуации она вызывает удивление, то затем, при переосмыслении книги, ее достоверность повышается буквально с каждой новой главой.
Пятый аспект – сбывшиеся прогнозы. Прогнозы прошлого, которые сбывались, являются фактором, повышающим достоверность и восприятие прогноза как серьезного научного факта. Тут имеет место риторический прием выделения того, что успешно, из массы неудавшихся прогнозов.
Шестой аспект – формальная динамика в сценарии прогноза. Рассуждение разворачивается от тенденции, которая выявляется в прошлом, -- к анализу настоящего и далее – к будущей перспективе. Этот ход является общим в текстах по прогностике. Таким образом, жанр прогностики построен по единому сценарию. Такой ход может существенно модифицироваться, и эта модернизация проявляется в следующей последовательности:
Прошлое описывается так, чтобы у читателя произошла проблематизация понимания самого прошлого. Тут же можно выделить и дополнение в форме предсказания настоящего в прогнозах прошлого.
Настоящееподается как варианты, которые уже содержат разные версии будущего. Эти варианты как «будущее сегодня» предполагают альтернативность в переосмыслении настоящего. Здесь преобладает полнота прогноза. Его виртуальная концентрация позволяет перейти к будущему.
Будущее описывается как противостоящее настоящему, причем противостояние касается как позиции описания, таки содержания прогноза, в котором имеется вывода грозящей катастрофе, смене смыслов существования человека. Более того, прогноз, описанный в формулах настоящего, существенным образом воздействует на представление читателя о прошлом, о смысле жизни и ее полноте и о картине мира читателя. Можно говорить в буквальном смысле о полном рефлексивном оборачивании представлений читателя в коде чтения прогностического текста.
Проследим обратное воздействие ключевых идей прогностики на читателя.
С введением идеи мегамашины меняется представление не только о технике. В меру ее устойчивости, древности и роли в эволюции человека эта идея меняет все осмысление истории. Она требует переосмысления всех сторон человеческой жизни, в том числе и роли языка. Мэмфорд подчеркивает роль языка как проводника власти на расстоянии, а обладание языком – как магию божественного качества, которое царь, как сын Бога; передает своему вестнику. Это ставит перспективу понимания прошлого и будущего в зависимость от развития языка. Возникает мысль, что с формированием капиталистического промышленного общества роль языка резко изменяется.
Прежде всего, это отражается на самом характере текстов.
Язык в эпоху древних деспотических систем воспринимался как власть божества. Подобное же отношение сохраняется и в религиозной культуре. Существует священный текст, в котором рассказывается о правилах восприятия и понимания прошлого, настоящего и будущего. Для западной цивилизации это текст Библии и Евангелия. Этот текст нельзя критиковать или менять, его можно только интерпретировать. Даже в эпоху Возрождения эта власть воспринимается как власть Творца.
Возникновение литературного языка накануне промышленной революции не случайно. Язык из средства фиксации священного знания превращается в прототип овеществления, в систему оживления чужих и прошлых мыслей. В этом языке обнаруживается нечто такое, чего не было в прошлые эпохи, а именно – магия традиции в новом поколении, и в этом смысле нечто находящееся где-то над индивидуальностью. Современные тенденции в развитии языка говорят о новом, приближающемся перевороте в языке, который связан с созданием вычислительной творческой машины. В самом деле, язык проходит несколько форм развития: речь устная, речь письменная, речь печатная, речь, связанная с электронным носителем, - эта цепочка дает повод для переосмысления роли языка в будущем. Ускоряя перевод информации на электронные носители, человек начинает понимать, что информация предназначается уже не только для него. Возникает новый виток магии языка. Мы смотрим на культуру нового времени изнутри, а сами находимся вне культуры будущего. Переход из культуры одной эпохи в культуру другой эпохи, из настоящего в ближайшее будущее, можно понять, используя методологию прогностики.
В максимальной степени это проявляется в дигласии. Термин «дигласия» введен Гаспаровым для обозначения интересного языкового феномена, относящегося к началу Нового времени. Русский человек в церкви слушал проповеди на церковнославянском языке. До начала XVI века он не задумывался над необходимостью активного овладения этим языком. Он говорил на народном языке, владея ила активно, и вместе с тем постоянно сталкивался (хотя и пассивно) с церковнославянским языком. Это и есть ситуация дигласии. С момента раскола, происходит разрыв двух языков, возникает два языка, необходимость в переводчиках, в правке молитв и истолковании библии. Дигласия переходит в двуязычие. Аналогичная ситуация наблюдалась и в Европе – там рядом с национальным языком существовала латынь. Церковнославянский язык и латынь оказываются носителями прошлой культуры, посредниками знаний и культуры, которая оживает заново при возникновении народного языка и переводе текстов на национальный язык. Перевод – рождение новой культуры – происходит в ситуации двуязычия. Ему предшествует ситуация дигласии, когда новая культура еще не вбирает в себя старое.
Посмотрим, какова нынешняя ситуация в языке. Существует язык английский, обыденный, и язык английский как набор компьютерных команд. Эти языки используют одни и те же слова, хотя реально это разные языки. Языки эти находятся в состоянии дигласии, которая будет перерастать в двуязычие. Вновь возникает ситуация рождения новой культуры. Хотя в состоянии дигласии носителем культуры является не новый, а старый язык. Вместе с тем сам старый язык, по формуле символического отчуждения, существенным образом перестраивается в сторону порождения культуры нового типа. Эта ситуация близка тем, кто теперь погружается в пользовательские языки компьютера. Пособия по программам стоят, в частности, на границе перевода с одного языка на другой.
В качестве прогностической ситуации момент дигласии становится средством анализа как ситуации рождения национальных языков Нового времени, как и современной языковой ситуации. Причем относительное сходство ситуаций позволяет нам создать картину перехода к новой культуре, одновременно - «снизу» и «сверху». Таким способом переосмысленное «будущее – прошлое» становится одним из важнейших методологических приемов жанра прогностики.
Список рекомендуемой литературы
Бестужев-Лада И. В.Альтернативная цивилизация. М., 1998.
Желязны Р.Хроники Амбера. Порождения света и порождения тьмы. Князь света. Творец сновидений. Этот бессмертный. Рига, 1995.
Крайтон М.Конго. М., 1994.
Крайтон М.Парк Юрского периода. М., 1993.
Мэмфорд Л.Миф о машине // Утопия и утописты. М., 1998.
Печчеи А.Человеческие качества. М., 1976.
Тоффлер А.Футурошок. СПб., 1997.
Форрестер Дж.Мировая динамика. М., 1974.
Хайнлайн Р. Кукловоды. Рига, 1992.
Раздел III