Тема. Прити-лакшанам - Проявления любви (нияма; садху-санга).
Первые 3 стиха - общие предварительные наставления для вступления в бхаджан.
I. «В этом стихе дано краткое описание метода, с помощью которого можно установить любовные взаимоотношения с Верховной Личностью Бога и дружеские отношения с преданными» (стр. 45 ком.)
v Если у человека есть вера в преданное служение, то он те же эмоции будет
испытывать к преданным.
1. Прити-лакшанам - формы преданного служения в общении преданных между собой;
шесть проявлений любви, которую преданные испытывают друг к другу.
v В основе этих принципов лежит принцип - радоваться при встрече с
преданными, вкладывать любовь во внешние признаки:
1) дадати – приносить дары, жертвовать,
2) пратигрихнати – принимать от преданных все, что они дарят в ответ,
3) гухйам акхйати – поверять свои мысли, объяснять,
4) (гухйам) приччхати – вопрошать (о сокровенном),
5) бхункте – почитать прасад, которым угощают преданные,
6) бходжайате – угощать преданных прасадом.
2. Примеры дружеского расположения и любви в мирских отношениях.
Бизнесмен приглашает другого бизнесмена в ресторан на банкет, где и раскрывает свои
намерения сотрудничества; их обмен подарками.
3. ИСККОН, как пример духовных отношений с людьми в обществе.
1) а) Пожертвования людей.
б) Книги, журналы о Кришне в ответный дар.
2) а) Фестивали Харе Кришна с раздачей прасада.
б) Воскресные пиры. На которые приглашаются члены общества и его друзья.
3) Доверительно интересующимся сознанием Кришны преданные рассказывают о
методах преданного служения.
4. Чистая любовь к Кришне вечно живет в сердцах всех живых существ.
1) Чтобы ее пробудить, необходимо очистить сердце, слушая и повторяя, святые
имена.
2) Любой человек должен иметь возможность иметь эти любовные отношения с
преданными и слушать о Кришне
3) Благо от слушания могут получить даже души в телах животных, насекомых,
деревьев.
4)Примеры: а) В лесу Джарикханда тигры, змеи, олени и другие животные, забыв
о своей извечной вражде, присоединились к санкиртане Чайтанйи
Махапрабху.
б) Ответ Харидаса Тхакура на вопрос Чайтаньи Махапрабху о том,
как можно освободить из материального плена живые существа,
находящиеся на более низком, чем люди, уровне развития.
5)Семь совершенств, показывающих ценность движения санкиртаны.
А. Чето-дарпана марджанам – предварительный путь очищения:
а) свабхавы – приобретения в этой жизни (привязанности, представления о
себе, как уникальном явлении);
б) атмы – грубого и тонкого тела;
в) дхрити – решимости.
Б. Бхава маха давагни нирвапанам – безоскорбительное повторение избавляет
от страданий – анартха-ниврити.
В. Шреях кайрава чандрика витаранам – когда человек разочаровывается в
материальных наслаждениях, он вступает на духовный путь (наваанга-
бхакти), которая приводит к спонтанной привязанности к Кришне –
анартха-правритти.
Г. Видья вадху дживанам - суть повторения Святого Имени и образования:
раскрывается сварупа-виддхи благодаря контакту с духовной энергией.
Д. Ананда буддхи вардханам – способность крошечной дживы принять в себя
бесконечный океан ананды (блаженства) – вкус расы.
Е. Пратипадам пурнамрита сваданам – ненасытность блаженства, постоянное
наслаждение преданным служением.
Ж. Сарватма снапанам парам – служение, которое наполнено только желанием
удовлетворить Кришну.
5. Гухйам акхйати приччхати – поверять свои мысли и вопрошать о сокровенном.
1) Две ступени садху-санги.
а) Вступительное вопрошание (случайное общение).
б) Систематическое обучение у преданного (с верой).
v Вопрошание постоянно продолжается по мере продвижения преданного.
Преданный всегда интересуется, как он должен и может прогрессировать в
преданном служении.
v Вопрошать с открытым сердцем, без страха и стыда, что другие думают обо
мне. Подобно молитве к Сверхдуше - тогда Она в сердце другого
преданного вдохновляет его говорить то, что принесет благо
спрашивающему.
2) Два вида блага (результатов, планов), которые может стремиться обрести
спрашивающий:
а) прейас – сиюминутное, быстрое (материальное);
б) шрейас – долгосрочное (духовное).
3) Пример совершенства вопрошания.
Санатана Госвами, припав к стопам Господа Чайтанйи спросил:
а) Кто я?
б) Почему я страдаю?
в ) Как я могу освободиться?
г) Каковы мои обязанности в освобожденном состоянии?
4) Необходимо избегать взаимообмена с открытым сердцем, с любовью:
с йогами,
гйани и майавади,
карми и атеистами.
Аналогии – предостережение от общения с майавади и атеистами,
1. Как змея, если кормить ее молоком и бананами, становится еще ядовитее,
так и открытое, любовное общение со змееподобными майавади и карми
осквернит и разрушит росток бхакти.
2. Предупреждение Чайтаньи Махапрабху относительно:
а) осквернения пищей, приготовленной карми и
б) общения с обычными людьми, слишком привязанными к чувственному наслаждению.
II. Религия (деятельность, дхарма) благоприятна тогда, когда она приводит к любовному преданному служению Господу. И такое служение должно быть не мотивированным и бескорыстным.
1. Формула установления дружеских взаимоотношений между людьми и народами, мира и спокойствия – путь обретения сознания Кришны, пробуждения в себе дремлющей любви к Кришне.
2. Мадхйама-адхикари способен видеть различия между разными типами
людей ипо-разному строить отношения:
а) относиться с любовью к Верховной Личности Бога,
б) дружить с преданными,
в) проявлять милосердие к невежественным,
г) избегать общества завистливых злонравных, демонических людей.
3. Рекомендации относительно принципа дадати для продвинутых
преданных: действовать по примеру Шрилы Рупы Госвами – любой свой
доход распределять:
½ - на служение Кришне, вайшнавам,
¼ - родственникам,
¼ - откладывать на случай непредвиденных расходов.
Таблица сравнения природы и отношений викарми, ками, гйани и бхакт.
викарми | карми | гйани | бхакты | |
гуна свабхава | тамас | раджас | саттва | шуддха-саттва |
адхикара (квалификация) | кама (вожделение) | пунья (благочестие) | гйана+вайрагья (знание и отречение) | шраддха (вера) |
утсаха (источник энтузиазма) | греховная деятельность | пхала (плоды деятельности) | достижение освобождения, знания | служение, садхана-бхакти |
вера | в наслаждения | в себя | в разум, ум | в Кришну, шастры, в путь |
уважение | «Уважай меня» «мана» | «Ты уважай меня, я уважаю тебя» | «Амана» – не уважаю тебя и не требую от тебя ничего | «амана-манада» отсутствие гордыни |
любовь | эгоизм | материальная взаимовыгода от наслаждений | отречение от любви, безразличие и равнодушие | духовная любовь |
Текст 5.