Бхакти вигьяна госвами. 2016 садху-санга

Бхакти Вигьяна Госвами. 2016 Садху-санга

Лекция 1

ШБ 1.2.22 Божественность и божественное служение.

ТЕКСТ 22

ато ваи кавайо нитйам бхактим парамайа муда

васудеве бхагавати курвантй атма-прасаданим

Поэтому с незапамятных времен все трансценденталисты с огромным наслаждением занимаются преданным служением Господу Кришне, Личности Бога, ибо такое преданное служение оживляет душу.

КОММЕНТАРИЙ: В этом стихе подчеркивается исключительность преданного служения Личности Бога, Господу Шри Кришне. Господь Шри Кришна - свайам-рупа Личности Бога, а остальные формы Бога, начиная со Шри Баладевы, Санкаршаны, Васудевы, Анируддхи, Прадйумны и Нарайаны и вплоть до пуруша-аватар, гуна-аватар, лила-аватар, йуга-аватар и многих тысяч других проявлений Личности Бога, представляют собой полные и составные части Господа Шри Кришны.

Живые существа - отделенные неотъемлемые частицы Личности Бога. Таким образом, Господь Шри Кришна есть изначальная форма Бога и высшее проявление Трансцендентного. Поэтому Он более привлекателен для высочайших трансценденталистов, участвующих в Его вечных играх, чем все прочие формы. С остальными формами Личности Бога (кроме Шри Кришны и Баладевы) такие близкие отношения, как те, что были проявлены в трансцендентных играх Господа во Враджабхуми, невозможны. Вопреки утверждению некоторых неразумных людей, трансцендентные игры Господа Шри Кришны не есть нечто недавно признанное - Его развлечения вечны, и в определенное время, один раз в день Брахмаджи, они проявляются подобно солнцу, восходящему на востоке через каждые двадцать четыре часа.

Лекция.

Господь Чайтанья. И 1-ое и 2-ое поколение последователей Господа Чайтаньи слишком сильно находились под впечатлением общения с Ним. Они тоже не считали нужным слишком подробно все объяснять. Для них все было ясно.

Второе поколение- это 6 Госвами Вриндавана.

3-ие поколение, начиная с Дживы Госвами, поняли, что важно объяснить философию или путь так, чтобы у людей возникала такая же решимость, как у тех, кто непосредственно видели Господа Чайтанью.

Почему мы не можем получить духовный опыт?

Потому что сосредоточенность на пути не достаточная. Слишком многое нас отвлекает, кажется важным наряду с Господом Кришной. Когда мы повторяем Харе Кришна мантру, наш ум рассеян.

В йога сутре Патанджали в ст30 объясняется 9 причин рассеянного ума.

Но это может стать препятствием на нашем духовном пути, а может и не стать!!!!!!!

Причины рассеянного ума: 1.болезнь, 2.рассеянность, 3.лень, 4.аппатия,5.видения, которые возникают у нас, 6.не способность удержаться в состоянии сосредоточенности……

Могут стать препятствием, а могут и не стать, зависит от того, обращаю я на них внимание, когда они приходят в мой ум или не обращаю внимания. Надо продолжать делать усилия быть сосредоточенным на чем-то одном. И эти препятствия уходят.

Если же я уношусь с этими препятствиями, принимаю их, думаю о них или борюсь с ними, то ТОГДА ОНИ становятся СЕРЬЕЗНЫМИ ПРЕПЯТСТВИЯМИ.

Мантра МЕДИТАЦИЯ означает, что я снова и снова возвращаюсь к одной теме, к одной таттве, какие бы бури не происходили в моем уме. Я не обращаю внимания на них. И они уходят.

СУТЬ – В НЕДОСТАТКЕ ВЕРЫ.

Семинар мой- как укрепить веру.

Есть 2 типа веры.

1. 1-ый тип веры –это суеверие. Суеверие пытаются создать веру с помощью чудес. Например, если я взлечу сейчас с вьяса-асаны и сяду опять, то вы слушали бы с гораздо большим вниманием!

В нашей традиции этого не делают, потому что чудеса плодят тупых ФАНАТИКОВ.У них нет внутри глубоких оснований. Нет своего духовного опыта…..История из Прабхупады лиламриты: «В дух мире Прабхупаду увидел Сатсварупа дас Госвами как прекрасного юношу. И на его вопрос Шрила Прабхупада ответил, что тогда бы привлекались бы не учением, а моей красотой».

Духовные учителя не хотят, чтобы мы концентрировались на личности, потому что такое сосредоточение создает КУЛЬТ ЛИЧНОСТИ, а он создает ФАНАТИКОВ.

2. Если же мы сосредоточимся на учении, на духовной практике, на том, чему нас учат, на том, что нам хотят дать, то отношение будет другое, и духовный опыт будет приходить быстрее.

«…рассказана история о Варахе пр, как он делал веру, показав чудо. Вы и остальные ученые изобрели бензин (это происходило на стыке 19 и 20 вв).Хочешь, я превращу мочу в бензин? Кто- то написал в платочек. И Баба воспламенил его. И платочек сгорел за1 сек. После этого человек стал верить в Бога.

Шрила Прабхупада чудес не показывал: « мое чудо-это мои ученики, их вера в священные писания.»

Но, если знать шастры только механически , запомнив набор стихов на все случаи жизни, без сердца, то человек становится ДОГМАТИКОМ. Надо размышлять над стихами, чтобы изменилось сердце.

Для понимания нашей философии надо знать всего 2 стиха ШБ 1п,2гл,т7 и 1п,3гл,28ст

Гл2,текст 7

васудеве бхагавати бхакти-йогах прайоджитах

джанайатй ашу ваирагйам джна(гйа)нам ча йад ахаитукам

Благодаря преданному служению Личности Бога, Шри Кришне, человек тотчас же обретает беспричинное знание и избавляется от привязанности к миру.

Гл.2,текст 11

ваданти тат таттва-видас таттвам йадж джна(гйа)нам

адвайам брахмети параматмети бхагаван ити шабдйате

Сведущие трансценденталисты, познавшие Абсолютную Истину, называют эту не двойственную субстанцию Брахманом, Параматмой или Бхагаваном.

КОММЕНТАРИЙ: Абсолютная Истина - и субъект, и объект; в Ней нет качественных различий. Следовательно, Брахман, Параматма и Бхагаван - качественно одинаковы. Одну и ту же субстанцию изучающие Упанишады осознают как безличный Брахман, хиранйагарбхи, или йоги, - как локализованную Параматму, а преданные - как Бхагавана. Иначе говоря, Бхагаван, или Личность Бога, - это высшее проявление Абсолютной Истины. Параматма - частичное проявление Личности Бога. Безличный Брахман - это излучение Личности Бога, связанное с Ним так же, как солнечные лучи - с богом Солнца. Иногда не очень разумные последователи вышеупомянутых школ спорят друг с другом, отстаивая каждый свое понимание истины. Но тем, кто обладает совершенным видением Абсолютной Истины, хорошо известно, что это - три аспекта единой Абсолютной Истины, рассматриваемой под разными углами зрения.

Как объясняется в первой шлоке первой главы «Бхагаватам», Высшая Истина самодостаточна, обладает сознанием и свободна от иллюзии относительности. В относительном мире познающий отличен от объекта познания, но в Абсолютной Истине и познающий, и познаваемое суть одно. В относительном мире познающий - живой дух, или высшая энергия, а познаваемое - инертная материя, низшая энергия. Следовательно, в нем присутствует двойственность низшей и высшей энергии, тогда как в абсолютном царстве и познающий, и познаваемое относятся к одной и той же высшей энергии. Высший источник энергии обладает энергиями трех видов. Энергия неотлична от своего источника, но качество энергий различно. Абсолютное царство и живые существа относятся к одной и той же высшей энергии, материальный же мир является низшей энергией. Соприкасаясь с низшей энергией, живое существо впадает в иллюзию и начинает думать, что принадлежит к низшей энергии. Поэтому в материальном мире есть чувство относительности. В Абсолюте нетэтого чувства различия между познающим и объектом познания, поэтому там все абсолютно.

Продолжение лекции 45-44

Первый стих объясняет Джива Госвами в «Бхагават сандарбхе».Этот стих объясняет, что Личность выше Безличности. Шрила Прабхупада сказал, что «Вы-имперсоналисты», т.е мы все надеемся, что все будет хорошо и все будет по нашему, повторяя Харе Кришна!

Джива Госвами доказывает, что Бог-личность. Кришна-Бхагаван, сваям бхагаван- есть высший аспект, источник Параматмы и Брахмаджьоти. Кришна занимает особое положение. 53.02

Значит-Его обитель-особая, Его спутники – особые, наша медитация на Него- тоже особая. Мы должны понимать, кто такой Кришна, Хари и Рама, которых мы зовем, кто такой Бхагаван, как Он любит, как Он подчиняется любви Своих преданных.

Преданные иногда говорили, что мы не хотим в дух мир, а хотим проповедовать здесь. Шрила Прабхупада отвечал, что тогда вы-обманщики. Вы просто хотите оставаться в мат мире и наслаждаться властью под предлогом Харе Кришна. Это потому, что четко не представляем, кто такой Кришна, Хари и Рама, которых мы зовем, кто такой Бхагаван, как Он любит, как Он подчиняется любви Своих преданных.

Все остальные формы Бога, тоже Бог. Мы не говорим, что одна форма лучше другой.

Мы поклоняемся Кришне потому, что в этом образе Бог проявляет Себя полнее всего.57-12Сравнение-у Луны есть 16 разных фаз, но полнее всего проявляет себя в ПОЛНОЛУНИЕ. Мы уважаем всех. Но наша интерпретация позволяет приблизиться на очень близкое расстояние. Все другие формы- это разные проявления Кришны. И только Кришна является самим Бхагаваном.

Иначе мы не сможем понять «Бхакти расамрита синдху», его 1-ый стих: Акила расарнава мурти…., расу понять, личных отношений.

Этот стих, 11ст 2гл - император, это ключ к ШБ, это единственный стих в ШБ из 18000 стихов, в котором Кришна назван Изначальной Личностью Бога.

Может быть, Нараяна – изначальный, а Кришна – Его аватара?

Надо понимать, почему мы Кришнаиты.

Император на санскрите называется ЧАКРАВАРТИ- ось колеса, в центре Он, Он приказывает всем.

Этот стих- ИМПЕРАТОР всего ШБ.

Джива Госвами написал целую книгу «Кришна сандарбху», также он написал «Бхагават сандарбху», объясняющий ваданти тат….

ШБ написано хитро. ..парокша вада Риши изъясняются не прямо, а намеками. И Кришна говорит, что Мне тоже очень нравится, когда так говорят. Кришнас ту бхагаван сваям… Почему Кришне нравится говорить обиняками, не прямо?

ПОТОМУ ЧТО ПРО ЛЮБОВЬ ПРЯМО ГОВОРИТЬ НЕЛЬЗЯ!

ШБ – это объяснение в любви.

Если бы на каждой странице ШБ было написано Кришнас ту бхагаван сваям…то любовь бы не возникала. Любовь состоит из намеков, полутонов, многозначности. Пример. Рупа Госвами говорит «не ходите на берег Ямуны….», он хочет сказать – идите на берег Ямуны. Стихи Цветаевой «мне нравится , что вы больны не мной…», ей не нравится…..Что она хочет сказать? Люблю тебя, дурак. Сказать это можно намеком.

Поэтому ШБ сложное произведение, его надо читать и перечитывать, и думать. Это попытка Шукадевы Госвами передать настоящую любовь. Если в лоб понимать ШБ, то ничего не получится.

Книга Пурначандры махараджа.Медитация на Кришну и Его лилы. Вы полюбите Кришну. Эта книга – доказательство стиха-«вайшнав остается жить в звуке». Мурари Кришна пр «БГ» начитал.

Лекция 2

Они просто любили КРИШНУ.

Шрила Прабхупада объясняет, как возникла любовь пастушек к Кришне.18-49Они проявляют Высшую лилу всего ШБ.

Кульминация ШБ-это ТАНЕЦ РАСА.

Здесь слово раса произносится с коротким А. Это не вкус. Эта ПУРВА РАГА, первая любовь, возникла у них после Калия лилы19-27.Кришна устроил эту лилу, чтобы ВСЕ ВИДЕЛИ, как ОН МОЖЕТ ТАНЦЕВАТЬ!

В день БАЛАРАМА пурнимы Кришна устроил эту лилу.19-52….Он так долго находился в объятиях змея Калии, потому что ждал, когда соберутся ВСЕ жители их деревни! Он так танцевал! При этом играл на флейте! Мальчики подыгрывали Ему на мридангах! Это было феерическое зрелище!....................

Освободился, стал ходить между жителями, маленькие гопи падали в обморок. Все переволновались, остались там же спать на берегу Ямуны…..Не спали Кришна и маленькие девочки. Они смотрели друг на друга… Так зародилась величайшая любовь.

Первые 3 главы 1-ой песни ШБ – это КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ВСЕГО ШБ.

В первой главе заданы 6 вопросов. И уже из этих вопросов можно увидеть ОСОБОЕ положение Шри Кришны, а не Пуруша аватары и не Лила аватары.

Отвечая на 3 вопрос, Сута Госвами подчеркивает, что Кришна- высший объект поклонения. Каким бы путем человек ни шел, в своем успехе он зависти от Кришны.

васудева-пара веда васудева-пара макхах

ОТВЕТЫ очень кратко

1. Ответ во 2гл, ст.6-21. Высшим благом является БХАКТИ, ЧИСТОЕ НЕПРЕРЫВНОЕ ПРЕДАННОЕ СЛУЖЕНИЕ.

Путь бхакти описан во 2 гл, стихи 6-21.

2. Суть писаний-БХАКТИ. Ответ там же, в этих же стихах.

3. Ответ во 2гл, стихи 22-29.

/ кратко-по карме, человек рождается в какой-то гуне. Значит в сердце уже заложен полубог, которому он начнет поклоняться. Но… Если человек ПРИВЛЕЧЕТСЯ Кришной, то он порвет колесо самсары. Кришна спасет человека – для этого Он появился из лона Деваки/

4. Ответ на 4 вопрос.

Сута Госвами отвечает на него с 30ст2гл по 5 ст гл3.

Пуруша аватары.

Их зовут Каранадакашайа Вишну,

Гарбходакашайа Вишну,

Кширодакашайа Вишну. Это Санкаршана, Прадьюмна и Анирудха.

ЭТО 3 проявления ПАРАМАТМЫ.

ПАРАМАТМА- это ВЛАСТИТЕЛЬ или контролер этого мира!

КАРАНАДАКАШАЙА Вишну. Он Параматма всего материального творения.

ГАРБХОДАКАШАЙА Вишну- Параматма нашей вселенной. Из Него выходит Брахма, который управляет этой вселенной.

КШИРОДАКАШАЙА Вишну – Параматма каждого жс.

ИЗ Васудевы происходит Санкаршана, Каранадакашайа Вишну.

Из Санкарашаны происходит Гарбходакашайа Вишну, Прадьюмна.

ИЗ Прадьюмны происходит Кширодакашайа Вишну, Анируддха.

В Ведических произведениях в самом начале дается краткое описание того, что произойдет. В Махабхарате так и в Чайтанье Чаритамрите. И там даются сутры, ключи, с помощью которых можно все открыть.

Первые 3 главы являются таким ключом ко всему произведению.

В 1 главе мудрецы задают вопросы. И в дальнейшем, читая истории в ШБ, надо отвечать, на какой вопрос 1-6 они дают ответ.

И в этих 6 вопросах содержится намек на то, что Кришна-особенный.57-30.

На 1 и 2 вопрос Сута Госвами ответил вместе. 57м-57с

На 1вопрос « в чем высшее благо?» Сута Госвами ответил в 6 и 7 ст 2 гл.

Глава 6 стих

са ваи пумсам паро дхармо йато бхактир адхокшадже

Лекция 3

Вчера я говорил, что первые 3 главы ШБ – это КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ВСЕГО ШБ.

В первой главе заданы 6 вопросов. И уже из этих вопросов можно увидеть ОСОБОЕ положение Шри Кришны., а не Пуруша аватара и не Лила аватара.

Отвечая на 3 вопрос, Сута Госвами подчеркивает, что Кришна- высший объект поклонения. Каким бы путем человек ни шел, в своем успехе он зависти от Кришны:

васудева-пара йога васудева-парах крийах

васудева-парам джна(гйа)нам васудева-парам тапах

васудева-паро дхармо васудева-пара гатих.

Васудева, Кришна дает плоды всему, чтобы мы не делали. Именно для этого Васудев Сам приходит. Он рождается у Васудевы и Деваки 15-51, чтобы дать нам высший объект поклонения, возможность думать о Нем, о Его лилах.

ТЕКСТ 35

бхаве 'смин клишйамананам авидйа-кама-кармабхих

шравана-смаранархани каришйанн ити кечана

Четвертые полагают, что Ты являешься, чтобы восстановить преданное служение, которое включает в себя слушание, памятование, поклонение и так далее, чтобы обусловленные души, испытывающие материальные муки, могли воспользоваться им и получить освобождение.

Человек из- за каких то своих НЕВЕЖЕСТВЕННЫХ желаний авидья-кама-кармабхих совершает какую то деятельность. В результате этого он СТРАДАЕТ.

Все наши страдания сводятся к одному – к авидья каме, которые заставляли нас совершать карму, к невежественным желаниям, которые двигали нас в неправильном направлении.16-42 И приходит Кришна, чтобы мы могли шравана-сманархана каришйан слушать о Нем шравана, помнить Его смарана и поклоняться Ему-архана. Почему для нас так важно утвердить, отстоять особое положение Кришны?

НАША ФИЛОСОФИЯ-

ЭТО ФИЛОСОФИЯ

СВЯЩЕННЫХ ЧУВСТВ,

СВЯЩЕННЫХ ЭМОЦИЙ ,

РАСЫ.

Ни с одной другой аватарой этого испытать НЕЛЬЗЯ. Можно ли испытать ватсалья расу с Нрисимха девом. Возможна ли сакхья раса с Курмадевом, с Черепахой бегать по полям или играть? Возможна ли мадхурья раса с Матсьей девой. С Рамачандрой возможна гаурава сакхья раса. Но в основном - дасья раса, даже Лакшман в дасья расе.

Практически только одна аватара проявила ВСЮ ПОЛНОТУ ОТНОШЕНИЙ, полноту блаженства, которую ДУША может получить в ОТНОШЕНИЯХ! Вся философия, теология священных чувств, священных эмоций, РАСЫ, находится в Кришне!

Акхила-расамрита мурти- Кришна есть воплощение всех рас, бессмертных рас, бессмертных отношений, бессмертного блаженства, которое исходит из Него, когда мы вступаем в эти отношения.

КРИШНА- ОСОБЕННЫЙ. ЭТО СМЫСЛ ЭТОГО СТИХА, ПАРИБХАСА СУТРЫ.

Его преданные особенные, настоящие преданные, не вы, Его флейта-особенная, Его красота-особенная, Его лилы-особенные. ОН НЕ РАВЕН никому. Он даже стоит, пишет Шрила Прабхупада в комментарии, особняком по отношению к Вишну таттвам, которые тоже что-то проявляют. Соответственно Его обитель-особенная. И в конце концов, если мы поймем, что Кришна-особенный, то мы попадем на Голоку Вриндавана, на Вайкунтху-можем быть. В худшем случае останемся в Краснодаре.

4 ВОПРОС о ПУРУША аватарах. Сута Госвами отвечает на него в 30ст2гл по 5 ст гл3.

Пуруша аватары. Их зовут Каранадакашайа Вишну, Гарбходакашайа Вишну, Кширодакашайа Вишну. Это Санкаршана, Прадьюмна и Анирудха. ЭТО 3 проявления ПАРАМАТМЫ.

ПАРАМАТМА- это ВЛАСТИТЕЛЬ или контролер этого мира!

КАРАНАДАКАШАЙА Вишну. Он Параматма всего материального творения.

ГАРБХОДАКАШАЙА Вишну- Параматма нашей вселенной. Из Него выходит Брахма, который управляет этой вселенной.

КШИРОДАКАШАЙА Вишну – Параматма каждого жс.

ИЗ Васудевы происходит Санкаршана, Каранадакашайа Вишну.

Из Санкарашаны происхолит Гарбходакашайа Вишну, Прадьюмна

ИЗ Прадьюмны происходит Кширодакашайа Вишну, Анирудха

Иначе. Это Бог для этого мира. Обычно в религиях ограничиваются этим миром-Бог для нас, Бог для меня.

Но Бог-сваям бхагаван. У Него есть СВОЙ мир. Он должен быть Сам для Себя. 25-55

5 ВОПРОС. РАССКАЖИ НАМ О ЛИЛА АВАТАРАХ. Сута Госвами отвечает на этот вопрос всю оставшуюся 3 главу вплоть до 30 ст,т.е.3гл.5-30ст

Первые 5 ст он обьясняет Пуруша аватары или Параматму.

Потом он объясняет Лила аватары.

6 ВОПРОС. ГДЕ НАШЛА ПРИБЕЖИЩЕ ДХАРМА.

В конце 3 гл. Сута Госвами отвечает на этот вопрос.

Дхарма для людей, ослепших от невежества века Кали, нашла прибежище в ШБ.

Еще раз ШБ устанавливается как высшее писание.

Потом подробно будет отвечаться в течении всего ШБ.

Вопросы заданы в 1 главе.

Во второй 2 главе он приносит поклоны Шукадеве Госвами, поклоны ШБ, потом намекает на то, что Кришна-особенный в 5 ст.

Просто задавая вопросы о Кришне, можно почувствовать счастье.

Но тем не менее это косвенные утверждения о том, что Кришна-особенный. … Вишну вырвал 2 волоса-черный и белый. Один вошел в лоно Рохини, другой – Деваки. Это кеша аватары. Шрила Прабхупада об этом говорит в Чайтанье Чаритамрите. В 1 стихе 1 песни ШБ не призывает нас думать о Кришне, а призывает думать о правде. Сатьям парам дхимахи…

Шридхар Свами так объясняет этот стих. Кришнас ту Бхагаван сваям.35-00

39-26 Мадхва ачария так объясняет этот стих. МАДХВАЧАРИЯ ПРИШЕЛ, ЧТОБЫ ОПРОВЕРГНУТЬ МАЙАВАДУ, ШАНКАРАЧАРЬЮ.

СУТЬ МАЙАВАДЫ В ТОМ, ЧТО Я БОГ, ТЫ БОГ, ОН БОГ.

Нас трое и все мы боги.40-20. Шанкарачарья уничтожил духовное разнообразие полностью. Поэтому пришел Рамануджачария, потом пришел Мадхвачария. Он всегда изображается с такой мудрой. ДВОЕ. Бог и джива. Они-разные. И никогда джива не станет Богом. Шрила Прабхупада повторяет эту мысль в комментарии. Для него принципиально важно доказать отличие между Богом и живым существом, дживой и Вишну-таттвой.

Он хочет сообщить нам важную вещь, которая сделает нас смиренными. И Шрила Прабхупада тоже самое проповедовал в каком то смысле… Преданные как-то спросили Прабхупаду-«разве гопи не выше коров». Прабхупада разгневался, стал топать ногами и кричать «НЕТ, НЕТ,НЕТ! ДЛЯ ВАС – НЕТ!».

Когда Бог вкладывает Свою энергию куда то, то это явление будет излучать Его теджас, будет производить очень сильное впечатление. Гималаи- это не прямое проявление Бога. ЭТО ЕГО ТЕДЖА-РУПА. ТЕДЖА означает ЭНЕРГИЯ

Есть ТЕДЖА СВАРУПА БОГА.

Есть проявления Бога, куда Он вкладывает ВСЮ СВОЮ ЭНЕРГИЮ. И эти проявления находятся на УРОВНЕ ВИШНУ ТАТТВЫ. Примеры-Вишну, Курма, Матсья……-ЭТО ТЕДЖА СВАРУПА, т.е. проявление САМОГО БОГА.

10 глава БГ показывает РАЗЛИЧИЕ между искорками ВЕЛИКОЛЕПИЯ, которые вложены В ОБЫЧНЫХ ЖИВЫХ СУЩЕСТВ И ПОЛНЫМ ПРОЯВЛЕНИЕМ ВЕЛИКОЛЕПИЯ, которое появляется в этом мире. Потому что Господь проявляет Себя Сам!

Бхакти Вигьяна Госвами. 2016 Садху-санга

Лекция 1

Наши рекомендации