Примерный перечень вопросов к экзамену. 1. Литература Древней Греции: общая характеристика, периодизация.
1. Литература Древней Греции: общая характеристика, периодизация.
2. Основные черты мифологического сознания как типа мировосприятия древних греков.
3. Древнегреческая мифология: основные периоды развития.
4. Общая характеристика древнегреческого эпоса. Гомеровский вопрос.
5. «Илиада» и «Одиссея» Гомера: особенности сюжета и композиции.
6. Проблема характера и психологизма в гомеровском эпосе. Эволюция типа героя от «Илиады» к «Одиссее».
7. Особенности эпического стиля и эпической картины мира в гомеровских поэмах.
8. Дидактический эпос. Поэма Гесиода «Труды и Дни».
9. Общая характеристика древнегреческой лирики: хронологическая, племенная и территориальная, жанровая классификации; особенности лирического мировосприятия.
10. Творчество Архилоха: жанровый состав, проблематика, поэтика.
11. Греческая монодийная мелика (Сапфо, Алкей, Анакреонт).
12. Греческая хоровая мелика. Творчество Пиндара: особенности жанра, проблематики и поэтики.
13. Древнегреческий театр и драматургия: фольклорные истоки, основные жанры, их особенности.
14. Творчество Эсхила. Трилогия «Орестея»: проблематика и поэтика.
15. Религиозные воззрения Эсхила. Трагический и нормативный герой в драматургии Эсхила (Агамемнон, Орест, Прометей).
16. Основные аспекты эволюции драматургии Эсхила. Трагедия «Прометей прикованный»: типология героя, природа конфликта.
17. Творчество Софокла. Трагедия «Антигона»: природа конфликта, типология героя.
18. «Эдип-царь» Софокла как трагедия человеческого знания.
19. Религиозные воззрения Софокла. Нормативный герой Софокла (Эдип, Антигона).
20. Творчество Еврипида. Трагедия «Медея»: специфика трагической картины мира, новаторство Еврипида.
21. Трагедия Еврипида «Ипполит»: кризис нормативного героя, религиозный скептицизм Еврипида-трагика.
22. «Поэтика» Аристотеля: общая характеристика текста и его сохранности, общие проблемы искусства и учение о трагедии.
23. Основные черты древнеаттической комедии. Особенности мировоззрения Аристофана.
24. Комедии Аристофана «Всадники» и «Облака»: жанровая природа, проблематика, типология героев.
25. Комедии Аристофана «Лягушки» и «Лисистрата».
26. Творчество Менандра. Жанровое своеобразие новоаттической комедии в сравнении с древне- и среднеаттической.
27. Комедия Менандра «Третейский суд»: структура действия, специфика конфликта, типология героев.
28. Комедия Менандра «Брюзга»: проблематика, диалектика традиции и новаторства.
29. «Дафнис и Хлоя» Лонга как буколический роман.
30. Творчество Лукиана. «О кончине Перегрина»: жанровая природа, проблематика, поэтика.
31. Литература Древнего Рима: общая характеристика, периодизация.
32. Римская мифология: своеобразие и влияние древнегреческой традиции.
33. Римская театральная культура. Комедиография Плавта.
34. Комедии Плавта «Клад» и «Хвастливый воин»: традиции древнегреческой драматургии, средства и приемы создания комического.
35. Поэма Лукреция «О природе вещей»: традиции древнегреческой натурфилософии, художественные принципы организации философского содержания.
36. Творчество Катулла: жанрово-тематическое своеобразие лирики, принципы построения «Книги Катулла Веронского».
37. «Бранные» стихотворения Катулла: социокультурные основы лирической картины мира.
38. Поэтика лирики Катулла. Своеобразие любовных стихотворений Катулла.
39. Римское ораторское искусство. Цицерон. «Речи против Катилины, «В защиту поэта Архия».
40. Раннее творчество Вергилия: «Буколики» и «Георгики».
41. «Энеида» Вергилия: диалектика традиции и новаторства, особенности жанра, сюжета, композиции.
42. «Энеида» Вергилия: особенности художественного времени, специфика образа героя.
43. Творчество Горация: жанровый состав, философская и эстетическая проблематика лирики («Carmina», «Ars poetica»).
44. Поэтика жанра оды Горация: метрика, стиль, образность, композиция.
45. Общая характеристика творчества Овидия. «Amores»: своеобразие лирической картины мира, проблематика, поэтика.
46. «Метаморфозы» Овидия: особенности жанра, идея метаморфозы как конструктивный принцип поэтики.
47. «Метаморфозы» Овидия: композиция, сюжетосложение, специфика художественной образности и проблематики.
48. «Tristia» и «Послания с Понта» Овидия: жанровое своеобразие, проблематика и поэтика.
49. «Нравственные письма к Луцилию» Сенеки: своеобразие эпистолярного жанра, особенности этико-философские воззрения Сенеки.
50. Драматургия Сенеки. Трагедии «Медея», «Эдип»: традиции и новаторство.
51. Общая характеристика римской сатиры. Мениппея Сенеки «Отыквление». Творчество Ювенала.
52. Творчество Марциала: жанровое своеобразие, проблематика, поэтика.
53. «Сатирикон» Петрония: проблематика и поэтика.
54. «Сатирикон» Петрония: специфика сатирико-бытового приключенческого романа.
55. Жанровая природа и композиция романа Апулея «Метаморфозы, или Золотой осел».
56. «Метаморфозы, или Золотой осел» Апулея: особенности сюжетосложения, аллегорический смысл сюжета и функции «Сказки об Амуре и Психее» в романе.