Тема 9. Социальная философия.
- Философский подход в понимании общества.
- Структура общества. Человек в системе социальных связей.
- Гражданское общество и государство.
1. В истории философии существовало множество школ и направлений, отличающихся своим пониманием сущности общества. Для древних греков общество это полис и человек рассматривается как часть полиса. Платон рассматривал общество как воплощение идеи справедливости. Так же поступал и Аристотель, и он исходил из необходимости построения справедливого общества. Идея построения справедливого общества весьма актуальна и в наши дни.
В Средние века философское понимание общества основывается на философии абсолютной личности, Бога. На этой основе Августин различает «град небесный» и «град земной». Все в «граде земном» противоречит «граду небесному». Смысл истории Августин видел в движении града земного к граду небесному.
В Новое время философия приводит к концепциям равноправия членов общества и общественного договора. В христианстве пастулировался договор народа с Богом (завет означает договор). Теперь договор понимается как необходимость, осмысленная в связи с задачей самосохранения человека, иначе люди перебьют друг друга (Т.Гоббс). В общественном договоре заключен суверенитет народа и его нельзя отчуждать в пользу кого бы то ни было, считал Ж.-Ж. Руссо. Общественный договор – это признак гражданского общества. Общественный договор, гражданское общество – это творения человека разумного, а значит, и философии о нем. Разумный человек признает право на жизнь, свободу, собственность (Дж.Локк).
Марксизм характеризует общество как сверхсложную саморазвивающуюся систему всех стран находящихся на одинаковой стадии жизненного развития. Тип общества, формирующийся на общеэкономической основе и обладающий особым характером, определяется Марксом как общественно-экономическая формация. Смена общественно-экономических формаций рассматривается Марксом как закономерный естественно исторический процесс, обусловленный диалектикой производительных сил и производственных отношений.
Э. Дюркгейм связывал понимание общества с теорией ценностей, именно ценности являются фундаментом, на котором строится общество. Общество Дюркгейм рассматривал с позиции структурного функционализма – общество есть автономная сфера бытия, и развивается по собственным законам.
У истоков новейших философских интерпретаций общества лежат взгляды М.Вебера. М. Вебер критиковал «наивные» представления Маркса о возникновении идей в качестве надстройки экономических отношений. Он полагал, что специфика общества определяется отношением субъекта к ценности. Например: «дух капитализма» был предпосылкой возникновения капиталистических отношений. Главная мысль М.Вебера – всегда и везде, во все эпохи природу общества понимали как истолкование смысла социальных действий людей.
2.. «Социальное» – это исходное понятие социальной философии. Существуют два основных подхода в его трактовке: биологизаторский и социологизаторский.
С позиции биологизаторского подхода социальное трактуется как окультуренная форма животных инстинктов. Более распространенным является социологизаторский подход, согласно которому социальное трактуется как эффект, возникающий в результате скоординированного взаимодействия индивидов. Вебер выделил в качестве основы социальной жизни – «ожидание» (ориентацию на ответную реакцию), а точнее «ожидание ожидания ожидания». Без взаимных социальных ожиданий – обязательств» невозможна социальная жизнь: экономика, политика, семья. Сопряженность конкретных ожиданий – обязательств создает для жизнедеятельности конкретной личности предсказуемость, необходимые, надежные условия существования в социуме – в этом суть социального.
Социальная связь между людьми основывается на социальных действиях и взаимодействиях. Социальное действие, Вебер определяет как действие индивида, направленное на разрешение жизненных проблем и сознательно ориентированное на ответное поведение людей.
Человек, понимаемый как личность, представляет собой интеграцию социально значимых черт и отношений данного общества. В процессе социального взаимодействия человек занимает определенные социальные статусы - позиции, предполагающие соответствующие права и обязанности. Современный человек включен в систему многообразных социальных связей (семейных, экономических, политических, религиозных, дружеских и т.п.). Характерной чертой социальной жизни являются устойчивые образцы поведения. Эти устойчивые образцы наиболее полно реализуются, когда люди образуют группы. Современное общество демонстрирует многообразие социальных групп – семьи, дружеские компании, деловые организации и т.д. Социальное взаимодействие как тип социальной связи выступает в различных формах: временных, случайных, постоянных. Удовлетворение наиболее важных социальных потребностей требует упорядочения деятельности людей, сведение ее к предсказуемым образцам социальных ролей. Эту функцию в обществе выполняют социальные институты: политические, экономические, религиозные.
3. Основным политическим институтом общества является государство. Государство – совокупность институтов законодательной, исполнительной и судебной властей (парламент, армия, суд. прокуратура и т.п.) Существуют различные типы государств: монархии, республики, тоталитарные, правовые и т.д.
Появлению правовой государственности было обусловлено развитием самого общества, вызреванием гражданского общества. Правовое государство, ограниченно в своих действиях правом, защищающим свободу и другие. права личности и подчиняющимся власти суверенного народа.
Оборотной стороной правового государства выступает гражданское общество. Они не существуют друг от друга. Гражданское общество представляет собой многообразие не опосредованных государством взаимоотношений свободных и равноправных индивидов в условиях рынка и демократической правовой государственности. Гражданское общество – продукт буржуазной эпохи и формируется преимущественно снизу, стихийно, как результат раскрепощения индивидов, их превращение их подданных государства в свободных граждан – собственников, обладающих чувством личного достоинства и готовых взять на себя хозяйственную и политическую ответственность.