Прошлое, Настоящее и Будущее 8 страница
А теперь история. Это одна из самых прекрасных дзэнских притч. Люди Дзэн говорят историями - им приходится говорить историями, потому что они не могут создавать теорий и доктрин, они могут только рассказывать истории. Они великие рассказчики. Иисус постоянно говорит притчами, Будда постоянно говорит притчами, суфийские мистики постоянно говорят притчами - это не случайно. История, притча, рассказ - единственный путь правого полушария; логические аргументы, доказательства, силлогизмы - левого.
Послушайте эту историю:
Госа Хойен говорил: Когда люди спрашивают меня о Дзэн, я рассказываю им эту историю...
Эта история действительно говорит о том, что такое Дзэн, - показывает, не определяя. Определение невозможно, потому что Дзэн неопределим в своем основном качестве. Ты можешь его испытать, но не можешь определить; ты можешь его прожить, но языка недостаточно, чтобы его высказать; ты можешь его показать, но не можешь облечь в слова. Но история может кое-что передать. И эта история действительно передает, прекрасно передает качество, которое сродни Дзэн.
Это только жест, не делайте его определением, не философствуйте о нем, пусть он будет как вспышка света, вспышка понимания. Это не увеличит ваше знание, но даст вам сдвиг, толчок, перемену гештальта. Это может перебросить вас из одного угла ума в другой... и в этом весь смысл этой истории.
Сын взломщика, заметив, что отец стареет, попросил научить его ремеслу, чтобы он мог продолжать семейный бизнес, когда отец удалится от дел.
Ремесло взломщика - не научная вещь, это искусство. Взломщиками рождаются, как и поэтами; научиться этому нельзя, учение не поможет. Если ты будешь учиться, тебя поймают, потому что тогда полиция будет знать больше твоего - они столетиями копили учение.
Взломщик - это прирожденный взломщик. Он живет интуицией; это навык. Он живет предчувствиями - взломщик женствен. Он не бизнесмен, он игрок; он рискует всем ради почти ничего. Все его ремесло - это опасность и риск. Он в точности похож на религиозного человека. Люди Дзэн говорят, что религиозные люди тоже похожи на взломщиков: в поисках Бога, они тоже взломщики. Нет способа искать Бога посредством логики, рассудка или принятого общества, культуры, цивилизации. Они где-то ломают стену, они входят через черный ход. Если днем это не разрешается, они входят в темноте. Если это невозможно, следуя за толпой по сверхскоростному шоссе, они прокладывают индивидуальные дорожки в лесу. Да, есть определенное сходство. Ты можешь достичь Бога, только если ты взломщик, художник в том, чтобы украсть огонь, чтобы украсть сокровище.
Отец собирался удалиться от дел, и сын попросил: "Прежде чем удалиться от дел, научи меня своему ремеслу".
Отец согласился, и этой ночью они вместе взломали дверь и вошли в чей-то дом.
Открыв большой сундук, отец велел сыну влезть в него и вынуть одежду. Как только мальчик оказался внутри, отец запер сундук и поднял сильный шум, чтобы поднять на ноги весь дом. Затем он тихо ускользнул.
Наверное, это был настоящий мастер, не простой взломщик...
Запертый в сундуке, мальчик испытывал гнев и ужас и не знал, как ему выбраться...
Конечно, естественно! Что это за учение? Он был брошен в опасную ситуацию. Но это единственный способ научить тебя неизвестному. Это единственный способ научить тебя чему-то от правого полушария.
Левому полушарию можно учить в школах: учение возможно, дисциплина возможна, возможно постепенное обучение. Затем, мало-помалу, переходя из одного класса в другой, вы становитесь магистрами искусств, наук или других вещей. Но в правом полушарии не может быть никаких школ: оно интуитивно, оно не постепенно. Оно внезапно; оно подобно вспышке, подобно удару молнии темной ночью. Если это происходит, это происходит. Если этого не происходит, этого не происходит, и ничего сделать нельзя. Ты можешь только поставить себя в определенную ситуацию, в которой больше возможности того, что это произойдет.
Именно поэтому я говорю, что этот старик, наверное, был настоящим мастером.
Запертый в сундуке, мальчик испытывал гнев и ужас и не знал, как ему выбраться...
Логичного способа выбраться из сундука не было: он был заперт снаружи, отец поднял шум, весь дом проснулся; всюду ходили люди и разыскивали его; отец бежал. Есть ли какой-нибудь логичный способ выбраться из сундука? Логика просто теряется, рассудок неприменим. Что ты можешь придумать? Ум внезапно останавливается - и именно этого добивался отец, именно в этом весь смысл. Он пытается поставить сына в ситуацию, в которой логический ум останавливается, потому что взломщику не нужен логический ум. Если он следует логическому уму, рано или поздно он попадется полиции, потому что она тоже следует той же самой логике.
Это случилось во Вторую мировую войну. Три года Адольф Гитлер постоянно побеждал, и по той причине, что он был нелогичен. Все другие страны, сражавшиеся с ним, воевали логически. Конечно, у них была великая наука военного дела, военная тренировка, то и другое, и были эксперты, которые говорили: "Сейчас Гитлер будет атаковать вот с этой стороны". И если бы Гитлер тоже был в своем уме, он сделал бы именно это, потому что это была самая слабая точка в обороне врага. Конечно, врага нужно атаковать в его самой слабой точке - это логично. Поэтому они ожидали, что Гитлер ударит по самому слабому месту, собирались вокруг самого слабого места, а он бил куда попало, непредсказуемо.
Он не следовал даже советам своих генералов; у него был астролог, который предлагал, где атаковать. Это было нечто беспрецедентное - астрологи не управляют войной! Как только Черчилль это понял, как только шпионы донесли, что этого человека нельзя победить, потому что он абсолютно нелогичен - что глупый астролог, который ничего не понимает в войне, принимает решения, глядя на звезды... Что общего имеют звезды с войной на земле? Черчилль тут же назначил королевского астролога, и они стали следовать советам королевского астролога. Тогда все стало приходить в порядок, потому что теперь предсказания делали двое дураков. Все стало проще.
Если взломщик будет следовать Аристотелю, рано или поздно он попадется, потому что полиция следует той же аристотелевой логике. Если ты следуешь логике, каждый, кто следует логическому методу, сможет тебя поймать где угодно. Взломщик должен быть непредсказуемым; логика невозможна. Он должен быть нелогичным - настолько, чтобы его действия не мог предсказать никто. Но нелогичное возможно лишь, если вся твоя энергия движется в правое полушарие.
Запертый в сундуке, мальчик испытывал гнев и ужас и не знал, как ему выбраться.
"Как" - это логический вопрос. Поэтому он был в ужасе - выхода не было; "как" было просто бессильно.
Вдруг его осенила идея - вот это и есть сдвиг. Только в опасных ситуациях, в которых левое полушарие не может действовать, оно позволяет в качестве последнего средства высказаться правому. Оно больше не знает, что делать, чувствует, что дальше идти некуда, теперь оно побеждено; тогда оно говорит, почему бы не дать возможность угнетенной, порабощенной части ума? Нужно дать шанс и ей. Может быть... терять уже нечего.
Вдруг его осенила идея - он замяукал, как кошка.
Это нелогично. Мяукать, как кошка? Такая абсурдная идея. Но это сработало.
Семья велела служанке взять свечу и осмотреть сундук.
Когда крышка была отперта, мальчик выпрыгнул наружу, задул свечу, оттолкнул в сторону ошеломленную служанку и выбежал. Люди бросились за ним.
Заметив у дороги колодец, мальчик бросил в него большой камень, а затем спрятался в темноте. Преследователи собрались вокруг колодца, чтобы посмотреть, как тонет грабитель.
Это тоже не от логического ума. Потому что логический ум требует времени - логическому уму нужно время, чтобы переработать, подумать, взвесить за и против, все альтернативы. Есть тысяча и одна альтернатива. Но когда ты в такой ситуации, времени думать нет. Если за тобой гонятся люди, как ты можешь думать? Думать хорошо, сидя в кресле. С закрытыми глазами ты можешь философствовать, думать и выдвигать аргументы за и против, pro и con. Но когда за тобой гонятся, и твоя жизнь в опасности, у тебя нет времени думать - человек живет в этом мгновении, человек просто становится спонтанным. Он не решил бросить камень, это просто случилось. Это было не заключение, он не думал, что сделает это, он просто обнаружил, что это делает. Он бросил в колодец камень и скрылся в темноте. И преследователи остановились, думая, что грабитель утонул в колодце.
Когда мальчик добрался до дома, он был в сильном гневе и хотел рассказать отцу всю эту историю; но отец сказал:
- Не беспокойся о подробностях. Ты здесь - значит, ты научился искусству.
Какой смысл пересказывать подробности? Они бесполезны.
Подробности бесполезны в том, что касается интуиции, потому что интуиция никогда не повторяется. Подробности осмысленны в том, что касается логики; поэтому логичные люди вдаются в мельчайшие подробности, чтобы, если такая же ситуация повторится, они могли ее контролировать и знали, что делать. Но в жизни взломщика одна и та же ситуация не повторяется больше никогда.
И в реальной жизни одна и та же ситуация никогда больше не повторяется. Если в твоем уме есть какие-то заключения, ты будешь почти что мертвым, ты не будешь откликаться. В жизни нужен отклик, не реакция: ты должен действовать ниоткуда, без всяких заключений внутри. Ты должен действовать без центра - ты должен действовать в неизвестном из неизвестного.
И именно это говорил Госа Хойен, когда люди спрашивали его, на что похож Дзэн. Он рассказывал эту историю. Дзэн точно как искусство взлома! Это искусство, это не наука. Это женственное, не мужское; это не агрессивно, это восприимчиво. Это не запланированная методология; это спонтанность. Это не имеет ничего общего с теориями, гипотезами, доктринами, писаниями; это имеет нечто общее только с одним - и это осознанность.
Что случилось в то мгновение, когда мальчик был внутри сундука? В такой опасности ты не можешь продолжать спать, в такой опасности твое сознание становится очень острым - оно к этому принуждено. Жизнь поставлена на карту, ты совершенно пробужден.
Именно так человек должен быть абсолютно пробужденным каждое мгновение. И когда ты абсолютно пробужден, происходит этот сдвиг. Из левого полушария энергия движется в правое.
Каждый раз, когда ты осознан, ты становишься интуитивным; к тебе приходят вспышки, вспышки из неизвестного, из ниоткуда. Ты можешь им не следовать - и тогда многое упустишь.
Каждый раз, когда ты настолько загнан в угол, что логика терпит поражение, не отчаивайся, не впадай в безнадежность. Эти мгновения могут оказаться величайшим благословением для твоей жизни. Именно в эти мгновения левое полушарие позволяет правому поступить по-своему. Тогда женственная часть, восприимчивая часть даст тебе идею. Если ты ей последуешь, многие двери откроются. Но возможно, что ты ее упустишь; ты можешь сказать: "Какая чепуха!"
Этот мальчик мог бы упустить. Его идея не совсем нормальна, обычна, логична - мяукать, как кошка? Зачем? Он мог спросить зачем, и тогда бы он упустил. Но он не мог спросить, потому что ситуация была такой, что другого пути не было. И он подумал: "Надо попытаться. Чем это повредит?" Он последовал намеку.
Отец был прав. Он сказал: "Не вдавайся в детали, они не важны. Ты вернулся домой, ты научился искусству".
Все искусство в том, как действовать из женственной части ума, потому что женственная часть ума соединена с целым, а мужская - нет. Мужская часть агрессивна, мужская часть находится в постоянной борьбе; женственная же - в постоянной самоотдаче, в глубоком доверии. Поэтому женское тело так красиво, так кругло. В нем есть глубокое доверие и глубокая гармония с природой. Женщина живет в глубокой самоотдаче - мужчина постоянно борется, злится, делает то или другое, пытается что-то доказать, пытается чего-то достичь.
Спросите женщину, хочет ли она попасть на Луну. Она будет просто поражена - зачем? Какой смысл? Зачем так напрягаться? Ей вполне хорошо дома. Ее более заботит непосредственное окружающее, здесь и сейчас, и это дает ей гармонию, изящество. Мужчина постоянно пытается что-то доказать. А если ты хочешь что-то доказать, тебе придется бороться, соревноваться и накапливать.
Одна женщина пыталась добиться от доктора Джонсона, чтобы он с ней поговорил, но он, казалось, почти не обращал на нее внимания.
- Вот как, доктор, - сказала она. - Значит, вы предпочитаете мужское общество женскому?
- Мадам, - ответил Джонсон, - общество дам, приводит меня в восторг. Я люблю их красоту, люблю их деликатность, люблю их оживление... и их молчание.
Мужчина заставляет женщину молчать, и не только снаружи, но и внутри - вынуждая женственную часть к молчанию. Просто наблюдай внутри себя. Если женственная часть что-то говорит, ты тотчас же набрасываешься на нее и говоришь: "Нелогично, абсурдно!" - доктор Джонсон, пытающийся заставить женщину умолкнуть.
Сердце женственно. Ты многое упускаешь в жизни, потому что голова продолжает говорить; она не позволяет говорить сердцу. А единственное качество головы состоит в том, что она более четкая, хитрая, опасная, насильственная. Благодаря своей насильственности она стала лидером внутри, и это внутреннее главенство стало снаружи главенством мужчины. Мужчины главенствовали над женщинами и во внешнем мире; насилие главенствует над изяществом.
Муллу Насреддина пригласили в школу на руководящую должность. Все школьники построились, чтобы куда-то идти, и построение производилось по росту - от самого низкого до самого высокого. Но Мулла заметил, что порядок нарушал первый мальчик в колонне. Это был долговязый парень на голову выше остальных.
- Почему он впереди? - спросил Мулла.
Он спросил маленькую девочку:
- Он что, лидер школы, капитан или что-то в этом роде?
- Нет, - пролепетала она. - Он щиплется.
Мужской ум постоянно щиплется, создает проблемы - и зачинщики проблем становятся лидерами. В школах все мудрые учителя выбирают самых больших зачинщиков проблем старостами классов и школ - безобразников, преступников. Как только они оказываются у власти, вся их энергия, уходившая на создание проблем, начинает помогать учителю. Они начинают создавать дисциплину - те же самые дети!
Просто понаблюдайте политиков в мире: когда одна партия у власти, противоположная партия создает проблемы в стране. Они - нарушители закона, революционеры, а партия, находящаяся у власти, продолжает насаждать дисциплину. Но как только они отстранены от власти, проблемы начинают создавать они. И как только к власти приходит противоположная партия, она становится стражем дисциплины.
Все они - зачинщики проблем.
Мужской ум - это создающее проблемы явление, поэтому он пересиливает, главенствует. Но глубоко внутри, хотя ты, может быть, и достиг власти, ты упускаешь жизнь - и глубоко внутри продолжает существовать женственный ум. Пока ты не вернешься в женственное и не сдашься, пока твои сопротивление и борьба не станут капитуляцией, ты не узнаешь настоящей жизни и ее празднования.
Я слышал один анекдот:
Однажды американский ученый пришел в копенгагенскую штаб-квартиру великого физика, лауреата Нобелевской премии, Нильса Бора и с изумлением обнаружил, что над его столом висит подкова. Она была надежно прибита к стене, рогами кверху, в традиционной манере, чтобы поймать удачу и не дать ей ускользнуть.
Американец нервно рассмеялся и сказал:
- Вы, конечно же, не верите, что эта подкова приносит вам удачу, профессор Бор? В конце концов, как бесстрастный ученый...
Бор ухмыльнулся:
- Я не верю в подобные вещи, мой добрый друг, совершенно не верю. Вряд ли я выгляжу, как человек, способный верить в такие вздорные глупости. Однако мне говорили, что подкова будет приносить удачу, веришь ты в нее или нет.
Загляни немного глубже, и ты найдешь, что прямо под твоей логикой текут свежие воды интуиции, свежие воды доверия.
Дзэн - это путь спонтанности, усилия без усилия, путь интуиции.
Дзэнский Мастер Иккю, великий поэт, сказал:
Я вижу облака за тысячи миль от меня, слышу древнюю музыку в соснах.
Именно в этом - весь Дзэн. Ты не можешь видеть облака за тысячи миль от тебя логическим умом. Логический ум, как стекло, слишком грязное, слишком покрытое идеями, теориями, доктринами. Но ты можешь видеть облака за тысячу миль от тебя при помощи чистого стекла интуиции, без мыслей - лишь чистая осознанность. Стекло чисто, и ясность предельна.
Ты не можешь слышать древней музыки сосен обычным, логическим умом. Как ты можешь слышать древнюю музыку? Музыка, как только она стихла, стихла навсегда.
Но я скажу вам, что Иккю прав. Можно слышать древнюю музыку сосен - я ее слышал, - но необходим сдвиг, полная перемена, перемена гештальта. Тогда ты снова можешь увидеть проповедующего Будду и снова услышать, как Будда говорит. Ты можешь услышать древнюю музыку в соснах, потому что это вечная музыка, она никогда не теряется. Это ты теряешь способность ее слышать. Эта музыка вечна; как только ты восстанавливаешь эту способность, внезапно она есть снова. Она была всегда, только не было тебя.
Будь здесь и сейчас, и ты тоже сможешь увидеть облака за тысячи миль от себя и услышать древнюю музыку в соснах.
Перемещайся более и более в правое полушарие, становись более и более женственным, более и более любящим, отдающимся, доверяющим, подходи ближе и ближе к целому. Не пытайся быть островом - стань частью материка.