Религия и наука. Религия и свободомыслие. Место и роль религии в контексте современной цивилизации.
Религия и наука - два аспекта общественной жизни, из которых первый был важен с самого начала известной нам истории человеческого разума, тогда как второй, после совсем недолгого существования у греков и арабов, возродился лишь в XVI веке и с тех пор оказывает все более сильное влияние на идеи и на весь образ жизни современного человека. С социальной точки зрения религия представляет собой более сложное явление, чем наука. В каждой из великих исторических религий присутствуют три элемента: 1) церковь, 2) вера, 3) кодекс личной морали. Относительная важность каждого из этих элементов изменялась с течением времени и была разной у различных народов. Источником конфликта между религией и наукой является различие в убеждениях, однако острота противоречий обусловлена тем, что убеждения связаны с церковью и моральным кодексом. Сомнение в вере ослабляет авторитет церкви и влияет на ее доходы; кроме того, всегда считалось, что сомнение подрывает мораль, поскольку моральный долг выводится именно из убеждений. Поэтому не только церковные, но и светские власти имеют основания опасаться революционных взглядов ученых. Свободомыслие религиозное, вольнодумство, течение общественной мысли, отвергающее религиозные запреты на рациональное осмысление догматов веры и отстаивающее свободу разума в поисках истины. Исторически свободомыслие проявлялось в различных формах критики религии. В средние века, в эпоху безраздельного господства религиозной идеологии, одной из форм свободомыслия была теория "двойственной истины", утверждавшая идею о самостоятельном и равноправном значении научных истин и религиозных взглядов. Традиции свободомыслия были последовательно развиты в эту эпоху Ж. О. Ламетри, П. А. Гольбахом, Д. Дидро и другими вставшими на позиции атеизма. В дальнейшем стремление к беспрепятственному обсуждению религиозных вопросов выразилось в требовании свободы совести, которое выдвигалось идеологами буржуазных революций 18-19 вв. в разных странах. В России 18 в. идеи свободомыслия ярко выражали М. В. Ломоносов, И. А. Третьяков и др. Свободомыслием пронизано все творчество А. Н. Радищева; с позицией свободомыслия выступали и многие декабристы (П. И. Борисов, А. П. Барятинский, И. Д. Якушкин и др.). Со 2-й половины 19 в. принципы свободомыслие в странах Западной Европы и в России защищали и обосновывали крупные ученые естествоиспытатели. Видное место среди них принадлежит немецкому биологу Э. Геккелю, боровшемуся против мистики и официальной религии; с этой целью он основал в 1906 в Йене "Союз монистов", который наряду с другими прогрессивными организациями буржуазной интеллигенции распространял идеи свободомыслия.
В современном мире религия становится маркером цивилизации. Практически во всех современных конфликтологических моделях присутствует религия в скрытом или явном виде. Вместе с тем, все чаще многие религиозные лидеры говорят, что в действительности происходит не "столкновение цивилизаций": конфликт, утверждают они, происходит не по цивилизационному принципу, а между религиозным образом жизни, религиозным мировоззрением и религиозными сообществами, с одной стороны, и идеологией секуляризма, секуляристским обществом, с другой, вытесняющим все религиозное из общественного измерения, маргинализирующим все, что связано с религией. В результате, мы наблюдаем не только количественный, но и качественный рост присутствия религии в обществах и странах "первого", "второго" и "третьего" миров. Оценку роли религии в современном мире осуществили те, от кого этого сложно было бы ожидать - вдохновенный европейский идеолог коммунитаризма Юрген Хабермас и американский социолог - католик Питер Бергер.В современных условиях роль религиозного образования, а точнее, преподавания знаний о религии, становится чрезвычайно актуальной задачей для национальных правительств, для гражданского общества. Есть локальные особенности религиозных и этнических сообществ, есть объективные цивилизационные и политические различия, разные культурные уклады. Но мы должны найти матрицу представления этих знаний, определить базовые принципы такого преподавания, не ограничивая многообразия форм представления этих знаний в разных социокультурных и цивилизационных условиях.