О борьбе двух царств (начал) в человеке

ВВЕДЕНИЕ

Наследие Григория Саввича Сковороды более двух веков является удельной частью гуманитарных наук не только в Украине, но и далеко за ее пределами. С одной стороны, оно отражает его эпоху и развитие философской мысли эпохи барокко, а с другой – является истоком многих феноменов дальнейшего развития науки и культуры Украины. Стержневыми в философском творчестве Г. С. Сковороды являются его антропоцентрические взгляды, связанные с представлениями философа о счастье человека, его духовном развитии, возникающем из самопознания. Связывая счастье личности с нравственностью и духовностью, Г. С. Сковорода обращается не только к разуму, но и к чувствам, к «сердцу». Философия Сковороды, которая в дальнейшем была названа «философией сердца», нашла ментальное объяснение, а в онтологическом плане – отзыв и развитие среди украинских философов более поздних времен.

Актуальность исследования обусловлена тем фактом, что продвижение современной цивилизации, по мнению ученых, все больше зависит от развития человека, а современный этап общественного развития характеризуется как антропологический кризис. Новейшие технологии, глобальные процессы, разрушая традиционную культуру, порождают необходимость нового образа жизни и мышления. Следовательно, вопрос философского осмысления сущности целей и смыслов существования современного человека актуализирует направление философской антропологии в развитии философии современности. В то же время творческое наследие Г. С. Сковороды, раскрывающее содержание и смысл человеческого бытия, является источником осмысления и дальнейшего развития проблем философской антропологии. Влияние идей Сковороды обусловлено созвучием антропоцентрических основ его философского наследия с идеями современной философской антропологии Украины.

Объектом исследования является философское учение Г. С. Сковороды.

Предметом исследования являются антропологические взгляды украинского философа Г. С. Сковороды.

РАЗДЕЛ 1. МЕТАФИЗИКА

Происхождение человека

На сегодняшний день одной из самых насущных выступает проблема происхождения человека как космического существа, его «вписанность» во вселенную, взаимосвязи и взаимовлияния человека и космоса. Эта тема для украинских мыслителей не нова. Она волновала их разум в былые времена. Одним из самых выдающихся ученых, который задумывался над вопросом человека как космического феномена, является украинский философ Григорий Саввич Сковорода.

Исследование наследия Г. С. Сковороды является одной из приоритетных отраслей отечественной историко-философской науки. В контексте философии Г. С. Сковороды одно из центральных мест занимает космологическая проблематика – метафизическое учение о мире, которое, в свою очередь, является исходным пунктом для антропологии и символической теологии украинского мыслителя.

РАЗДЕЛ 2. ЭТИКА

2.1. «Жизнь согласно природе»

Этико-нравственное учение, занимающее центральное место философских взглядов Сковороды, мыслитель основывал на двух принципах, а именно: «неравного равенства» и самопознания. Обращение к названным принципам обуславливается следующими моментами. Сковорода осознает, что осуществление, реализация объективных общезначимых ценностей становится возможной лишь на субъективном индивидуально обусловленном пути обожения, предпочтения человека Богу, где воля Бога становится единственным его руководством. Однако это не означает, что индивидуальность человека исчезает, погибает вместе с «внешним человеком». Наоборот, она сохраняется, приобретает свою значимость в процессе жизни, нравственного совершенствования, подъема, ведь, с одной стороны, все люди только «тени» настоящего человека, равные перед Богом, а с другой – все они разные.

Учение о сродности натур

Понятия «сродность» и «несродностъ» характеризуют содержание нравственно-религиозного учения Сковороды. Сродность в самом общем своем выражении является структурной упорядоченностью человеческого бытия, определяемой, прежде всего, сопричастностью и подобием человека Богу. Сковорода пишет: «Божие имя и естество его есть то же» [12, 419]. Несродность как противоположность сродности является персоналистическим воплощением греха, людской злой воли, которая расходится с Божьим промыслом. Уклонение от «несродной стати» происходит в результате самопознания, постижения человеком своего духа, призвания, предназначения. Люди, познавшие свою сродность, составляют, по Сковороде, «плодоносный сад», гармоническое сообщество счастливых людей.

О борьбе двух царств (начал) в человеке

Сковорода определяет двойственный характер единого бытия: у мира видимого – мир невидимый. В своем исследовании аспектов самопознания у Сковороды украинский эссеист и литературоведД. Ф. Козий отмечает: «Кроме онтологических определений: изменчивый, непрочный, преходящий – это мир видимый, а неизменный, прочный, вечный – мир невидимый, он придает обоим мирам еще и этические определения: видимый мир – это воплощение зла, нечистоты, а невидимый – воплощение добра, чистоты, правды» [6, 258]. Каждый из трех миров имеет соответственно две «натуры»: видимую и невидимую. Каждый их трех миров соткан из добра и зла, и мир библейский выступает у Сковороды как бы в роли связующего звена между видимыми и невидимыми натурами макрокосма и микрокосма.

РАЗДЕЛ 3. УЧЕНИЕ О СЕРДЦЕ

Многим национальным культурам присуща философская система или учение, более всего характеризующее ее своеобразие и уникальность в мире. Таким философским учением, которое выражает специфику украинской национальной культуры и философии, является «философия сердца» – учение, которое выражает специфику украинского мировоззрения, основные примечательные характеристики национального мировоззрения и психологии. Акцент на понятие «сердце» в описании человека является наиболее выразительной чертой антропологической концепции Г. С. Сковороды, который в своем учении о сердце рассматривает сердце как центр духовной жизни человека, в котором соединяются мысли, чувства и дела человека.

Сердце как разум

Суть философии Григория Сковороды сосредоточена вокруг понятия «сердца» человека. Сковорода считает, что понятие «внешний человек» касается сферы чувств и психологической сферы жизни человека с его интеллектуальной деятельностью включительно. То, что большинство людей понимает под внутренней жизнью, касается деятельности нашего мозга, творческих способностей, которые заключаются в способности аналитически и логически мыслить. В действительности, человек не знает, откуда у него берутся те или иные мысли, хотя карта электрической работы мозга дает ученым основание предположить, что он является их источником. Однако, только несколько процентов головного мозга человека (кора) контролируют его деятельность, остальные – мир неизвестного, «безграничный космос», которым также живет человек, который может поставить под сомнение предположение о полном контроле мозга (рационального начала) над его мыслями или их источником. Более того, любовь, гнев, ненависть и другие сильные душевные переживания иногда могут не поддаваться контролю человека, как бы он не старался себя сдерживать, или отгонять от себя разные мнения, что позволяет предположить наличие причины счастья или несчастья в ином измерении, нежели подконтрольная рациональному мышлению обыденность.

Сердце как чувство

Настаивание на важности чувств – эмоций является давней традицией украинской философии. Ученые к типичным чертам национального душевного склада относят «эмоционализм», утверждают, что украинскому характеру присуща «сердечность». Под эмоционализмом понимается предоставление высокой оценки ощущениям, своеобразное видение природы, так сказать, слияние с ней. Образ сердца как центра эмоциональной жизни человека мы находим уже в украинской Княжеской эпохе, он прослеживается в народных песнях, сказках, поговорках.

Раскрытие пути к самопознанию составляет основу философии Г. С. Сковороды. Действенность его заключается в том, что это – путь «вглядывания» в мир, открытие за внешностью (формой вещей) их сути – истинной жизни. Мировоззренческий идеал Г. Сковороды складывался под влиянием двух духовных начал: традиционного религиозного мировоззрения и научного знания, которое распространялось в Украину с Запада. Философ синтезировал их таким образом, что истинным для него становилось знание, которое утверждало ценность человека с присущим ему богатством души и духа. В терминологии философа – это соответственно чувство и ум.

Наши рекомендации