Кратко изложите основное положение комментария к стиху 40, особо принимая во внимание вопрос о женщинах и ответственности за их целомудрие.
Мир и благополучие общества зависит от преобладания благочестивого населения. А это зависит от целомудрия и верности его женщин. Женщины, как и дети, требуют покровительства со стороны старших членов семьи. Будучи заняты в семье исполнением разнообразных религиозных обрядов в соответствии с семейными традициями, женщины становятся защищенными от прелюбодеяния. Но если в обществе господствует безверие, женщины развращаются, и это приводит к нежеланному потомству.
Перечислите четыре довода Арджуны, которые он использует как оправдание своего отказа от участия в битве.
1) сострадание
2) отсутствие наслаждения
3) отвращение ко греху
4) разрушение династии
(5) нерешительность)
ГЛАВА 2.
Стихи 1 - 9.
1. Какие слова использует Кришна, чтобы описать сострадание Арджуны?
(2.2): Кутас тва кашмалам идам — как эта скверна могла одолеть тебя?
Анарья - ты не знаешь, в чем ценность жизни
Асваргьям - это не приведет к высшим планетам
Акирти-карам - это станет причиной бесчестья
(2.3): Клайбьям ма сма гамах - не поддавайся унизительному малодушию
Найтат твайй упапдьяте - это не подобает тебе
Кшудрам хридая даурбальям тьяктва — вырви из сердца эту недостойную жалость
Объясните, каковы три стадии понимания Абсолютной Истины на примере аналогии с Солнцем.
Брахман, безличный всепроникающий аспект Всевышнего сравнивается с солнечным светом. Это начальная стадия постижения Абсолютной Истины.
Параматма, аспект Господа, находящийся в сердцах всех живых существ и в каждом атоме —сравнивается с поверхностью Солнца. Постижение Параматмы - более высокая ступень знания, чем постижение Брахмана.
Бхагаван, Верховная Личность Бога—высший аспект Абсолютной Истины — сравнивается с сердцем планеты Солнце.
Кратко изложите основное положение комментария к стиху 7.
Человек не сможет избавиться от запутанности в материальных проблемах до тех пор, пока не обратится к истинному духовному учителю и не начнет следовать его указаниям.
Ссылаясь на текст 8, выделите, что заставляет человека предаться гуру и Кришне.
Предаться Кришне человека заставляет разочарование в материальной жизни, академическом знании, экономическом процветании и т.д и желание раз и навсегда покончить со скорбью, т.к. он уже пришёл к пониманию того, что никакие материальные меры не помогут ему решить реальные проблемы жизни и не избавят от страданий.
Стихи 10 - 13.
1. О чем не скорбит пандит? Как следует преданному реагировать на смерть кого-либо из членов семьи?
Истинно мудрый человек не скорбит о теле, ни о мертвом, ни о живом. Если умирает родственник, то нужно следовать соответствующей местной традиции, если это не противоречит духовным принципам. Можно предложить прасад фотографии умершего родственника, молиться о лучшем будущем для него, читать за него круги маха-мантры.
Кратко изложите, какие доводы против философии маявади приводит Шрила Прабхупада в комментарии к стихам 12 и 13.
— Маявади говорят, что индивидуальность души иллюзорна, условна и относится к телу. Тогда, если индивидуальность Кришны иллюзорна, то Бхагавад-гита не может быть авторитетным писанием, но маявади опираются на нее. Кроме того, Кришна уже осудил телесную концепцию в стихе 2.11. Джива бесконечно мала, поэтому она склонна попадать в иллюзию, но Кришна бесконечно велик, поэтому Его не может покрыть иллюзия.
— Душа неразрушима и неделима, а маявади говорят, что майя отсекает или отделяет живых существ от изначального сознания.
3. Как в повседневной жизни можно ощутить вечную природу души и временную природу тела? Процитируйте подходящий стих.
Тело постоянно меняется от детства к отрочеству и старости, но живое существо, душа, остается той же личностью.
Стихи 14 - 25.
1. Почему следует исполнять свой долг, несмотря на трудности?
Человек должен следовать религиозным принципам, терпеливо вынося временные проявления счастья и несчастья, чтобы подняться на уровень знания, т.к. лишь с помощью знания и преданного служения он может достичь освобождения от когтей майи.
2. Дайте определение понятиям "сат" и "асат". К чему они относятся?
Сат означает "вечное", т.е. душа (не меняется, всегда остается той же).
Асат, "несуществующее" — относится к телу, которое преходяще и постоянно изменяется.
3. Дает ли знание того, что смерть неминуема, право на жестокость?
Нет. В Ведах говорится: "ма химсьят сарва-бхутани" — "никогда и ни к кому не применяй насилия", поэтому любое применение насилия, осуществленное без санкций на это, отвратительно и карается законами государства или законом Господа.