Объем дисциплины и виды учебной работы. Наименование дисциплины:Б.1.03 Философия
Рабочая ПРОГРАММА
Наименование дисциплины:Б.1.03 Философия
Основная образовательная программа:080200.62 Менеджмент
Квалификация (степень) выпускника: бакалавр
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры «ГиЕНД» протокол № __ от ___ ___________2012 г.
СОГЛАСОВАНО | СОГЛАСОВАНО |
Заведующий кафедрой «ОПиСДпоЭ» __________________Н.В.Зяблицкая «____»_______________________2012 | Заведующий кафедрой «ГиЕНД» ____________________Г.Г.Харисова «____»______________________2012 |
Нижневартовск, 2012
ЛИСТ СОГЛАСОВАНИЯ
рабочей программы дисциплины «Философия»
Разработчики:
Разработчик программы – к.филос.н., доцент Рябова И.Г.
Ученый секретарь – преподаватель Федоренко О.А.
Выпускающая кафедра:
Заведующий кафедрой «ОПиСДпоЭ» Н.В.Зяблицкая
Внешние эксперты:
1._______________________
2.________________________
1. Цели и задачи дисциплины:
Цель – Формирование представления о специфике философии как способе познания и духовного освоения мира, основных разделах современного философского знания, философских проблемах и методах их исследования; овладение базовыми принципами и приемами философского познания; введение в круг философских проблем, связанных с областью будущей профессиональной деятельности, выработка навыков работы с оригинальными и адаптированными философскими текстами.
Задачи дисциплины –освоение студентами материала по курсу, в соответствии с обязательным минимумом.
2. Место дисциплины в структуре ООП:
Дисциплина относится к циклу дисциплин Б.1 «Гуманитарный, социальный и экономический цикл», блок дисциплин БЧ.1.03 «Базовая часть». Изучение курса философии позволит обучающимся получить представление: о предмете философии, навыках критического восприятия и оценки источников информации, умении логично формулировать, излагать и аргументированно отстаивать собственное видение проблем и способов их разрешения, а также о методологической роли, которую играет философия в интеллектуальной познавательной деятельности человека.
Требования к результатам освоения дисциплины
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:
1. Знает базовые ценности мировой культуры и готов опираться на них в своем личностном и общекультурном развитии (ОК-1);
2. Знает и понимает законы развития природы, общества и мышления и умеет оперировать этими знаниями в профессиональной деятельности (ОК-2 );
3. Способен занимать активную гражданскую позицию (ОК-3);
4. Умеет анализировать и оценивать исторические события и процессы (ОК-4);
5. Владеет культурой мышления, способен к восприятию, обобщению и анализу информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК-5);
6. Умеет логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-6);
7. Стремится к личностному и профессиональному саморазвитию (ОК-10);
8. Способен анализироватьсоциально-значимые проблемы и процессы (ОК-13);
В результате изучения дисциплины студенты должны знать:
– основные направления, проблемы, теории и методы философии;
– содержание современных философских дискуссий по проблемам общественного развития.
Уметь:
– формировать и аргументированно отстаивать собственную позицию по различным проблемам философии;
– использовать положения и категории философии для оценивания и анализа различных социальных тенденций, фактов и явлений.
Владеть:
– навыками восприятия и анализа текстов, имеющих философское содержание,
– приемами ведения дискуссии и полемики, навыками публичной речи и письменного аргументированного изложения собственной точки зрения.
Объем дисциплины и виды учебной работы
Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетные единицы.
Таблица 1. Состав и объем дисциплины
Вид учебной работы | Всего часов | Семестр IV |
Аудиторные занятия | ||
в том числе: | ||
Лекции | ||
Практические занятия | ||
Лабораторные работы | ||
Самостоятельная работа студента | ||
в том числе: | ||
Курсовой проект (работа) | ||
Расчетно-графическая работа | ||
Контрольные работы | ||
Другие виды самостоятельной работы | ||
Контроль самостоятельной работы | ||
Вид промежуточной аттестации | Экзамен | Экзамен |
Общая трудоемкость дисциплины |
Содержание дисциплины
Содержание разделов дисциплин
Таблица 2. Разделы дисциплины, виды и объем знаний
№ раздела | Наименование разделов дисциплины | Содержание раздела в дидактических единицах |
1: 1.1 | Актуальные проблемы истории философской мысли. Предназначение и функции философии. | Вопросно-ответные ситуации. Операции с понятиями. Определение и классификация. Философия как форма общественного сознания. Возникновение философии и ее исторические типы. Понятие мировоззрения и его структура. Философия и наука. Наука и ее функции. Методы научного познания. Роль философии в жизни общества. |
1.2 | Античная философия. | Вопросно-ответные ситуации. Операции с понятиями. Определение и классификация. Становление античной философии, основные этапы ее развития. Понятие космоса в античности и соотнесенность его с человеком. Проблема бытия в античной философии. Объективный идеализм Платона. Понятие материи. Учение о государстве. Философия Аристотеля и его этические воззрения. Философия эллинизма и её основные направления. Эпикурейство. Содержание и основные этапы развития философии стоиков. Скептики. Философия неоплатонизма. |
1.3 | Философия средневековья. | Вопросно-ответные ситуации. Операции с понятиями. Определение и классификация. Религиозный характер философской мысли средневековья. Патристика. Учение А. Августина. Природа и человек как творение Бога. Разум и воля. Учение о "священной истории". Схоластика. Ф, Аквинский как систематизатор средневековой философии. Проблема разума и веры, сущности и существования. Спор о природе общих понятий: борьба номинализма и реализма.Взаимовлияние восточной и европейской средневековой философии. |
1.4 | Философия эпохи Возрождения. | Вопросно-ответные ситуации. Операции с понятиями. Определение и классификация. Антропоцентрический тип философствования, его культурно-исторические и социальные предпосылки в эпоху Возрождения в странах Западной Европы. Гуманизм и проблема человеческой индивидуальности. Петрарка, Л. Валло, Э. Роттердамский и вызревание идеи "от царства Бога к царству человека". Натурфилософия. Пантеизм Н.Кузанского. Учение о противоположностях. Рождение новой науки. Гелиоцентризм и учение о бесконечности Вселенной (Н. Коперник, Дж. Бруно, Г. Галилей). |
1.5 | Философия Нового времени (17-18 в.в). | Вопросно-ответные ситуации. Операции с понятиями. Определение и классификация. Материализм естествоиспытателей, его связь с развитием науки (Ф. Бэкон, Т. Гоббс, Б. Спиноза, Д. Локк). Дуализм Р. Декарта. Проблема метода познания Эмпиризм и рационализм. Монадология Лейбница. Гносеологические идеи Дж. Беркли и Д. Юма. Проблема человека в философии Просвещения (Ф. Вольтер, Ж. -Ж. Руссо). Французский материализм XVIII века (Ламетри, Дидро, Гольбах, Гельвеции). |
1.6 | Немецкая классическая философия. | Вопросно-ответные ситуации. Операции с понятиями. Определение и классификация. Социокультурные предпосылки возникновения немецкой философии. Активно - деятельностное понимание человека в немецком идеализме. Философия Канта. Агностицизм кантианской философии. Этическое учение Канта. Субъективный идеализм Фихте. Натурфилософия Шеллинга. Философская система Гегеля. Идеалистическая диалектика. Антропологический материализм Л. Фейербаха. |
1.7 | Т еоретическая философия К. Маркса и Ф. Энгельса. | Вопросно-ответные ситуации. Операции с понятиями. Определение и классификация. Формирование основ материалистической социальной философии. Концепция социально-исторической практики. Коммунизм общества и "историческая освободительная миссия" пролетариата. Идея преобразования социальной действительности. Разработка материалистической диалектики, её противоречия. Отношение к гегелевской диалектике. Оценка материализма Л.Фейербаха. Единство диалектики и материализма в марксистской философии. Распространение и развитие марксистских идей после К. Маркса и Ф. Энгельса. Классово-идеологический и просветительско-догматический тип философствования в России конца XIX - начала XX в.в. (Плеханов, Ленин) в СССР. |
1.8 | Русская Философия. Традиции и особенности. | Вопросно-ответные ситуации. Операции с понятиями. Определение и классификация. Традиции и особенности русской философии. Влияние Византии. Характерные черты русской философии. Практически-нравственная ориентация русской философии. Проблема человека. Философские идеи в России ХУШ века (Ломоносов, Радищев). Историософия Чаадаева. Славянофилы и западники.Философия всеединства В.С. Соловьёва. Философская система Н.А. Бердяева. Философия "Вех". Религиозная философия П. Флоренского. Русский космизм (Н.Фёдоров, В.Вернадский, К. Циолковский). |
1.9 | Западноевропейская философия конца 19-20 в.в. | Вопросно-ответные ситуации. Операции с понятиями. Определение и классификация. Позитивистско-сциентистский тип философствования. Рационализм и иррационализм в современной западной философии. Философия жизни Ницше. "Философия науки" и концепция логического позитивизма (Шлик, Карнап, Поппер, Кун, Лакатос и др.). Идея бессознательного и психоанализ. Неофрейдизм. Эволюция религиозной философии в XX веке. Принципы и современное состояние неотомизма. Противоречия и критицизм в рамках современной религиозной философии (Т. де Шарден). Человек в мире и мир человека. Иррациональная философия и её разновидности. Экзистенциализм, интуитивизм, персонализм, философская антропология. Человек в условиях отчуждения, социальных кризисов и "пограничных ситуаций". Существование человека и его сущность. Бытие человека и бытие мира. Проблема жизни и смерти (Кьеркегор, Хайдеггер, Сартр, Камю). Прагматический тип философствования. Проблема истины в прагматизме. Исторические формы позитивизма. Неопозитивизм. Проблема значения языка. Основные типы анализа в различных направлениях: аналитическая философия, структурализм, герменевтика. Анализ языка и методов науки и философии (Витгенштейн). Постпозитивизм и его роль в современной науке и философии. Культ научно-технического прогресса и его противники. Сциентизм и антисциентизм. Особенности информационного общества (Д.Белл, А.Тоффлер). Технократические и антитехнократические тенденции в западной философии. Философские проблемы научно-технического прогресса. |
2: 2.1 | Теория и методология. Основные философские проблемы, категории. Бытие и проблема субстанции | Вопросно-ответные ситуации. Операции с понятиями. Определение и классификация. Категория бытия, её философский смысл и методологическое значение. Мир как единство природы и человека, материального и духовного. Основные формы бытия. Бытие вещей, процессов и состояний природы. Специфика бытия живой природы. Бытие человека. Идеальное и его бытие. Материалистический и идеалистический монизм, плюрализм, дуализм в философии. Представления о субстанции, их связь с уровнем развития естествознания. Основные уровни организации природы, их качественная специфика и несводимость друг к другу. Понятия движения и развития. Современная наука и проблема классификации форм движения. Понятие материи, ее свойства, атрибуты. Единство материи и движения. |
2.2 | Сознание. | Вопросно-ответные ситуации. Операции с понятиями. Определение и классификация. Сознание как философская проблема и её значение для анализа всех форм проявления духовной деятельности человека. Материалистическая концепция сознания. Сознание и мозг. Физическое и психическое. Возникновение сознания и его общественная природа. Роль труда в формировании сознания. Активность сознания. Язык и сознание. Самосознание. Сознательное и бессознательное. Проблема сознания и кибернетика. |
2.3 | Познание. | Вопросно-ответные ситуации. Операции с понятиями. Определение и классификация. Субъект и объект познания. Чувственное и рациональное познание, их формы. Единство чувственного и рационального познания. Проблема истины в философии и науке. Критерий истины. Научное познание - единство знания и деятельности. Отличие научного познания от обыденного, художественного и других способов освоения действительности. Эмпирический и теоретический уровни познания. Специфика социального познания. Общество, человек как его объекты. Системный подход в обществознании. |
2.4 | Природа и человек. | Вопросно-ответные ситуации. Операции с понятиями. Определение и классификация. Природа как философская категория. Религиозная, философская и научная картины мира. Исторические этапы взаимодействия природы и общества. Роль географической среды в развитии общества. Географическая школа: географический детерминизм, геополитика. Мальтузианство и неомальтузианство. Социальная экология: философский аспект. Проблема выхода из экологического кризиса и концепция ноосферы. |
2.5 | Общество и культура. | Вопросно-ответные ситуации. Операции с понятиями. Определение и классификация. Общество как система. Важнейшие подсистемы общества: экономическая, социальная, политическая, духовная. Разнообразие концепций развития исторического процесса (цивилизационная, формационная, культурологическая). Общественное и индивидуальное сознание. Массовое сознание. Основные формы общественного сознания. Человек в системе социальных отношений. Гражданское общество и правовое государство. Понятие культуры, особенности её существования и развития. Материальная и духовная культура. Культура как мера развития человека. |
2.6 | Личность, свобода, ценности. | Вопросно-ответные ситуации. Операции с понятиями. Определение и классификация. Содержание понятия личность, его соотношение с понятием человек. Роль социальной среды в формировании личности. Личность как объект и субъект общественной жизни. Права и обязанности личности, их философский и юридический аспекты. Свобода и необходимость. Свобода и ответственность. Проблема "внешней" и "внутренней" свободы. Свобода как критерий общественного прогресса. Человек и проблема ценностей. Ценности и нормы. Конкретно-историческое и общечеловеческое содержание норм. Духовные и материальные ценности. Система общечеловеческих ценностей. Проблема переоценки ценностей. |
2.7 | Проблема и Перспективы Современной Цивилизации. | Вопросно-ответные ситуации. Операции с понятиями. Определение и классификация. Вступление современной цивилизации в качественно новое состояние. "Пределы роста". Возникновение и обострение системы глобальных проблем современности. Основные общечеловеческие проблемы. Проблема глобализации. Научно-технические и социально-политические условия возможности преодоления общего кризиса современной цивилизации. Альтернативные стратегии мирового развития: "традиционный реформизм", переход к ноосферной цивилизации. Правовые, психологические, этические и эстетические проблемы перехода к глобальной ноосферной цивилизации. |
5.2. Матрица соотнесения тем/разделов учебной дисциплины/модуля и формируемых в них профессиональных и общекультурных компетенций.
ТаблицаЗ
Наименование разделов | Кол-во часов | Компетенции | ||||||||
ОК-1 | ОК-2 | ОК-3 | ОК-4 | ОК-5 | ОК-6 | ОК-10 | ОК-13 | Общее кол-во компетенций | ||
Тема 1.1 | + | + | + | + | ||||||
Тема 1.2 | + | + | + | |||||||
Тема 1.3 | + | + | + | |||||||
Тема 1.4 | + | + | + | |||||||
Тема 1.5 | + | + | + | |||||||
Тема 1.6 | + | + | + | |||||||
Тема 1.7 | + | + | + | |||||||
Тема 1.8 | + | + | + | |||||||
Тема 1.9 | + | + | + | |||||||
Тема 2.1 | + | + | + | |||||||
Тема 2.2 | + | + | + | + | + | + | + | + | ||
Тема 2.3 | + | + | + | + | + | + | ||||
Тема 2.4 | + | + | + | + | + | + | + | |||
Тема 2.5 | + | + | + | + | + | + | + | |||
Тема 2.6 | + | + | + | + | + | + | + | + | ||
Тема 2.7 | + | + | + | + | + | + | ||||
КСР | ||||||||||
ИТОГО |
5.3 Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами
Таблица 4