Задания самостоятельной работы. Кафедра социально - гуманитарных дисциплин
ЮЖНО-КАЗАХСТАНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ
ФАРМАЦЕВТИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ
Кафедра социально - гуманитарных дисциплин
СИЛЛАБУС
Дисциплина: «История и философия науки»
Специальности: 6М110400 – Фармация
6М110200 – Общественное здравоохранение
6М110100 – Медицина
6М110100 – Cестринское дело
Объем учебных часов: 90ч (2 кредита)
ШЫМКЕНТ 2016
Силлабус утвержден на заседании кафедры социально-гуманитарных дисциплин
Протокол № ____«_____»_______2016г.
Заведующий кафедрой, к.филос.н., и.о.профессора: ______ Кемелбеков К.Б.
Сведения о преподавателях
№ | Ф.И.О. | Науч.степень должность | Приоритет.науч.интересы | достижения |
Кемелбеков К.Б. | Зав. кафедрой, кандидат филос. наук, | Философия возрождения национальной культуры | Выпуск монографии |
Контактная информация:
Местонахождение кафедры: площадь Аль-Фараби 1, тел. 40-82-22 (130)
Политика и процедуры:
- Не пропускать занятия без уважительной причины;
- Активное участие в учебном процессе, на лекциях и практических занятиях:
- Регулярная подготовка к занятиям;
- Своевременно и по графику выполнять задания и сдавать СРМ;
- Не опаздывать на занятия;
- Не заниматься посторонними делами во время занятий;
- Быть терпимым, открытым и доброжелательным к сокурсникам и преподавателям;
- Бережно относится к имуществу кафедры;
- Своевременно отрабатывать пропущенные по уважительным и неуважительным причинам занятия;
- Конструктивно поддерживать обратную связь на всех занятиях;
- За каждый пропуск занятий по неуважительным причинам с магистранта снимается 3 балла. Если магистрант не набирает 50% текущего рейтинга, т.е. 45 баллов, то он не допускается к сдаче итогового контроля (экзамена).
ПРОГРАММА
Характеристика дисциплины
В двадцать первом веке, бросая взгляд в прошлое, мы можем с уверенностью сказать, что ни одна сфера духовной культуры не оказала столь существенного и динамичного влияния на общество, как наука. И в нашем мировоззрении, и мире окружающих нас вещей мы повсеместно имеем дело с последствиями ее развития. Темпы роста и преобразования науки сейчас ни с чем не сравнимы. Наука рассматривается как производство знаний. Наука не существует без знания, именно производства знаний делает науку наукой. Науке чужд индивидуализм, она призывает каждого к жертвам ради общего дела. Наука с одной стороны определенная человеческая деятельность, с другой стороны хранит в социальной памяти идеи творцов внесших вклад в ее развитие. Наука становится достойным объектом изучения, которая так же требует философского и методологического осмысления ее роли.
Философия науки пытается ответить на следующие основные вопросы:
что такое научное знание, как оно устроено, каковы принципы его организации и функционирования, что с собой представляет наука как производства знаний, каковы закономерности формирования и развития научных дисциплин, чем они отличаются друг от друга и как взаимодействуют.
XXI век может быть охарактеризован как все расширяющееся использование науки в самых различных областях социальной жизни. Наука начинает все активнее применяться в различных сферах управления социальными процессами, выступая основой квалифицированных экспертных оценок и принятия управленческих решений. Соединяясь с властью, она реально начинает воздействовать на выбор тех или иных путей социального развития. Эту новую функцию науки иногда характеризуют как превращение ее в социальную силу. При этом усиливаются мировоззренческие функции науки и ее роль как непосредственной производительной силы.
Современная философия науки рассматривает закономерности и тенденции научного познания как особой деятельности в их историческом развитии как социокультурный феномен. И одной из важных ее задач является исследование того, как исторически меняются способы формирования нового научного знания и каковы механизмы воздействия социокультурных факторов на этот процесс.
Цель дисциплины:
Выработка стиля научного мышления на основе изучения истории науки. Формирование культуры научного мышления.
. Задачи:
- Изучение теоретических основ курса.
- Аналитическая работа с первоисточниками, классическими трудами зарубежных и отечественных методологов науки.
- Содействие самостоятельному и критическому мышлению, формирования таких качеств как широта, гибкость и открытость мышления.
Методология обучения
-Традиционные методы обучения, направленные на развитие основных навыков, необходимых для успешного усвоения дисциплины
- Коммуникативные и интерактивные виды деятельности в комбинации с традиционными методами обучения
- Работа в малых группах, парах, самостоятельная подготовка
- Дифференцированный и индивидуальный подход подготовка статей и выступлений, поиск в Интернете, подготовка презентаций и мини-презентаций для занятий, тестирование, кейс-стади.
● Календарно-тематический план занятий
№ | Наименование разделов и тем | Лекции | Практич занятия з | СРМП/СРМ | Всего кредитов |
Введение. Философия и методология науки как отрасль философского знания. | |||||
Наука в культуре и цивилизации. Возникновение науки. Основные этапы исторической динамики | |||||
Структура научного знания Научные революции. Научная рациональность. | |||||
Особенности современного этапа науки. Наука как социальный институт | |||||
Естественные науки в структуре современного научного знания | |||||
Информатика как междисциплинарная наука. Эпистемологическое содержание компьютерной революции. | - | ||||
История становления наук об обществе, культуре, истории и человеке. | - | ||||
Философские проблемы педагогики и философия образования. | |||||
Философские проблемы конкретных наук | - | ||||
Всего |
● Календарно-тематический план лекций
№ | Наименование тем | Форма проведения | Продолжи ность |
Введение. Философия и методология науки как отрасль философского знания | Вводная Лекция | ||
Наука в культуре и цивилизации. Возникновение науки. Основные этапы исторической динамики | Информация | ||
Структура научного знания Научные революции. Научная рациональность. | Лекция беседа | ||
Естественные науки в структуре современного научного знания. | Лекция беседа | ||
Философские проблемы педагогики и философия образования. | Информация | ||
Всего: |
● Календарно-тематический план практических занятий
№ | Наименование тем практических занятий | Краткое содержание | Объем кредитов/ часов |
Философия и методология науки как отрасль философского знания. | Вопрос-ответ | ||
Наука в культуре и цивилизации. Возникновение науки. Основные этапы исторической динамики | Дискуссия | ||
Структура научного знания. Научные революции. Научная рациональность. | Вопрос-ответ | ||
Особенности современного этапа науки. Наука как социальный институт | Беседа | ||
Естественные науки в структуре современного научного знания. | Беседа, дискуссия | ||
Информатика как междисциплинарная наука. Эпистемологическое содержание компьютерной революции. | Беседа, дискуссия | ||
История становления наук об обществе, культуре, истории и человеке. | Беседа, дискуссия | ||
Философские проблемы педагогики и философия образования. | Вопрос-ответ | ||
Философские проблемы конкретных наук | Дискуссия | ||
Итого |
Задания самостоятельной работы
№ | Наименование тем | Форма контроля | Объем кредитов/ часов |
Предмет философии науки | доклад | ||
История философии как философская наука | реферат | ||
Возникновение научных знаний | доклад | ||
Предпосылки возникновения и этапы развития науки. | презентация | ||
Концепция современного естествознания. | доклад | ||
Характерные черты науки. | презентация | ||
Отличие науки от других отраслей культуры. Рубежный контроль №1 | презентация тесты, контрольная работа в письменной форме | ||
Наука и религия. Наука и философия | презентация | ||
Философия и медицина | презентация | ||
Народная медицина: ее проблемы | презентация | ||
Эволюция и место науки в системе культуры | реферат | ||
Философские проблемы медицины | презентация | ||
Философские проблемы педагогики и философия образования. Рубежный контроль №2 | реферат тесты, контрольная работа в письменной форме | ||
ВСЕГО: |
Время консультаций:
№ | Ф.И.О | Степень должность | Время |
Кемелбеков К.Б. | Зав. кафедрой, кандидат философских наук, | Суббота 10-00-12-00часов |
Конечные результаты
Дублинские дескрипторы | Компетенции специальности, разработанные в ЮКГФА | Результаты обучения дисциплины | Результаты обучения по концепции (ГОСО) | |
А | Демонстрировать развивающие знания и понимание, полученные на уровне высшего образования, которые являются основой или возможностью для оригинального развития или применения идей, часто в контексте научных исследований; | Компетенция в области естественных и специальных наук | Раскрывает содержание форм и методов донаучного, научного и вненаучного познания. Излагает современные методы познания к социогуманитарному знанию. Описывает процессы, связанные с познавательной деятельностью. | Должен иметь представление о современной методологии преподавания дисциплин в медицинском вузе Должен иметь представление о роли научных школ в современном здравоохранении Должен знать основы истории и философии науки и уметь их использовать в научно- исследовательской деятельности. |
Компетенция «Адвокат здоровья | Демонстрирует знания правовых актов, регулирующих предпринимательскую деятельность. (Конституция РК, Закон о частном предпринимательстве, Закон об образовании) Определяет этические и правовые нормы, регулирующие отношения между людьми, в том числе и в профессиональной сфере. | Должен знать законодательство об охране здоровья граждан, правовые основы деятельности медицинских работников | ||
Компетенция предпринимательства | Демонстрирует знания основ предпринимательской деятельности в области образовательных и консультационных услуг. | Должен знать основы менеджмента и мотивации научной деятельности коллектива | ||
Компетенция «Навыки научных исследований» | Определяет методологию научного познания; Демонстрирует знания принципов и структуры организации научной деятельности; | Должен знать современные концепции, теоретико-методологические основы научного познания | ||
Компьютерная и информационная компетентность | Демонстрирует знания современных учебно-информационных средств обучения и свободное использование интернет - ресурсов. | Должен иметь представление о современной научной информации и использовании ее в своей профессиональной деятельности | ||
Компетенция «Коммуникативные навыки» (культурная компетенция, критическое мышление, креативность, способность работать в команде, иноязычная компетентность). | Демонстрирует знания письменной и устной речи на государственном языке, знания ведения дискуссии и полемики, способностей и готовности к подготовке и редактированию текстов профессионального и социально значимого содержания. Свободно владеет иностранным языком на профессиональном уровне, позволяющим проводить научные исследования и осуществлять преподавание специальных дисциплин в вузах; Демонстрирует знания навыков работы в команде. | Должен знать не менее одного иностранного языка на уровне свободного владения. | ||
В | Применять знания, понимание и способность решать проблемы в новых или незнакомых ситуациях в контекстах и рамках более широких (или междисциплинарных) областей, связанных с изучаемой областью; | Компетенция в области естественных и специальных наук | Демонстрирует формулирование и решение задач, возникающие в ходе научно-исследовательской деятельности, требующие углубленных профессиональных знаний и необходимых методов исследования. Эффективно применяет современные методы и приемы преподавания в высшей школе Разрабатывает необходимые методические ресурсы для подготовки и проведения занятий (лекций, семинаров, СРМП и экзаменов) Практикует исторические методы исследования познавательной деятельности. | Должен планировать и осуществлять свою научную и педагогическую деятельность. Должен использовать знания научных методов изучаемых в истории и философии науки и применять их на практике. |
Компетенция «Адвокат здоровья» | Демонстрирует умения применять знания основ законодательства РК, связанных с этическими нормами, регулирующие отношения человека к человеку. | Демонстрирует умения выделять неимущественные отношения, которые имеют аксиологическую ценность. | ||
Компетенция предпринимательства | Демонстрирует умения вести предпринимательскую деятельность в области образовательных и консультационных услуг. Ориентируется на рынке труда и занятости в части, касающейся своей профессиональной деятельности | Уметь использовать знания по фундаментальным наукам в своей практической работе для решения конкретных исследовательских, информационно -поисковых, методических задач. | ||
Компетенция «Навыки научных исследований» | Оперирует полученными знаниями для оригинального развития и применения идей в контексте научных исследований. Иллюстрирует умения обобщать результаты научно-исследовательской и аналитической работы в виде диссертации, научной статьи, отчета, аналитической записки и др. | Демонстрирует умения креативно мыслить и творчески подходить к решению новых проблем и ситуаций. | ||
Компьютерная и информационная компетентность | Оперирует умениями решать проблемы информационного поиска. Применяет современные информационные технологии в образовательной деятельности; | Должен знать методы коммуникаций, вопросы философии управления. | ||
Компетенция «Коммуникативные навыки» (культурная компетенция, критическое мышление, креативность, способность работать в команде, иноязычная компетентность). | Показывает умения устанавливать профессиональные, личные и корпоративные контакты Применяет методы эффективной коммуникации, для управления конфликтами, стрессами и инновациями в | Показывает высокий уровень культуры общения, эффективное взаимодействие независимо от культурных, конфессиональных, языковых различий. | ||
С | Интегрировать знания, справляться со сложностями и выносить суждения на основе неполной или ограниченной информации с учетом этической и социальной ответственности за применения этих суждений и знаний | Компетенция в области естественных и специальных наук | Анализирует и критически оценивает различные философские теории, концепции, подходы к построению системы непрерывного образования. Обобщает результаты полученных знаний связанных с логикой и методологией науки в системе философии образования. | Уметь интегрировать знания и выражать их в корректной, логически-связанной устной и письменной форме Должен иметь навыки решения стандартных исследовательских задач. |
Компетенция «Навыки научных исследований» | Демонстрирует умения интегрировать знания, полученные в рамках курса вузовской философии для решения исследовательских задач. Демонстрирует умения ставить конкретные задачи научных исследований в различных областях философии и решать их с помощью современных исследовательских методов. | Должен иметь навыки разработки исследовательских проектов и участия в других проектах, самостоятельной исследовательской работы. | ||
Компьютерная и информационная компетентность | Оценивает и интерпретирует результаты информационно-аналитической и информационно - библиографическую работы с привлечением современных информационных технологий. | Свободное владение компьютером и информационными технологиями на уровне использования научной и справочной литературы интернета. | ||
Компетенция «Коммуникативные навыки» (культурная компетенция, критическое мышление, креативность, способность работать в команде, иноязычная компетентность). | Выбирает различные способы использования эмпирического и рационального познания. Анализирует и формулирует собственные выводы в виде рекомендаций по повышению уровня профессионального общения и межкультурной коммуникации. | Должен иметь навыки работы с аудиторией обучающихся и специалистов. | ||
Д | Четко и ясно сообщать свои выводы и знания и их обоснование специалистам и неспециалистам | Компетенция в области естественных и специальных наук | Способен, передавать студентам знания о тенденциях и закономерностях развития современной науки и практики, объяснять явления и процессы, их причинно-следственные связи. | Должен иметь навыки логического и критического мышления, убеждения и аргументации решений, правильного и логичного оформления своих мыслей в устной и письменной форме. |
Компетенция «Навыки научных исследований» | Обобщает результаты проведенного исследования научному сообществу в виде статьи или доклада, выступления на научных форумах. | |||
Компьютерная и информационная компетентность | Демонстрирует работу с информацией (учебной, справочной и научной) и ее поиску. | |||
Компетенция «Коммуникативные навыки» (культурная компетенция, критическое мышление, креативность, способность работать в команде, иноязычная компетентность). | Способен управлять процессом обучения по различным аспектам коммуникации в сфере профессиональной деятельности. Рекомендует и обобщает личные суждения в виде доклада, реферата, презентаций и представляет на семинарских занятиях, на научных конференциях по проблемам. | Организует общение как со специалистами, студентами, так и с другими людьми, принимающими участие в педагогическом процессе. | ||
Е | Продолжать обучение самостоятельно. | Компетенция в области естественных и специальных наук | Самостоятельно и творчески овладевает новыми знаниями в течение жизнедеятельности и продолжения образования в докторантуре. Прогнозирует свою профессиональную деятельность. Генерирует постоянную профессиональную рефлексию. | Должен иметь навыки расширения и углубления своих знаний, обогащения своей профессиональной компетентности на основе информационных и образовательных технологий. Должен быть готов к личностному и профессиональному росту. |
Компетенция «Навыки научных исследований» | Самостоятельно осуществлять научно-исследовательскую деятельность в виде публикаций статей, монографий, учебников, научных докладов, участия в научных конференциях и т.д. Самостоятельно осваивает инновационные области и новые методы исследования. Разрабатывает и участвует в научно-исследовательских проектах. | Должен быть компетентным в вопросах педагогической и научной деятельности в области здравоохранения. | ||
Компьютерная и информационная компетентность | Совершенствует принципы использования современных информационных технологий в образовательном процессе; Расширяет и углубляет знания на основе информационных и образовательных технологий, поиска информации и креативных решений. | Должен иметь навыки расширения и углубления своих знаний, обогащения своей профессиональной компетентности на основе информационных и образовательных технологий, поиска информации и креативных решений. | ||
Компетенция «Коммуникативные навыки» (культурная компетенция, критическое мышление, креативность, способность работать в команде, иноязычная компетентность). | Самостоятельно совершенствует навыки публичной речи, аргументации, ведения дискуссии, полемики с представлением собственных суждений, анализа и синтеза информации в изучаемой области. Самостоятельно повышает культуру профессионального общения Совершенствует способы и методы философствования. | Должен быть компетентным в установлении профессиональных, личных и корпоративных контактов. |
Литература
Основная:
1. Бурова Е.Е. Карабаева А.Г., Кириллова Г.Р. Введение в философию и методологию науки (учебное пособие). – Алматы, 1999 М.
2. Косиченко А.Г. Философия и методология науки (Учебное пособие по спецкурсу для магистратуры и аспирантов). – Алматы, 1997.
3. Методы научного познания. – Алматы; Гылым, 1996.
4. Кохановский В.П. Философия и методология науки. – Ростов-на- Дону, 1999.
5. Философия и методология науки. Для аспирантов и магистрантов (Под ред. Рахматуллина К.Х. и др.). – Алматы, 1999.
Дополнительная:
1. Бурова Е.Е. Соизмеримость в социогуманитарной дисциплинарности.
Алматы: Казак университет 1999.
2. Степин В.С. Теоретическое знание. – М., 2000.
3. Койре А. Очерки истории философской мысли. О влиянии философских концепций на развитие научных теорий.- М., 1985.
4. Поппер К. Логика и рост научного знания, М.: Прогресс, 1983
5. Ю. Томас Кун. Структура научных революций.- М: Изд. АСТ, 2001.
6. Келле В.Ж. Наука как компонент социальной системы. – М., 1988.
7. Огурцов А.П. Дисциплинарная структура науки. – М., Наука 1988.
8. Фейерабенд П. Избранные труды по методологии науки. – М., Прогресс 1986.
9. Научные революции в динамике культуры. – Минск, 1987.
10. Гадамер Х.Г. Истина и метод. Основы философской герменевтики. – М., 1988.
11. Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре. – М., 1998.
12. Нысанбаев А.Н., Косиченко А.Г., Кадыржанов Р.К. Философский анализ науки в контексте социокультурной трансформации общества.- Алматы, 1995.
13. Современная философия науки. - М., 1994.